Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Самое полезное в статье: "Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Содержание

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 39.18 . Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.18 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

[3]

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Право на получение земельного участка имеют лица, достигшие 18-летнего возраста, проработавшие не менее пяти лет в сельском хозяйстве и получившие соответствующую квалификацию, либо прошедшие специальное обучение и подготовку.

2. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляются соответствующими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду в соответствии с действующим законодательством.

3. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель поселков и сельских населенных пунктов не производится.

4. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, непосредственно работающие в сельскохозяйственной организации. При наличии нескольких претендентов, имеющих желание организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, выбор проводится на конкурсной основе органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Нарушение преимущественного права граждан на получение земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства может быть обжаловано в суде.

5. Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении, имеют право дополнительно арендовать земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции без ограничений.

6. В договоре о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование или аренду фермер берет обязательство использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и лично участвовать в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства. К договору прилагается бизнес-план или технико-экономическое обоснование развития крестьянского (фермерского) хозяйства как неотъемлемая часть договора.

Договором должны быть предусмотрены сроки освоения земельного участка и обязательства органа, предоставившего земельный участок.

7. За гражданином, имеющим жилой дом в поселении и получившим земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняется приусадебный земельный участок при доме на праве собственности, который не включается в состав земель крестьянского (фермерского) хозяйства.

8. При прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям, земельный участок подлежит разделу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

9. Распоряжение земельным участком осуществляется главой крестьянского хозяйства с согласия всех членов крестьянского хозяйства.

10. В случае безвозмездного предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве общей совместной собственности доли членов хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

11. Размеры (минимальный и предельный) земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются с учетом плодородия почв и их специализации, подтвержденной экономическим обоснованием.

>
Обжалование решений органов государственной власти и органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных.
Содержание
Закон Калининградской области от 17 июня 1999 г. N 132 «О земле»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Право на получение земельного участка имеют лица, достигшие 18-летнего возраста, проработавшие не менее пяти лет в сельском хозяйстве и получившие соответствующую квалификацию, либо прошедшие специальное обучение и подготовку.

2. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляются соответствующими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду в соответствии с действующим законодательством.

3. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель поселков и сельских населенных пунктов не производится.

4. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, непосредственно работающие в сельскохозяйственной организации. При наличии нескольких претендентов, имеющих желание организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, выбор проводится на конкурсной основе органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Нарушение преимущественного права граждан на получение земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства может быть обжаловано в суде.

5. Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении, имеют право дополнительно арендовать земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции без ограничений.

6. В договоре о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование или аренду фермер берет обязательство использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и лично участвовать в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства. К договору прилагается бизнес-план или технико-экономическое обоснование развития крестьянского (фермерского) хозяйства как неотъемлемая часть договора.

Договором должны быть предусмотрены сроки освоения земельного участка и обязательства органа, предоставившего земельный участок.

7. За гражданином, имеющим жилой дом в поселении и получившим земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняется приусадебный земельный участок при доме на праве собственности, который не включается в состав земель крестьянского (фермерского) хозяйства.

8. При прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям, земельный участок подлежит разделу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

9. Распоряжение земельным участком осуществляется главой крестьянского хозяйства с согласия всех членов крестьянского хозяйства.

10. В случае безвозмездного предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве общей совместной собственности доли членов хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

11. Размеры (минимальный и предельный) земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются с учетом плодородия почв и их специализации, подтвержденной экономическим обоснованием.

>
Обжалование решений органов государственной власти и органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных.
Содержание
Закон Калининградской области от 17 июня 1999 г. N 132 «О земле»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставленные земельные участки из земель сельхозназначения, можно использовать как для разведения сада или огорода, так и для строительства жилья.

Граждане могут получить сельскохозяйственные наделы в собственность как путём выкупа их у государства на торгах, так и на бесплатной основе, если такие граждане относятся к категории льготников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Общий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Кто имеет право на получение земли?

На платной основе на предоставление земли сельхозназначения имеет право любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ, подав заявление в местный земельный комитет и приняв участие в аукционе.

Бесплатно надел земли могут получить, согласно ст. 39.5 ЗК РФ, следующие категории граждан:
  • работники социально значимых профессий (школьные учителя, врачи и т.д.);
  • семьи, имеющие трёх и более детей, не достигших совершеннолетия;
  • лица, получившие ранее в пользование сельскохозяйственные земли на Дальнем Востоке и использовавшие их по назначению;
  • лица, фактически пользующиеся наделами земли в составе некоммерческих садовых организаций.

Работники востребованных в сельской местности специальностей могут получить в пользование сельскохозяйственную землю для фермерского хозяйства или садоводства, которая подразумевает возможность возведения жилого дома, и оформить в собственность такую землю через пять лет после получения, если они эти пять лет работали по специальности и начали строительство дома.

[1]

Региональное законодательство субъектов федерации позволяет получить наделы земли бесплатно следующим лицам:

  • семьям с детьми-инвалидами;
  • ветеранам Отечественной войны;
  • профессиональные военные, отслужившие не менее 10 лет;
  • дети-сироты;
  • инвалиды 1-й, 2-й и 3-ей группы;
  • малообеспеченные молодые семьи;
  • герои Труда РФ (Соц. Труда) и Герои России (СССР).

Права последней в списке категории граждан на бесплатные земли также указаны в п. 4 ст. 3 ФЗ № 5 от 09.01.1997 г.

Условия получения

Выкуп сельскохозяйственных земель для различных целей имеет основным условием участие в аукционных торгах и корректное пользование (в соответствии с назначением) ранее предоставленным в аренду наделом земли, который подлежит выкупу в собственность.

В большинстве субъектов федерации условия бесплатного получения сельскохозяйственных угодий следующие:

  • получение бесплатного надела земли допускается один раз в жизни;
  • на одного получателя выделяется только один надел земли;
  • получатель должен проживать в регионе предоставления и иметь постоянную регистрацию не менее пяти последних лет;
  • получатель должен быть признан нуждающимся согласно критериям данного региона;
  • получатель должен иметь документы, которые подтверждают его право на льготы;
  • получатель должен иметь гражданство РФ.
  • Критерии нуждаемости закрепляются нормативными актами каждого конкретного региона РФ.

    Требования к землям

    Выделяемые в пользование гражданам наделы должны соответствовать ряду требований, которые зависят от:

    • цели предоставления наделов земли;
    • региона предоставления надела;
    • категории лиц-получателей.

    Власти большинства регионов установили следующие ограничения по площади земель для разных категорий получателей:

    • героям Труда – от 8 до 25 соток;
    • героям России (СССР) – от 8 до 40 соток;
    • малоимущим семьям – от 4 до 20 соток;
    • многодетным семьям – от 12 до 25 соток;
    • инвалидам и семьям с детьми-инвалидами – от 10 до 25 соток.
    • военным – от 6 до 25 соток.

    Подробная инструкция о том как получить земли сельхозназначения бесплатно

    Существуют два основных способа как получить сельхоз участок земли от органов государственной власти:

    Бесплатно земельный надел могут получить льготники, для всех остальных граждан РФ предусмотрено проведение аукциона.

    Порядок выкупа земли на торгах

    Выкуп земельного надела на торгах подразумевает обращение лица, желающего выкупить землю, в местную администрацию с соответствующим заявлением и последующая организация аукциона с объявлением о нём в СМИ. Победителю аукциона предоставляется право выкупа надела (или право его аренды).

    В общем случае последовательность действий для получения участка через торги следующая:

    1. поиск подходящего земельного участка на региональной кадастровой карте.
    2. Подача заявления в земельный комитет местных органов власти о намерении выкупить участок земли.
    3. Проведение работ по межеванию выбранного участка (при необходимости).
    4. Объявление в СМИ о дате проведения торгов с информацией о предмете торгов (наделе земли).
    5. Проведение торгов и выбор победителя.
    6. Заключение с победителем договора аренды.
    7. Выкуп арендатором земельного надела по истечении пяти лет арендования.

    Начальная аукционная цена за год аренды надела земли устанавливается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости такого надела. Межевые работы проводятся за счёт заявителя-организатора торгов.

    В договоре аренды прописываются сроки и цели аренды и её стоимость. В стандартных условиях договора право выкупа наступает по истечении пяти лет аренды, при условии эксплуатации сельскохозяйственного надела с учётом разрешённого пользования.

    Порядок бесплатного получения

  • паспорт;
  • справка об официальных доходах всех членов семьи;
  • удостоверение многодетной матери/отца;
  • справка об инвалидности (выдаётся МСЭ)
  • орденская книжка;
  • военный билет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка обо всех наделах земли, имеющихся в собственности заявителя;
  • удостоверение участника боевых действий.
  • Точный список документов необходимо уточнять в регионе проживания лиц, имеющих право на льготы.

    Процедура получения надела на безвозмездной основе являет собой следующую последовательность действий:

    1. сбор необходимых документов, перечисленных выше.
    2. Подача заявления в земельный комитет местной исполнительной власти.
    3. Рассмотрение заявления комиссией земельного комитета (от 15 до 30 суток).
    4. При положительном решении заявитель получает справку о его постановке на льготную очередь.
    5. При наступлении очереди заявитель вызывается в земельный комитет, где ему сообщают о местонахождении и параметрах предлагаемого участка.
    6. Выдача заявителю свидетельства о вещном праве на предлагаемый участок.
    7. Обращение заявителя с документами о вещном праве и документами, подтверждающими право на льготы, в органы Росреестра, где происходит оформление участка в собственность.

    Заявление, которое подаётся в земельный комитет, должно состоять из трёх основных частей:

    В описательной части льготник-заявитель указывает свои паспортные и иные данные, а также описывает свою ситуацию и льготную категорию. В пояснительной части заявитель ссылается на законодательные акты данного субъекта федерации, согласно которым он имеет право на бесплатную землю, а в резолютивной части должна излагаться просьба о предоставлении земельного надела в связи с вышеизложенными фактами.

    Причины отказа

    • недостоверные сведения в заявлении;
    • несоответствие заявителя условиям данного региона;
    • дефицит земельных участков в регионе;
    • наличие у заявителя в собственности участков земли.

    Особенности использования наделов

    Сельскохозяйственные участки, согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ, можно использовать для следующих целей:

  • организация крестьянского хозяйства (КФХ).
  • Организация личного подсобного хозяйства (ЛПХ) полевого типа.
  • Дачное строительство.
  • Занятия огородничеством и/или садоводством.
  • Ведение охотхозяйства.
  • Выпас скота и животноводство.
  • Строительство жилых домов не допускается на участках для полевого личного подсобного хозяйства и для занятия огородничеством, а также на наделах, представляющих особую природную ценность.

    На участках, выделенных для крестьянского или охотничьего хозяйства, а также для дачного строительств а или садоводства возможно возведение жилого дома.

    Итак ещё раз в кратце о том как получить землю под хозяйство: для получения сельскохозяйственных земель необходимо обратиться в местную администрацию с необходимыми документами.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Правовой режим земель, предоставленных для создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

    Фермерские хозяйства в основном осуществляют свою деятельность, используя земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Особенностями правового режима земель крестьянского (фермерского) хозяйства являются основания и порядок приобретения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности.

    Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

    Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление.

    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

    Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

    Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

    Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых являются садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

    Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского хозяйства.

    69.Правовой режим земель садоводческих и дачных объединений.

    Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества могут использоваться земельные участки в черте поселений и из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Особенностями правового режима земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества являются основания и порядок приобретения прав на земельные участки из земель поселений, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

    Для ведения садоводства и огородничества могут предоставляться в собственность земельные участки садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

    Граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

    Оборот таких земельных участков регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

    70.Правовой режим земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.

    Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества могут использоваться земельные участки в черте поселений и из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Особенностями правового режима земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества являются основания и порядок приобретения прав на земельные участки из земель поселений, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

    Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

    Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

    Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

    Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

    Оборот таких земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Предоставление земельных участков для ведения фермерского хозяйства: новые подходы (Устюкова В.В.)

    Дата размещения статьи: 26.02.2016

    Библиографический список

    1. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях. М., 2010.
    2. Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». М., 2004.
    3. Пантин Е.В. Правовое обеспечение целевого рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013.
    4. Румянцев Ф.П. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: вопросы теории и практики: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2011.
    5. Устюкова В.В. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства: закон и практика // Аграрное и земельное право. 2013. N 6.
    6. Чернов В.М. Основания приобретения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения // Вещные права: система, содержание, приобретение: Сб. науч. тр. в честь проф. Б.Л. Хаскельберга / Под ред. Д.О. Тузова. М., 2008.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Вернуться на предыдущую страницу

    Порядок предоставления земельного участка КФХ

    Экономика России заинтересована в развития села и сельского хозяйства. Рассказываем, как происходит предоставление земельных участков крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) для сельскохозяйственных целей.

    Кому дадут участок

    Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности:

    • гражданам – для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, огородничества;
    • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам – для ведения КФХ его деятельности.

    Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, предоставление земельных участков для КФХ основано на том, что граждане/крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на интересующий их земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

    [2]

    То есть, предоставление земельного участка КФХ без торгов законом не предусмотрено. Но это пока (см. справку в конце статьи).

    Причём граждане без образования ими крестьянско-фермерского хозяйства подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в соответствии с п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ могут. Это подтверждает судебная практика – определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 года № 310-кг17-13810.

    В соответствии с абз. вторым п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ, участниками аукциона могут быть только граждане. А в случае предоставления участка для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности – граждане и КФХ.

    Для ведения сельхозпроизводства гражданин вправе использовать земельный участок с/х назначения в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом, КФХ может быть создано одним гражданином – главой такого хозяйства в форме юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 1 Закона от 11.06.2002 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

    Следовательно, гражданин, организовавший КФХо, вправе выбрать одну из форм – быть ИП или создать юрлицо.

    В статье 39.18 ЗК РФ указана целью – предоставление земельных участков для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Значит, порядок предоставления земельного участка КФХ такой: после предоставления земельного участка гражданину ему необходимо:

    • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 ГК РФ);
    • или создать юридическое лицо в форме КФХ (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

    На 2019 год Минсельхозом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

    Им предусмотрено, что земельный участок предоставляют в аренду без торгов на срок 4 года гражданам и КФХ для ведения соответствующей деятельности. Но есть 2 условия:

    • ранее гражданам и КФХ земельный участок для заявленных целей не предоставлялся;
    • площадь предоставляемого участка не превышает минимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

    Дата публикации: 14.02.2017

    Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – земельные участки), или заключение договоров аренды таких земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.

    Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется без проведения торгов в собственность (подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ) и в аренду (подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) в следующем порядке.

    Граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в котором должны быть указаны:

    1) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика;

    2) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

    3) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст. 39.3, ст. 39.5, п.2 ст. 39.6 или п.2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований;

    4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

    5) цель использования земельного участка;

    6) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

    Примерная форма заявления для граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств, желающих приобрести земельные участки, находящиеся в собственности Воронежской области, для сельскохозяйственного производства на основании ст.ст. 39.3 и 39.6 ЗК РФ размещена в разделе «Земельные отношения» подраздел «Типовые формы документов».

    В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.

    При этом граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намеренииучаствовать в аукционе, примерная форма которого размещена в разделе «Земельные отношения» подраздел «Типовые формы документов».

    В случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования такого извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, уполномоченный орган заключает договор аренды земельного участка с заявителем.

    Если в течение указанного срока поступят заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченным органом проводится аукцион на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обращаем внимание, что актуальная информация о планируемой реализации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области и свободных от прав третьих лиц, размещена в разделе «Важная информация».

    Смотрите также другие
    новостные сообщения

    Источники


    1. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.

    2. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

    3. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
    Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here