Требования к педагогическим работникам. конфликт интересов

Самое полезное в статье: "Требования к педагогическим работникам. конфликт интересов" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Идея, заложенная в законопроект, достаточно полезна, и, по словам Дмитрия Ливанова в будущем в каждой образовательной организации будет принят Кодекс профессиональной этики, профессиональное сообщество само должно выработать правила честного поведения по отношению к учащимся. По словам министра, преподаватели будут сами решать, насколько этично заниматься репетиторством 2 .

Как будет складываться практика реализации принципиально новых для образовательных правоотношений положений, покажет время. Следует отметить, что в законодательстве ранее уже аналогичный термин использовался.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства 3 .

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации 4 .

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций достаточно сложно. Тем не менее, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, перечисляющий ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.) 5 .

Очевидно, что далеко не все отмеченные позиции найдут применение в образовательных правоотношениях, ведь оплата услуг репетитора не имеет столь широкого размаха и оплачивается более скромно.

Согласно рассматриваемому Закону, в целях защиты своих прав обучающиеся (либо законные представители несовершеннолетних обучающихся) вправе:

1) направлять в органы управления образовательной организации обращения о применении к работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Предполагаемое Законом назначение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений – урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Закономерно возникает вопрос о статусе и составе такой комиссии. В Законе устанавливается, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Что касается порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров и их исполнения, то такие вопросы должны быть регламентированы локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

[3]

Таким образом, получается, что третья часть состава комиссии – обучающиеся, еще одна треть – родители, и оставшаяся часть – педагоги. Очевидно, что это явный перевес на сторону обучающихся, при таком распределении сил невозможно принять объективное решение во многих ситуациях.

Интересно, что решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Обжаловать такое решение можно, но лишь в установленном законодательством Российской Федерации порядке. То есть в порядке гражданского судопроизводства со всеми вытекающими отсюда последствиями – длительность судебного процесса, необходимость привлечения представителей (адвокатов) в судебном заседании и т.п.

Нерешенными остаются многие вопросы. Например, должна ли комиссия подчиняться какому-либо органу управления образовательной организации? Какие формы взаимодействия комиссии с профсоюзными организациями являются допустимыми? Исключительно важным является вопрос о соотношении с трудовым законодательством – наложение дисциплинарных взысканий (это возможно только при нарушении трудовых обязанностей, а конфликт интересов может возникнуть и при безукоризненном их выполнении). Не менее интересен и тот факт, что статья 48 Закона «Об образовании» устанавливает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации, а к числу обязанностей отнесено и соблюдение нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики (видимо, речь идет о кодексе профессиональной этики).

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что на сегодняшний день педагогическому работнику достаточно сложно осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и исполнять различные виды писаных и неписаных обязанностей – трудовые, нравственные, этические и др.; трансформация общественных отношений, складывающихся в сфере образования, пока не может удовлетворить образовательных потребностей и интересов российских граждан.

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

2 http://www.mosedu.ru/head/statyi/kodeks_prof_etiki.php.- Дата просмотра 27 февраля 2013 г.

3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.

4 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. — № 31. — Ст. 3215.

Требования к педагогическим работникам. Конфликт интересов

Автор: Плюгина Инна Владимировна, к.ю.н., и.о. ведущего научного сотрудника ИЗиСП при Правительстве РФ

Конфликт интересов педагогического работника: новая категория в законодательстве об образовании

В последние годы органами государственной власти был сформирован и реализован комплекс мер, направленных на предупреждение и преодоление коррупции в образовательной сфере. В числе таких мер следует назвать создание механизма предупреждения конфликта интересов педагогического работника.

Само понятие «конфликт интересов педагогического работника» впервые закреплено на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] : это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Предполагается, что нормы, регламентирующие вопросы предупреждения конфликта интересов педагогического работника, могут быть распространены не только на лиц, выполняющих обязанности по обучению, воспитанию обучающихся, но и на лиц, имеющих полномочия по организации образовательной деятельности.

Основным регулятором общественных отношений, направленных на предупреждение и преодоление конфликта интересов педагогического работника, являются локальные акты, это следует из норм Федерального закона № 273-ФЗ. Что касается самого Федерального закона № 273-ФЗ, то в нём вопросы, связанные с конфликтом интересов педагогического работника, регламентируются лишь в общих чертах, фрагментарно.

Следует отметить, что Федеральным законом № 273-ФЗ напрямую оговаривается лишь одна ситуация, которая может быть рассмотрена в качестве возможного основания возникновения конфликта интересов педагогического работника, – при которой педагогический работник оказывает платные образовательные услуги обучающимся в той же организации, где он работает (п. 2 ст. 48). В целом же в качестве типовых случаев, порождающих конфликт интересов педагогического работника, рассматриваются следующие:

  • педагогический работник ведет уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • педагогический работник «обменивается» с коллегами слабоуспевающими обучающимися для репетиторства;
  • педагогический работник осуществляет репетиторство с учениками, которых обучает;
  • педагогический работник осуществляет репетиторство во время урока, внеклассного мероприятия и т.д.;
  • педагогический работник получает подарки и услуги;
  • педагогический работник участвует в формировании списка класса, особенно первоклассников;
  • педагогический работник собирает деньги на нужды класса, школы;
  • педагогический работник участвует в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • педагогический работник получает небезвыгодные предложения от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • педагогический работник участвует в распределении бонусов для учащихся;
  • педагогический работник небескорыстно использует возможности родителей обучающихся;
  • педагогический работник нарушает установленные в организации запреты и др.

Некоторыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, принимается специальный локальный акт, в котором оговариваются случаи возникновения конфликта интересов педагогического работника. Полагаем, здесь же должен быть предусмотрен механизм реагирования на подобные ситуации, что позволит избежать декларативности и повысит эффективность деятельности по предупреждению конфликта интересов педагогического работника.

Органом по разрешению конфликтов интересов в сфере образования является комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть для образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

В соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ в состав комиссии должны входить в равном числе представители совершеннолетних обучающихся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. В то же время оно может быть обжаловано в установленном порядке (на сегодняшний день это обращение в судебные органы).

К сожалению, как показывает анализ практики, организации, осуществляющие образовательную деятельность, зачастую формально относятся к выполнению требований Федерального закона № 273-ФЗ по разработке и принятию локального акта, регламентирующего вопросы создания и функционирования комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Отсутствие детализации в регулировании приводит к тому, что рассмотрение конкретной ситуации в качестве порождающей конфликт интересов педагогического работника будет осуществляться преимущественно на основе субъективных оценок (при этом можно констатировать повышение риска нарушения принципа независимости при принятии решений). В частности, посредством субъективного восприятия будет делаться вывод о наличии личной заинтересованности в получении материальной выгоды или иного преимущества, а также о влиянии (в том числе потенциальном) на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей. Даже запрет на осуществление индивидуальной педагогической деятельности не является безусловным: оказание платных образовательных услуг должно вести к конфликту интересов, что, опять же, оценивается субъективно.

Изучение локальных актов, принятых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, показало и иные проблемы: часто нарушаются требования к составу комиссии (в части соблюдения нормы о представительстве); установленный локальным актом порядок формирования состава комиссий нередко не позволяет обеспечить самостоятельность и независимость в принятии решений; недостаточное количество членов комиссии снижает эффективность ее работы, объективность рассмотрения обращений; при закреплении пунктов положений о кворуме и порядке принятия решений, как правило, не учитывается принцип представительства и др.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны разработать и принять специальный акт, регламентирующий вопросы по созданию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их функционированию. Детально прописанные процедуры принятия решений, соблюдение паритетных начал при формировании и организации деятельности комиссий, реализация на всех этапах работы принципа независимости, – залог их эффективной деятельности.

Требования к педагогическим работникам. Конфликт интересов

МДОУ ДЕТСАД №110

Положение о конфликте интересов педагогического работника

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 110

Общим собранием работников МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 110

Протокол № от 01 09. 2017 г.

Приказом зав. МДОУ № 110

_____________ О. А. Бакшеева

Положение о конфликте интересов педагогического работника

1.1.Настоящее положение определяет порядок работы по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликтов интересов, возникающих у работников МДОУ № 110 в ходе выполнения ими профессиональной деятельности. Положение разработанное в соответствии с:

— Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы»;

— Федеральным законом от 25.12.2008 №273 – ФЗ «О противодействии коррупции»;

— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

1.2.В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано понятие конфликта интересов педагогического работника. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами воспитанника, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников.

1.3.К ситуации конфликта интересов педагогического работника относится запрет ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении воспитанников той организации, где педагог работает, если это ведёт к конфликту интересов. Ситуация, в которой возникновение конфликта интересов педагогического работника является наиболее вероятным:

— Получение подарков и услуг;

— Сбор денег на нужды группы, Учреждения;

— Участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих воспитанников

— небезвыгодные предложения педагогу от родителей воспитанников, педагогом, чьей группы он является;

— небескорыстное использование возможностей родителей (законных представителей) воспитанников;

— нарушение установленных в Учреждении запретов (передача третьим лицам и использование персональной информации воспитанников и других работников) и т.д.;

— воспитатель ведет занятия и платные занятия у одних и тех же обучающихся;

— воспитатель получает подарки и услуги;

— воспитатель собирает деньги на нужды группы;

— воспитатель участвует в жюри конкурсных мероприятий с участием своих воспитанников;

— воспитатель небескорыстно использует возможности родителей воспитанников;

— воспитатель нарушает установленные в садике запреты и т.д.

[2]

  1. II. Порядок работы по выявлению, урегулированию и предотвращению конфликта интересов педагогического работника

2.1. Первичным органом по рассмотрению конфликтных ситуаций в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саде общеразвивающего вида № 110 является Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110

Видео (кликните для воспроизведения).

2.2. При возникновении ситуации конфликта интересов педагогического работника должны соблюдаться права личности всех сторон конфликта.

2.3. Работа по управлению конфликтом интересов в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саде общеразвивающего вида № 110 основывается на следующих принципах:

— обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

— индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

— конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

— соблюдение баланса интересов Учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;

— защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.

2.4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в ст. 27устанавливает, что заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона № 7-ФЗ лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (заинтересованными лицами), признаются руководитель и заместитель руководителя некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица

— состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях;

— являются участниками, кредиторами этих организаций;

— состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях;

— являются кредиторами этих граждан.

Указанные организации или граждане должны отвечать одной из следующих характеристик:

— являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации;

— являются крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией;

— владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией;

— могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

2.5. В целях урегулирования конфликта интересов Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также устанавливает ряд требований к совершению некоммерческой организацией сделок, в которых имеют заинтересованность заинтересованные лица:

— во-первых, до принятия решения о заключении такой сделки заинтересованные лица обязаны сообщить о наличии заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью;

— во-вторых, такая сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью.

В противном случае сделка может быть признана недействительной.

2.6. Работники Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110 обязаны в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:

— при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

— избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

[1]

— раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

— содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

2.7. В случае возникновения у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он вправе проинформировать об этом руководство Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110 в письменной форме.

Заведующий, которому стало известно о возникновении у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до временного (на период рассмотрения конфликта Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений) отстранения педагога от занимаемой должности.

Кроме того, педагогический работник вправе письменно обратиться в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия), в функциональные обязанности которой входит прием вопросов сотрудников об определении наличия или отсутствия данного конфликта. Порядок принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

2.8. Обратиться в Комиссию можно только в письменной форме. Порядок рассмотрения ситуации конфликта интересов педагогического работника определен Положением о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110.

2.9.Для предотвращения конфликта интересов педагогическим работникам Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110 необходимо следовать «Кодексу этики и служебного поведения работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110 по предотвращению конфликта интересов».

2.10. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 110 рассматривает представленные сведения и урегулирует конфликт интересов конфиденциально.

2.11. Способы разрешения конфликта интересов:

— ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

— добровольный отказ работника Учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

— пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

— временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

— перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

— отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;

— увольнение работника из организации по инициативе работника;

— увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и т.д.

2.12 Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №110 и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.

2.13. Данное Положение вступает в силу с момента принятия педагогическим советом Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110 и утверждения приказом заведующего Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 110. Действует до принятия нового.

конфликт интересов педагогического работника

Конфликт интересов педагогического работника

В деловых кругах, на госслужбе, муниципальной службе понятие «конфликт интересов» хорошо знакомо. Теперь оно вводится и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Общие положения Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность, например, госслужащего, влияет или может повлиять на объективное

Свежие комментарии

  • eduinspector к записи Стимулирующие выплаты учителям – гласность и прозрачность
  • Жанна к записи Стимулирующие выплаты учителям – гласность и прозрачность
  • eduinspector к записи Защищаем права ребенка в школе
  • eduinspector к записи Порядок замещения временно отсутствующих учителей — что разъяснил Общероссийский Профсоюз образования
  • Анастасия к записи Порядок замещения временно отсутствующих учителей — что разъяснил Общероссийский Профсоюз образования

Свежие записи

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Как разрешить конфликт интересов педагога?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Как разрешить конфликт интересов педагога?

Понятие «конфликт интересов педагогического работника» является понятием, которое редко применяется в образовательной практике и является новым в правовой образовательной среде. Что будет квалифицировано как конфликт интересов педагогического работника и как он разрешается, рассмотрим с точки зрения действующего законодательства. Репетиторство, индивидуальные занятия — достаточно распространенная практика среди учителей. Многие родители сами просят позаниматься дополнительно с ребенком. Причины могут быть очень разные. Если родители доверяют педагогу, то могут обратиться к нему за помощью. В этой ситуации педагог должен знать, что будет являться нарушением законодательства при оказании платных услуг. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет понятие конфликт интересов педагогического работника следующим образом:

«Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (п. 33 ст.2 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Противоречие между личными интересами и профессиональной обязанностью называется конфликтом интересов

Квалифицировать ситуации, которые подпадают под данное понятие — непросто. На практике это могут быть и платные занятия одновременно с проведением уроков у обучающихся, которые одновременно учатся у педагога, и репетиторство с учащимися, получение подарков от учеников, сбор денег на различные школьные нужды, оценивание в жюри работ своих обучающихся при проведении олимпиад или конкурсов и т. д.

Таким образом, к ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов (ч.2 ст.48 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Каким образом можно использовать данную норму и применить ее к работнику?

Для начала администрация школы должна доказать, что педагог проводил платные занятия с обучающимися. Доказать это возможно только при наличии заявления со стороны учащегося, в котором будет указан возмездный характер занятий. Если такого заявления не будет, то доказать вину учителя администрация должна самостоятельно. Педагоги часто занимаются дополнительно с детьми. Это могут быть занятия разного характера: занятия с одаренными детьми, подготовка проектов и докладов, занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении. Если педагог занимается репетиторством на дому в свое личное время, то очень сложно отследить и проконтролировать ситуацию конфликта интересов. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» не запрещает так называемое репетиторство, в том числе и в образовательном учреждении, где работает педагогический работник на постоянной основе, а лишь указывает, что такая деятельность может привести к конфликту интересов и только в таком случае подлежит запрету.

Репетиторство — это наиболее часто встречающаяся форма оказания услуг педагогом, которая ведет к конфликту интересов.

Как разрешается конфликт интересов педагогического работника?

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений — это один из первых шагов к урегулированию конфликта интересов.

Ст. 45 Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование (ч. 2 ст. 45 Закона N 273-ФЗ). Комиссия создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

Помимо создания комиссии по урегулированию споров образовательная организация может разработать Положение о конфликте интересов педагогического работника, которое будет регулировать особенности разрешения конфликта и выделит те случаи из образовательной практики, которые подпадают под это понятие. В таком Положении могут быть такие вопросы, как: примерный перечень ситуаций конфликтов интересов; права и обязанности участников образовательных отношений в связи с конфликтом интересов; процедуры урегулирования конфликта интересов и недопущения негативных последствий в случае его возникновения и т. д. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Закона N 273-ФЗ). Таким образом, регулирование процедурных вопросов функционирования комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений отнесено к компетенции самих образовательных учреждений.

При рассмотрении вопросов конфликта интересов комиссия может приглашать заинтересованные стороны для получения устных объяснений. Комиссия может пригласить несовершеннолетнего обучающегося для дачи устных объяснений, показаний, при условии, что это не нанесет психологической травмы ребенку, и соответствует морально-этическим нормам.

Председатель комиссии организует ознакомление педагогического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в комиссию, и результатами ее проверки. Заседание комиссии проводится в присутствии педагогического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы педагогического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки педагогического работника или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы педагогического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки педагогического работника или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие педагогического работника. По итогам рассмотрения вопроса о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить, что педагогический работник соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
  • установить, что педагогический работник не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю образовательной организации указать педагогическому работнику на недопустимость нарушения требований урегулирования конфликта интересов либо применить к педагогическому работнику конкретную меру ответственности.

Решения комиссии исполняются в установленные ею сроки.

Какие последствия может иметь для педагога доказанный конфликт интересов?

Юридическая ответственность может быть применена к нему в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. В Трудовом кодексе также есть нормы, которые говорят о разрешении конфликта интересов работника. Так, существует специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является — будет основанием для расторжения договора, если действия работника дают основания для утраты доверия со стороны работодателя (п.7.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным. В случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур. Помимо этого необходимо будет доказать факт непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику. Сделать это на практике будет непросто, тем более, если это будет единичное нарушение.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Определение конфликта интересов дано в п. 33 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно данному пункту конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

К ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов. Представляется, что сложно подобрать ситуацию, в которой данный конфликт не может возникнуть.

Трудовой кодекс РФ содержит специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя как непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (п. 7.1. ст. 81).
Вместе с тем, доказать наличие конфликта интересов и принять законные меры к педагогическому работнику занимающемуся недопустимой деятельностью достаточно сложно.

Во-первых, выявить наличие таких платных занятий можно будет только в случае, если обучающийся заявит, что они проводились. Администрации образовательной организации достаточно сложно, например, при проверке деятельности педагогического работника достоверно понять, являются ли занятия с обучающимся бесплатными занятиями с отстающим или талантливым ребенком, в рамках обязанностей учителя, или запрещенной репетиторской деятельностью. В случае, если занятия проходят дома у учителя или ученика, то это в принципе не может быть проконтролировано администрацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, при получении такого заявления будет достаточно сложно доказать его соответствие действительности, поскольку педагог может занять позицию, что его оклеветали, и денег за занятия с ученика он не брал.

Источники


  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.

  2. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
Требования к педагогическим работникам. конфликт интересов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here