Содержание
- 1 Как устроиться на новую работу бывшему государственному и муниципальному служащему?
- 2 Прием на работу бывшего госслужащего
- 3 Разъяснения Минюста России о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
- 4 Памятка Минтруда России О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
- 5 Принимаем на работу бывшего служащего (Куревина Л.В.)
- 6 Памятка Минтруда России
- 7 Прием на работу бывшего госслужащего
Как устроиться на новую работу бывшему государственному и муниципальному служащему?
Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Бывший государственный служащий в течение двух лет после увольнения принят на службу в другой государственный орган также на должность государственной службы.
Возникает ли обязанность нового работодателя направить уведомление о принятии его на работу в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ?
Возникает ли обязанность по уведомлению в аналогичной ситуации, но при трудоустройстве бывшего гражданского служащего на муниципальную службу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При трудоустройстве бывшего государственного служащего в государственный орган или орган местного самоуправления в течение двух лет после увольнения его с государственной службы уведомлять об этом тот государственный орган, который являлся последним местом его службы, не нужно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
16 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прием на работу бывшего госслужащего
Принять на работу бывшего госслужащего кажется очень полезным решением, так как он может обладать нужными связями и влиянием, которые могут пригодиться в ведении бизнеса. Согласно недавно принятому антикоррупционному закону, прием на работу бывшего госслужащего не такое уж простое дело. Каким образом осуществляется прием, и какие есть тонкости, рассмотрим в данной статье.
Трудоустройство госслужащих
По привычке работодатели, принимая на работу бывшего служащего из государственных или муниципальных организаций, руководствуются только лишь Трудовым Кодексом, не учитывая нововведенный антикоррупционный закон, поэтому предпринимателями допускаются ошибки, которые являются серьезными правонарушениями и караются большими штрафами.Процедура приема на работу гражданских служащих ничем не отличается от трудоустройства обычных гражданских лиц и специальных законодательных актов на этот счет не имеется.
Принимают чиновника посредством заключения трудового договора на общих основаниях. После чего руководитель должен издать приказ или распоряжение о приеме данного сотрудника. В дальнейшем все трудовые отношения с бывшим чиновником строятся на основании Трудового Кодекса Российской Федерации.
Что говорит Закон
Согласно ст. 17.1 ФЗ №273 «О противодействии коррупции» работник государственных или муниципальных структур, ранее работавший на должности, которая включена в перечень, указанный в нормативных актах РФ, может трудоустроиться в компании, к предпринимателям и другие предприятия на основании трудового договора в течение 2-х лет с момента увольнения с госслужбы. В свою очередь, работодатель обязан в течение 10 дней сообщить о приеме на работу бывшего чиновника представителю работодателя по предыдущему месту работы, т.е. в ту государственную структуру, где ранее работал бывший госслужащий (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700).
Разберем эту норму по пунктам для более легкого понимания. Работодателю вменяется в обязанности сообщать о трудоустройстве чиновника если:
- прием на работу госслужащего осуществляется путем заключения трудового договора:
- бывший госслужащий на новом месте работы получает заработную плату в размере, превышающем 100 тыс. рублей>
- бывший государственный работник устроился на новую работу до истечения двухлетнего срока. В случае, если с момента ухода с госучреждения прошло 2 и более года, то сообщать никуда не надо>
- должность чиновника, занимаемая ранее на государственной службе, входит в перечень, установленный нормативными актами Российской Федерации (Указ №557 от 18.05.2009).
Как было сказано ранее, на основании этих условий, работодатель уведомляет руководство предыдущего места работы чиновника в течение 10 дней с момента подписания трудового договора. Не соблюдение установленных сроков —> это административное правонарушение и влечет за собой ответственность. Сообщение о данном трудоустройстве оформляется письмом. Форма письма законодательно не регламентируется, но должна быть на бланке предприятия и содержать все необходимые сведения, установленные антикоррупционным законом.
Ответственность
Согласно Федеральному Закону № 273 ст. 13.1, все граждане, включая иностранцев и не имеющих гражданство лиц, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение антикоррупционного закона. Предпринимателю, нарушившему ст. 12 ч. 4 данного закона, грозит административное взыскание в виде ощутимого штрафа. Статья 19.29 КОАП РФ предусматривает за не выполнение закона № 273-ФЗ штраф:
- с граждан взыскивается – 2 000 – 4 000 руб.>
- с должностных лиц, а также предпринимателей – 20 000 – 50 000 руб. (ст. 2.4 КоАП РФ)>
- юридические лица штрафуются на сумму от 100 000 – 500 000 руб.
Зачастую наши люди не удосуживаются как следует изучить законы, касающиеся их деятельности. И это относится не только к предпринимателям и другим физическим и юридическим лицам, но даже правоохранительные органы весьма поверхностно разбираются в сути дела. Поэтому не всегда наказание настигает действительно виновного в правонарушении.
Что можно сказать в заключение?
- Антикоррупционный закон сложен и часто трактуют его не совсем правильно. Толковать данный закон следует совместно с другими нормами и нормативными актами>
- Работодатель уведомляет о приеме на работу бывшего госслужащего только в том случае, если все условия на лицо в совокупности. Если не достает хотя бы одно условия, уведомление составлять нет необходимости>
- Ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает исключительно при наличии полного объема правонарушения. При недостающем признаке, действие не может быть расцениваться как административное нарушение>
- Не во всех случаях признание вины и готовность понести взыскание является разумным, хотя это и является причиной значительно снизить размер ответственности. Следует обжаловать иск в суде. Часты случаи, когда вследствие судебного разбирательства, решение суда вовсе отменяло взыскание.
Разъяснения Минюста России о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтатьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.
Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).
Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет
ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.
1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.
В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:
раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;
перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;
перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).
Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.
Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.
Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:
— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;
— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.
3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
В письме должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).
Памятка Минтруда России О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.
Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).
Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.
1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.
В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:
раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;
перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;
перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).
Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.
Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.
Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:
Видео (кликните для воспроизведения). |
— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;
— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.
3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
В письме должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).
Принимаем на работу бывшего служащего (Куревина Л.В.)
Дата размещения статьи: 17.07.2015
Одной из мер борьбы с коррупцией является обязанность государственных и муниципальных служащих сообщать о своем новом месте работы представителю нанимателя по последнему месту прохождения службы после увольнения с госслужбы. Аналогичная обязанность предусмотрена для работодателей, заключивших трудовые или гражданско-правовые договоры с бывшими служащими. Это касается всех работодателей без исключения. В статье расскажем, как узнать, что работник в прошлом замещал должность на госслужбе, в какой срок и в каком порядке работодатель должен сообщить о приеме на работу бывшего служащего, какая ответственность предусмотрена за нарушение данной обязанности.
Обязанность по сообщению сведений
Для государственных и муниципальных служащих установлено немало ограничений, связанных с прохождением службы. Это и наличие некоторых заболеваний, и непредставление или представление ложных сведений о доходах, и отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, и др.
Однако существуют ограничения, действующие на служащих и после их увольнения с государственной и муниципальной службы. Так, в силу ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с такой службы при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Обратите внимание! Сведения о последнем месте службы сообщают не все служащие, а только те, чьи должности включены в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ.
К сведению. Функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — это полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий такой организацией, либо готовить проекты подобных решений (ч. 4 ст. 1 Закона N 273-ФЗ).
Согласно Письму Минтруда России от 30.12.2013 N 18-2/4074 «О разъяснении положений статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
При этом служащий самостоятельно оценивает свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, знакомится с правоустанавливающими, отчетными и другими документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.
Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина в течение семи дней со дня поступления обращения и сообщить ему о принятом решении письменно в течение одного рабочего дня или устно в течение трех рабочих дней (п. 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Перечни должностей
На региональном уровне такие перечни утверждаются органами власти субъектов РФ, на муниципальном — органами местного самоуправления.
Найти данные перечни можно в правовых базах или в Интернете на сайтах региональных и муниципальных органов власти.
Узнаем о прохождении службы
Что касается оснований для увольнения, если служащий уволен из государственного органа, ссылка о расторжении служебного контракта будет на Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила), лицам, занимавшим должности военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам ГОЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах, в трудовую книжку вносится запись о времени прохождения службы с указанием соответствующих документов.
Итак, не указываются ни должность, ни основание для увольнения. И если запись вносилась в соответствии с Правилами, то в графе «Сведения о приеме на работу. » запись будет выглядеть так: «В период с 00.00.0000 по 00.00.0000 проходил службу в органах внутренних дел».
Обратите внимание! В отличие от государственных служащих, в основаниях для увольнения муниципальных служащих, как правило, указываются статьи Трудового кодекса, поскольку Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены лишь дополнительные основания для увольнения.
Намного сложнее ситуация, когда заключается гражданско-правовой договор. Конечно, оформление договора, цена услуг которого составляет более 100 000 руб. в месяц, не так часто встречается, тем не менее такое ограничение законодательством установлено. Трудность заключается в том, что требовать с гражданина трудовую книжку при заключении такого договора вы не имеете права, а можете ее только попросить. Если работник откажется, единственным выходом остается также взять с него письменное заявление о том, что он не работал на государственной или муниципальной службе в должности, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ.
Сообщаем о трудоустройстве служащего
Ответственность за несоблюдение требований
Итак, как следует из ст. 12 Закона N 273-ФЗ и ст. 64.1 ТК РФ, требования о представлении сведений предъявляются и к работнику, и к работодателю. При этом работник несет ответственность за несогласование своего трудоустройства с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и непредставление сведений о последнем месте службы в течение двух лет с момента увольнения. Несоблюдение работником этих требований влечет прекращение с ним трудового (гражданско-правового) договора.
В свою очередь, работодатель несет административную ответственность за привлечение им к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо работам или услугам на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ (ст. 19.29 КоАП РФ).
Штрафы за данное нарушение составляют:
— от 20 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;
— от 100 000 до 500 000 руб. — для юридических лиц.
Обратите внимание! Срок давности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Возбуждать дела, связанные с нарушением антикоррупционных норм, в том числе по ст. 19.29 КоАП РФ, имеет право прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Также он может направить работодателю представление об увольнении работника, который не согласовал свое трудоустройство с конфликтной комиссией в соответствии с ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ, исполнить которое он должен будет в течение месяца, сообщив об этом в прокуратуру в письменной форме (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Основанием для увольнения работника за несообщение сведений и несогласование трудоустройства с комиссией будет п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом, иным федеральным законом ограничений в части занятия определенными видами трудовой деятельности.
Увольнение работника по его же вине не влечет привлечения к ответственности работодателя. Так, если работник каким-либо образом скрыл при приеме на работу сведения о месте службы в последние два года и работодатель это докажет, он не будет привлечен к ответственности и дело закончится только увольнением работника. В противном случае штрафа не избежать независимо от того, на сколько был нарушен срок уведомления — на два дня или два года.
Подводя итог сказанному, еще раз обратим внимание: прежде чем заключить с гражданином трудовой или гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение работ, следует выяснить, не замещал ли будущий работник должности государственной или муниципальной службы. При этом необходимо наличие следующих условий:
— с момента увольнения бывшего служащего не прошло двух лет;
— должность служащего включена в перечень, установленный нормативным правовым актом;
— стоимость работ по гражданско-правовому договору составляет не более 100 000 руб. в месяц.
При наличии этих условий нужно как можно быстрее направить сведения о заключении таких договоров по месту службы работника.
Памятка Минтруда России
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.
Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).
Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.
1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.
В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:
раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;
перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).
Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.
Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.
Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:
— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;
— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.
3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
В письме должны содержаться следующие сведения:
б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).
Прием на работу бывшего госслужащего
В отношении работников правительственных учреждений и государственных структур действуют особые требования и ограничения, которые, в том числе, могут затрагивать и прием бывшего госслужащего на работу. При этом знать о нормативах Трудового кодекса при трудоустройстве подобных работников следует как самим соискателям, так и работодателям. Учитывая риски привлечения к ответственности за нарушение действующих нормативов ТК РФ, следует точно знать, как проводится прием на работу бывшего госслужащего или военнослужащего и какие имеются ограничения по перечню должностей или конфликту интересов в данном аспекте трудоустройства.Прием на работу бывшего госслужащего – ТК РФ, законы и нормативная база
С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование. При этом на госслужащих в данном аспекте их трудовой деятельности распространяются нормативы различных документов федерального уровня. Поэтому прежде чем принимать на работу такового сотрудника, как работодателю, так и самому соискателю следует обратить внимание на положения следующих документов:
В целом, процедура приема на работу бывших госслужащих может быть достаточно простой в большинстве случаев. Исходя из положений вышеозначенных нормативных документов, специфические требования касаются, в первую очередь, бывших госслужащих, на новой работе которых заработная плата будет превышать 100 тыс. рублей в месяц, а также работников, которые имели доступ к определенным государственным тайнам.
Как оформляется прием на работу бывших госслужащих
Все нормативы, которые касаются приема на работу бывших госслужащих, имеют ряд особенностей и нюансов, которые следует учитывать, как работнику, так и работодателю. В первую очередь следует отметить, что работа на государственной службе ранее налагает на соискателя обязанность сообщать о ней работодателю, но запрашивать какие-либо дополнительные, не предусмотренные ТК РФ документы, способные подтвердить или опровергнуть работу ранее в государственных органах, работодатель не вправе. Соответственно, фактическим подтверждение нахождения сотрудника на государственной службе ранее может являться только непосредственно трудовая книжка работника, предъявляемая работодателю при трудоустройстве.Порядок действий при приеме на работу бывшего госслужащего по Трудовому кодексу может выглядеть следующим образом:
- Работодатель требует у соискателя полный пакет документов, в который входит и трудовая книжка. При этом работодатель ознакомляется с предыдущими записями сотрудника.
- Если в трудовой книжке имеется свидетельство о работе на государственной службе ранее, а с момента увольнения работника с неё прошло менее двух лет, работодателю следует иметь это в виду.
- В случае, когда новая должность предполагает заработную плату свыше 100 тыс. рублей, работодатель подготавливает уведомление государственной службы, бывшей работодателем соискателя в прошлом, о приеме на работу ее сотрудника.
- Если соискатель ранее работал с означенным работодателем, находясь на государственной службе, он также должен будет предъявить ему разрешение специальной комиссии на трудоустройство. Данная особенность приема на работу бывших госслужащих предназначена для урегулирования возможного конфликта интересов.
- Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
- Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.
Важный факт – следует разделять понятие бюджетных работников и государственных служащих. Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.
Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:
- Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
- Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.
Как оформляется уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего и иные нюансы
В целом, порядок уведомления государственных органов о приеме на работу бывших госслужащих является достаточно простым. Если работодатель установил факт работы сотрудника ранее на государственной службе, то в течение десяти дней после заключения с данным сотрудником трудового договора, им направляется уведомление по адресу той службы, где работал соискатель. При этом если соискатель в течение последних двух лет работал на различных государственных службах, то уведомление направляется в каждую из них.Уведомление следует отправлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о получении – это позволит работодателю защитить свои права в случае возможного судебного разбирательства. Сам по себе данный документ составляется в свободной форме.
Учитывая возможность привлечения работодателя к ответственности за несвоевременное уведомление, или неуведомление соответствующих органов, многие работодатели предпочитают направить данное уведомление в любой спорной ситуации. Это допустимая практика, так как она гарантированно позволит избежать нарушения норм трудового законодательства. Даже если фактически означенное уведомление не требуется, никаких последствий при его отправке для работодателя не будет – помимо затрат на оформление почтового отправления.
Несмотря на столь прозрачное и точное правовое регулирование вопросов приема на работу бывших госслужащих, в некоторых случаях могут иметь место и дополнительные нюансы или особенности их трудоустройства. В частности, такой сотрудник может не предъявить трудовую книжку, сославшись на её отсутствие, и не сообщать работодателю о факте нахождения на госслужбе ранее.
В данной ситуации работодатель не может быть привлечен к ответственности за неисполнение требований об уведомлении, так как фактически он не мог его совершить. В то же время, подобные обстоятельства являются достаточными обоснованиями для расторжения трудового договора с означенным работником по причине предоставления недостоверных сведений при трудоустройстве.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При приеме на работу госслужащего по совместительству, если он на данный момент работает у другого работодателя, но не на государственной службе, порядок уведомления является идентичным обычному. Если же одновременно с трудовой деятельностью по совместительству на частное лицо, работник также находится на государственной службе, то работодатель не должен направлять никаких уведомлений в государственные органы в принципе – именно работник в рассматриваемой ситуации должен получать разрешение на работу по совместительству от своего непосредственного начальства на основной работе – государственной службе.
Источники
-
Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c. -
Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c. -
Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c. - Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
- ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Я работаю юристом-консультантом в юридической конторе города Москва уже более 11 лет. По образованию, я тоже юрист. За время своей работ, я изучил множество юридических законов и столкнулся с различными проблемами в этой области. Поэтому имею большой опыт в данной сфере.