Обязательно ли разрабатывать на предприятии политику в области охраны труда – основные направления

Самое полезное в статье: "Обязательно ли разрабатывать на предприятии политику в области охраны труда – основные направления" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Энциклопедия решений. Политика в области охраны труда

Политика в области охраны труда

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 209 ТК РФ).

Работодатель разрабатывает и утверждает Политику в области охраны труда (далее — Политика по охране труда), которая является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств (раздел II Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н, далее — Типовое положение).

В Политике по охране труда отражаются (п. 11 Типового положения):

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

Перед определением Политики по охране труда работодатель обеспечивает предварительный анализ состояния охраны труда и ее обсуждение совместно с работниками и иными уполномоченными органами, а сама Политика должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя (п. 12, п. 13 Типового положения).

В связи с этим работодателю целесообразно издать отдельный приказ о введении в действие Политики организации в области охраны труда, организовать ознакомление всех работников с ее содержанием и разместить текст Политики в доступном для всех работников месте (доска объявлений, информационный уголок, уголок охраны труда и т.п.).

Помимо этого, Политика по охране труда является разделом положения о СУОТ в организации (п.п. «а» п. 8 Типового положения), поэтому ее основное содержание обязательно включается в данное положение.

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Положения комментируемой статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.

Согласно Конвенции МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией*(4), государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Цель такой политики — предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

В Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.

Все указанные в ст. 210 направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в три следующие группы.

Во-первых, это направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда:

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Во-вторых, направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

[1]

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В-третьих, это направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством:

— государственное управление охраной труда;

— государственная экспертиза условий труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В формировании законодательства об охране труда, в разработке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда, в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей важнейшая роль принадлежит государственным органам.

О повышении внимания государства к проблемам улучшения условий и охраны труда свидетельствует включение в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р*(5), направлений деятельности, связанных с охраны труда работников. В частности, в числе приоритетных направлений государственной демографической политики указано снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Приоритетное направление по повышению уровня рождаемости включает поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда (§ 1 разд. 3 Концепции).

В названной Концепции подчеркнуто, что создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, имеет важное значение, поскольку это является важнейшим фактором для дальнейшего развития экономики и эффективного функционирования рынка труда. Для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается:

— разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

— развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

— разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда; переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест (§ 6 разд. 3 Концепции).

Внимание государства к проблемам в области охраны труда нашло отражение также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351*(6), в которой в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3).

Положение ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающее сотрудничество органов государственной власти и иных органов, является отражением принципа социального партнерства. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В качестве примера таких согласованных действий можно назвать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы*(7), в котором вопросы обеспечения безопасности рабочих мест рассматриваются в качестве приоритетных целей Соглашения. Стороны Генерального соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из приоритетных направлений сотрудничества и рассматривают его в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Участники Соглашения обязались:

— совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий;

— провести консультации по вопросам, связанным с финансированием превентивных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных на малых, средних предприятиях и в бюджетных учреждениях за счет средств страховых взносов.

Стороны договорились провести работу:

— по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды и спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами;

— по уточнению введения норм, позволяющих более четко оценивать влияние средств индивидуальной защиты на снижение уровня профессионального риска.

Участники Генерального соглашения сочли необходимым:

— подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний;

— развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности;

— совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий;

— провести консультации по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения промышленной безопасности.

Осуществление этих мероприятий будет способствовать улучшению условий и охраны труда, а также дальнейшему развитию системы социального партнерства и повышению его эффективности в реализации государственной политики в области охраны труда.

Изложенные в ст. 210 основные направления государственной политики в сфере охраны труда находят воплощение не только в разделе «Охрана труда», но и в разделах «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Защита трудовых прав и свобод», а также в других разделах ТК.

Обязательно ли разрабатывать на предприятии политику в области охраны труда – основные направления, цели + образец

Регулирование и разработка мер в области охраны труда в средних и крупных предприятиях требует наличие не только определенного штата специализированных работников в данной области, но и стратегии развития в данной области.

Наличие долгосрочной стратегии развития в области безопасности труда и здоровья на предприятии, с наличием целей, задач и долгосрочным планированием называется политикой в области охраны труда и безопасности на производстве.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Что это такое — понятие

Политика представляет собой комплекс мер по реализации мероприятий в области безопасности производства, долгосрочной перспективы по улучшению охраны труда на производстве, способы достижения данных целей и инструментарий для исполнения.

Ее реализация проводится на основании федерального законодательства, как основополагающего нормативного массива в данной области и внутренних локальных нормативных актов.

Приказы, распоряжения, планы проведения реализации мероприятий составляют документальную основу, на основании которой организация добивается улучшения состояния охраны труда, здоровья персонала и безопасности производства.

Внедрением и реализацией данной политики занимается руководство предприятия через уполномоченных представителей – инженеров по ОТ, профсоюзной организации работников, путем осуществления общественного контроля за соблюдением норм и правил безопасности на предприятии, а также компетентные государственные органы в сфере надзора за исполнением норм и правил

федерального законодательства.

Также политикой в данной области иногда понимается целенаправленная деятельность государства и государственных органов по улучшению состояния охраны труда во всех сферах производства посредством совершенствования нормативной базы, отстаивания прав рабочих и проведения контрольных и проверочных мероприятий.

Данная государственная политика охватывает все отрасли и сферы осуществления трудовой деятельности и носит обязательный характер для предприятий всех Форм собственности.

Ключевые принципы и цели

При разработке и реализации политики руководство организации должно понимать, какие цели преследует стратегия осуществления комплекса мероприятий в данной сфере:

Выполнение данных принципов и задач позволит эффективно наладить работу по внедрению современных стандартов в области безопасности производства и снизить проявление негативных ситуаций на предприятии в будущем.

Обязательно ли всем организациям составлять?

Законодательством не предусмотрена обязанность для работодателей разрабатывать документ о политике.

На практике изданием таких документов и реализацией целей и задач занимаются средние и крупные предприятия, штат которых превышает 50 человек.

Однако и небольшие компании могут разработать концепцию реализации политики в сфере охраны труда с учетом специфики своей деятельности.

Поэтому разработка такого документа необязательна для работодателя, однако его наличие повышает общую эффективность всех проводимых мероприятий в сфере безопасности производства.

Как разрабатывается на предприятии – основные направления

Политика в данной области должна реализовываться строго в рамках действующего законодательства.

Поэтому при ее составлении специалист по ОТ должен учитывать положения трудового кодекса, рекомендаций министерства труда РФ и инспекции по труду, а также отраслевых министерств в области охраны труда.

Составлением данного документа занимается специально уполномоченное подразделение по охране труда.

  • Основные изменения в охране труда в 2020 году. Семинар в Москве | ITECO
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Перед его подписанием проект документа должен в обязательном порядке пройти согласование с кадровой и правовой службами для соответствия содержимого законодательным нормам.

Также при наличии на предприятии профсоюзной организации такой документ должен быть с ней согласован для недопущения ущемления прав сотрудников компании.

После всех согласований документ направляется на подпись руководству предприятия.

[3]

Структура и содержание

Структура документа должна в обязательном порядке соответствовать нормам ведения документооборота в организации и стандартам ГОСТ по документоведению.

В структуру в обязательном порядке должны быть включены:

  • наименование компании и данные подписанта – руководителя предприятия;
  • перечень целей и задач, к которым стремится прийти организация;
  • круг ответственных лиц за реализацию положений политики в данной области;
  • направления по реализации политики как практические, так и теоретические, перечисление комплекса мер;
  • подразделения и должности, на которые действие политики направлено и распространяется.

Также по согласованию со структурными подразделениями, профсоюзом и иными должностными в содержание политики могут быть внесены и иные положения, не противоречащие законодательству.

Скачать образец

Типовой пример политики предприятия в области охраны труда – word.

Также предлагаем скачать образец:

Полезное видео

Об основном направлении государственной политики в области охраны труда, рассказано в данном видео:

Политика работодателя в области безопасности труда и здоровья служит одним из основных нормативных и обязательных для исполнения актов организации, который регулирует, стимулирует и развивает деятельность в области безопасности на производстве.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Политика в области охраны труда

Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма — неоспоримый приоритет в политике руководства АО «Аэропорт «Внуково».

Обеспечение соблюдения требований законодательства в области охраны труда является важной и неотъемлемой частью системы управления охраной труда, как составной части общей системы управления деятельностью АО «Аэропорт «Внуково», залогом стабильности и улучшения экономического положения и благополучия всех сотрудников.

Главные задачи политики в области охраны труда

  • Соблюдение требований законодательства в области охраны труда;
  • Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма;
  • Обеспечение непрерывного роста профессионализма и квалификации сотрудников в области охраны труда.

Реализация целей политики достигается

Цели и показатели политики в области охраны труда

В таблице «Цели и показатели политики в области охраны труда» представлены цели и показатели политики в области охраны труда АО «Международный аэропорт «Внуково».

Задачи Цели Показатели

— Соответствие системы охраны труда в Обществе всем требованиям законодательных и нормативных актов;

— Отсутствие предписаний со стороны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, выданных АО «Аэропорт «Внуково».

Повышение уровня безопасности и условий труда, стремление к нулевому травматизму, исключение чрезвычайных, аварийных ситуаций

Руководство АО «Аэропорт «Внуково» принимает на себя ответственность за реализацию настоящей Политики путем установления соответствующих целей и задач, планирования и финансирования мероприятий по их достижению, обязуется уважать названные ценности и призывает к этому всех сотрудников.

Политика в области охраны труда

Всем привет, уважаемые! 🙂

Сейчас работаю над доведением до ума Системы управления охраной труда (СУОТ) у себя в организации.

Одним из элементов СУОТ является Концепция (политика) в области охраны труда. Действующая у нас в организации до недавнего времени Политика никуда не годилась, полная ересь. Видно, что написана была на скорую руку или вообще скопирована у других.

Изучив ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «наклепал» я свою Концепцию (политику). Как мне кажется, такой вариант оптимальный для моей организации, и достаточно универсальный, чтобы применить его и в других организациях. Старался соблюдать основные требования к Концепции (политике), установленные этими двумя ГОСТами. Получилось кратко, по существу и без «воды». Я сторонник минимализма. 🙂

В свою Концепцию я добавил кроме того промышленную и пожарную безопасность, т.к. специфика организации обязывает.

После доработок «под себя» (что-то убрать, что-то добавить) этот документ можно использовать в любой организации.

Представляю свою Концепцию (политику) в области охраны труда на всеобщее обозрение. В формате WORD ссылка на скачивание как всегда в конце статьи.

18 сентября 2013 год

КОНЦЕПЦИЯ (ПОЛИТИКА) в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности

Настоящий документ разработан в соответствие с Межгосударственным стандартом «Системы управления охраной труда. Общие требования» ГОСТ 12.0.230-2007 и Национальным стандартом РФ «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» ГОСТ Р 12.0.007-2009, является элементом Системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью (далее СУОТ, П и ПБ) ООО «ХХХ» и учитывает специфику и хозяйственные цели организации.

Политика и цели в области охраны труда на автопредприятии

Политика организации в области охраны труда

ч. в самоуправлении.

    Координация функционирования служб ОТ на территории региона.Проведение проверок состояния направления.Анализ текущего положения дел.Внедрение территориальных программ.Определение расходных направлений.Принятие участия в расследовании несчастных случаев.Регулирование трудовых и социальных отношений.Доведение до нормативного состояния основных документов.Содействие программам социального страхования.Ответственность за проведение медицинских осмотров.Координация рабочего процесса, связанного с проведением специальной оценки ОТ.

В процессе формирования документа необходимо обратить внимание на ряд аспектов:учет законных прав и интересов всех сторон, в частности – сотрудников;соблюдение основополагающих норм существующего законодательства;пропись

Политика в области охраны труда и промышленной безопасности

5.3.3 Политика организации в области охраны труда и промышленной безопасности должна обеспечивать конституционное право каждого работника на: — рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов; — обучение безопасным методам и приемам труда; — обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты; — получение от работодателя достоверной информации о состоянии безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению; — проведение проверок по охране труда на рабочем месте соответствующими должностными лицами, имеющими на то право, в том числе по запросу работающего и с его участием; — отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты,

Политика в области охраны труда в организации

Целями каждого работодателя в области ОТ, в соответствии с Конституцией РФ, являются: 1. Обеспечить приоритет охраны труда и здоровья работающих в процессе выполнения ими своих обязанностей перед получением прибыли, лидирующих позиций на рынке и т.п.

Чтобы выполнить эти трудные, но достижимые цели, работодатель должен взять на себя обязательства, по выполнению которых можно судить о том, что Политика реализуется, а не остается лишь лозунгом.

Работодатель обязан выполнять требования :

  1. использовать только сертифицированные, годные, испытанные оборудование, машины, инструменты, СИЗ, средства коллективной защиты, сырье и материалы;
  2. четко соблюдать требования правил по ОТ, а также требования не только федерального, но и муниципального законодательства, помнить о приоритете международного права;
  3. в случаях, когда законодательные нормы и правила недостаточны, поверхностны, разработать локальные акты, дополняющие меры безопасности, или обратиться к разработчику правил для получения разъяснений, участвовать в обсуждениях на .

Политика в Области Охраны Труда и Как Её Внедрить!

Учитывая мнение Роструда, достаточно разработать и утвердить Положение о СУОТ, которое будет включать раздел «Политика в области охраны труда». Текст письма Роструда от 06.07.2019 г. № 224-11-2: Федеральной службой по труду и занятости рассмотрено обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением. Согласно пункту 8 Типового положения о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г.

Охрана труда

OHSAS 18002:2000 (ДСТУ — П OHSAS 18002:2006), ILO OSH 2001, можно сформулировать следующие основные тезисы современной трудоохранной политики на производственном уровне (на предприятии). Первое. Политика в области охраны труда (безопасности труда) должна исходить из принципа приоритетности сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, провозглашённого на законодательном уровне, предусматривать решение трудоохранных проблем и обеспечение безопасности на основе правовых норм и международных стандартов управления, реализацию комплекса организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, социально-психологических и других мер, направленных на снижение производственных рисков, создание на рабочих местах не только безопасных, но и комфортных условий труда, совершенствование системы управления и общеорганизационного обеспечения, построенных на механизме мотивации, как важной составляющей организации процессов, соблюдения норм и правил безопасности.

Политика в области охраны труда

Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. 2.1. Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются: — обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц, в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха; — гарантии прав работников на охрану труда; — деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; — обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных

Политика по охране труда

Ключевая целевая задача политики в долгосрочном периоде заключается в том, чтобы сформировать на территории предприятия профессионально безопасное и экологически чистое пространство, привлекательное для инвесторов и партнеров по бизнесу.

В ближайшей перспективе цель состоит в создании условий и предпосылок для снижения производственного риска, доведения его значений до социально-приемлемых уровней путём применения технологий и процессов, исключающих или снижающих участие человека в выполнении тяжёлых, напряжённых, опасных и вредных операций, пребывание его в зонах повышенного риска.

В этой связи планируется снизить в ближайшие____лет на____% количество рабочих мест и участков с опасными и вредными условиями труда (не соответствующих нормативным требованиям).

Цели охраны труда на предприятии

В идеале, охрана труда на предприятии должна представлять собой отлаженную и организованную систему, которая включает санитарные, гигиенические, правовые, экономические, социальные, психологические и даже реабилитационные аспекты и мероприятия.

Основной целью построения и контроля за охраной труда на предприятии можно считать именно социальный эффект, то есть заботу о здоровье и работоспособности сотрудников. Трудно поспорить с тем, что систематическое улучшение условий труда и постоянная забота со стороны руководства приводят к росту всех показателей труда — увеличиваются объемы производства, растет прибыль, сокращаются расходы, связанные с больничными, несчастными случаями на производстве, текучестью кадров, профессиональными болезнями и уплатой штрафов за несоответствие условий труда требованиям закона или отсутствие аттестации рабочих мест. А все потому, что сотрудник выполняет свою

Обязательно ли разрабатывать на предприятии политику в области охраны труда – основные направления, цели + образец

Данный принцип должен осуществляться путем недопущения травматизма и возникновения несчастных случаев на производстве, нештатных ситуаций связанных с причинением вреда здоровью гражданам, а также заболеваний, связанных с использованием опасных, горючих, химических и иных вредных веществ сотрудниками предприятия во время работы.

Система управления охраной труда

1 Соблюдение требований законодательства в области охраны труда Поддерживать постоянное соответствие всем требованиям законодательных и нормативных актов в области охраны труда
2 Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма
3 Обеспечение непрерывного роста профессионализма и квалификации сотрудников Поддержание на высоком уровне подготовку сотрудников в области обеспечения безопасности, путем организации своевременного и качественного обучения
Название документа: Система управления охраной труда

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Охрана труда

Изменения, которые происходят в охране труда в последние годы, требуют рационализации не только системы управления, но и совершенствование форм и методов общеорганизационного обеспечения трудоохранной деятельности, четкой организации безопасного производства работ непосредственно на производственных участках и рабочих местах. Это может быть осуществлено, если на предприятии будут обозначены концептуальная политика и факторы, образующие систему эффективного управления профессиональной безопасностью, сформировано целостное видение перспектив и текущих задач.

Значение политики состоит в том, что она во многом определяет состояние охраны труда на предприятии, дальнейшие направления, перспективы, цели и задачи, основные приоритеты трудоохранной деятельности на определённый, обозначенный период. Наличие и реализация политики в сфере охраны труда, ориентированной на конкретные результаты, является одним из важных и необходимых условий результативного функционирования системы управления и одной из составляющих типовой модели управления профессиональной безопасностью и здоровьем.

В дальнейшем под политикой в области охраны труда понимается публично провозглашенное работодателем заявление, в котором он выражает свои взгляды и намерения по развитию СУ, созданию условий для безопасного и безвредного производства работ и процессов, дальнейшему совершенствованию трудоохранной деятельности и достижению заявленных целей.

Основываясь на теории и практике применения систем управления качеством, трансформируя их на системы управления охраной труда и учитывая требования (рекомендации) стандартов OHSAS 18001:1999 (ДСТУ — П OHSAS 18001:2006). OHSAS 18002:2000 (ДСТУ — П OHSAS 18002:2006), ILO OSH 2001, можно сформулировать следующие основные тезисы современной трудоохранной политики на производственном уровне (на предприятии).

Первое. Политика в области охраны труда (безопасности труда) должна исходить из принципа приоритетности сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, провозглашённого на законодательном уровне, предусматривать решение трудоохранных проблем и обеспечение безопасности на основе правовых норм и международных стандартов управления, реализацию комплекса организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, социально-психологических и других мер, направленных на снижение производственных рисков, создание на рабочих местах не только безопасных, но и комфортных условий труда, совершенствование системы управления и общеорганизационного обеспечения, построенных на механизме мотивации, как важной составляющей организации процессов, соблюдения норм и правил безопасности.

Второе. Политика должна базироваться на отечественной государственной концепции в сфере охраны труда, сложившихся к текущему периоду современных тенденциях, требованиях национальных нормативно-правовых актов, гармонизированных с международными стандартами, вместе с тем, учитывать специфические особенности самого предприятия и наработанной практики.

Третье. Она должна предусматривать системно-комплексное и интегрированное решение трудоохранных проблем с учётом необходимости обеспечения экологической и промышленной безопасности, повышения качества процессов труда, надежности функционирования предприятия, формирования его имиджа.

Политика должна содержать (определять) общие цели по повышению безопасности, снижению уровней производственных рисков, улучшению условий труда, доведению их до нормативных или приемламых требований, при этом цели должны быть установлены по каждой функции, задаче и процессу, уровню управления и иметь по возможности количественное выражение.

В основу политики должен быть положен многоцелевой, системный процесс — ориентированный подход, использующий научную базу менеджмента, практический опыт разработки и применения систем управления качеством, промышленной и экологической безопасностью, обеспечивающий реализацию всех направлений трудоохранной деятельности с максимально возможной результативностью, создание предпосылок для безопасного и безвредного производства работ и процессов.

В отличие от системы управления, построенной на административных (репрессивных) методах (надзор и наказание), в основе успешной политики лежат профессиональная компетентность, дисциплина, ответственность, самомотивация персонала, организационная культура.

Установлено, что политика, основанная на высокой профессиональной компетентности, дисциплине, ответственности, самомотивации персонала, значительно более эффективна, нежели построенная исключительно на контроле и наказании.

Четвёртое. В отличие от технократического, административного и репрессивного стилей управления философия современной политики базируется также на принципиально новой идеологии и заключается в антропосоциальной направленности, в центре которой человек, обобщенно-персонал предприятия; политика, учитывающая существенное влияние психофизиологических качеств человека по снижению (или повышению) факторов риска, предусматривающая смещение акцентов в работе на социальные и личностные факторы, профессиональные и интеллектуальные качества работников, усиление значимости активных, мотивационных и аналитических форм влияния и организационного регулирования.

Пятое. Подготовка и вовлечение в управление, в организационные процессы персонала на всех уровнях структурно-функциональной схемы от высшего руководства (топ-менеджеры) до рядовых исполнителей; формирование соответствующей идеологии и чувства корпоративности, принадлежности к одной команде; создание условий для самомотивации безопасных действий и совершенствования трудоохранной деятельности; четкое распределение ролевого участия, функций (обязанностей), полномочий, ответственности, взаимодействие служб, подразделений, персонала.

[2]

Шестое. Политика должна быть доведена до сведения всего персонала предприятия -актуализирована (требование МС БД 8000) с тем, чтобы каждый работник на всех уровнях знал о своих обязанностях; она должна быть понятной и доступной для персонала и общественности, других заинтересованных сторон и ответственных исполнителей, учитывать их требования; она должна быть документирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии.

Седьмое. Политика периодически должна подвергаться анализу и на основе полученных результатов постоянно совершенствоваться для предотвращения негативных инцидентов и повышения результативности функционирования; она должна предусматривать развитие системы управления и общеорганизационного обеспечения, приведения её к виду, адекватному сложившейся на текущий момент ситуации.

Восьмое. Особенность политики на современном этапе заключается в том, что на первое место выдвигаются категории, определяющие успешность деятельности, имидж и бизнес-интересы предприятия, к необходимым условиям которых относятся:

  1. Безопасность человека (персонала);
  2. Качество производственных и трудовых процессов;
  3. Надёжность функционирования предприятия.

Девятое. Одновременно осуществляется техническая политика — как составляющая общей политики в области охраны труда путём:

  1. разработки инженерных решений и внедрения новейших (безопасных) технологий, технических средств и процессов с высокими показателями безопасности;
  2. приведения действующих производств в соответствие с установленными требованиями безопасности и санитарно-гигиеническими нормами;
  3. содержания технико-технологических средств в исправном состоянии и организации их безопасной эксплуатации;
  4. обеспечения устойчивой и безаварийной работы потенциально-опасных объектов, предотвращения и локализации аварийных ситуаций (инцидентов);
  5. организации безопасного производства работ повышенной опасности;
  6. оснащения производств, цехов, участков и рабочих мест эффективными средствами диагностики, оценки и прогнозирования производственного риска, средствами механизации, автоматизации, дистанционного управления и сигнализации, коллективной и индивидуальной защиты работников, приборами контроля опасных производственных факторов, системами противоаварийной защиты;
  7. принятия других адекватных мер.

К числу приоритетных направлений деятельности, которые должны найти отражение в Политике, относятся такие, например, как:

  1. постоянное улучшение условий труда, доведение их до показателей, близких к нормативным, снижение количества рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям;
  2. уменьшение профессионального риска до реально приемлемых уровней;
  3. формирование в коллективах корпоративной и поведенческой культуры, принципа — работать безопасно — всегда более важно, чем работать выгодно или производительно;
  4. осуществление социальных мер, в том числе социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание и т.д.;
  5. выделение необходимых финансовых средств и материальных ресурсов на цели охраны труда.

Обеспечение широкой поддержки принятой политики на всех уровнях может быть достигнуто путём популяризации её сути, широкого информирования трудовых коллективов о целевых задачах, экспонирования на специальных стендах, включения раздела «Политика в охране труда и её реализация» в учебные программы и должностные обязанности руководителей всех уровней задач.

Для того, чтобы политика не носила только формальный характер, а имела практическое значение и реализовывалась, процесс реализации и результативность её должны постоянно контролироваться; для этого должны быть назначены должностные лица, ответственные за эти процедуры и функционирование целостной системы трудоохранной деятельности.

Документом, который определяет трудоохранную политику предприятия и порядок ее реализации на ближайшую и более отдаленную перспективу, может быть Целевая программа по охране труда (ЦП) на определённый период, представляющая собой единый комплекс организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских, социальных, других мер и действий, которые позволяют обеспечивать достижение заданных целей, улучшение условий труда, повышение безопасности производственных процессов, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, концентрировать внимание и ресурсы на ключевых приоритетах. Концепция программы строится с учетом прогнозирования общих изменений в деятельности предприятия, экономических, других исходных предпосылок и реальных факторов, которые могут оказать влияние на общее состояние охраны труда.

Разумеется, целевая программа должна подкрепляться финансовыми средствами.

В дальнейшем целевая программа является основой для формирования ежегодных комплексных мероприятий, которые включаются в коллективный договор, а также для всей работы в течение того срока, на который она разработана.

Целевая программа должна предусматривать совершенствование нормативно-правовой базы, повышение профессионального уровня персонала, оснащение рабочих мест и работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, рационализацию производственных технологий, приобретение средств измерительной техники, решение других ключевых проблем.

Программа должна быть ориентирована на внедрение активных форм влияния на охрану труда и предполагать изучение всех факторов, небезопасных ситуаций, характера поведения персонала, послуживших основанием к возникновению несчастных случаев и аварийных происшествий.

Реализация концептуальной политики и принятой программы осуществляется в процессе управления, принятия инженерных решений, общеорганизационного обеспечения, организации безопасного производства работ. В соответствии с политикой определяются функции службы охраны труда и все виды трудоохранной деятельности, которая осуществляется согласно законодательным и иным нормативно-правовым актам во взаимодействии со структурными производственными подразделениями и функциональными службами, общественными институтами (профсоюзы, комиссии или комитеты по охране труда), органами межотраслевой и отраслевой системы государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда. Должностные обязанности, полномочия и ответственность работников по реализации политики регламентируются соответствующими указаниями в приказах, инструкциями, положениями.

  • Специалист по охране труда: нормативные акты
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Корректировка политики и обеспечение ее постоянного соответствия потребностям предприятия производится на основании результатов контрольно-надзорной деятельности, аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с изменяющимся характером основной деятельности.

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  4. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Обязательно ли разрабатывать на предприятии политику в области охраны труда – основные направления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья
Опубликован: Российский бухгалтер, N 11, 2016 год
Дата принятия: 01 ноября 2016