Особенности применения специального налогового режима

Самое полезное в статье: "Особенности применения специального налогового режима" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Специальные налоговые режимы: виды, особенности

Ведя свою деятельность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеют право выбрать режим налогообложения. В некоторых случаях они должны по закону пользоваться каким-либо определенным, а в некоторых могут сделать выбор по своему усмотрению. К такому решению нужно подходить с умом, поскольку правильно выбранная система налогообложения может значительно снизить налоговое бремя на законных основаниях.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Под специальным налоговым режимом понимается такой, который имеет отличия от основного. Их цель – упрощение деятельности экономического субъекта, создание благоприятных условий, стимулирование предприятий среднего и малого бизнеса. Налоговый кодекс (раздел VIII) предусматривает пять таких систем:

  • единый сельхозналог (глава 26.1);
  • упрощенная система («упрощенка») (глава 26.2);
  • единый налог на вмененный доход («вмененка») (глава 26.3);
  • соглашение о разделе продукции (глава 26.4);
  • патентная система (глава 26.5).

Общая характеристика СНР

Принцип специальных налоговых режимов заключается в том, что один или несколько налогов, которые предприниматель или юридическое лицо должны уплачивать, заменяются одним, характерным именно для этой системы. Но для этого должны выполняться определенные требования, установленные законодательством для каждого режима.

Условия применения специальных налоговых режимов

Из пяти перечисленных систем налогообложения чаще все встречаются три. Это упрощенка, вмененка и единый сельскохозяйственный налог.

Этот налоговый режим, как следует из названия, предусмотрен специально для предприятий аграрного сектора, а также рыбохозяйственных организаций. Система предусматривает уплату единого налога в размере 6% от суммы доходов, уменьшенных на расходы за тот же период. Условием применения ЕСХН является доля выручки по сельско- или рыбохозяйственным направлениям более 70%. Кроме того, этим правом не обладают предприятия:

  • выпускающие подакцизные товары;
  • работающие в области игорного бизнеса;
  • муниципальные и государственные предприятия.

Организация может применять такой режим со дня основания либо перейти на него потом. Для перехода нужно уведомить об этом налоговую инспекцию, подав туда соответствующий документ. Новое предприятие может сразу же начать вести учет в соответствиями с условиями данной системы налогообложения, а уже действующие – со следующего календарного года.

Предприятия и организации, работающие с применением ЕСХН, не уплачивают:

  • налог на прибыль;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Упрощенная система подразумевает уплату единого налога. Он может быть двух видов:

  • базой налогообложения являются доходы. В этом случае уплачивается 6% с выручки вне зависимости от того, сколько расходов за отчетный период было произведено;
  • база – доходы минус расходы. То есть фактически налоговой базой будет прибыль от реализации. С нее необходимо заплатить 15%.

Применять или нет эту систему – решает сам экономический субъект. Но, тем не менее, он должен удовлетворять определенным требованиям:

  • в штате должно трудиться не более 100 человек;
  • выручка не может быть больше 60 млн. руб. за календарный год;
  • стоимость основных средств (после начисления амортизации) не может быть больше 100 млн. руб.;
  • доля собственности юридических лиц в организации не должна быть больше четверти;
  • у предприятия нет представительств и филиалов.

Применение УСН позволяет не платить такие виды налогов:

  • на прибыль;
  • на добавленную стоимость;
  • на имущество.

Такую систему можно применять как и с самого начала деятельности организации, так и позже. Для перехода на УСН необходимо предоставить в ФНС уведомление и со следующего отчетного года можно вести учет по новым правилам.

Особенностью этого налогового режима является то, что налог рассчитывается в зависимости от определенной базы, которая никак не связана с размером доходов или расходов. Но применять его могут не все организации, а только занимающиеся такими видами деятельности:

  • общественное питание;
  • розничная торговля;
  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • мойка, техобслуживание и ремонт автомобилей;
  • рекламная деятельность;
  • гостиничное обслуживание;
  • транспортные услуги;
  • предоставление земельных участков или торговых точек в аренду;
  • услуги автостоянок.

Изначально у экономических субъектов не было выбора работать или нет по этой системе. В случае, если какой-либо из перечисленных видов деятельности был для предприятия не единственным, то оно должно было вести раздельный учет. Это значит, что для одного или нескольких направлений рассчитывается единый налог на вмененный доход, а для остальных – по обычной системе налогообложения. Но с 2013 года организациям было предоставлено право решать этот вопрос самостоятельно.

Базой для расчета налога могут быть площадь торгового зала, численность персонала, количество торговых мест. Далее базовая доходность, установленная законодательно для каждого вида деятельности, умножается на соответствующий количественный показатель и на коэффициенты К1 и К2. Первый устанавливается федеральным законодательством, второй – местным. От полученной суммы берется 15%.

Организации, применяющие режим ЕНВД, не уплачивают налог на прибыль и на имущество.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Для субъектов МСП предоставляется выбор – общий режим или упрощенка. Право вести бухгалтерский и налоговый учет таким способом могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При этом экономический субъект не просто должен относиться к малому или среднему бизнесу, но и удовлетворять требования режима УСН.

Специальные налоговые режимы

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

[2]

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Особенности специальных налоговых режимов

В Казахстане на сегодняшний день созданы все условия для развития бизнеса, а главное большое внимание уделяется для развития малого бизнеса. Для этого ежегодно усовершенствуются нормы налогового законодательства. В целях упрощения и составления налоговой отчетности налогоплательщиками в налоговом законодательстве предусмотрены несколько видов специальных налоговых режимов для разных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом специальные налоговые режимы подразделяются на следующие виды:

1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, включающий в себя:

специальный налоговый режим на основе патента;

специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

2) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с)

3) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов.

Так как наиболее часто возникают вопросы по применению специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, более детально расскажем о них.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налогов, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 статьи 427 Налогового кодекса, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 статьи 427 Налогового кодекса.

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе патента;

3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Необходимо знать, что при переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка.

Специальный налоговый режим на основе патента.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые не являются лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса, а также не используют труд работников, осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства , предельный доход которых за налоговый период не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Налоговым периодом является календарный год.

Для применения специального налогового режима на основе патента в налоговый орган по месту нахождения представляется расчет стоимости патента (далее — Расчет).

Расчет представляется на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе посредством веб-портала «электронное правительство».

Во избежание административных штрафов необходимо знать о сроках представления Расчета.

Вновь образованные индивидуальные предприниматели (далее –ИП) представляют Расчет одновременно с налоговым заявлением о регистрационном учете в качестве ИП.

ИП осуществляющие переход с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима, представляют Расчет до 1 числа месяца применения специального налогового режима на основе патента.

ИП применяющие специальный налоговый режим на основе патента для получения очередного патента, представляют Расчет до истечения срока действия предыдущего патента или срока приостановления представления налоговой отчетности.

Расчет является налоговой отчетностью для исчисления стоимости патента. Уплата стоимости патента производится налогоплательщиком до представления расчета.

В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится в размере 2% к объекту налогообложения, исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в размере ½ части индивидуального подоходного налога и ½ части социального налога за минусом социальных отчислений. Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании». А в случае превышения суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

  • С 01 января 2021 года отменяется специальный налоговый режим Единый налог на вменённый доход
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме указанных в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса и соответствуют следующим условиям:

1) для индивидуальных предпринимателей:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;

предельный доход за налоговый период составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы , установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

2) для юридических лиц:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Налоговым периодом является полугодие.

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки 3%.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

А уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

В упрощенной декларации отражаются исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Субъектам бизнеса необходимо знать, что согласно статьи 272 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, влечет административный штраф.

В-33 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

СНР – особая система налогообложения, при которой вводится иной налог взамен отдельным федеральным, региональным, местным.

В настоящее время их 5:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

2. упрощенная система налогообложения(УСН);

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход(ЕНВД)для отдельных видов деятельности;

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5. патентная система налогообложения(ПСН).

Сущность СНР заключается в том, что вводится иной налог взамен отдельным федеральным, региональным и местным. СНР устанавливаются на территории РФ Налоговым кодексом РФ.

СНР направлены на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса и упрощение налогового администрирования.

СНР устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В-36 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ С/Х НАЛОГ — ЕСХН)

ЕСХН является прямым налогом, введен в 2002 году и единообразно применяется на всей территории РФ.

ЕСХН – специальный налоговый режим, направленный на финансовую поддержку с/х товаропроизводителей, а также упрощение налогового администрирования.

Особенность ЕСХН как СНР заключается в том, что лица – организации (ИП), перешедшие на данную уплату налога освобождаются от обязанности по уплате следующих налогов:

— налога на прибыль организаций (НДФЛ);

— налога на имущество организаций (налога на имущество физ.лиц – в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

— кроме того указанные лица не признаются плательщиками НДС.

Переход является добровольным и носит уведомительный характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9295 —

| 7400 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

студент, факультета экономики и права Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова, г. Москва

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Налогообложение субъектов малого бизнеса является важным аспектом государственного регулирования хозяйственной системы страны. В нашей стране малый бизнес является движущей силой развития экономики регионов. В свою очередь, налоговая политика государства должна стимулировать и поддерживать малое предпринимательство. Положительным фактором является то, что согласно Положению по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) за предприятием остается право самостоятельного ведения и разработки бухгалтерского и налогового учета.

На основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых отвечает следующим критериям:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%;
  2. доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25 %;
  3. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (для микропредприятий — 15 человек);
  4. выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС за предшествующий календарный должна быть не более 800 млн. руб. для малых предприятий и 120 млн. руб. — для микропредприятий. [4]

[1]

В 2017 году размер предельных доходов на УСН планируется увеличить до 150 млн. руб. Данный вопрос Президент РФ Владимир Путин обсудил на неформальной встрече с бизнесменами Оренбургской области. До 15 декабря 2016 года Правительство РФ должно будет внести изменения в налоговое законодательство, которые предусматривают увеличение предельного размера доходов до 150 млн. руб. При превышении данной суммы налогоплательщик автоматически утрачивает право на применение УСН.

Крупные и средние предприятия функционируют на основе применения общей системы налогообложения. Однако для малого бизнеса существуют специальные налоговые режимы, которые постоянно подлежат реформирования и изменению. Зачастую малому бизнесу тяжело подстраиваться под меняющиеся законы и занимать при этом стабильное положение на рынке.

На практике использование специальных налоговых режимов помогает снизить уровень налогового бремени на деятельность малого предпринимательства, и, как следствие, увеличить налоговые поступления в государственный бюджет. [2]

Система специальных налоговых режимов состоит из следующих элементов:

[3]

  1. упрощенная система налогообложения;
  2. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  3. единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  4. патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить, что, несмотря на большой спектр налоговых режимов, все они нуждаются в доработке и совершенствовании. Причина этой проблемы – несоответствие Положения по бухгалтерскому учету принципам Международной системы финансовой отчетности. Рассмотрим проблемы, связанные с функционированием специальных налоговых режимов для малого бизнеса в Российской Федерации.

1. Упрощенная система налогообложения (УСН)

Использование упрощенной системы может привести к снижению доходов предприятия. Налогоплательщики УСН не относятся к плательщикам НДС (согласно п. 2. и 3. ст. 346.11 НК РФ), поэтому они не обязаны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что в принципе достаточно удобно. Однако проблема состоит в том, что сторонние организации в результате сделок с предприятиями, работающими по УСН, теряют возможность получить налоговый вычет по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому на практике компании — плательщики НДС отказываются заключать сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. Тем не менее, отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСН проводить политику низких цен, привлекая большее количество клиентов – покупателей, увеличивая масштабы спроса и выручку от продаж. [1, с. 866 — 869]

Более того, НК РФ предусматривает ряд ограничений по применению данного режима налогообложения. Если налогоплательщик в своей хозяйственной деятельности их вовремя не учитывает, то в конечном итоге ему придется рассчитаться с бюджетом по тем налогам, от которых он был освобожден по УСН: налог на прибыль организаций (или НДФЛ – у индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций, НДС. В связи с этим данная система налогообложения требует регулярного контроля суммы выручки и среднесписочной численности персонала, чтобы не упустить момент, когда право на применение УСН утратит силу в связи с превышением данных критериев. Также ограничения накладываются на форму предпринимательской деятельности, отрасль функционирования, сезонность бизнеса, регулярность заключения сделок, объемы поставляемых товаров, оказываемых работ и услуг.

При выборе объекта налогообложения в УСН возникают сложности признания расходов, подлежащих налогообложению, так как они обязательно должны соответствовать критериям, установленным п. 1. ст. 252 НК РФ. Особенность положения УСН в том, что расходы не всегда соотносятся с реальными издержками. Тогда как общий режим допускает включение в состав расходов практически всех затрат, если они экономически обоснованы и направлены на получение дохода. В перечень расходов, регламентированных п. 1. ст. 346.16 НК РФ, постоянно вносятся изменения и поправки. Поэтому предпринимателям приходится регулярно отслеживать информацию о нововведениях в законодательстве, чтобы не лишиться права использовать данный специальный режим.

Есть и положительные черты данного режима: с 2016 года органы управления региональной власти получили право самостоятельно снижать ставку по УСН с 6% до 1% для субъектов малого бизнеса в зависимости от категории плательщиков налога и вида предпринимательской деятельности. В некоторых случаях ставка может быть установлена в размере 0 %.

Важно отметить, что в ПБУ предусмотрено допущение о временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они были совершены, вне зависимости от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с данными фактами. Финансовая отчетность по МСФО основана на допущении метода начисления. На основании подп. 20 п. 4 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства допускается отказ от соблюдения допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использования кассового метода учета. Более того, если малое предприятие пользуется УСН (в соответствии с главой 26.2 НК РФ), то учет доходов и расходов в целях налогообложения оно проводит по кассовому методу. С тем, чтобы синтезировать бухгалтерский и налоговый учет приходится применять кассовый метод учета доходов и расходов не только в целях налогового учета, но и для целей бухгалтерского, что нарушает допущение МСФО.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)

Согласно Федеральному закону от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налогоплательщики имеют право добровольного перехода на систему ЕНВД при соблюдении установленных в нем ограничений. С 1 января 2021 г. планируется упразднить данную систему налогообложения из-за существенных недостатков.

Данный режим налогообложения устанавливает экономически необоснованный размер базового дохода, не учитывающий географическую и отраслевую специфику деятельности предприятия малого бизнеса. В некоторых субъектах Российской Федерации сумма ЕНВД, рассчитанная на основе базовой доходности и физического показателя, скорректированная на коэффициенты — дефляторы К1 и К2, оказывается слишком заниженной или, наоборот, завышенной. Физический показатель учитывает количество работников, занятых в сфере автотранспортных, бытовых, ветеринарных услуг, услуг общественного питания и т.д. Это вынуждает предпринимателей искусственно занижать показатели количества занятых и выплачивать «серую» заработную плату.

Чтобы решить данную проблему, необходимо предоставить регионам возможность самостоятельно устанавливать размер базового дохода исходя из специфических особенностей ведения бизнеса в конкретном субъекте. Также нужно конкретизировать некоторые виды хозяйственной деятельности, например, оказание бытовых услуг, чтобы получить более реальные показатели доходности предприятий, сгруппировав их по более мелким секторам определенной деятельности.

Также как и в УСН, единый налог ограничивает возможность уплаты НДС, что усложняет процессы работы с поставщиками и другими партнерами по бизнесу.

3. Система налогообложения для сельскохозяйственных предприятий (ЕСХН)

При переходе на ЕСХН главным барьером является то, что обязательная доля реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 % объема общей выручки. Если в конце года эта доля уменьшается, то налогоплательщик лишается права на применение льготного режима с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения. [3, с. 1004 — 1010]

Предприятия, использующие ЕСХН, не имеют права предъявлять НДС к вычету из бюджета. Производители сельхозпродукции, работающие по общей системе налогообложения, большую часть продукции реализуют по ставке НДС 10%, тогда как закупки техники и материалов производят по ставке НДС 18%. Следовательно, сумма НДС, уплаченная поставщикам, превышает сумму НДС, уплаченную покупателями и подлежащую уплате в государственный бюджет. Такие налогоплательщики имеют право возмещения налога из бюджета в сумме этой разницы вместо уплаты налога на добавленную стоимость. Поскольку НДС входит в цену товара, компании, применяющие ЕСНХ, автоматически платят его своим поставщикам, тогда как по закону они освобождаются от уплаты НДС. Данные выплаты увеличивают издержки предприятия.

Для решения данной проблемы необходимо исключить НДС из перечня налогов, от которых освобождаются плательщики ЕСНХ. Более рациональным было бы введение нулевой налоговой ставки НДС, что обеспечит создание одинаковых условий реализации сельхозпродукции как для производителей, использующих как общий, так и специальный режимы налогообложения. В свою очередь, это повысит рентабельность отрасли.

4. Патентная система налогообложения (ПСН)

Данная система налогообложения появилась сравнительно недавно. До 2013 года ее заменяла упрощенная система налогообложения на основе патента. Особенность Патентной системы налогообложения – она предназначена для обеспечения льготного налогового режима только для индивидуальных предпринимателей. Данный налоговый режим предусматривает приобретение специального документа — патента, который дает право на ведение определенной предпринимательской деятельности.

В этом году среди положительных нововведений можно отметить введение нулевой ставки для налогоплательщиков, оформленных в качестве ИП с начала 2016 года. Указанное освобождение от уплаты налога действует на протяжении первых 2 лет деятельности при условии, что регистрация в качестве ИП проводилась впервые.

Также с 1 января 2016 года законом «О внесении изменений в НК РФ» от 13.07.2015 № 232-ФЗ было увеличено количество разрешенных для оформления ПСН видов деятельности с 47 до 63.

Среди плюсов патентной системы налогообложения можно выделить отсутствие налоговой отчетности в виде декларации, что упрощает процедуру взаимодействия с органами налогового управления. Также предприниматели могут единовременно приобрести несколько на разные виды деятельности или в разных субъектах РФ. ПСН может использоваться с другим режимом специального налогообложения.

Перечислим минусы данной системы налогообложения:

  1. виды деятельности ограничены розничной торговлей в небольших магазинах и услугами; количество работников при этом должно быть не более 15 человек;
  2. в таких сферах деятельности, как общественное питание или розничная торговля, площадь торгового зала ограничивается 50 кв. м (данный показатель в три раза меньше, чем в ЕВНД);
  3. предприниматель обязан вести специальную книгу по учету доходов от всех видов деятельности по патентам (данные доходы не должны превышать лимит 60 млн. рублей в год);
  4. стоимость патента необходимо оплачивать в период его действия, не дожидаясь конца отчетного периода;
  5. стоимость патента не подлежит уменьшению за счет выплаченных страховых взносов, как это возможно сделать при УСН или ЕНВД.

Налогообложение малого бизнеса должно быть полностью адаптировано под специфику деятельности малого бизнеса в Российской Федерации. Применение специальных налоговых режимов должно быть направлено на снижение реальной налоговой нагрузки и стимулирование деятельности субъектов малого предпринимательства. Существующие налоговые режимы требуют существенной доработки относительно применения налога на добавленную стоимость и системы ограничений на хозяйственную деятельность в рамках льготного налогообложения.

  • Специальные налоговые режимы: Патент, ЕНВД, УСН. Условия и ограничения применения.
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Лукашевич А.Б. Упрощенная система налогообложения: преимущества и недостатки // «Экономика и предпринимательство» 2015. — № 12 (ч.4)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
  3. Полежайкина К.С., Королева Л. П. Налоговые льготы — эффективный инструмент регулирования экономики // Экономика и социум — 2014. — № 2-3
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Источники


  1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  2. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.

  3. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
Особенности применения специального налогового режима
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here