Содержание
- 1 Особенности социального страхования
- 2 Источники финансирования социального обеспечения
- 3 ЛИЦАМ, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИМ В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
- 4 Тема: 5. Правовые основы и принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
- 5 Система социального страхования
- 6 Средств Фонда социального страхования
Особенности социального страхования
Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- -устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- -всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- -государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- -государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- -паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- -обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- -ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- -обеспечение надзора и общественного контроля;
- -автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Отношения по социальному страхованию возникают:
у страхователя-работодателя — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
у страховщика — с момента регистрации страхователя;
у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Источники финансирования социального обеспечения
Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения.
Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.
Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.
Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные.
Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
— Пенсионный фонд Российской Федерации;
— Фонд социального страхования;
— Государственный фонд занятости;
— Фонд обязательного медицинского страхования.
Так, Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
— дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— штрафные санкции и пени;
— денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
— доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
— иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст.17 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.
Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан — вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.
Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).
На 2017 год установлены следующие размеры страховых тарифов.
Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:
— на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%,
— свыше предельной величины базы – 10%;
— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%;
— в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;
— на обязательное медицинское страхование – 5,1% (ст. 425, 426 НК РФ).
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ.
Так, ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.
Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8722 —
| 7461 —185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ЛИЦАМ, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИМ В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» добровольно участвовать в правоотношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством могут:
— члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
— физические лица, не являющиеся предпринимателями (нотариусы и другие частнопрактикующие граждане);
— члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.
Для регистрации в качестве страхователей, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию, вышеуказанные лица, должны представить по месту жительства в территориальный орган ФСС заявление. Одновременно с заявлением представляются копии следующих документов:
— документа, удостоверяющего личность;
— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).
Если заявителем не представлены копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и свидетельства о государственной регистрации самостоятельно, то для регистрации страхователя территориальным органом Фонда на уровне межведомственного взаимодействия в налоговом органе, в распоряжении которого находится соответствующая информация, запрашиваются сведения о постановке на учет в налоговом органе и сведения о государственной регистрации.
Факт регистрации подтверждается выдачей лицу уведомления о регистрации его в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов увеличенное в 12 раз.
С 1 января 2019 г. МРОТ установлен в размере 11280 руб., таким образом, стоимость страхового года составит 3925,44 руб. (11280 руб. x 2,9% x 12). Таким образом, сумма взносов не зависит от наличия у страхователя доходов и их величины.
Взносы должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи соответствующего заявления. Страховые взносы могут уплачиваться единовременно либо по частям. Можно перечислять взносы безналичным путем, внести наличными в кредитную организацию на соответствующие счета, отправить почтовым переводом. В случае пропуска срока уплаты страховых платежей (31 декабря текущего года) правоотношения по добровольному страхованию автоматически будут признаны прекратившимися с 1 января следующего года. Соответствующее решение о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направляется страхователю в срок не позднее 20 января следующего года. В этом случае сумма страховых взносов, полученных региональным отделением Фонда в календарном году, предшествующем году прекращения указанных правоотношений, подлежит возврату в месячный срок.
Право на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет ФСС РФ вышеуказанными лицами приобретается при условии уплаты ими взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Размер пособий с 2010г. зависит от величины МРОТ на момент наступления страхового случая. Размер пособия по временной нетрудоспособности для указанных лиц определяется в процентном отношении к среднему заработку в зависимости от продолжительности страхового стажа. Для добровольщиков средний заработок принимается равным МРОТ. Поэтому размер пособия по временной нетрудоспособности определяется в процентном отношении к МРОТ.
Кроме того, при соблюдении указанных условий уплаты взносов в случае смерти лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному страхованию до 1 января 2019г. или смерти несовершеннолетнего члена его семьи по страховым случаям, наступившим в 2019г., выплачивается социальное пособие на погребение либо осуществляется возмещение стоимости услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
e-mail: [email protected]
понедельник — четверг: 08.30-17.30
пятница: 08.30-16.30
обеденный перерыв: 13.00-13.48
суббота, воскресенье — выходные дни
Тема: 5. Правовые основы и принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
1. Сущность обязательного социального страхования.
2. Принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
3. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования
Вопрос 1 Сущность обязательного социального страхования
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Вопрос 2. Принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования
К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:
— установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
— установление видов обязательного социального страхования;
— установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
— установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
— установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;
— утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
— установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
— установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
— установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
— определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
— управление системой обязательного социального страхования.
Вопрос 4. Виды страховых рисков и страхового обеспечения
Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Актуарные расчеты представляют собой процесс, в ходе которого определяются расходы, необходимые на страхование данного объекта. Актуарные расчеты – система математических и статистических закономерностей, позволяющих рассчитать стоимость страхового продукта.
Вопросы актуарных расчетов занимают центральное место в деятельности любого страховщика. С помощью актуарных расчетов определяется размер страховых платежей, предъявляемых к оплате.
Тарифная ставка — цена страхового риска и других расходов, адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенному договору страхования. Совокупность тарифных ставок носит название тарифа.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8871 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Система социального страхования
Основные положения по системе социального страхования утверждены в Федеральном законе N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года.
Управление системой ОСС
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации (в соответствии с Конституцией РФ) и законодательством РФ.
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, созданные Правительством РФ, в соответствии с федеральным законодательством конкретных видов обязательного социального страхования. Основным страховщиком на территории Российской Федерации является Фонд социального страхования РФ. Денежные средства обязательного социального страхования принадлежат федеральной государственной собственности.
Хозяйствующая организационно-правовая форма у страховщиков устанавливается федеральным законодательством по конкретному виду обязательного социального страхования. Страховщиками осуществляется эффективное распоряжение средствами по обязательному социальному страхованию.
Социальные партнеры (например, профсоюзы) имеют право на паритетность в управленческих органах фондов конкретного вида обязательного социального страхования.
Контроль в системе ОСС
Финансовая деятельность страховщиков системы обязательного социального страхования контролируется в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.
Профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль над целевым использованием денежных средств в обязательном социальном страховании.
Полномочия системы ОСС
Полномочия государственной власти федеральных органов в системе социального страхования заключаются в следующем установлении:
- основ в правовом регулировании социального страхования;
- видов по социальному страхованию;
- круга лиц, которые подлежат социальному страхованию и имеют право на государственное страховое обеспечение;
- условий размеров страхового обеспечения и их назначения;
- порядка по принятию бюджетов фонда конкретного вида социального страхования, порядок их исполнения;
- утверждение и отчет об исполнении бюджетов фондов ОСС;
- тарифов по страховым взносам конкретных видов социального страхования;
- базы по начислению страховых взносов, расчет предельной величины данной базы, порядок взимания платежей, порядок осуществления по страховым выплатам;
- ответственности участников системы социального страхования в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
- порядок хранения денежных средств системы социального страхования и гарантии устойчивости всей финансовой системы социального страхования;
- общее управление в системе социального страхования.
Финансовая система ОСС
Общая финансовая система обязательного социального страхования состоит из бюджетов фондов по конкретному виду обязательного социального страхования. Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС на очередной плановый период или финансовый год утверждаются федеральным законодательством. Проекты данных федеральных законов вносятся на рассмотрение Государственной Думы Правительства РФ по установленному Бюджетному кодексу РФ.
Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС не входят в состав общего федерального бюджета, местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. Денежные средства не подлежат изъятию из бюджетов фондов по конкретным видам обязательного социального страхования.
Источники финансирования системы ОСС
К источникам поступления финансов в бюджеты фондов по конкретным видам обязательного социального страхования относятся:
- страховые взносы;
- трансферты меж бюджетами из общей бюджетной системы РФ, предусмотренные законодательством РФ;
- пеня и штрафные санкции;
- возмещение регрессных требований страховщиков;
- инвестиционная деятельность;
- прочие поступления, не конфликтующие с законодательством РФ.
Тарифы в системе ОСС
Тарифы в системе социального страхования устанавливаются федеральным законодательством. Разграничение тарифов по страховым взносам на ОСС производится с учетом вероятности наступлений социальных страховых рисков и возможностью исполнения предстоящих страховых обязательств.
Особенности по установлению тарифов на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, а также порядок по их разработке и рассмотрению определяется федеральным законодательством на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.
Расходная часть в системе ОСС
Денежные средства из бюджетов фонда по конкретному виду обязательного социального страхования используются для целей, установленных федеральными законодательными актами на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.
Нецелевое использование денежных средств из бюджетов фондов ОСС не допускается и несет за собой правовую ответственность для должностного лица, допустившего указанное нарушение.
Отчетные документы по исполнению бюджетов ОСС за конкретно взятый период (финансовый год) вносится Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания РФ и утверждается федеральным законом.
Средств Фонда социального страхования
Фонд социального страхования
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
ФСС РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.
Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами. Механизм формирования и использования преобладающей части средств Фонда позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков.
ФСС (Фонд социального страхования) РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы (ранее ЕСН). Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.
Средства обязательного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.
В основном средства обязательного социального страхования расходуются на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.
Выплата пособий по обязательному социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Расходы на оздоровление детей работников должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.
Все расходы по выплате вышеуказанных пособий производятся страхователями в счет части единого социального налога, подлежащего перечислению в Фонд социального страхования РФ.
Если сумма фактических расходов по обязательному социальному страхованию превышает сумму начисленных налогов, недостающая сумма возмещается Фондом социального страхования РФ в десятидневный срок с момента подачи страхователем заявления на возмещение соответствующих расходов, на основании расчетной ведомости за отчетный квартал, а также всех правоустанавливающих документов, необходимых для назначения пособий, путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
С 2000 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Все эти выплаты производится непосредственно страховщиком (Фондом социального страхования РФ).
Обеспечение по страхованию в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем по данному виду страхования, а также оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, в случае если путевка предоставлена за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, производится через бухгалтерии страхователей (работодателей).
В 2005 году на Фонд социального страхования РФ возложена работа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а также по санаторно-курортному лечению и проезду к месту лечения и обратно льготных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (за счет средств Федерального бюджета).
Порядок и сроки уплаты страховых взносов
Порядок уплаты единого социального налога регулируется Налоговым кодексом РФ. Ставка единого социального налога в настоящее время составляет 26 процентов. Из начисленной по указанной ставке суммы в Фонд социального страхования РФ поступает 3,2 процента. При этом фактический размер единого социального налога, поступающего в бюджет Фонда значительно ниже. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен механизм, согласно которому налоговая ставка уменьшается при росте доходов работников.
Страхователи, применяющие специальные режимы налогообложения начисляют и перечисляют налоги также по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ.
Контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения части указанных налогов в Фонд социального страхования РФ осуществляется налоговыми органами, которые и направляют их в бюджет Фонда социального страхования РФ для выплаты всех гарантированных государством пособий.
Необходимо обратить внимание на порядок уплаты единого социального налога отдельными категориями налогоплательщиков.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 235 и пункту 1 статьи 245 части второй Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели исключены из числа плательщиков единого социального налога в части суммы зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. Поэтому сами индивидуальные предприниматели с момента введения единого социального налога (с 01.01.2001 года) до 01.01.2003 г. не имели права на получение пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ.
В настоящее время Федеральным законом № 190-ФЗ от 31.12.2002 года «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» предусмотрена возможность индивидуальных предпринимателей добровольно вступать в отношения по обязательному страхованию с Фондом социального страхования РФ и быть застрахованными по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством.
Также не являются плательщиками единого социального налога общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
До 01.01.2015 года от уплаты единого социального налога освобождались садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья в части суммы, выплачиваемые за счет членских взносов. Следовательно, отсутствовала заработная плата, из которой могло быть исчислено пособие по временной нетрудоспособности.
В связи с принятием поправок в Налоговый кодекс РФ указанное выше правило перестало действовать. Таким образом, оформленные по трудовому договору работники ТСЖ, ЖСК и прочих кооперативов с января 2005 года имеют право на пособия по обязательному социальному страхованию, вне зависимости от того, из каких средств выплачивается им заработок (в том числе и за счет членских взносов), при условии начисления на него единого социального налога.
Другим источником формирования средств Фонда социального страхования РФ являются взносы, уплачиваемые страхователями на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Размер страховых взносов определяется в зависимости от тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, ставка которых устанавливается на каждый год федеральным законом. Исчисляется такой тариф в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к размеру вознаграждения по гражданско-правовому договору. Исключение составляют суммы, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, указанные в постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 года № 765.
Плательщиками взносов являются юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суммы страховых взносов перечисляются страхователями, нанимающими работников по трудовому договору (контракту), ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
К недоимке относятся:
Суммы задержанных страхователем обязательных платежей;
Суммы начисленных страховых взносов на сокрытый или заниженный фонд оплаты труда.
За каждый день просрочки уплаты страховых взносов начисляется пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Взыскиваются финансовые санкции при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд с юридических лиц и физических лиц в судебном порядке.
В целях контроля за размером начисленных страховых взносов и произведенных расходов страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах «Расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования» (форма № 4-ФСС РФ), утверждаемую Фондом, и не позднее 15 Числа месяца следующего за отчетным кварталом представляют в исполнительный орган Фонда, в котором они зарегистрированы.
Нарушение срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности в исполнительные органы Фонда влечет взыскание штрафа. В настоящее время штраф составляет 1000 рублей.
Указанная санкция введена в целях контроля финансовой дисциплины страхователей — плательщиков взносов в Фонд социального страхования РФ.
Своевременная сдача страхователями отчетности обеспечивает Устойчивость системы обязательного социального страхования. Сводная информация по отчетности по каждому из регионов РФ в дальнейшем поступает в Фонд социального страхования РФ, где тщательно анализируется. На основании полученных данных планируется дальнейшее поступление средств в Фонд, составляется отчет об исполнении бюджета Фонда для представления Правительству РФ, разрабатывается проект бюджета Фонда на следующий финансовый год. Поэтому искажение такой информации в дальнейшем может повлечь неправильное определение основных статей расходов и доходов Фонда, несбалансированность его бюджета и, в конечном итоге отразится на состоянии конституционных прав граждан на социальное обеспечение.
Дополнительно взысканные суммы страховых взносов (платежей), пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда, и в дальнейшем расходуются на цели социального страхования.
Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 1378 ; Нарушение авторских прав? ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники
-
Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c. -
Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c. -
ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c. - Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
Я работаю юристом-консультантом в юридической конторе города Москва уже более 11 лет. По образованию, я тоже юрист. За время своей работ, я изучил множество юридических законов и столкнулся с различными проблемами в этой области. Поэтому имею большой опыт в данной сфере.
Адрес: 430005, Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 12а |
|||
|