Особенности права на получение среднего профессионального образования в рф

Самое полезное в статье: "Особенности права на получение среднего профессионального образования в рф" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Среднее профессиональное образование

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 05 марта 2014 г.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

  • техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 марта объявляются:

  • правила приема в образовательную организацию;
  • порядок приема в образовательную организацию для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности с выделением форм получения образования — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат;
  • требования к уровню образования, которое необходимо для поступления — основное общее или среднее (полное) общее образование;
  • перечень вступительных испытаний;
  • информацию о формах проведения вступительных испытаний;
  • информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;
  • особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Не позднее 1 июня:

  • общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
  • информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;
  • образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Не позднее 20 июня начинается прием документов на первый курс.

По результатам вступительного испытания на следующий день после объявления оценки поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами (далее — апелляция). Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением.

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

[1]

Формы получения образования в РФ

Для современного человека получение образования – один из самых важных этапов в жизни. Умному человеку легче живется и в прямом, и в переносном смысле. Но, для того чтобы получить диплом, важно знать, какие формы получения образования сейчас существуют, и понять, какая из них наиболее точно подходит к сложившейся ситуации.

Этапы обучения

Существует два основных этапа обучения человека, которые подразделяются еще на несколько ступеней. Каждая ступень играет очень важную роль в становлении и формировании личности. Задача образовательного процесса состоит в том, чтобы развить умственные и физические способности человека, привить полезные привычки, обнаружить скрытый потенциал к тому или иному занятию, помочь ему развить свои навыки.

Общее образование

Существуют следующие этапы учебного процесса:

  • Дошкольное образование. Оно является очень важным для маленького человечка, поскольку именно в детском возрасте закладывается фундамент будущей личности, лучше всего развиваются навыки, прививается интерес к различным видам деятельности, а также обнаруживаются скрытые таланты.
  • Начальное школьное образование (1-4 классы). Данный этап закрепляет умения, полученные в детском садике, а также развивает новые. Он не менее важен для растущего человека, чем дошкольное образование. Кроме того, именно в начальной школе происходит социализация ребенка (если он не ходил в детский садик) и прививаются правила жизни в коллективе.
  • Среднее общее образование (5-9 классы). В это время происходит систематизация и закрепление всех знаний, полученных в садике и начальной школе, а также усвоение новых. Происходит постепенная подготовка к взрослой жизни, дети становятся все более самостоятельными и уже не нуждаются в родителях так, как раньше.
  • Среднее полное образование (5-11 классы). В 10 и 11 классах происходит повторение материала, усвоенного в средней школе, осуществляется подготовка к обучению в вузе. Характер человека уже практически сформирован, и перед выпуском из школы можно наблюдать полноценную личность со своими уникальными привычками и убеждениями.

Профессиональное обучение

Формы получения общего образования нам уже известны, теперь настал черед профессионального. Его молодые люди получают после выпуска из школы. Такое образование доступно для получения в течение всей жизни человека. Цель его – дать человеку профессию, привить ему необходимые качества, умения и навыки для работы, а также дополнительные знания. Поэтому формы получения профессионального образования многочисленны и разнообразны. Это нужно для того, чтобы студент гарантированно смог получить соответствующие навыки.

Процесс обучения включает в себя следующие этапы:

  • Среднее профессиональное образование. Его можно получить в специализированных училищах, колледжах и техникумах.
  • Высшее профессиональное образование. Оно дает гораздо больше возможностей, чем среднее, кроме того, человек с дипломом университета может заняться наукой и получить ученую степень. На работу охотней берут людей с высшим образованием, чем со средним специальным, плюс, за время обучения в вузе в человеке развиваются такие черты характера, как ответственность, дисциплина и пунктуальность.
  • Курсы повышения квалификации. Этот тип обучения времени занимает меньше, чем все его собратья. Его получают уже настоящие специалисты для углубления своих навыков и знаний, для того чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.

Теперь нужно узнать, какие же формы получения образования и формы обучения существуют в Российской Федерации.

Рассмотрим, что предлагает в этом плане школа?

Каким способом ребенок получит аттестат, определяется родителями или законными представителями. Если гражданин совершеннолетний, то он вправе выбрать себе тип обучения самостоятельно. Это может быть:

  • очная форма;
  • самообразование (самостоятельные занятия дома);
  • экстернат.

Очная форма

Обучение по ней является стандартным, так учится большинство школьников России. Очная форма получения образования предполагает посещение школы по расписанию, установленному администрацией заведения, прослушивание уроков, выполнение заданий и общение с одноклассниками. Этот тип является самым благоприятным для ученика, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает его к жизни в коллективе и общению с самыми разными людьми.

Но у очной формы обучения есть и свои минусы, к которым можно отнести трудный для малыша режим. Не каждый ребенок способен заставить себя лечь в 9 часов вечера спать, чтобы в 6 часов утра встать в школу. Чаще всего режим контролирует мама. Также соблюдение расписания тяжело и для подростков. Кроме этого, к минусам очной формы можно отнести взаимоотношения со сверстниками в коллективе. Ведь не всегда они складываются так, как хотелось бы ребенку или его родителям. Для школьника большим стрессом является и смена обстановки, и именно этот фактор перевешивает порой все остальные в пользу домашнего обучения или экстерната, о котором и пойдет речь в следующем абзаце.

Существуют различные формы получения образования, но именно данный способ имеет наибольшую правовую регламентацию. Человек, который обучается таким образом, является экстерном. Это лицо, осваивающее самостоятельно общеобразовательные программы. Ученик имеет право на промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательных заведениях. Иными словами, заниматься по программе экстерната – значит, освоить все дисциплины самостоятельно, по составленному расписанию, и приходить в учебное заведение только для того, чтобы сдать экзамены, что необходимо для подтверждения успешного освоения школьной программы.

Обучаться таким образом или нет – личный выбор каждого. Родители и дети найдут уйму плюсов и минусов в данном варианте. Так или иначе, данный способ просто необходим в различных ситуациях, например, ребятам с трудной жизненной ситуацией, когда посещение образовательного учреждения становится невозможным. В любом случае, экстернат как форма обучения очень хорош и многим школьникам просто необходим.

Самообразование (форма семейного обучения)

Данная форма просвещения ничем не отличается от экстерната, за исключением того, что ученик не является зачисленным ни в одно образовательное учреждение. Следовательно, необходимые экзамены для подтверждения освоения всех программ он сдать не может, потому что, говоря простыми словами, официально нигде не учится. Его статус как школьника нигде не зарегистрирован, а значит, в дальнейшем он не сможет поступить ни в один вуз. Различные формы получения образования отличаются от этой своей надежностью и защищенностью. Обучаясь на других формах, будущий студент получает гарантию возможности поступить в институт или университет.

Способы получения диплома об окончании университета и их описание

Формы получения образования в РФ разнообразны и многочисленны. Ниже мы рассмотрим каждую из них.

Очная форма обучения

Очная форма обучения в вузе почти не отличается от школы. Уже взрослый человек, не ребенок, посещает лекции в институте или университете, выполняет задания, участвует в семинарах и периодически проходит промежуточную аттестацию. При этом студент официально зарегистрирован как учащийся и может получить при окончании вуза диплом государственного образца (при условии, что учреждение имеет право выдавать такие документы).

Очно-заочное (вечернее) обучение

Формы получения высшего образования включают в себя и такие занятия. В отличие от предыдущего типа обучения, где занятиям с преподавателем выделяется около 70% учебного времени, здесь часов для лекций отводится гораздо меньше. В неделю может быть не больше 10 часов прослушивания материала, а остальное время предназначено для самоподготовки. Вечерней эта форма обучения называется потому, что занятия у студентов начинаются после 18:00. Поэтому таким способом учиться идеально для тех, кто уже нашел работу. Занятия у студентов-«вечерников» проходят так же, как и у «очников» — лекции, семинары, открытые мероприятия и т. д.

Заочная форма обучения, или экстернат

Здесь самоподготовке уделяется 70% времени, и только 30% отведено на посещение лекций. У студентов, в отличие от их собратьев, посещающих университет каждый день, бывает установочная сессия, которую они сдают в первые месяцы после поступления в вуз. Обычно это октябрь-ноябрь. Заочная форма получения образования идеально подходит тем, кто работает или сидит с ребенком, а также тем, кто в силу каких-либо обстоятельств не смог поступить на дневное отделение.

Дистанционное обучение

Система дистанционного обучения появилась не так давно, но уже успела прочно прижиться во многих вузах. Суть ее в том, что студент и преподаватель взаимодействуют удаленно между собой, обмениваясь заданиями и выполненными работами. Осуществляется такое общение в основном через интернет. С помощью дистанционного обучения гораздо удобнее получать образование заочно. Ведь СДО позволяет студенту своевременно получать задания, а преподавателю обеспечивает удобство и быстроту их проверки. Здесь сохраняются все компоненты стандартного обучения – лекции, коллоквиумы, оценки и т. д.

Теперь можно видеть, как богаты и многообразны формы получения образования. Стоит только выбрать наиболее подходящую и начать готовиться к вступительным экзаменам.

Институт развития дополнительного
профессионального образования

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712

Для образовательных организаций

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования 1-6

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования

  • Федеральный закон № 273-ФЗ – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СПО – среднее профессиональное образование.

Среднее профессиональное образование

[2]

Вопрос 1: Какими нормативными документами должны руководствоваться образовательные организации при осуществлении образовательной деятельности по программам СПО?

Ответ: При осуществлении образовательной деятельности по программам СПО (образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также образовательные программы подготовки специалистов среднего звена) образовательным организациям следует руководствоваться Федеральным законом, Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», а также иными нормативными правовыми актами Министерства, регулирующими образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования.

Вопрос 2: Какими нормативными документами должны руководствоваться профессиональные образовательные организации при подготовке по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)?

Ответ: Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование включает в себя два уровня образовательных программ:

— подготовка квалифицированных рабочих (служащих) (в настоящее время это образовательные программы начального профессионального образования);

Видео (кликните для воспроизведения).

— подготовка специалистов среднего звена.

Таким образом, начальное профессиональное образование включено в систему среднего профессионального образования.

В целях реализации положений Федерального закона Министерством утвержден План по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона об образовании (далее – План). В соответствии с Планом разработаны практически все нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. Большинство из них прошли или находятся на государственной регистрации в Минюсте России.

Утверждены 295 ФГОС по профессиям СПО.

Все нормативные правовые акты, разработанные в целях реализации нового закона об образовании, относящиеся к сфере среднего профессионального образования, вступили в силу с 1 сентября 2013 г.

Таким образом, при подготовке по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) профессиональные образовательные организации должны будут руководствоваться Федеральным законом об образовании, а также нормативными правовыми актами Министерства, регулирующими образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, с момента вступления их в законную силу.

Вопрос 3: Как должны правильно называться образовательные организации, реализующие программы СПО?

Ответ. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании образовательные учреждения среднего профессионального образования должны не позднее 1 января 2016 г. переименоваться в профессиональные образовательные организации.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательствомдля некоммерческих организаций. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, в наименовании профессиональной образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности, в том числе уровень и направленность образовательных программ (части 5 и 6 статьи 23 Федерального закона об образовании).

Например: государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Московский колледж связи».

Вопрос 4: При переименовании образовательного учреждения начального профессионального образования в профессиональную образовательную организацию будет ли иметь данная организация право реализовывать образовательные программы СПО?

Ответ. После получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена профессиональная образовательная организация будет иметь право реализации указанных программ СПО.

Вопрос 5: Нужно ли менять лицензию при переименовании образовательного учреждения в профессиональную образовательную организацию?

Ответ. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

Вопрос 6: Кто должен обеспечивать образовательные организации бланками дипломов о СПО?

Ответ. В соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона приобретение и изготовление бланков документов об образовании и (или) о

квалификации отнесено к компетенции образовательной организации.

Образец и описание диплома о среднем профессиональном образовании утверждены приказом Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. № 531.

Если у вас есть вопрос, не включенный в список и вы хотите получить компетентный ответ —

спросите у наших специалистов Задать вопрос

Также Вы можете посмотреть ответы на вопросы по дополнительному профессиональному образованию

Порядок и особенности обеспечения реализации гражданами права на образование

Согласно ст.43 Конституции РФ:1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Законом РФ «Об образовании» закреплены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в т. ч. посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

В части 5 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» перечисляются образовательные уровни (образовательные цензы). Ими являются:

[3]

1) основное общее образование;2) среднее (полное) общее образование;3) начальное профессиональное образование;4) среднее профессиональное образование;5) высшее профессиональное образование — бакалавриат;6) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;7) послевузовское профессиональное образование.

Основное общее образование обязательно для всех. Семейный кодекс в статье 63 устанавливает обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на самостоятельный выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответы на вопросы

Действительно, значительным изменением, касающимся государственных гарантий получения среднего профессионального образования, является закрепление общедоступности приема на обучение по соответствующим образовательным программам за счет средств бюджета. Лишь в том случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (часть 4 статьи 68 Федерального закона). То есть, в указанном случае оцениваются аттестаты поступающих.

Кроме того, возможен прием на специальность среднего профессионального образования сверх установленных образовательной организации контрольных цифр приема на основе договоров оказания платных образовательных услуг, заключаемых с физическими и (или) юридическими лицами.

Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, если заявлений на прием оказалось больше, чем установленные данной образовательной организации контрольные цифры приема абитуриенты обладают тремя возможностями:

1) поступить бесплатно по итогам конкурса аттестатов;

2) поступить на обучение на платной основе;

3) выбрать для поступления иные образовательные организации, специальности, профессии, направления подготовки.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

Является ли бесплатным получение высшего образования в случае поступления на программы среднего профессионального образования для лиц, которые в прошлом получили начальное профессиональное образование?

Гарантии получения бесплатного образования зависят от наличия уже полученного образования. В соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В отношении возможностей лиц, ранее получивших начальное профессиональное образование действуют следующие правила. Образовательный уровень начального профессионального образования в соответствии с правилами п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). То есть, считается, что лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании имеют среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Согласно ч. 5 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Таким образом, указанная категория лиц имеет право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению структуры, особенностей и содержания конституционного права на среднее профессиональное образование. На основе анализа новелл федерального законодательства в сфере образования раскрыты цели реализации права на среднее профессиональное образование. Выделены признаки права на среднее профессиональное образование исходя из его конституционно-правовой природы. Особое внимание уделено структуре конституционного права на среднее профессиональное образование как субъективного права. Сделан вывод о том, что право на среднее профессиональное образование имеет сложносоставной характер, включает в себя права, раскрывающие и конкретизирующие особенности реализации данного конституционного права (например, право на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, право на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и иные).

Ключевые слова: право на образование, среднее профессиональное образование, субъективное право, квалифицированные рабочие, служащие, специалисты среднего звена.

Право на среднее профессиональное образование впервые было закреплено в 1993 г. в Конституции Российской Федерации и с тех пор претерпело значительные изменения. Реализация права на среднее профессиональное образование на протяжении 20 лет с момента провозглашения данного права на конституционном уровне была направлена на подготовку специалистов среднего звена, а также на удовлетворение потребности личности в повышении образовательного уровня [4]. Между тем реформы отечественной системы образования, связанные, в том числе, и с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Л № 273-ФЗ (далее — Федеральный закон об © образовании), существенно обновили и расширили содержание права на среднее профессиональное образование.

Осмысляя новеллы Федерального закона об образовании [13], можно отметить, что в настоящее время реализация права на среднее профессиональное образование нацелена:
— на удовлетворение потребности личности в углублении знаний, расширении умений и навыков в той или иной профессиональной сфере;
— удовлетворение потребности общества в реализации права на труд и осуществлении общественно полезной деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
— удовлетворение потребности государства в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, обеспечивающих рынок труда необходимой рабочей силой с соответствующими компетенциями;
— интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие каждого человека.

Исходя из того, что среднее профессиональное образование, наряду с высшим образованием, является уровнем профессионального образования (ч. 5 ст. 10 Федерального закона об образовании), можно заключить, что право на среднее профессиональное образование является относительно самостоятельной частью права на профессиональное образование, которое, как отмечает И.В. Тяпкина, представляет собой «предусмотренные нормами объективного права поведенческие установки, закрепляющие юридически значимые возможности человека и гражданина в практической реализации своего права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях» [12, с. 11].

Применительно к праву на среднее профессиональное образование можно выделить специальные конституционные принципы, характеризующие содержание данного права [11, с. 9]:
— общей доступности профессионального образования (включая территориальную и иную доступность);
— бесплатности среднего профессионального образования;
— многообразия форм образования (включая и самообразование);
— направленности образования на развитие личности (в культурном, духовно-нравственном, профессиональном и иных аспектах);
— преемственности образования, когда освоение следующего уровня образования базируется на результатах обучения, сформированных при получении образования предыдущего уровня.

Данный список можно дополнить такими принципами, как: равенство в образовании — возможность получения среднего профессионального образования каждым (независимо от гражданства, пола, религии, имущественного положения и иных обстоятельств); равноправие языков народов Российской Федерации в образовании — возможность свободного выбора языка обучения и использования родного языка в процессе получения среднего профессионального образования.

Вышеобозначенные конституционные принципы не только учитывают социокультурные особенности функционирования права, но и создают определенные гарантии реализации и защиты права на среднее профессиональное образование, очерчивая рамки нормативного регулирования [1, с. 70]. В связи с этим в содержании права на среднее профессиональное образование, как элементе права на образование, можно выделить право на формирование содержания образовательных программ (обучение по индивидуальному учебному плану, изучение дисциплин по выбору и т. д.), право на качество образования, право на мобильность в образовании, право на направленность получаемого образования на интеграцию личности в общество [8, с. 9].

Важно отметить, что в теории права право на среднее профессиональное образование является субъективным правом — «правом, принадлежащим лицу, гарантированным законом и всеми социально-экономическими условиями, позволяющим его обладателю совершать в рамках закона определенные действия, пользоваться определенными благами, требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц и обращаться в случае необходимости за защитой к органам государства» [6, с. 45-46]. Как и любое субъективное право, право на среднее профессиональное образование имеет сложную структуру, состоит из взаимосвязанных частей (правомочий). Рассмотрим их подробнее.

Право совершать определенные поступки, или право-поведение, которое включает «право субъекта на собственные или с согласия родителей (или законных представителей) действия, которые направлены на использование полезных свойств объекта права, на принятие юридических решений» [7, с. 17]. В отношении права на среднее профессиональное образование молодежь вправе выбирать: обучаться в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования, которая реализует образовательные программы среднего профессионального образования; обучаться по очной, очно-заочной или заочной форме обучения; осваивать программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программы подготовки специалистов среднего звена и т. д. Право-поведение активно реализуется и в самом процессе обучения, например, студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, обучающийся вправе предложить свою тематику выпускной работы, обосновав ее целесообразность для практического применения [9].

Право требовать от обязанного лица определенного поведения (право-требование), которое включает право требовать от лиц, осуществляющих образовательную деятельность, реализации образовательных программ в полном объеме, предоставления образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, соблюдения прав и свобод обучающихся, создания особых условий для обучения и реализации иных гарантий права на среднее профессиональное образование, предусмотренных законодательством. Так, например, выпускники (либо родители или законные представители несовершеннолетних выпускников) с ограниченными возможностями здоровья вправе подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации [9], а образовательная организация обязана данные условия обеспечить.

Право-притязание, которое позволяет прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения лицом своей обязанности, обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права с целью обжалования незаконных, нарушающих права обучающихся действий (бездействий) [7, с. 17].

Так, например, в Российской Федерации имеют место случаи обращения в суд за защитой нарушенного права на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обучаются по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя [10].

Право управомоченного лица пользоваться общественным благом (право-пользование), то есть приобретать и использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Например, в период обучения у студентов есть возможность проявить свои способности и принять участие в чемпионате рабочих профессий WorldSkills применить полученные знания во время прохождения производственной практики. По окончании обучения выпускники реализуют право-пользование уже на рабочем месте, демонстрируя свои профессиональные компетенции.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills International, в которых принимают участие молодые представители рабочих специальностей. Соревнования способствуют профессиональной ориентации молодежи, внедрению в систему отечественного образования лучших международных практик, а также положительно влияют на будущую карьеру молодых специалистов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 3 (32)

Источники


  1. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
  4. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
Особенности права на получение среднего профессионального образования в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: [email protected]