Практика защиты трудовых прав военнослужащих

Самое полезное в статье: "Практика защиты трудовых прав военнослужащих" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Генезис правового статуса гражданского персонала Вооруженных Сил РФ как специального субъекта права (Марков А.В.)

Дата размещения статьи: 14.04.2015

Правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил РФ представляет собой специальный правовой статус личности, который воплощает в себе права, обязанности и ответственность, конкретизирующие, дополняющие или изменяющие общие конституционные права, обязанности и ответственность граждан Российской Федерации с учетом специфики социального положения работников военной организации . Однако в юридической литературе неоднозначно трактуется проблема сущности и содержании данного статуса, высказываются различные мнения относительно правовой природы ограничений прав работников, заключивших трудовой договор с военной организацией, и предоставляемых им социальных привилегий. Более того, обнаруживается тенденция рассматривать данные вопросы в сугубо практической плоскости, в результате чего правоприменительная практика развивается в некотором отрыве от юридической науки, хотя обоснованные выводы теории права имеют здесь важное значение .
———————————
Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом // Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004.
Приказ Минобороны России от 22 сентября 1998 г. N 429 «О мерах по улучшению взаимодействия с профсоюзами, объединяющими лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

В юридической науке советского периода высказывалось мнение о том, что сама постановка вопроса о выделении особого правового статуса рабочих и служащих Вооруженных Сил СССР не имеет под собой оснований, поскольку на них в полной мере распространяются положения о правовом статусе гражданина вообще. Такая позиция была подкреплена законодательно закрепленным положением о полноправии работников как граждан советского государства . На этой основе делался вывод не о существовании самостоятельного правового статуса рабочих и служащих армии, а лишь о конкретизации их конституционных прав и обязанностей в нормах военного законодательства, об установлении для них дополнительных, специфических обязанностей и прав, вытекающих из факта выполнения трудовых функций в военной организации государства.
———————————
Романов П.И. Общие обязанности и права военнослужащих Вооруженных Сил СССР. М.: ВПА, 1965. С. 25.

С.С. Алексеев пишет, что «ограничение — это вопрос не о способах, а об объеме регулирования, о границах имеющихся у лица прав, которые характеризуют результат юридического регулирования. Достигается же такой результат путем сужения дозволений, новых запрещений, дополнительных позитивных обязываний» .
———————————
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 67.

Основным принципом ограничений прав и свобод человека является принцип соразмерности ограничений их целям. Как справедливо отмечал Р.А. Мюллерсон, «возможность ограничений основных прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц всегда таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер» . Принцип соразмерности означает, что общая свобода действий индивида может быть ограничена настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели. Вместе с тем в юридической науке продолжает оставаться дискуссионным вопрос о ясных и понятных критериях, которые позволяли бы определить конкретные пределы ограничения прав и свобод гражданского персонала, что имеет исключительно важное значение при разработке теоретических проблем правового статуса гражданского персонала Вооруженных Сил России и защиты их прав.
———————————
Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 86.

Как отмечал Л.Д. Воеводин, «в области регламентации отношений государства и личности Конституция устанавливает исходные начала. Другими словами, она закрепляет лишь основы правового положения (статуса) личности в обществе. В этих основах содержится то общее, что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои), например по профессиональному, возрастному, социальному и прочим признакам» .
———————————
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, Норма, Инфра-М, 1997. С. 16.

Следует признать, что в реальной жизни более важную роль играет специальный статус, при его «конструировании законодатель применяет нормативные отклонения от общего (конституционного) статуса, главным признаком которого является принцип равноправия» . Тем не менее с точки зрения государственной значение конституционного статуса неизмеримо выше. Именно по его содержанию можно судить о социальной направленности государства, степени демократичности того или иного общества.
———————————
Козюж М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулировании. Волгоград, 1998. С. 51 — 52.

А.Э. Ушамирский рассматривает привилегии как стимулы. В качестве социально-правового обоснования он указывает, в частности, что в механизме правового регулирования должен быть обеспечен баланс, оптимальное сочетание правовых ограничений и юридических средств-стимулов. «Наличие ограничений, — пишет он, — естественно, требует своего противовеса в виде стимулов, т.е. таких правовых установлений, которые способствовали бы активному выполнению работниками своих обязанностей. В качестве таких стимулов выступают в первую очередь льготы. » .
———————————
Ушамирский А.Э. Механизм реализации субъективных прав военнослужащих в России (вопросы теории и практики): Дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 31.

Полагаем, что ведущими правовыми стимулами для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ являются субъективные права и социальные привилегии. При этом важно подчеркнуть направленность действия правовых стимулов: гарантированные государством права работников в военной организации выступают в качестве стимулов в отношении выбора данного вида трудовой деятельности.
В системе субъективных прав лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, как и любого человека, ведущее место занимают личные права: право на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, защиту чести и доброго имени и ряд других .
———————————
Стремоухов А.А. Основные права человека: сущность и содержание // Сборник научных трудов Санкт-Петербургской академии права и бизнеса. СПб., 2001.

Основополагающее право личности — право на жизнь, это «первое фундаментальное естественное право человека, без которого все другие лишаются смысла» .
———————————
Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Известия вузов. Правоведение. 1998. N 1. С. 198.

Право лиц гражданского персонала избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах народного волеизъявления ничем не ограничено.
Наконец, социально-экономические права гражданского персонала включают в себя право на образование, право на денежное вознаграждение, право на пенсионное обеспечение и целый ряд других прав.
Таким образом, можно сформулировать следующие основные положения, характеризующие содержание специального правового статуса гражданского персонала Вооруженных Сил России.
Во-первых, на лиц гражданского персонала возлагаются обязанности, связанные с возможностью исполнения ими своих трудовых функций в условиях, сопряженных с риском для жизни. В силу этого основные права и свободы человека определяются для работников с учетом возможностей их реализации в Вооруженных Силах РФ.
Во-вторых, социально обусловленные ограничения гражданского персонала в их правах и свободах требуют создания своего противовеса в виде предоставления дополнительных прав, государственных гарантий и социальных привилегий, действующих в качестве стимулов выбора труда в воинских частях как сферы профессиональной деятельности.

Проблемы защиты трудовых прав работников органов внутренних дел

(Луговик С. В.) («Российский следователь», 2007, N 18)

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Луговик С. В., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России.

С принятием нового трудового законодательства задачу обеспечения трудовых прав граждан нельзя считать решенной. Более того, дискуссии по этой проблеме приобрели новую остроту. Сведения о нарушениях трудовых прав работников органов внутренних дел , содержащиеся в статистических данных и решениях судебных, а также контролирующих органов, не отражают реальной ситуации. Опрос работников органов внутренних дел показывает, что нарушения их трудовых прав носят распространенный характер, но граждане, опасаясь неправомерного воздействия руководителей соответствующих органов, часто не обращаются в суд по поводу защиты своих прав. Кроме того, повсеместное снижение активности профсоюзов (а в некоторых органах внутренних дел они отсутствуют), недостатки прокурорского надзора способствовали переходу нарушений трудового законодательства в латентную сферу. ——————————— Под работниками органов внутренних дел в данной статье понимаются физические лица, не имеющие специальных званий, вступившие в трудовые отношения с МВД России или его структурными подразделениями, наделенными правом.

Характерно, что работники прокуратуры склонны расширительно толковать предмет прокурорского надзора в сфере защиты трудовых прав граждан. Конечно, в соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (выделено мною. — С. Л.), содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Что же касается правоприменительных актов, то они, по нашему мнению, могут быть предметом надзора прокурора лишь в том случае, если от работника органа внутренних дел поступили соответствующие жалоба или заявление либо имеются основания для применения норм публичного права (например, возбуждение уголовного дела).

Защита прав военнослужащих

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации военная служба является долгом и обязанностью всех граждан России, осуществляемой ими в соответствии с федеральным законодательством.

Военная служба исполняется гражданами как в Вооруженных Силах РФ, так и во внутренних войсках МВД России, в спасательных воинских формированиях МЧС РФ, органах ФСБ России, Службе внешней разведки РФ, органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, и иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законы которые обеспечивают защиту прав военнослужащих

Основными нормативными актами , регулирующими отношения гражданина и государства в области воинской обязанности и военной службы, являются Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме указанных законов, отдельные вопросы выполнения гражданами обязанностей военной службы регулируются также Федеральными законами от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», Законом РФ от 1.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе РФ», «Положением о порядке прохождения военной службы» (утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237), Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а также целым рядом Правил, Положений, Инструкций и Наставлений, утверждённых постановлениями Правительства РФ, приказами руководителей и иных уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Для того, чтобы разобраться во всем этом многообразии нормативного материала, иногда противоречивого, а зачастую взаимосвязанного и дополняющего друг друга, и правильно оказать военнослужащим юридическую помощь, необходимо не один год на практике отработать в органах военного управления в сфере военного права.

Военные юристы и практика защиты прав военнослужащих

Военные юристы ООО «Юридическое Бюро Е. Романовой» имеют такой опыт , полученный ими при прохождении военной службы на воинских должностях в Юридической службе Вооружённых Сил РФ, и способны квалифицированно оказать необходимые юридические услуги военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также гражданам, подлежащим призыву на военную службу, в том числе:

1. Проведут юридические консультации по всем вопросам применения военного права.

2. Подготовят любые документы, необходимые для защиты прав военнослужащих (рапорта, заявления, обращения, жалобы).

3. Военный адвокат грамотно окажет юридическую помощь военнослужащим и защитит их интересы в судах всех инстанций, органах военной прокуратуры и органах военного управления по спорам с воинскими должностными лицами; кадровыми, финансовыми, жилищными и пенсионными органами, связанным с:

4. Окажут юридические услуги по приобретению жилья в собственность военнослужащими — участниками подпрограммы «Военная ипотека» в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

5. Защитят права граждан, подлежащих призыву на военную службу или призванных на неё незаконно, и окажут юридическую помощь призывникам, подлежащим освобождению от призыва на военную службу либо имеющим право на предоставление отсрочки от призыва.

6. Окажут юридические услуги по приватизации жилых помещений, полученных от Министерства обороны РФ по договорам социального найма.

При этом Ваше присутствие в г. Краснодар при оказании военными юристами (военными адвокатами) ООО «Юридическое Бюро Е. Романовой» юридических услуг в интересах клиентов (действующих военнослужащих, военнослужащих в запасе и отставке, членов их семей, а также призывников) не является обязательным.

Мы защитим Ваши права на основании данной Вами доверенности, и заключенного с Вами договора об оказании юридических услуг в сфере военного права.

Защита прав военнослужащих является одним из приоритетных направлений в работе нашей компании.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

Судебная практика по правам военнослужащих. Практика защиты трудовых прав военнослужащих

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ,
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
от 20.01.2003 N 2, от 06.02.2007 N 6)

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ДЕМИДОВ

Государственная программа « » существует больше десяти лет и сегодня отличается прозрачной и отлаженной функциональностью (). Как и другие подобные проекты, она имеет свои плюсы и минусы. Варианты недостатков аккумулирует судебная практика по военной ипотеке.

Как должен поступать военнослужащий при возникновении споров по ипотеке

По данным статистики, за все время действия программы права граждан нарушались неоднократно, нормы закона соблюдались далеко не всегда. Правительство взяло ситуацию под строгий контроль, поэтому военные все меньше обращаются за помощью в судебные органы.

Если военнослужащий считает, что его обманули, он должен обращаться за помощью в судебный орган. Для этого ему надо проконсультироваться с адвокатом и собрать все необходимые бумаги.

Распространенные проблемы по военной ипотеке

Обеспечение военнослужащих собственным жильем — ключевая цель военной ипотеки ( , Постановление Правительства РФ от 21.02.2005 N 89 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба»). Исковые заявления, которые данная категория резидентов РФ подает в суд, чаще всего касаются таких проблем:

  • , нажитой в браке;
  • увольнение и удаление из реестра участников НИС;
  • досрочное увольнение и запрет на использование накоплений.

Коллективные формы защиты прав военнослужащих (Корякин В.М.)

Дата размещения статьи: 10.07.2016

Групповой иск в научной литературе трактуется как обращение, осуществляемое от имени нескольких лиц, с просьбой о рассмотрении спора, возникшего на основе общего юридического факта, либо как требование о восстановлении нарушенного права, изменении статуса определенных юридических или физических лиц, выдвигаемое в интересах всех членов группы на основании разумного представительства . Термин «групповой иск» носит обобщающий характер. По степени определенности многочисленного круга лиц выделяют определенные и неопределенные групповые иски. Первые характеризуются тем, что в момент обращения в суд конкретный состав потенциальных истцов неизвестен: он выявляется только к моменту вынесения судебного решения. Неопределенные групповые иски получили свое название вследствие невозможности установления широкого круга лиц, в защиту прав которых они предъявляются .
———————————
Аболонин Г.О. Групповые иски в гражданском процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 9.
Павлова М.С. Институт коллективной жалобы по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти // Рос. юрид. журн. 2012. N 1. С. 116.

Библиографический список

1. Аболонин Г.О. Групповые иски в гражданском процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. Екатеринбург, 1999. 25 с.
2. Корякин В.М. Административный иск как средство защиты нарушенных прав и законных интересов военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 5.
3. Корякин В.М. Работа с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики. М.: За права военнослужащих, 2007. 240 с.
4. Павлова М.С. Институт коллективной жалобы по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти // Российский юридический журнал. 2012. N 1.
5. Черный Д.С., Хизунова А.Н., Русецкий П.К. Групповой иск в России: «второй шанс» по Концепции // Вестник гражданского процесса. 2015. N 1.

Самозащита трудовых прав на практике (Егоров В.)

Дата размещения статьи: 30.11.2015

В силу ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Сотрудники, которые воспользовались этим правом и не вышли на рабочее место, убедились, что суды подтверждают их право не ходить на работу и при этом получать за это время свой средний заработок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное — соблюсти формальности

Изворотливый работодатель

Хитросплетения статей ТК РФ

Вернись, я ничего не прощу

Статьи по предмету Трудовое право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ЗАКОН РФ от 11.02.1993 N 4455-1
«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
«ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН»
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Российская юстиция, N 5, 2000

[1]

Мысли юристов вслух

Судебный порядок защиты прав военнослужащими

Судебный порядок защиты прав военнослужащими

В судебном порядке могут быть обжалованы самые различные действия должностных лиц. Имея намерение обратиться за судебной защитой, важно понимать, что обязанность доказывания своей не виновности или неправомерности действий командования воинской части лежит на самом заявителе. Представляется необходимым уже на стадии подготовки собрать все доказательства по делу: это могут быть приказы, распоряжения, копии книг учета, свидетельские показания и пр., — их необходимо представить суду в заверенном виде с копиями по числу ответчиков.
[spoiler]
Представляется практичным в заявлении об обжаловании действий должностного лица обосновать свою позицию с точки зрения закона, привести ссылки или процитировать выдержки из нормативных актов. Сами требования должны быть корректными и конкретными, и обязательно относиться к тем должностным лицам, органам военного управления, в компетенции которых находится разрешение данного вопроса. В противном случае заявитель рискует получить не исполнимое решение суда. При этом все требования должны быть связаны между собой, в противном случае часть из них может быть судом выведена в отдельное производство.

В качестве примера приведу заявление, которым военнослужащим оспаривались несколько приказов различных уровней военного управления. В настоящее время при сходной ситуации возможно привлечение в качестве ответчика Министра обороны РФ.
В Екатеринбургский
гарнизонный военный суд
620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, 26
Заявитель: майор ________________
Адрес: __________________________
тел. ____________________________
Должностные лица, действия которых
обжалуются:
Командующий войсками Центрального военного округа
Адрес: Екатеринбург, ул. Ленина71,
штаб ЦВО
Командир войсковой части ___
Адрес: Екатеринбург, _____
Аттестационная комиссия в/ч ___
Адрес: Екатеринбург, ____

Заявление
об обжаловании действий должностных лиц

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ,

Приложение:
1. Копия заявления об обжаловании действий должностного лица в 3-х экз.
2. Копия выписки из приказа командира в/ч _______ в 4-х экз.
3. Копия выписки из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа _______ в 4-х экз.
4. Копия выписки из протокола № _____ заседания аттестационной комиссии от ___в 4-х экз.
5. Копия листа беседы от ______ в 4-х экз.
….прочие документы (доказательства), свидетельствующие о неправомерности действий должностных лиц и подтверждающие н виновность заявителя.
Квитанция об оплате госпошлины.

Защита прав военнослужащего при незаконном увольнении с военной службы (стр. 1 из 5)

Я осуществляю представительство по жалобе военнослужащего К. на незаконное увольнение из ВС РФ. Незаурядность данного дела заключается в том, что командир части при увольнении не просто допустил нарушения установленного порядка увольнения; он нарушил всё, что только можно было нарушить, создав тем самым всеохватывающий учебный пример, как нельзя увольнять военнослужащего. Другая особенность заключается в том, что всё, что можно было сфальсифицировать по данному делу, было сфальсифицировано: “копии” и “выписки” из несуществующих документов; нужные показания свидетелей; откровенная ложь должностных лиц (ответчиков), действия которых обжаловались.

Как это возможно? Увы! Особенность рассмотрения дел указанной категории заключается в том, что должностное лицо – командир воинской части, действия которого обжалуются, обладает огромными преимуществами.

Но и в этих неравных для заявителя условиях можно доказать свою правоту.

На примере этого дела (причём в ходе его реального развития) я хочу рассказать о тех нарушениях установленного порядка увольнения, которые влекут восстановление военнослужащего на военной службе, а также о способах и приёмах защиты нарушенных прав уволенного военнослужащего в условиях реального неравенства сторон, о котором сказано выше.

Выше я уже отметил, что по данному делу командование при увольнении нарушило всё, что можно было нарушить, поэтому построить данную статью я решил из несколько главок, каждая из которых будет содержать разбор одного конкретного вида нарушения.

Но прежде необходимо сделать маленькое отступление и обратить внимание на два важных обстоятельства, которые всегда необходимо учитывать при разрешении спора о незаконности увольнения военнослужащего и его правовых последствиях.

Во-первых, военно-административное право – это самостоятельная отрасль права, поэтому, по общему правилу, трудовое законодательство не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с прохождением военной службы. По этой же причине нельзя отождествлять трудовой договор и контракт о прохождении военной службы. Желающих более подробно изучить данную проблему отсылаю к серьёзному научному исследованию А.В.Кудашкина (см. Комментарий к Федеральному Закону “О воинской обязанности и военной службе””. / Общ. ред. В.М.Стрекозов. – М., 1999. – С.171 – 185.).

Однако военно-административное законодательство в настоящий момент находится на начальной стадии развития и содержит много пробелов в регулировании достаточно большого спектра правоотношений, возникающих в связи с прохождением военной службы. В частности, нет чёткого определения тех нарушений установленного порядка увольнения, которые в качестве правовых последствий предусматривают восстановление военнослужащего на военной службе. В связи с этим применение трудового законодательства по аналогии, либо – по меньшей мере, сверка правовой позиции и судейского усмотрения с нормами трудового права – уместны и целесообразны. В противном случае при разрешении спора о законности увольнения с военной службы необходимо убедительно доказать исключительные особенности статуса военнослужащего, не позволяющие, скажем, восстановить его на военной службе при тех же нарушениях установленного порядка увольнения, которые влекут восстановление на работе “гражданского” работника.

Во-вторых, военное законодательство, в отличие от трудового, предусматривает два самостоятельных вида восстановления нарушенных прав при увольнении: а) восстановление на военной службе с отменой приказа об увольнении; б) восстановление в списках личного состава воинской части без отмены приказа об увольнении. Каждый из указанных видов имеет свои правовые последствия, о чём будет сказано ниже.

Глава 1. Дисциплинарное взыскание как последствие нарушения воинской дисциплины.

Необходимо тщательно во всём разобраться и наказать кого попало.

Фабула дела банальна и стара как мир. Служили в штабе одной части два офицера на равнозначных должностях. Но один – молодой старший лейтенант, а другой – опытный майор, прошедший Приднестровье и Абхазию. И посчитал опытный майор, что он главнее и старше. И насаждал своё главенство методами, мягко говоря, не уставными. А молодой старший лейтенант с таким положением дел не согласился. Мол, должности равнозначные, значит каждый должен заниматься своими обязанности и отчитываться за свои дела перед своими начальниками. В результате – конфликт, взаимная неприязнь. И пообещал опытный майор: сочтёмся. И знал, что обещает, так как учился заочно в академии и перспектива стать реальным, а не мнимым начальником была высокой. Так и получилось: в Чечню опытный майор поехал уже начальником штаба, а потом стал и командиром части. А молодой старший лейтенант стал капитаном, но должность осталась прежней. Последствия понятны: К. досрочно уволен с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта.

Для досрочного увольнения К. в вышестоящий штаб было направлено представление и приложены все необходимые в таких случаях документы, подтверждающие проведение суда чести младших офицеров, заседания аттестационной комиссии, а также копии листов бесед, копия служебной карточки. Вообще служебная карточка является главным доказательством того, что военнослужащий не исполняет условия контракта, так как является документом, содержащим перечень нарушений военнослужащим воинской дисциплины. Поэтому служебная карточка К. была подготовлена основательно: с августа по декабрь одного года – шесть взысканий за полный “букет” нарушений: употребление спиртных напитков, неподчинение старшему, неуставные взаимоотношения (проще – драка) с офицером , самовольный уход со службы, халатное исполнение служебных обязанностей. Словом, впечатляет. “Копия” этой служебной карточки и была представлена в суд в качестве доказательства законности увольнения. К. в своей жалобе и в суде заявил, что проступки эти он не совершал, взысканий не получал, служебную карточку, копия которой представлена в суд, не видел и у него вообще всегда была другая служебная карточка, которая была заведена с присвоением первого офицерского звания, содержала полтора десятка поощрений и только одно взыскание.

Таким образом, стороны делают полностью противоположные заявления, причём должностное лицо представляет ксерокопию оформленной по всем правилам – печать, подпись – служебной карточки, а заявитель – только свои объяснения. Мы ходатайствовали о приобщении к материалам дела двух документов, подтверждающих наши объяснения, однако получили отказ. Как быть?

В соответствии со ст. 6 Закона РФ №»Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», на должностное лицо возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий. И в данной случае командир части обязан документально доказать следующее.

Статья «Защита прав военнослужащих»

Данная статья является обзорной, адресована она в первую очередь военнослужащим проходящим военную службу по контракту и членам их семей, во вторую – гражданам уволенным с военной службы и лицам гражданского персонала ВС РФ.

3. О пользе судебного решения;

4. Заключительные положения.

В настоящее время основная категория наших клиентов — военнослужащие и члены их семей, граждане уволенные с военной службы, лица гражданского персонала ВС РФ. Это специфическое, отдельное направление деятельности юристов и адвокатов. Чтобы заниматься данным видом деятельности, необходимо, что называется знать все «изнутри», а кроме того, постоянно быть в курсе событий, происходящих в органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, изменений в законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения военнослужащих как служебным, так и постоянным жильем, вопросы прохождения военной службы, судебной практики в этой области и т.п. Это стало актуальным в последние годы, когда постоянно меняется законодательство (и не в лучшую сторону), а следовательно, и судебная практика. Сегодня, в Минобороны РФ на повестке дня остро стоит вопрос обеспечении действующих военнослужащих служебными жилыми помещениями и общежитиями. Между тем, достаточное количество специализированного жилищного фонда находящегося на балансе Минобороны РФ не только в Москве и Московской области, а также в целом, по России, занимают бывшие члены семей военнослужащих и их дети, не имеющие отношения к данному ведомству.

Позвонив нам, вы получите практический совет и рекомендации, что делать если:

  • вы получили уведомление о выселении в соответствии с ч.1 ст.35 Жилищного кодекса РФ;
  • в суд подан иск о прекращении права пользования служебным жилым помещением и вас с детьми пытаются выселить.

Далее. В ссылке «Категории дел» вы найдете большинство категорий дел, по которым мы участвуем в военных судах, представляя интересы военнослужащих и членов их семей.

В этой статье будет рассказано об ошибках, которые обычно допускают военнослужащие при решении вопросов, связанных с увольнением с военной службы по льготным основаниям (достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям), с получением жилья, с постановкой в очередь на обеспечение жилой площадью и т.п. И соответственно будет разъяснено каким образом грамотно и, по возможности, быстро реализовать имеющиеся у военнослужащих права, и в первую очередь, право на жилище.

Обеспечение жилищной субсидией, постоянным жильем в связи с увольнением по льготным основаниям, а также служебным жильем. Несомненно, это сейчас самое популярное направление, когда военнослужащим необходима профессиональная юридическая поддержка.

Сначала отметим основание для возникновения права военнослужащего на получение жилищной субсидии и жилой площади до его увольнения с военной службы. Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее по тексту – ОШМ) без предоставления им жилищной субсидии и жилых помещений. Таким образом, очевидны следующие основания для получения жилой площади:

  • наличие выслуги военной службы не менее 10 лет;
  • наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • наличие льготных оснований для увольнения с военной службы.

При наличии всех указанных выше оснований военнослужащему можно ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения до увольнения с военной службы при достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а также в году увольнения по состоянию здоровья или по ОШМ. Все проблемные вопросы не перечислить, остановимся на основных моментах.

Что нельзя делать, чтобы не остаться без жилья:

Второе нельзя. Нельзя писать рапорт об увольнении по совету друзей (если они не юристы) или исходя из собственных умозаключений. Часто такие советы и мысли логичны, но не всегда законны, а поэтому обычно приводят к отрицательному результату. Совет: ищите специалистов — обращайтесь к нам и мы подскажем вам как правильно написать рапорт или подать заявление о постановке в очередь.

Третье нельзя. Нельзя сидеть сложа руки. Сам по себе жилищный вопрос не решится. Необходимо действовать. Грамотно и своевременно подать рапорт об увольнении с просьбой, например, уволить только после обеспечения жильем. Аналогичную просьбу указать в листе беседы о предстоящем увольнении в графе «Просьбы (пожелание) военнослужащего». Но здесь важно отметить, что порядок увольнения и обеспечения постоянным жилым помещением военнослужащего и членов его семьи, при наличии служебного жилого помещения, имеет свои особенности.

Пока готовилась данная статья, раздался телефонный звонок от военнослужащего, который сообщил, что его только что уволили с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, а жилье не предоставили, после чего последовал вопрос о законности по отношению к нему действий командования. Из беседы выяснилось, что военнослужащий не писал рапорт, где бы он указал просьбу не увольнять его без обеспечения постоянным жилым помещением. А также он не помнит, что именно он указал в листе беседы. Вероятно, данный офицер логично посчитал, что если он состоит в Едином реестре по жилью, жилплощадь ему и так должны были предоставить перед увольнением без его просьбы (например, в том же порядке, как и денежное довольствие, ведь для этого никакой рапорт не требуется). Это логично, да и, в целом, правильно. Но, к сожалению, не в нашем государстве. Все-таки нельзя так легкомысленно относиться к стадии увольнения и предоставления жилой площади. Очень многое зависит от действий самого военнослужащего.

1. Увольнение по организационно-штатным мероприятиям и получение жилой площади.

Разумеется, не будем вдаваться в подробности проводимых организационно-штатных мероприятий, а также комментировать их целесообразность. Такая цель и не ставится. Вопрос этот серьезный. Будем надеяться, что переход армии на новый облик, для чего декларируется и проводятся организационно-штатные мероприятия, будет полезным и для нашей страны, и для людей в погонах.

Итак, необходимо, в первую очередь, отметить, что в соответствии с действующим законодательством военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. Следовательно, военнослужащий не обладает правом на увольнение по ОШМ, его рапорта с просьбой уволить его по данному основанию недостаточно. Для досрочного увольнения с военной службы по ОШМ необходимо согласие другой стороны действующего контракта о прохождении военной службы (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). С таким согласием не все так просто. Встречались случаи, (сейчас они очень редки, но бывают) когда командир воинской части, в котором проходит военную службу военнослужащий, должность которого сокращена, направлял представление для издания приказа об увольнении такого военнослужащего с военной службы по ОШМ, и документы возвращались с реализацией!? Таким образом, для того чтобы рапорт военнослужащего, изъявившего просьбу уволиться по ОШМ, был реализован, необходимо согласие и командира воинской части, где такой военнослужащий проходит военную службу.

Далее. В соответствии со ст. 13 Положения о прохождении военной службы (утв. Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года ) в связи с проведением ОШМ военнослужащий может быть зачислен в распоряжение воинского должностного лица на срок не более 6 месяцев. Здесь же указано, что это производится для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы. На самом же деле массовый характер приобрело зачисление в распоряжение всех без исключения попавших под сокращение военнослужащих. Зачисляют даже военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе до начала проведения ОШМ, которые уже должны быть уволены с военной службы. Откровенно говоря, происходящее вообще непонятно. Из анализа обращений военнослужащих, зачисленных в распоряжение, усматривается, что ряд их находится в данном статусе свыше 6 месяцев, и они не уволены с военной службы по ОШМ; кого-то зачислили на новый срок, кого-то зачислили в распоряжение «задним числом», а кого-то и не зачисляли в распоряжение вовсе, причем в течение длительного срока с момента сокращения занимаемой должности и при этом отказывались увольнять с военной службы по ОШМ. Все перечисленные случаи – нарушение законодательства, регулирующего вопросы прохождения гражданами военной службы.

Необходимо отметить, что обычно военнослужащих своевременно не увольняют с военной службы по льготному основанию ввиду отсутствия жилой площади по избранному месту жительства.

Возникает вопрос: что делать в таких случаях? Вариантов несколько: от вовсе неэффективных до достаточно эффективных. Идеального варианта, который бы быстро привел к желаемому результату, нет. Хочется надеяться, что пока нет.

Далее. Можно обратиться к вышестоящему над командиром части воинскому должностному лицу. Это по Уставу ВС РФ. Ну, здесь вообще все просто. Не встречалось еще случая, когда после такого обращения разрешалась ситуация, хотя еще лет 5-6 назад, результат обращения мог быть положительным. Здесь же можно сказать и об эффективности обращений в адрес Президента РФ, Министра обороны РФ, Генерального прокурора РФ и других высших лиц государства. К сожалению, неоднократно наблюдалось, что письма граждан по длительному не обеспечению жильём, аппаратами указанных должностных лиц направляются «вниз» для дачи ответа, например, по схеме: Министр обороны, Руководитель Департамента чьи действия (бездействия) оспариваются военнослужащим, которому и поручают дать ответ заявителю на поставленные в жалобе вопросы.

Еще один вариант — обращение в суд. Эта мера более или менее работает. Что касается ОШМ, то поводом для обращения в суд может послужить ситуация, при которой военнослужащий, находится в распоряжении воинского должностного лица свыше 6 месяцев и, в этот срок и не назначен на должность, и не уволен с военной службы. Сюда же можно отнести не зачисление в распоряжение военнослужащего, должность которого сокращена с момента начала ОШМ (сокращения должности).

[2]

Иные меры, вероятно, то же существуют, но они, как правило, находятся вне правового поля.

2. Судебная защита, а также стадия принятия решения.

Далее. Что еще дает судебное решение? Многие не знают, что при наличии судебного решения, которым на Департамент судом возложена обязанность предоставить военнослужащему жилое помещение, жилое помещение должно предоставляться военнослужащему не по правилам жилищного законодательства (то есть в порядке очередности), а по правилам Федерального закона «Об исполнительном производстве». По этому вопросу неоднократно давал разъяснения Верховный Суд Российской Федерации. Проще говоря, Департамент обязан исполнить возложенную на него судебным решением обязанность предоставить военнослужащему жилое помещение вне всякой очереди, то есть независимо от того, под каким номером и с какой даты военнослужащий состоит в Едином реестре по жилью. Если в этом вопросе понимания нет, то читайте далее, что еще дает судебное решение.

3. О пользе судебного решения.

В этом разделе необходимо отметить также следующее. В соответствии с действующим процессуальным законодательством повторное обращение в суд по тому же предмету и по тем же основаниям между теми же сторонами не допускается, если имеется вступившее в законную силу судебное постановление (решение, определение). Таким образом, право на обращение у военнослужащего есть всегда, но вот попытка одна.

[3]

4. Заключительные положения.

Разумеется, в одной статье обо всем рассказать невозможно, да и цель такая не ставилась. Хочется надеяться, что даже в таком кратком изложении статья будет полезной всем военнослужащим, столкнувшимся с правовым нигилизмом командиров (начальников), их наплевательским отношением к военнослужащим, а также некомпетентностью структурных подразделений Департамента, да и самого Департамента.

Также отметим, что данная статья основана не только на действующем законодательстве РФ, но на судебной практике. Со временем, часть данных в ней рекомендаций может устареватьи даже стать не подлежащей применению. Однако общие принципы останутся без изменений: необходимо действовать — под лежачий камень, как известно, вода не течет. Решения и действия военнослужащему необходимо принимать только после консультации с адвокатом или юристом «жилищником», не только знающим, но и понимающим военную специфику, и относиться к предложениям инспекторов Департамента и командования необходимо с осторожностью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полагаем также, что найдутся юристы и граждане без специального образования, которые будут не согласны с рядом вышеизложенных высказываний и предложений. Это нормально. Фактически в этой статье обобщен многолетний опыт нашей работы в этой области права и мы считаем его полезным.

Источники


  1. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  2. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
Практика защиты трудовых прав военнослужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here