Право на социальную защиту

Самое полезное в статье: "Право на социальную защиту" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Статья 13. Право гражданина на социальную защиту

Статья 13. Право гражданина на социальную защиту

1. Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом и законом Ивановской области.

2. Социальные пособия устанавливаются законом.

3. Ивановская область развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность.

О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области см. Закон Ивановской области от 25 февраля 2005 г. N 59-ОЗ

4. Для обеспечения прав человека и гражданина в Ивановской области устанавливается система государственных социальных стандартов Ивановской области. Государственные социальные стандарты Ивановской области не могут снижать уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина, установленный минимальными государственными стандартами Российской Федерации.

5. Государственным социальным стандартом Ивановской области признается установленный законом Ивановской области норматив (группа нормативов) организационного, финансового, материального и правового обеспечения, примененный к обязательству органов государственной власти Ивановской области по защите и гарантиям прав граждан.

Органы государственной власти обязаны обеспечить выполнение каждого государственного социального стандарта Ивановской области на всей территории Ивановской области.

Приоритеты реализации и порядок введения государственных социальных стандартов Ивановской области определяются законом Ивановской области.

6. В соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Ивановской области органы местного самоуправления в Ивановской области на своей территории могут повышать уровень государственных социальных стандартов Ивановской области и вводить муниципальные социальные стандарты.

7. В Ивановской области обеспечиваются охрана труда, содействие занятости населения, развитие и повышение качества трудовых ресурсов, повышение доходов населения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, профилактика безнадзорности несовершеннолетних.

Право на социальную защиту распространяется на

Система социального страхования вступает в силу

а) при утрате имущества граждан;

б) в определенных случаях изменения социального или материального положения граждан;

в) только при ситуациях, возникших неожиданно;

г) только при ситуациях, возникших вследствие стихийных бедствий.

К страховому случаю в системе социального страхования относится

а) кража личного автомобиля;

К выплатам по социальному обеспечению относятся

а) выплаты по беременности и родам;

б) компенсация при угоне автомобиля;

в) компенсация материального ущерба при пожаре;

г) компенсация морального вреда.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью

а) принимается ежегодно;

б) была принята вместе с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании в РСФСР »;

в) декларирована Конституцией РФ;

г) является составной частью Основ законодательств Российской Федерации об охране здоровья граждан

Продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам устанавливается

а) только законодательством РФ;

б) только законодательными актами субъектов РФ;

в) законодательством РФ, на региональном уровне может увеличиваться;

г) законодательством РФ, на региональном уровне может уменьшаться.

Социальная защита инвалидов предполагает обеспечение

а) обеспечение пенсиями, лекарствами, транспортом, протезирование и реабилитацию;

б) пенсиями и лекарствами;

в) пенсиями и протезирование;

г) пенсиями, лекарствами, реабилитацию

Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется

а) лечащим врачом;

б) клинико-экспертной комиссией лечебно-профилактического учреждения;

в) фельдшером ФАП(а) или ФП, имеющим ни это разрешение;

г) всеми вышеперечисленными.

Штраф – это

а) административное наказание;

б) уголовное наказание;

в) дисциплинарное взыскание;

г) может быть и административным, и уголовным наказанием.

Незаконное занятие частной медицинской деятельностью может повлечь за собой

а) административное наказание;

б) уголовное наказание;

в) дисциплинарное взыскание;

г) и административное, и уголовное наказание.

За заражение ВИЧ – инфекцией может последовать

а) дисциплинарное взыскание;

б) административное наказание;

в) уголовное наказание;

г) все вышеперечисленное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8365 —

| 7296 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Защита социальных прав граждан

Социальные права граждан представляют собой совокупность конституционных прав человека, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. К основным социальным правам человека относятся:

  • право на социальное обеспечение;
  • право на образование;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на жилище;
  • особые права детей, и права инвалидов.

Как же может быть осуществлена защита социальных прав граждан? Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту прав и свобод — как в судебном, так и в административном порядке. К способам защиты социальных прав граждан Гражданский кодекс относит:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение недействительности ее последствий, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиту прав;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсацию морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иные способы, предусмотренные законом.

Для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов граждане могут обращаться:

Также для защиты своих прав и интересов граждане могут участвовать в собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Конституция России предоставляет право гражданину обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека в тех случаях, когда уже были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. К таким органам, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, относятся Комитет ООН по правам человека (город Женева) и Европейский суд по правам человека (город Страсбург).

Социально-правовая защита населения

Вернуться назад на Защита населения

Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.

Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

1. трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
2. социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).

Социальная защита должна охватывать следующие направления:

1. обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
2. создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
3. обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
4. обеспечение экологической безопасности членов общества;
5. защита граждан от преступных посягательств;
6. защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
7. создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
8. защита от политического преследования и административного произвола;

9. обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
10. создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
11. обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

Социально-экономические преобразования российского общества, направленные на утверждение и развитие рыночных отношений, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий и организаций в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется принимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных отраслях жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и др. Главным сегодня является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся, забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников.

Гражданские права человека
Гражданский иск в российском уголовном процессе
Гражданский процесс
Гражданское право
Гражданское правонарушение и правовая база

Социальная защита

Цель предоставления социального обеспечения

Условия предоставления социального обеспечения

Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению

Право на социальное обеспечение имеют лишь определенные категории граждан, установленные действующим законодательством, к таковым относятся нетрудоспособные лица ( в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; лица, имеющие статус беженцев, вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации, лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герой Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные; доноры и почетные доноры и т. д.

Право на тот или иной вид социального обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе, к которым относятся преимущественно события (достижение определенного законом возраста, инвалидность, смерть, рождение, болезнь, беременность и т.д.). Эти обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам, когда помощь государства и общества ему крайне необходима.

Предоставляя какой-либо вид социального обеспечения государство преследует определенную цель. Можно сказать, что цель социального обеспечения триединая, так как она включает в себя три связанных между собой цели: ближайшую, промежуточную, конечную. Например, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам, ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы, то есть компенсация временно утраченного заработка за время отпуска по беременности и родам; промежуточной является забота о здоровье матери и ребенка; конечной — воспитание здорового поколения и рост народонаселения.

Основной целью каждого вида социального обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Следует различать понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита». В период перехода к рыночным отношениям в стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему, конечно, призвано право социального обеспечения, и вместе с тем ее решение в рамках одной отрасли — права социального обеспечения – невозможно. Здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право — проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право — вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., гражданское право- государственная поддержка, охрана и защита частной собственности и т. д., экологическое право — проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

[1]

Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует сделать акцент на то, что социальная защита и социальные отношения определяют зрелость общества, показателем уровня его нравственных и юридических норм. Создание социальной эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития общества особенно в условиях рыночных отношений. Основное назначение социальной политики государства – защита всего населения и каждого человека, а агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Все категории населения в большей или меньшей мере нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для приобретения жилья, предпринимательства и во многом другом. Только социальное государство может обеспечить такую социальную защиту.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно заботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В эту систему могут входить всевозможные общественные отношения, например, трудовые и жилищные, экологические, по охране здоровья, образовательные, гражданские и семейные, земельные и, собственно, по социальному обеспечению. В этом значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком смысле социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Также в узком смысле социальную защиту можно определить как конкретную социальную политику государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворение или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны самостоятельно улучшить его.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации целью социальной защиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Исходя из содержания статьи Конституции РФ, социальная защита может быть определена как совокупность различных гарантированных государством мер, адресованных нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленная на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который отвечает требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке. Социальную защиту также можно охарактеризовать как совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством. К таким мероприятиям относятся: социальное обеспечение, система обязательного социального страхования, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум по региону, охрана труда и здоровья.

К видам социальной защиты относятся: обеспечение пенсиями; обеспечение пособиями; бесплатное медицинское обслуживание; предоставление санаторно-курортного лечения; социальная помощь семьям, имеющим детей; обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Вопрос 2. Функции социального обеспечения

Назначение социального обеспечения проявляется в его функциях. Функция социального обеспечения – основное направление воздействия на поведение субъектов права социального обеспечения через нормы права. Выделяю следующие функции социального обеспечения – экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитационную, защитную, производственную.

Экономическая функция заключается в следующем:

— в замещении заработка или дохода, связанного с трудом ( или содержания ), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и по ряду других причин;

— в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами, так же другими;

— в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( бедность, сиротство, вынужденное переселение и т.д. ).

Производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения, кроме того, она позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики государства.

Демографическая функцияспособствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

Социально-реабилитационнаясвязана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан ( например, оказание протезно-ортопедической помощи). Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функциявыражается в оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь в решение различных проблем ( материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9203 —

| 7259 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Права граждан Российской Федерации на социальную защиту (стр. 2 из 2)

4) доходы от ценных бумаг;

[2]

5) средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;

6) благотворительные взносы и пожертвования;

7) другие источники, не запрещенные законом.

3. Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения.

4. Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживавшихся не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания.

2. Права граждан на социальную защиту, согласно Конституции РФ

Конституция основной закон страны, определяющий политический строй. Анализ конституции РФ показывает, что права граждан на социальную защиту определены непосредственно статьями: 7, 38, 39 и косвенно статьями: 21, 24, 26, 30,40.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Конституция РФ.txt

2. Проблемный комментарий к Конституции РФ (Четвернин-1997).txt

3. Постатейный комментарий к Конституции РФ — Кудрявцев.txt

4. ФЗ О гражданстве Российской Федерации.txt

5. Закон N 122-ФЗ от 21 июля 1995 года «Об основах социального обслуживания населения» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Если говорить конкретней о самом определении социальной защиты, то можно сказать, что социальная защита, это особый вид социально-экономической деятельности, который ориентируется на различные слои населения. Социальная защита, это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита должна обеспечивать гарантированный промежуточный минимум, покупательную способность граждан, защиту здоровья, жизни и имущества. Необходимость социальной защити исходит из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, которые будут компенсировать социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.

Социальное обеспечение, это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Социальная защита и социальное обеспечение, это сфера таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества. Всеобщая декларация прав человека, объявила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Роль социального обеспечения состоит в том, что оно является особой формой удовлетворения тех или иных потребностей в источниках средств к существованию нетрудоспособных граждан и престарелых. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты:

Общие, то есть направлены на все население.

Специальные или категориальные, направлены на отдельные категории граждан.

Исключительные, предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов, поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и так далее.

Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование и социальное обслуживание.

Меры социальной защиты могут выражаться в виде денежных выплат или социальных услуг. Денежными выплатами являются пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации и компенсации. К услугам следует относить как натуральные виды содержания, например, лекарства, так и полезный эффект, возникший в результате труда, как целенаправленной деятельности человека, например, доставка лекарств. В числе средств социальной защиты находятся также преимущества и льготы. Преимущества выражаются в предоставлении гражданам первоочередного или внеочередного права на получение социального блага, а льготы облегчают условия удовлетворения социальных потребностей и делают его бесплатным или со снижением стоимости, точнее говоря, они освобождают субъекта-получателя от выполнения каких-либо обязанностей. Преимущества и льготы могут распространяться и на трудоспособных граждан в качестве поощрения.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации, это прежде всего, государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав, это закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По способу осуществления можно выделить активную и пассивную социальную политику. Пассивная социальная политика предполагает искусственное сдерживание цен, стабилизацию или рост за счет этого уровня жизни, увеличение дотаций по всем направлениям социальной защиты. Но наиболее предпочтительна активная политика. В ней главное, это создание условий для проявления инициативы и повышение роли государства в поддержке уровня жизни пенсионеров и детей.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух видах:

1) денежные выплаты, то есть социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

2) натуральная помощь, а это топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.

Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.

Экономическая функция заключается в замещении заработка, дохода или содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Социальная защита была и будет играть самую важную роль в развитии и поддержке общества. Ведь если не будет социальной защиты, то малообеспеченный уровень населения будет на грани нищеты. Кто-то конечно сможет выжить, а кто-то нет, эти люди просто станут потеряны для общества. Можно привести пример, пенсионер, который живет один или человек, который слег и не может сам за собой ухаживать, как они будут выживать без социальной помощи? Они не смогут выжить.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальную защиту распространяется на

Система социального страхования вступает в силу.

а) при утрате имущества граждан;

б) в определенных случаях изменения социального или материального положения граждан;

в) только при ситуациях, возникших неожиданно;

г) только при ситуациях, возникших вследствие стихий­ных бедствий.

К страховому случаю в системе социального страхования относится.

а) кража личного автомобиля;

К выплатам по социальному обеспечению относятся.

а) выплаты по беременности и родам;

б) компенсация при угоне автомобиля;

в) компенсация материального ущерба при пожаре;

г) компенсация морального вреда.

Пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда могут устанавливаться по достижению возраста.

а) женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет;

б) женщины — 50 лет, мужчины — 55 лет;

в) женщины — 45 лет, мужчины — 50 лет;

г) женщины и мужчины 50 лет.

Пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда могут устанавливаться мужчинам при работе в тяжелых условиях не менее.

б) 10 лет 6 месяцев;

г) 7 лет 6 месяцев.

23. Право на получение образования в Российской Федера­ции декларируется.

а) Законом РФ «Об образовании»;

б) Конституцией РФ;

в) Международными соглашениями о правах человека;

г) Гражданским кодексом РФ.

24. Бесплатное получение среднего медицинского образова­ния.

а) возможно, если оно получается впервые;

б) невозможно, если имеется начальное профессиональ­ное образование (обучение в техническом училище);

в) невозможно при наличии высшего образования;

г) возможно после прохождения бесплатного обучения в среднем специальном учебном заведении немеди­цинского профиля.

25. Последипломное медицинское образование — это.
а) специализация;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституци и Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.[1], которая в статье 7 провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соотве тс твии с ко торой каждому гарантируется социа льное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных за коном .

«В постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №296 утверждена новая ре дакция государственной программы «Социальная по ддержка граждан». Це лями госпрограммы, разработанной Минтрудом России, являю тся создание условий для роста благосостояния граждан – получате лей мер социальной поддержки и повышение дос тупности социа льного обслуживания насе ления. В госпрограмме выделено четыре подпрограммы: «Развитие мер социальной поддержки отде льны х кате горий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Совершенствование социальной поддержки семьи и де тей», «Повышение эффективнос ти государс твенной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В рамках госпрограммы решаются следующие задачи:

· выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

[3]

· обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей -инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

· создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

· повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Объём финансового обеспечения реализации государственной программы за счёт средств федерального бюджета за период с 2013 по 2020 год составляет 9473 млрд. рублей, в том числе в 2014 году – 1089 млрд. рублей, в 2015 году – 1161 млрд. рублей, в 2016 году – 1178 млрд. рублей. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации на реализацию госпрограммы в 2014 году планируются в объёме 16,4 млрд. рублей.

Эффективность реализации госпрограммы определяется достижением следующих показателей:

· снижение численности населения с де нежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения с 11,1 до 9%;

· увеличение доли граждан , получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе обратившихся за этими ус лугами граждан с 97,9 до 100%;

· увеличение доли малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта , в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, с 1,1 до 10%;

· увеличение соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, с о средней заработной платой в регионе с 49,3 до 100%;

· увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,707 до 1,817%;

· увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 79 до 85%;

· увеличение количества социально ориентированны х некоммерческих организаций, за ис ключением государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан, с 9700 до 10 400 организаций;

· увеличение количества социально ориентированны х не коммерческих организаций, ко торым оказана финансовая поддержка, с 1800 до 2150 организаций».[5]

Таким образом, государство постоянно формирует меры, направленные на формирование стабильно развивающегося общества. По существу, защита малоимущих граждан, предусмотренная рядом нормативных правовых актов и государственных программ – это конституционная обязанность государства по социальной защите граждан, имеющая постоянный характер и требующая от него значительной активности.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства , которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Она ориентирована на самые различные с лои, группы населения и включает в себя:

· борьбу с безработицей;

· государственное регулирование минимального размера оплаты труда;

· общедоступность и бесплатность дошкольно го, основного общего и среднего профессионального образования в государс твенны х и муниципальны х образовательны х учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, беспла тность высшего образования;

· бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.»[6,С. 3]

В соответствии с российским законодательством социальная помощь в отношении малоимущих граждан может выражаться в денежных выплатах, в виде социальных пособий, субсидии и т.д. или в натуральной помощи, например продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и т.д.

Малоимущие граждане могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации, в ко тором проживает семья. В качестве таких мер можно назвать:

· Жилищные меры поддержки (льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, получение жилья по договору социального найма)[2];

· Налоговые льготы [3];

· Льготы при поступлении в высшие образовательные учреждения, право на социа льные с типендии;

· Оказание беспла тной юридической помощи[4].

Присвоение гражданину статуса малоимущего осуществляется на основании е го до хода и стоимости имущества, находящегося в его собственности, а за величину дохода обычно принимается прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.

Спис ок лите ратуры

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ); Официальный Интернет-портал правовой информации –http://www.pravo.gov.ru.- 11.04.2014.

2. «Жилищный кодекс Российской Фе дерации» от 29.12.2004 N 188 -ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законода тельс тва РФ» 2005. — N 1 (часть 1).- ст. 14.- 3 января ; Официальны й интерне т — порта л правовой информации http://www.p ravo.gov.ru.- 22.07.2014

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117 -ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014)// «Собрание законодательства РФ».2000. — N 32.- ст. 3340.- 7 августа ; Официальны й Интернет-портал правовой информации – http://www.pravo.gov.ru .- 22.07.2014

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324 -ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // Официальный Интернет-портал правовой информации – http://www.pravo.gov.ru .-21.11.2011; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.- 22.07.2014

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» Интернет ресурс: сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.ros mintrud.ru/social/social/207

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Голоманчук Э.В. Реализация конституционных социальных и экономических прав граждан Российской Федерации через программную социальную политику // Философия права. — №5. – 2011. – С. 3.

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  3. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Право на социальную защиту
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here