Содержание
- 1 Правила оплаты труда педагогических работников.
- 2 ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
- 3 Система организации и оплаты труда педагогических работников
- 4 Принципы расчетов базовой части заработной платы педагогов
- 5 Об установлении надбавок и доплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Москвы
Правила оплаты труда педагогических работников.
Порядок и условия почасовой оплаты труда педагогических работников.
1. Почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников Учреждения применяется при оплате:
за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;
при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в Учреждение;
при оплате за часы преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.
2.Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячного должностного оклада педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленного по занимаемой должности.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за должностной оклад педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
3. Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию. (Ст. 54 закон «Об Образовании»).
Понятие заработной платы. Правовое регулирование заработной платы.
Определение — оплата труда, заработная плата.
Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями и трудовыми договорами.
Заработная плата- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества. Количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсирующего и стимулирующего характера.
Минимальная заработная плата. Единая тарифная сетка. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному договору.
Минимальная заработная плата – определение. Единая тарифная сетка (ЕТС) – определение.
Минимальная заработная плата минимальный размер оплаты труда, МРОТ — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется.
Единая тарифная сетка РФ — система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы. ЕТС содержит в себе 18 разрядов и таким образом делит все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных служащих (министры, зам министров). ЕТС введена постановлением РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда бюджетной сферы на основе Единой Тарифной Сетки»
«Единой» ЕТС также не является, так как заработная плата реально зависит от места работы (напр., работники районной администрации и системы образования с одинаковыми тарифными разрядами могут получать в 2-3 раза различающуюся заработную плату). В некоторых случаях различные надбавки («за выслугу лет», «за напряженность труда», «за работу с секретными материалами») в десять и более раз превышают тарифные ставки, установленные ЕТС. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения.
(Статья 55 закон « Об Образовании»)
ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Это правило распространяется и в отношении установления заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, поскольку законодательством не предусмотрено иного.
В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее – Постановление N 583), а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее – Положение N 583), утвержденным п. 5 указанного Постановления. Это следует из ч. 1 ст. 144 ТК РФ, п. 1 Положения N 583;
б) в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
в) в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Такой порядок установления систем оплаты труда распространяется в том числе на общеобразовательные учреждения, поскольку в отношении них законодательством не предусмотрено каких-либо исключений, касающихся указанного порядка.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений устанавливаются, в частности, с учетом:
– ЕКС или с 1 января 2017 г. с учетом профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Данный стандарт будет применяться с указанной даты при формировании кадровой политики, а также в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Это следует из п. 2 Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н и Приказа Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н;
– государственных гарантий по оплате труда. Такие гарантии определены в ст. 130 ТК РФ;
– рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рекомендации разрабатываются в соответствии с ч. 3 ст. 135 ТК РФ). Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г. утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11;
– Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822;
– Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818;
– мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Данные выводы следуют из ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. “а”, “в”, “г”, “д”, “ж”, “з” п. 2 Положения N 583.
- Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных общеобразовательных учреждений
Системы оплаты труда работников таких учреждений, согласно п. 1 Положения N 583, включают:
– размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;
– выплаты компенсационного характера;
– выплаты стимулирующего характера.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе, с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.
При установлении окладов или ставок заработной платы учитывается, в частности, объем выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). В отношении педагогических работников в Приложении 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 определена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Названным Приказом также утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок определения учебной нагрузки). В частности, согласно п. 1.3 этого Порядка объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Порядок исчисления заработной платы педагогов в зависимости от установленной учебной нагрузки определяется в разд. IV Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, содержащихся в Приложении к письму Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004. Однако руководствоваться этим документом можно только с учетом Постановления N 583, Положения N 583.
В образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, при исчислении месячной заработной платы педагогических работников необходимо также руководствоваться положениями Приложения N 2 к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 – 2017 годы, утвержденному Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014.
При установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят рекомендательный характер для этих учреждений. Установление размеров окладов (ставок) в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.
Выплаты компенсационного характера
В федеральных учреждениях выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к этим окладам (ставкам) или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения N 583).
При установлении указанных выплат в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят для этих учреждений рекомендательный характер. Установление компенсационных выплат в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно Приложению N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. Это предусмотрено п. 2 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, приведенных в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.
В соответствии с названным Перечнем к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях относятся:
– выплаты работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
– выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
– выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными могут относиться также выплаты за дополнительные трудозатраты, которые непосредственно связаны с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, но при этом не входят в эти обязанности (например, классное руководство, проверка письменных работ). Это следует из Разъяснений по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, приведенных в Письме ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений”;
– надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты стимулирующего характера
Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления в федеральных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Такие выплаты устанавливаются в соответствии с п. 2(1) Положения N 583, а также:
– с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений;
– в пределах фонда оплаты труда;
– в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.
Данные выводы следуют из п. 5 Положения N 583, п. 1 Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (далее – Разъяснение об установлении стимулирующих выплат).
К выплатам стимулирующего характера в федеральных учреждениях согласно названному Перечню относятся:
– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
– выплаты за качество выполняемых работ;
– выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
– премиальные выплаты по итогам работы.
Указанные выплаты осуществляются в целях поощрения работника за выполненную работу и стимулирования его к качественному результату труда (абз. 1 п. 2 Разъяснения об установлении стимулирующих выплат).
Система организации и оплаты труда педагогических работников
Педагогический труд – планомерная совместная педагогическая деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества (с экономической точки зрения).
Особенности педагогического труда
Интеллектуальный и творческий характер | Высокие требования к педагогу со стороны государства и общества (образовательный ценз, здоровье, поведение) | Слабо поддается четкой регламентации, нестандартен, требует самоуправляемости | Образовательная услуга плохо поддается объективной оценке и непостоянна по качеству | Процесс производства образовательной услуги совпадает с процессом ее потребления |
В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты труда с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.
Единицей измерения труда педагогических работников является рабочее время – промежуток времени, в течение которого работник выполняет свои трудовые обязанности.
Виды рабочего времени:
1) Нормальное (не более 40 часов в неделю)
2) Сокращенное (для несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин и работников определенных профессий с учетом специфики и условий труда)
3) Неполное (по договоренности между работником и работодателем, при этом труд оплачивается пропорционально отработанному времени или объему выполненных работ).
Рабочее время в каждом году может различаться из-за наличия праздников, так как, согласно трудовому кодексу, накануне праздника рабочий день сокращается на 1 час, а если праздничный нерабочий день выпадает на выходной, то следующий будний день становится нерабочим.
Трудовой кодекс содержит специальную главу, устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников.
Рабочее время педагогического работника = учебная нагрузка (оплачивается преподавательская работа) + иная педагогическая работа (проверка тетрадей, классное руководство, педсоветы, методические объединения, перемены и т.д.).
Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается, исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах, при этом одним часом педагогической нагрузки может быть и 45 минут, и 30 минут, и увеличения количества проводимых уроков при этом не происходит, так как продолжительность урока устанавливается для ученика и в его интересах.
Периоды школьных каникул, не совпадающие с очередным отпуском, являются обычными рабочими днями, во время которых педагог может в пределах определенной ему учебной нагрузки оформлять кабинет, выполнять организационную работу и т.д.
За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчета получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.
Случаи работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:
1. Совместительство (по инициативе работника) внутреннее (с разрешения администрации в том же образовательном учреждении) и внешнее (вне стен образовательного учреждения, при этом разрешение администрации не требуется).
2. Сверхурочная работа (по инициативе работодателя).
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю.
Рабочая неделя: 5-дневная с двумя выходными
6-дневная с одним выходным
Гибкое рабочее время, ненормированный рабочий день.
Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически направляться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
В отличие от других категорий работников, у педагогических работников граница между рабочим и внерабочим временем подвижна.
Внерабочим временем считается: время, связанное с работой в учреждении (передвижение к месту работы и обратно, перерыв на обед); время на домашний труд и другие бытовые потребности; время на удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, уход за собой); свободное время (активный отдых, чтение, хобби).
Заработная плата – часть ВВП, отраженная в себестоимости продукции и распределяемая в рыночной экономике между отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложения товаров.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Функции заработной платы: воспроизводящая (зарплата – основной источник дохода человека, главное средство возобновления его способности к труду);
Стимулирующая (зарплата – форма материального стимулирования труда работников).
Зарплата бывает номинальной и реальной. Номинальная зарплата – это начисленная и полученная работником зарплата за его труд за определенный период. Реальная зарплата – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату; покупательная способность номинальной зарплаты. Зависит от величины номинальной зарплаты и цен на товары и услуги.
Оплата труда педагогических работников складывается из:
— Основной (оплата за отработанное время, количество и качество выполненных работ);
— Дополнительной (выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым кодексом: отпуска, перерывы, льготные часы, выходное пособие при увольнении, государственные и общественные обязанности);
— Премии (выплачивается из прибыли предприятия за основные результаты работы);
— Вознаграждения (выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенного результата в деятельности).
Формы оплаты труда:
1. Повременная.
1.1. Повременная простая: зарплата напрямую зависит от количества отработанного времени.
1.2. Премиальная: к сумме заработка по тарифу прибавляется премия в определенном проценте к тарифу государственной сетки или другим измерителям.
2. Сдельная.
2.1. Прямая сдельная: оплата за число единиц изготовленной продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок с учетом необходимой квалификации.
2.2. Сдельно-премиальная: помимо суммы сдельной зарплаты работнику начисляются премии за конкретные показатели его производительной деятельности.
2.3. Сдельно-прогрессивная: выработанная продукция в пределах установленной нормы оплачивается по прямым неизменным расценкам, изделия сверх нормы – по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки.
3. Аккордная: определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.
Премирование труда – дополнительная форма вознаграждения персонала наряду с заработной платой, выплачиваемой при достижении плановых результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением. Индивидуальное премирование отмечает особую роль отдельных личностей (высшего руководства, новаторов, изобретателей) и коллективное премирование, направленное на мотивацию социальных групп.
Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых регулируется заработная плата различных категорий персонала.
Элементы тарифной системы.
1. Тарифные ставки
2. Квалификационные разряды
В 1992 г. произошли радикальные изменения традиционной политики оплаты труда работников. В законодательном порядке был установлен минимальный размер оплаты труда, который за прошедшие годы неоднократно повышался. Существенно увеличился разрыв в заработной плате работников производственной и бюджетной сферы.
Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г. был введен общий для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей механизм организации и периодического пересмотра заработной платы. Месячные должностные оклады работников бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с ЕТС (единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов).
В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7-16 разряды. Руководителям учреждений устанавливаются разряды оплаты труда выше, чем у педагогических работников (13 – 16) с учетом объемных и качественных показателей.
Объемные показатели: численность работников, число обучающихся или воспитанников, наличие дополнительных объектов, их сложность, сменность работы учреждения.
1.12.2001 года были установлены следующие тарифные коэффициенты (см. таблицу).
Разряд | Тарифный коэффициент | Разряд | Тарифный коэффициент |
1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 | 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5 |
Ставка 1 разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ, а работников государственных и муниципальных учреждений – соответствующими органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (в Ленинградской области в 2008 г. ставка была 2000 рублей).
Существующая разрядная сетка приводит к оплате по одному и тому же разряду специалистов разной квалификации (преподавателей ВУЗов и учителей школы), нивелирует различные виды педагогической деятельности (семинары, научную работу, чтение лекций).
В настоящее время Россия плавно переходит к «подушевому» финансированию в расчете на одного ученика. Во многих школах России уже перешли на эту систему. Министерство образования и науки считает, что это позволит повысить конкурентоспособность образовательных учреждений. От этой реформы должны выиграть, в первую очередь, учреждения с большим контингентом учащихся.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8366 —
| 7296 — или читать все.Принципы расчетов базовой части заработной платы педагогов
Представляется необходимым переход с тарифной системы на отраслевую систему оплаты труда педагогических работников без применения тарификации по учебных часам. Такой переход предполагает введение штатного расписания для педагогических работников школ, введение индивидуальных планов работы педагогических работников и установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление «рамочного» нормирования по часам всех видов работы преподавателя. При этом размер заработной платы преподавателя школы не должен находиться в зависимости от установленных в индивидуальном плане соотношений объема учебных занятий и объема других видов работы. Преподаватель получает оклад (ставку), установленный штатным расписанием, и доплаты, надбавки за выполнение индивидуального плана, который может корректироваться по согласованию с администрацией в течение учебного года. Это дает возможность установления различных соотношений аудиторной и внеаудиторной работы, например, при минимальной учебной нагрузке в рамках вилки (допустим от 14 до 24 часов в неделю), преподаватель может вести больший объем внеаудиторной работы и получать установленный ему полный оклад.
Необходимо также определить количество преподавателей по каждому предмету, вилки их окладов, и ввести преподавателей в штатное расписание общеобразовательного учреждения приказом руководителя.
Для установления той или иной системы оплаты труда образовательное учреждение разрабатывает и принимает по согласованию с учредителем локальный нормативный акт «Положение об оплате труда», при необходимости – вносит изменения в коллективный договор. При разработке такого локального акта следует учитывать требования законодательства, в соответствии с которыми введение новой системы оплаты труда не может ухудшать положение работника по сравнению с его положением, ранее установленным законодательством, коллективным договором или локальными актами. Заработная плата при установлении новой системы оплаты труда не может быть уменьшена – это требование трудового законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 57 ТК РФ: «В трудовом договоре указывается должностной оклад, который состоит из базового оклада, помноженного на повышающие коэффициенты, предусмотренные действующей схемой должностных окладов, а также указываются доплаты и надбавки к должностному окладу, предусмотренные компенсационной частью ФОТ, и не подлежащие изменениям на новый учебный год».
уровень квалификационной подготовки учитывается в схеме должностных окладов и в виде повышающего коэффициента определяет размер должностного оклада, т.е. принадлежит базовой части ФОТ.
Доплаты за сложность и объем выполняемой работы относятся к компенсационной части ФОТ.
Эти доплаты могут меняться, а могут и не меняться на новый учебный год. Например, в зависимости от того, что понимается под сложностью работы (интенсивность, количество учеников (наполняемость) либо особые условия участка работы, более трудоемкий предмет, работа в коррекционных классах) доплата за сложность может быть постоянной, и включена в виде повышающего коэффициента в схему должностных окладов, т.е. принадлежать базовой части ФОТ. Или может быть не постоянной и включена в компенсационную часть ФОТ.
Таким образом, схема окладной системы проста:
(1) базовый (минимальный должностной) оклад умножаем на повышающие коэффициенты, предусмотренные схемой окладов. (Эти коэффициенты должны носить постоянный характер, т.е. быть привязаны к виду учреждения, уровню образования, уровню квалификации, стажу работы), и получаем должностной оклад работника. Это – базовая часть ФОТ, состоящая из должностных окладов увеличенных на повышающий коэффициент. Должностной оклад не изменяется на новый учебный год, а выплачивается в установленном (фиксированном) размере ежемесячно и постоянно (как минимум, до изменения показателя повышающего коэффициента, например, получения категории, повышения уровня образования, после чего должностной оклад подлежит перерасчету).
(2) к должностному окладу назначаем доплаты за дополнительную работу и надбавки за сложность, интенсивность. Это – компенсационная часть, она не обязательно имеет постоянный характер и зависит от наличия данных условий труда в данный период работы. Поэтому доплаты и надбавки невозможно применять в качестве повышающих коэффициентов в схеме должностных окладов, и поэтому они не должны называться коэффициентами, даже если выражены в процентах или в долях к окладу;
Об установлении надбавок и доплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Москвы
В соответствии с Законом города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 «О развитии образования в городе Москве» в целях материального стимулирования и поощрения высокопрофессионального и инициативного труда педагогических и иных категорий работников Правительство Москвы постановляет:
.1. Установить педагогическим и иным категориям работников государственных образовательных учреждений города Москвы, входящих в систему Московского комитета образования, за счет средств фонда оплаты труда следующие виды надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:
1.1. Доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей работников:
– учителям, преподавателям за классное руководство (руководство группой) 1-4 классов, 5-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования — в размере 20% ставки;
– учителям 1-4 классов за проверку тетрадей, учителям русского языка в средних общеобразовательных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования, ведущим этот предмет в 1-4 классах, учителям, преподавателям за проверку письменных работ: по русскому языку, родному языку и литературе, по математике, по иностранному языку — в размере 20% ставки, по стенографии, черчению, конструированию, технической механике, географии, химии, физике, информатике, истории, биологии — в размере 10% ставки;
– учителям, преподавателям (старшим преподавателям) за заведование учебными кабинетами (лабораториями): в общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных школах-интернатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования — в размере 10% ставки;
– преподавателям (старшим преподавателям) за руководство методическими, цикловыми и предметными комиссиями в учреждениях начального и среднего профессионального образования — в размере 15% ставки;
– преподавателям и старшим преподавателям за заведование вечерним, заочным отделением, отделением по специальности — в размере 25% ставки;
– руководителям кружков учреждений дополнительного образования детей за руководство отделами при наличии в отделе 10 кружков одного профиля (профиля отдела) — в размере 30% ставки;
– одному из учителей начальных общеобразовательных, музыкальных, художественных, хореографических школ, школ искусств с числом обучающихся до 50 человек за руководство школой — в размере 50% ставки учителя;
– работникам учреждений, оплата труда которых зависит от численности контингента, за каждые последующие 250 человек сверх 1600 обучающихся, а работникам музыкальных, художественных, хореографических школ, школ искусств и школ общего музыкального, художественного и хореографического образования, оплата труда которых зависит от численности контингента, за каждые последующие 200 человек сверх 600 обучающихся — в размере 10% ставки;
– педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов, детских домов, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования за организацию и проведение работы по физическому воспитанию и организацию соревнований среди обучающихся и воспитанников — в размере 10% ставки.
1.2. Доплаты молодым специалистам.
Молодым специалистам в течение трех лет работы устанавливаются доплаты: в первый год работы в размере 40%, во второй год работы — 30 %. в третий год работы — 20% ставки заработной платы, а молодым специалистам, имеющим диплом с отличием — в размере 50% ставки заработной платы.
Молодыми специалистами считаются лица непосредственно после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования) поступившие на работу по специальности при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы — независимо от объема педагогической нагрузки.
Доплаты молодым специалистам устанавливаются приказом (распоряжением) руководителя образовательного учреждения и могут быть отменены или частично снижены в случаях, предусмотренных положением, коллективным договором (соглашением) или иными локальными актами образовательного учреждения.
1.3. Доплаты и надбавки работникам государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня.
Педагогическим и некоторым иным категориям работников государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, устанавливаются следующие виды надбавок и доплат к заработной плате:
– повышение на 15% ставок (должностных окладов) руководителям, педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;
– повышение на 15% ставок (должностных окладов) руководителям, педагогическим работникам прогимназий;
– повышение на 15% ставок (должностных окладов) библиотечными педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
– повышение на 15% ставок (должностных окладов) руководителям, педагогическим, инженерным и библиотечным работникам центров образования;
– повышение на 15% ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
– повышение на 15% ставок (должностных окладов) заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента дошкольных образовательных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования.
При этом право на установление своим работникам перечисленных стимулирующих выплат у государственного образовательного учреждения возникает с момента установления ему соответствующего государственного статуса в результате государственной аккредитации.
1.4. Доплаты и надбавки работникам, удостоенным почетных званий и награжденных отраслевыми нагрудными знаками.
Ежемесячные персональные доплаты в размере 50 процентов ставки заработной платы или должностного оклада устанавливаются педагогическим работникам, удостоенным почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», «Заслуженный учитель профессионально — технического образования Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», а также лауреатам премии Мэрии Москвы в области образования.
Указанная доплата устанавливается также педагогическим работникам, удостоенным почетного звания «Заслуженный мастер профессионально-технического образования Российской Федерации» или «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации» и других почетных званий («Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», «Заслуженный экономист Российской Федерации» и т.п.) при условии их соответствия профилю образовательного учреждения или профилю преподаваемых дисциплин.
Педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения». «Отличник профессионально-технического образования РСФСР», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «За развитие научно-исследовательской работы студентов» устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30% ставок (должностных окладов).
Указанная надбавка устанавливается с момента введения в действие Закона города Москвы «О развитии образования в городе Москве».
1.5. Надбавки за работу в экспериментальном или инновационном режиме.
Педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки, ставки (должностные оклады) повышаются на 15 % ставок.
Указанные надбавки устанавливаются с момента присвоения образовательному учреждению в установленном порядке статуса Городской экспериментальной площадки и сохраняются на весь срок реализации программы эксперимента при условии работы в экспериментальном или инновационном режиме.
1.6. Надбавки руководителям государственных образовательных учреждений.
Руководителям государственных образовательных учреждений по решению вышестоящего органа управления образованием могут устанавливаться надбавки в размере до 50% должностного оклада.
Конкретные размеры надбавки определяются вышестоящим органом управления образованием в соответствии с личным вкладом работника в общие результаты деятельности образовательного учреждения.
При ухудшении качества работы, нарушении трудовой дисциплины, а также в случаях нарушения законодательства в области образования надбавка может быть снята полностью или частично.
2. Надбавки и доплаты, предусмотренные настоящим постановлением, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения педагогическими и иными работниками других надбавок.
В случаях, когда педагогическим и иным работникам предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям, размер каждого повышения (надбавки, доплаты) исчисляется из ставки (оклада) без учета повышений (надбавок, доплат) по другим основаниям.
3. Финансирование предусмотренных настоящим постановлением надбавок и доплат осуществлять в пределах средств, выделяемых на содержание подведомственных учреждений Московского комитета образования.
4. Признать утратившими силу пункты 1. 2, 3. 4. 5, 6. 9 приложения к постановлению Правительства Москвы от 03.08.93 N 789″О готовности учреждений народного образования к новому 1993/94 учебному году», пункты 1.6, 1.7, 5 постановления Правительства Москвы от 23.11.93 N 1080 «О дополнительных мерах по повышению престижа работы в сфере народного образования и социальной защищенности этой отрасли», пункт 1.4 постановления Правительства Москвы от 13.06.95 N 537 «О подготовке системы образования города Москвы к новому 1995/ 1996 учебному году в плане реализации программы «Столичное образование», пункт 3.2 постановления Правительства Москвы от 20.08.96 N 702 «О готовности учреждений образования г. Москвы к новому 1996–1997 учебному году», пункт 5.2 приложения 1 и пункт 4.4 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 19.08.97 N 653 «О готовности системы образования г. Москвы к новому 1997/98 учебному году», пункт 2 распоряжения Мэра Москвы от 10.07.2000 N 729-РМ «Об оплате труда педагогических работников государственных» образовательных учреждений — прогимназий в городе Москве».
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л. И
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники
-
Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c. -
Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c. -
Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
Я работаю юристом-консультантом в юридической конторе города Москва уже более 11 лет. По образованию, я тоже юрист. За время своей работ, я изучил множество юридических законов и столкнулся с различными проблемами в этой области. Поэтому имею большой опыт в данной сфере.