Содержание
- 1 Эссе на тему «Перспективы современного образования в Российской Федерации»
- 2 Система образования в России и перспективы ее развития
- 3 Современная система образования в России. Проблемы и перспективы
- 4 Проблемы системы образования в экономике современной России
- 5 Проблемы современного высшего образования в России
Эссе на тему «Перспективы современного образования в Российской Федерации»
Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные принципы государственной образовательной политики.
Модернизация российского образования является одним из важнейших направлений государственной образовательной политики.
Сегодня главной задачей модернизации российской системы образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства. Приоритетными целями современной школы становится качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений.
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Курс повышения квалификации
«Профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа)
ФИО (полностью): Саранчина Оксана Александровна
Полное наименование учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Птичник»
Эссе на тему: «Перспективы современного образования в Российской Федерации»
«Единственный путь, ведущий к познанию, — это деятельность»
Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные принципы государственной образовательной политики.
Модернизация российского образования является одним из важнейших направлений государственной образовательной политики.
Сегодня главной задачей модернизации российской системы образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства. Приоритетными целями современной школы становится качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Образование должно всегда соответствовать требованиям времени, иначе оно просто не сможет обеспечивать постоянно развивающиеся потребности общества. Современная школа также становится адаптивной, стремящейся подготовить выпускников к жизни в новых социально-экономических условиях, в то же время, подстраиваясь к их личностным особенностям.
Социальный заказ, выраженный в целях образования, делает приоритетным не просто формирование высокого уровня знаний у выпускников, но развитие их исследовательских умений, творческих способностей.
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы.
В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека.
В этих условиях ФГОС должен изменить ситуацию в системе образования. Образование является важнейшим, системообразующим ресурсом социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства.
Важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства.
Таким образом, образовательный стандарт — это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.
В современном понимании Стандарт имеет два основных назначения. С одной стороны, через Стандарт задаётся система ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки конкретного обучаемого. С другой стороны, Стандарт задаёт некие показатели эффективности деятельности системы образования на разных уровнях: от образовательного учреждения до федерального уровня. Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Сегодня всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных Стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт базируется на системно-деятельностном подходе, разработанном в трудах таких психологов как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Системно-деятельностный подход не противостоит, а напротив, интегрирует лучшие достижения компетентностного подхода, как в педагогической науке, так и в практике обучения. Системно-деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде компетентностей, характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Системно-деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:
— организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
— выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
— организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Но наряду с изменениями, которые несет ФГОС к качественному образованию выпускников, расширению возможностей выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет требования и к педагогическому составу современной Российской школы. Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:
•участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования ОУ вместе с другими педагогами ОУ;
•изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету;
•реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;
•обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;
•оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
•оценка метапредметных результатов освоения программы;
•включение учащихся в процесс оценивания через самооценку и взаимооценку.
О какой школе мечтают нынешние ученики и их родители? На эти вопросы в большой степени можно найти ответы в документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
«Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности
Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа — это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями — школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой — столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».
Реализация поставленных задач по реформированию образования возможна, по моему мнению, через следующие мероприятия:
- активное финансирование системы образования со стороны государства, а также необходимо разработать механизм меценатства в области образования (например, чтобы привлечь меценатов в школы и другие образовательные учреждения предоставлять им налоговые льготы, как и для тех, кто занимается благотворительностью в детские дома);
- улучшить качество образования возможно не только через повышение ответственности преподавателей, но и через повышение ответственности родителей за пропуски занятий и недобросовестную учебу их детей (в этой связи необходимо изучать и внедрять положительный опыт зарубежных стран, таких как Швеция, Норвегия, США и др.), например, ввести систему штрафов;
- поощрять за хорошую и отличную учебу ответственных учеников именными стипендиями;
- совершенствовать систему ЕГЭ в сторону усиления контроля над сдачей экзаменов (не говорить, а поставить камеры наблюдения в пункты приема экзаменов), чтобы они были не конкурсом изобретательности учеников и кошельков родителей, а действительно серьезной проверкой знаний;
- оснащать современным оборудованием не только большие школы, но и малокомплектные сельские.
Таким образом, сегодня мы хотим создать такую систему образования, которая в полной мере удовлетворяла бы потребности любого гражданина нашей страны в образовании; смогла бы эффективно воспроизводить культурный и интеллектуальный потенциал нашего общества, обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению. Конечно, чтобы образование было эффективным, сам процесс обучения должен воспроизводить высшие общественные ценности.
Получение образования, становясь постоянной заботой каждого человека, должно быть одной из самых привлекательных сторон его жизни, доставляя ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства. И мы должны понимать простую истину: значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом, но оно важно и само по себе как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого из нас.
Чем более развито общество, тем более активно в нем молодое поколение. Сейчас, когда в нашей стране интенсивно осуществляется процесс демократизации, молодежь превращается в реальную социальную силу. И очень важно, чтобы её энергия была направлена на созидание, на решение огромного количества проблем, стоящих перед государством и обществом, а не вела к их умножению. Эту задачу и должно решать государство через государственно-правовое регулирование системы образования и её реформирования в русле требования времени.
Система образования в России и перспективы ее развития
Для цитирования:
Комментарии(>)
Ссылка на экспорт
-
428005, г. Чебоксары, ул. Гражданская, Дом 75 Телефон: 8-800-775-0902 +7 (8352) 222-490 [email protected]
Присоединяйтесь
Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International
Форма подписки
Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!
На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.
Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!
Современная система образования в России. Проблемы и перспективы
Сегодня изучение реформирования образования в России признается одной из главных задач истории образования.
Особый интерес приобретает изучения процесса создания новых проектов реформирования, их внедрения и достигнутые результаты. Актуальность связана с проблемой создания эффективных проектов.
Эффективные проекты-вариант решения проблем при данных условиях с минимальными затратами. Создание оптимального варианта определяется возможностью закрепления в действующей системе образования привносимых инноваций, что предполагает учет условий действительности при их реализации.
Много дискуссий разворачивается также вокруг института образования. Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений.
В данной статье рассмотрим систему образования в России, перспективы ее развития, также рассмотрим изменения в системе образования России.
Образование — это неотъемлемая часть в жизни человека, ибо без образования человек в современном мире не представляет для общества никакого интереса. Без образования человек не может ни писать, ни читать, ни считать.
Но образование – это весьма сложный процесс усвоения какого-либо материала, и государство стремиться облегчить этот процесс и усовершенствовать, насколько это возможно
Образование сегодня — один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной государственной программы, обеспечивающее процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования.
В 1990-е гг. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.
Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.
Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей, реально входят в нашу практику.
Исходя из актуальности статьи можно сделать вывод, что при быстрых темпах развития современности реформы имеют первичное актуальное значение.
В том числе значение в системе образования в России – ее проблемы и перспективы.
Поэтому развитие ребенка зависит от двух факторов:
1. От поддержки государства, которое проявляется в своевременности реформирования.
2. В совокупности от проблем и перспектив образования в России.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Развитие образования предназначено вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину РФ.
Список литературы:
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. — М.: Гардарики, 2003.
- Историческое образование в современной России: справочно — методическое пособие для учителя. М., 2010.
- Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования // Успехи современного естествознания. — 2006.
- Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. / И.П. Норенков. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
Проблемы системы образования в экономике современной России
Качество образования – это крайне важный вопрос, влияющий на интеллектуальный потенциал населения и на будущее страны. Советская система образования была практически разрушена, но пришло ли ей на смену что-то достойное? На кризис российской системы образования влияет и смена политического строя, и усиливающаяся глобализация.
Попробуем рассмотреть основные проблемы российского образования, выделим следующие:
1. «Демографическая яма». Демографический провал связан с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов.
2. Кризис традиционной системы образования. Организация учебной деятельности в сегодняшней России во многом унаследована от советской системы образования. Но сейчас на смену индустриальному обществу приходит общество информационное, мир развивается, что обуславливает необходимость коренных реформ в современной системе образования. В реформах нуждается и принципы подачи учебного материала, и роль преподавателя и учителя в образовательном процессе. Несомненно, в настоящее время требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.
3. Противоречивые оценки единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ является основной, и, по сути, единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения.
4. Низкая практическая направленность образования. Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, а не на подготовку специалиста, занимающегося практикой. Теоретические знания часто оторваны от практической деятельности. Многие ученики не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Можно выделить несколько причин:
— недостаточная практическая подготовка;
— слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой;
— устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.
5. Низкий уровень финансирования. Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с недостаточным уровнем финансирования. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.
6. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования. Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.
7. Слабое законодательство в сфере образования. Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.
8. Массовый спрос на высшее образование. Хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;
9. Коррупция. Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;
10. Падение престижности обучения в техникумах и ПТУ. Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.
Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России.
Заключение
В курсовой работе был исследован процесс производства и потребления общественных благ, рассмотрены основные принципы или свойства, которыми они должны обладать, дана классификация общественных благ, проанализирована роль государства в их производстве. В процессе работы, мы пришли к выводу, что для государства и рынка важно решить задачу правильной оценки потребностей населения, масштабов необходимости общественных услуг и путей их финансирования.
В качестве примера общественного блага мы рассмотрели образование в России – исследовали структуру системы образования, проанализировали основные показатели, которые ее характеризуют. Например, был произведен анализ расходов бюджета Российской Федерации, которые были направлены на образование. В результате, мы выяснили, что расходы на образования постоянно растут, но все равно являются недостаточными, так как заработная плата работников образования остается на невысоком уровне.
Образовательная система в настоящее время постоянно реформируется, одним из главных и обсуждаемых нововведений является внедрение ЕГЭ.
Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов. В настоящее время необходима фундаментализация образования, интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования, инновационное обучение и информационная поддержка образования в целом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9886 —
| 7437 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Проблемы современного высшего образования в России
Секция: Педагогика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Alexander Kartamyshev
master’s student of the faculty of physical culture Pedagogical Institute of the NRU «BelSU», Russia, Belgorod
Alexey Gladkyy
scientific director post-graduate student of the second year of study of the Department of constitutional and international law faculty of NRU «BelSU», Russia, Belgorod
Natalia Bereznyak
scientific director post-graduate student of the Department of pedagogy and methodology professional education of BGIIK, Russia, Belgorod
Аннотация. В статье говорится о проблемах высшего образования в России, возникших в последние десять лет. Рассмотрены проблемы появления большого количества новых ВУЗов и качества образовательных услуг, предоставляемых этими учебными заведениями. В статье рассматриваются проблемы интеграции Российского образования в Европейскую (Болонскую) систему образования. Рассматриваются и предлагаются пути решения возникших проблем.
Abstract. The article deals with the problems of higher education in Russia that have arisen in recent decades. The problems of appearance of a large number of new universities, the quality of educational services provided by these educational institutions are considered. In the article the problems of integration of Russian education into the European (Bologna) system of education are considered. The ways of solving the problems that have arisen in the last decades are considered.
Ключевые слова: реформа, высшее образование, преподаватель, обучение, студент, бакалавр, магистрант.
Keywords: reform, higher education, instructor, education, student, master.
Советская система образования считалась одной из лучших в мире. События конца двадцатого века разрушили все его достоинства. Накопленные веками методы обучения, разработанные государственные профессиональные стандарты, были, по сути, «уничтожены» вместе с Советским союзом. Образование не только растеряло накопленные десятилетиями достоинства, но и за период простоя с 1993 до 2003 года отстало от развивающихся государств — мировых лидеров. Начиная с 2003 года и до настоящего момента, пытаясь догнать развитые страны, система образования постоянно реформируется, что приводит к непониманию, противоречиям и дискуссий со стороны лиц, непосредственно осуществляющих образовательный процесс [6].
Давно доказано: постоянные изменения чего-либо, не улучшают объект преобразования, а только вносят сумбур и беспорядок, разрушая старое и не создавая новое [8].
Начиная с 1990 года, произошел существенный прирост ВУЗов, большинство провинциальных институтов стали академиями, университетами, открылись многочисленные филиалы. К сожалению, большинство из них не располагали требуемой материально-технической базой и квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Это не могло не отразиться на качественной подготовке специалистов.
Практический анализ деятельности выпускников вузов позволил установить, что в большинстве случаев они не способны выполнять свои трудовые обязанности в полной мере до того момента, пока не пройдут какое то время стажировки в занимаемой должности, а так же имеют существенные недостатки в профессионально-должностной подготовке. В условиях слабо продуманной стратегии реформации «высшей школы», и всей системы образования в целом, а так же вследствие малой финансовой поддержке и вынужденного сокращения производственной практики, практических видов занятий, многие вузы не справились с перестройкой организации обучения по специальным предметам так, чтобы обеспечивать компетентностный подход к подготовке специалистов [7].
Современное состояние и направленность развития системы высшего образования показывают, что изменяя характеристику деятельности специалистов в современных экономических условиях, предъявляется повышенное требование к их профессиональной подготовке. Она должна с лёгкостью обеспечивать переход от усвоения и воспроизведения новых знаний к активному и самостоятельному их использованию, ориентируя на развитие практических способностей, формированности умений и навыков, позволяя оперативно делать анализ информации и принятию рационального решения на высочайшем научно-методическом уровне.
Важной тенденцией последних лет является перестроение выпускника вуза. Если школа, а затем высшее учебное заведение давало студенту очень много разноплановой информации, то в результате получались специалисты широкого профиля. Приходя на работу, данные специалисты обретали профильные навыки, тонкости своего дела и развивались как специалист именно в своей области. То теперь, частные работодатели хотят получать узконаправленных специалистов прямо из учебных заведений, по европейскому типу, при такой тенденции вузы дают меньше общей информации, и больше специальной, профессиональной, но студент не воспринимает ее, так как невозможно воспринимать частности, не зная общей информации.
На наш взгляд, более логичным и правильным выходом было бы первые два года изучать общую информацию, затем предоставлять рабочие места на 0,25 ставки, и уже с учетом работы, давать студенту профильную информацию. При наличии практики, теоретический материал усваивается в несколько раз быстрей, а кроме того снова закрепляется на практике. Даже аттестации, экзамены и выпускные работы писать намного проще имея знания с практической стороны [6].
Анализ современного образования и жизни студенческого сообщества дает понять следующее: наиболее успешные работники, начинали свою трудовую деятельность, обучаясь на втором, третьем курсах. Они работали стажерами, учениками, помощниками, как в государственных, так и в частных организациях. При этом они понимали, где у них не хватает знаний, и в процессе обучения делали акцент именно на эту сферу. Проблем с совмещением образования и работы на практике не возникает, и не будет возникать, так как работа на 0,25 или 0,5 ставки предполагает не полную занятость, а обучение занимает не более шести часов в день.
В наше время Россия стоит на новом этапе своего исторического развития. Произошла смена общественного строя, что в свою очередь обусловливает необходимость по-другому рассматривать место и назначение системы высшего профессионального образования Российской Федерации с учетом изменяющихся тенденций развития политики и социальной экономики в мире и в государстве.
Уже больше века люди мечтают о создании системы непрерывного образования, системы, в ходе которой человек на протяжении всей своей жизни имеет возможность перейти от одной образовательной подсистемы в другую, при этом продолжая непрерывно развиваться. Эти образовательные подсистемы должны иметь тесную связь друг с другом, а также с опытом на практике, готовя человека к предстоящей профессиональной деятельности с учетом прогноза развития общества.
На наш взгляд, из всех существующих профессий, в большей степени структурно соответствует система непрерывной подготовки работников медицинских служб. В данной системе уже давно есть учебные заведения различных уровней образования и стройная система послевузовской переподготовки (повышения квалификации), и с нашей точки зрения, тут дополнительного создания ничего не нужно. Необходимо создавать систему такой же подготовки и для других специалистов.
В складывающихся экономических условиях главной задачей реформации системы высшего образования является сбалансированная систематизация всех форм подготовки специалистов, подчинение их к общей (единой) цели. Таким образом, предоставляется возможным дать формулировку основных направлений реформирования образования, заключающееся в том, чтобы:
1) Оптимизировать образование, то есть создавать системы постоянной (непрерывной) подготовки кадров;
2) Оптимизировать количество и организационные структуры вузов;
3) Привести образовательный процесс в соответствие к объективным законам, закономерностям и принципам его функционирования;
Руководство и преподаватели университетов, институтов и их филиалов обязаны помнить, и нести ответственность за процесс подготовки специалистов по программам образовательных стандартов и специальностям трех уровней: бакалавр, специалист и магистр. Например, в большинстве заграничных странах высшие учебные заведения уже давно функционируют как многоуровневые системы образования [9].
В ведущих вузах мира считают, что изучение одновременно не более четырех-шести дисциплин является самым оптимальным вариантом. Рассматривая Российские вузы, можно обнаружить, что в расписании на семестр наши бакалавры, магистры изучают от 16 до 22 дисциплин одновременно. Мозг человека имеет огромный потенциал, но те знания, которые получены таким путём, являются малоустойчивыми. Нет смысла «растягивать» малообъемные дисциплины, носящие вспомогательный характер, на два-четыре семестра. Такое планирование приводит к тому, что между занятиями по профилирующим дисциплинам при проведении комплексных занятий имеет временной разрыв в 5-12 дней. Получать прочные знания в такой ситуации очень сложно.
Важнейшим ключом к поднятию уровня образования в России, является привлечение практико-ориентированных специалистов. Людей, которые сами прошли сложный путь и готовы научить этому других. Но, данные специалисты должны привлекаться не после выхода на пенсию в 60 лет, не имея при этом, ни заинтересованности, ни желания, а специалисты, находящиеся на пике развития, то есть люди 35-45 лет. Естественно, такие специалисты не будут работать, если не повысится статус преподавателей высших учебных заведений, если не будет достойной оплаты труда. Кроме того, как один из выходов, это привлечение практико-ориентированных специалистов, взамен предоставления последним налоговых льгот, права совмещать деятельность. В случае воплощения предложенных инициатив, можно получить и обратный эффект, такие люди будут видеть перспективных студентов, приглашать их к себе на работу, пусть и на неполный рабочий день, будут заинтересованы в их развитии.
В условиях, обуславливающие нарастание спроса на услуги образования и расширяющимся спектром слоев общества, желанием получать высококачественное образование, образовательные организации вынуждены координально пересматривать устанавливающиеся подходы в предоставлении образовательных услуг. Болонский процесс является одной из форм глобализации, которая предполагает конвергенцию образовательных планов и программ и введение необходимых институциональных преобразований, построение четкой структуры степеней образования, преподавание на основных мировых языках, развитие информационно-коммуникационных связей и служб приёма иностранных студентов, снятие запретов на миграцию и изменение законодательной базы, регулирующей рынки труда.
В настоящее время нарушены естественные пропорции в подготовке специалистов со средним и высшим образованием. Не достаточно решается главная задача – повышение качества подготовленности специалистов всех уровней подготовки, что негативным образом отражается на разработке и внедрении новых технологий, развитии государственной экономики, в том числе среднего и малого бизнеса.
Подводя итог, можно сделать вывод, что главными направлениями оптимизации в подготовке специалистов должно стать:
— укрупнение и интеграция ВУЗов в мощные учебно-научные центры;
— создание единого образовательного пространства;
— совершенствование материально-технической базы, интенсификация и применение новых технологий обучения, так как в большинстве ВУЗов они морально и физически устарели и требуют кардинального обновления;
— комплектование ВУЗов молодыми научными и педагогическими кадрами;
— повышать экономичность СНПС, имеющая на сегодня высоко затратный характер, а выделяемые денежные средства расходуются неэффективно;
— повышать престиж профессий технических (инженерных) специальностей;
— оказывать адресную поддержку лучшим ВУЗам, бакалаврам, магистрам, аспирантам, докторантам, преподавателям и учѐным.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Всё вышеперечисленное направлено на достижение основной цели – выход на качество высшего образования, адекватное требованиям XXI века.
Источники
-
Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c. -
ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c. -
Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
Я работаю юристом-консультантом в юридической конторе города Москва уже более 11 лет. По образованию, я тоже юрист. За время своей работ, я изучил множество юридических законов и столкнулся с различными проблемами в этой области. Поэтому имею большой опыт в данной сфере.
esse_perspektivy_sovremennogo_obrazovaniya_v_rossiyskoy_federatsii.rar | 12.44 КБ |