Содержание
- 1 Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (с изменениями и дополнениями)
- 2 Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изменениями и дополнениями)
- 3 Рабочее время водителей
- 4 Режим труда и отдыха водителей (Семенов М.В.)
- 5 Режимы труда и отдыха водителей в 2019 году
- 6 Нормативная база
- 7 Основные правила
- 8 Контроль и штрафы
- 9 Предстоящие изменения
- 10 Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей в 2019 году
Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127
«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2005 г.
Регистрационный N 7200
Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса
(утв. приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127)
С изменениями и дополнениями от:
См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»*.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на трамваях и троллейбусах, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки пассажиров (далее — водители).
3. Особенности рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящего Положения.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 июня 2015 г. N 192 пункт 4 изложен в новой редакции
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливаются время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
II. Рабочее время
5. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.
7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
9. Водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 8 настоящего Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
10. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 июня 2015 г. N 192 в подпункт «а» внесены изменения
а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии, а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно;
б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения # с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;
в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;
г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;
д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;
е) время нахождения водителя в резерве;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.
11. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «б» пункта 10 настоящего Положения), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «а» пункта 10 настоящего Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
III. Время отдыха
12. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установлении графиком работы (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.
Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 июня 2015 г. N 192 в пункт 13 внесены изменения
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — с иным представительным органом работников.
14. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
15. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 июня 2015 г. N 192 в пункт 16 внесены изменения
16. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
Определяются особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на трамваях и троллейбусах, принадлежащих организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, предпринимателям, осуществляющим на территории РФ перевозки пассажиров. Утвержденное положение является обязательным при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2005 г.
Регистрационный N 7200
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 7 декабря 2005 г. N 275, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 декабря 2005 г. N 49
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса России от 17 июня 2015 г. N 192
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15
«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2013 г., 13 октября 2015 г., 5 июня 2017 г., 3 мая 2018 г.
По итогам экспертизы настоящего приказа см. заключение Минэкономразвития России от 21 декабря 2015 г.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:
Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.
Регистрационный N 6094
Указанные особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.
Согласно Положению работодатели обязаны ежемесячно составлять графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.
Устанавливается, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.
Регистрационный N 6094
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 ноября 2004 г. N 248, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 ноября 2004 г. N 45, в газете «Транспорт России» от 7-13 февраля 2005 г., N 6
Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 170
Изменения вступают в силу с 5 июня 2018 г.
Приказ Минтранса России от 5 июня 2017 г. N 212
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса России от 13 октября 2015 г. N 299
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Рабочее время водителей
grafik_vodit.jpg
Видео (кликните для воспроизведения). |
Похожие публикации
Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.
Положение о рабочем времени водителей
При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.
Ненормированный рабочий день для водителей
Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:
- сменный режим работы;
- деление рабочего дня на части;
- ненормированный рабочий день.
Сменная работа — работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.
Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части. Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.
Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:
- водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
- водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.
Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).
С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.
Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.
Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.
График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто. Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.
График работы для личного водителя
Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.
Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:
- требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
- труд водителя не поддается точному учету по времени;
- работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
- рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.
Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.
Приказ об утверждении рабочего времени водителей
Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня
Режим труда и отдыха водителей (Семенов М.В.)
Дата размещения статьи: 02.12.2014
Практика показывает: рабочее время водителей отличается от рабочего времени обычного персонала, работа которого не связана с управлением транспортными средствами. Не зря режим труда и отдыха водителей автомобилей регламентируется отдельным документом, который не так давно вступил в силу в обновленной редакции. Что же это за документ и в чем состоят его новшества? Что еще нужно знать бухгалтеру о рабочем времени водителя и об ответственности за несоблюдение установленных норм и требований?
Что изменилось не так давно?
Прогул или законный отдых?
Правомерна ли дифференцированная оплата рабочего времени?
Случаи из практики
Чем грозит нарушение режима?
Можно констатировать, что режим труда и отдыха работников транспортных предприятий, особенно основного подразделения (водителей), играет важную роль не только в регулировании трудовых отношений, но и в деятельности самих предприятий, обязанных обеспечивать безопасность дорожного движения и граждан (пассажиров). Поэтому нужно уделять должное внимание соблюдению норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также других аналогичных отраслевых документов (в частности, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса ). Последний документ до сих пор действует в первоначальной редакции и применяется вместе с общими нормами трудового законодательства.
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Режимы труда и отдыха водителей в 2019 году
В Российской Федерации существует несколько документов, которые определяют требования к водителям и их работодателям (либо нанимателям) в части соблюдения режимов труда и отдыха. Каждый руководитель автопарка и все работники, связанные с управлением транспортом, должны быть в курсе положений этих законодательных актов.
Нормативная база
Главный российский документ, регулирующий вопросы труда во всех сферах — это Трудовой кодекс. В Разделе IV Части III ТК РФ представлены основные понятия, права и обязанности, касающиеся условий режима работы. В Разделе V Части III ТК РФ сформулированы условия режима отдыха.
Детали регулирования труда работников транспорта перечислены в Главе 51 Раздела XII Части IV ТК РФ. В этой же главе, в Статье 329 сказано, что конкретные особенности режима труда и отдыха водителей устанавливаются федеральным органом власти, ответственным за транспорт, то есть Минтрансом.
Подробные требования по соблюдению РТиО на транспорте прописаны в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Последние изменения в этот документ вносились в 2018 году.
Если речь идет о международных перевозках, то приоритетное значение имеют правила ЕСТР — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки ( Статьи 6-8 ).
Основные правила
В Приказе Минтранса № 15 установлены два варианта учета рабочего времени водителей: ежедневный и суммированный с учетным периодом в один месяц.
— При ежедневном учете продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих 5 дней в неделю с 2 выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих 6 дней в неделю недели с 1 выходным — 7 часов.
— При суммированном учете время управления автомобилем в течение смены может быть увеличено до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов
При сверхурочных работах длительность смены может быть увеличена до 12 часов, но сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Не позднее чем через четыре часа управления автомобилем, водитель обязан делать перерыв на отдых длительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа.
В середине рабочей смены водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.
В документе есть различные уточнения и поправки, зависящие от особенностей перевозок. Отдельные положения приказа могут выполняться только по согласованию с водителями и профсоюзом. Для точного понимания всех аспектов обязательно изучите полный текст Приказа Минтранса №15.
Контроль и штрафы
Как известно, для контроля за соблюдением режимов труда и отдыха грузовые и пассажирские перевозчики обязаны устанавливать тахографы. Требования к этим устройствам изложены в Приказе Минтранса №36, а порядок оснащения различных типов ТС прописан в Приказе Минтранса №273.
Если на транспорте категорий N и M нет тахографа и отсутствует контроль за соблюдением РТиО, то это может повлечь штрафы в соответствии со Статьей 11.23 КоАП РФ («Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха»).
Также работодателю и должностным лицам грозят санкции согласно Статье 5.27 КоАП РФ («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).
Предстоящие изменения
В начале этого года Минтранс выступил с инициативой ввести в ПДД раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Во многом это связано с тем, что с 1 ноября 2019 года тахографы станут обязательными для физических лиц, управляющих грузовиками свыше 3,5 т и автобусами свыше 8 пассажирских мест (ФЗ №386).
Предлагается закрепить следующие правила:
- нахождение за рулем в течение суток — не более 9 часов;
- обязательные перерывы — 45 минут каждые 4,5 часа, или два перерыва по 15 и 30 минут;
- отдых для водителей — не менее 11 часов в сутки;
- общее время за рулем в течение недели — не более 56 часов, в течение двух недель – не более 90 часов;
- в качестве исключения можно управлять ТС без остановок 10 часов, но не более 2-х раз в неделю.
Параллельно с этим в Государственной Думе обсуждается законопроект по ужесточению наказаний за отсутствие тахографа и несоблюдение РТиО. Если поправки будут приняты, то в Статье 11.23 КоАП появятся такие штрафы:
- водитель — от 3 до 5 тыс. руб.;
- должностные лица — от 7 до 10 тыс. руб.;
- юрлица и ИП — от 20 000 до 50 000 рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.
Скорее всего, все эти изменения вступят в силу — либо в предлагаемом, либо в скорректированном виде. Не лишним будет сказать, что работать без цифрового тахографа станет окончательно невозможно. Поэтому предпринимателям и юрлицам, которые не установили тахографы или используют устаревшие аналоговые модели, следует быстрее взяться за решение этого вопроса.
Напомним, что для правильной работы с тахографами требуются карты водителя и предприятия, считыватели карт, программы для выгрузки/хранения данных и различные расходные материалы. А для более эффективного контроля и снижения затрат рекомендуется обеспечить передачу данных из тахографа в систему мониторинга транспорта.
Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей в 2019 году
Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако в 2019 году особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.
Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам.
Новые требования к организации труда и отдыха водителей в 2019 году по приказу Минтранса
Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.
В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.
К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.
Принципы составления рабочего графика
Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:
- одна смена — максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
- в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
- обед считается отдельным видом перерыва.
Ежедневный учет
Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.
Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.
Суммированный учет
При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.
Рабочее время водителя и время управления авто
В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов.
Пример графика сменности водителейУвеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования. У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы.
Ненормированный рабочий день
Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей в 2019 году
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
---|---|
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Особенности составления графика работы водителя автобуса
График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.
Действия водителя | Общее время | Рабочее время |
---|---|---|
Вождение | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Вождение | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.
Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы
Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется Приказами Минтранса №36 от 30.01.2013 и №273 от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года.
Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.
Устройство ведет контроль над тем, чтобы перевозчик не был за рулем больше положенного времени. Кроме этого, тахограф может отслеживать маршрут и скорость передвижения автомобиля.Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11.
Общий режим отдыха
Время отдыха тоже контролируется. Работодатель должен предоставлять перевозчику отдых трех видов:
- перерыв на обед;
- междусменный;
- стандартный еженедельный выходной.
Длительность этих видов отдыха зависит от того, какие условия работы на предприятии.
Отдых и принятие пищи
Стандартный перерыв на обед составляет от 30 минут до 2 часов. Обязательных правил касаемо длительности обеда нет. Единственной тонкостью является то, что водители, работающие больше 8 часов, могут получать 2 перерыва в течение рабочего дня.
Перерыв между сменами
Время междусменного перерыва зависит от того, какой способ учета рабочего времени введен в компании. Если схема стандартная, то длительность отдыха между выходами на работу должна быть на 2 часа больше, чем смена.
Время перерыва может быть меньше у водителей городского и междугороднего транспорта. Для работника, который совершает регулярные перевозки по городу, перерыв между 1 и 2 сменой может быть 9 часов, но между 3 и 4 обязателен отдых в течение двух суток. Время отдыха для водителей междугороднего транспорта может составлять 11 часов, которые могут разбиваться на несколько этапов.
Непрерывный еженедельный отдых
Еженедельный отдых шофера должен составлять как минимум 42 часа. В это время не учитывается отдых между сменами. Если в компании предусмотрен суммированный режим, выходные могут назначать в разные дни.
Руководство должно следить за тем, чтобы количество дней непрерывного отдыха было не меньше, чем количество недель в месяце.
Таким образом, каждый шофер должен требовать как минимум 1 выходной день в неделю.Специальные перерывы
С 05.06.2018 г. все шоферы имеют право на так называемые специальные перерывы во время работы. Длительность одной паузы составляет 15 минут. Возможность отдохнуть дается сначала через 4 часа непрерывной работы, а далее – через каждый 2-часовой отрезок времени в течение всего рабочего дня. При наложении времени специального перерыва и обеденного, время не суммируется.
Режим труда и отдыха водителей нужно срочно пересмотреть, иначе — штраф
Что случилось?
Минтранс России издал приказ от 03.05.2018 № 170, который уже официально опубликован и вступил в силу с 5 июня 2018 года. Документом внесены поправки в действующее Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 . Водителей чиновники обязали делать дополнительные перерывы в дороге, а работодателей — урегулировать и контролировать этот процесс. Кроме того, ограничено время непосредственной работы по управлению транспортом в календарную неделю. Изменения работодатели обязаны учесть при составлении трудовых договоров с водителями, а также внести изменения в действующие, если они не соответствуют этим требованиям.
Перерыв должен быть через 4 часа
Начиная с 5 июня 2018 года каждый водитель, который длительное время находится за рулем автомобиля, обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут после 4 часов работы. Если дорога длится более 4 часов, то после этого пятнадцатиминутные перерывы необходимо делать каждые 2 часа пути. До сих пор такое требование действовало только для водителей автобусов, осуществляющих междугородние перевозки. Теперь ему должны следовать абсолютно все водители, независимо от того, за рулем какого автомобиля:
они находятся. Исключение чиновники сделали только для аварийно-спасательных и пожарных автомобилей, водители которых работают в экстренном режиме. Водитель несет персональную ответственность за соблюдение этого требования, и штрафовать за нарушения пока будут не работодателя, а его лично. Правда, для работодатей правительство уже также подготовило существенные штрафы, соответствующий законопроект с поправками в КоАП РФ уже находится на рассмотрении Госдумы.
Информацию о соблюдении режима труда и отдыха чиновники намерены получать из тахографов, которыми должен быть оснащен весь грузовой транспорт и автобусы. Каким образом чиновники планируют контролировать легковой транспорт, пока не ясно. Кстати, на автомобили, которые управляются частниками, новые требования не распространяются.
Часы работы в неделю ограничены
Также с 5 июня 2018 года суммарная продолжительность управления автомобилем любого типа не может быть более 56 часов в неделю. Для этого требования чиновники определили строго календарную неделю: с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья. Это значит, что при максимальном использовании дневных лимитов водитель проведет за рулем не более шести дней в неделю: четыре дня по девять часов и два дня — по десять часов. А вот на следующей неделе он уже не сможет управлять автомобилем более 34 часов, поскольку ограничение о максимальных 90 часах за рулем за две недели подряд продолжает действовать.
Данное требование также не касается пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. А вот для транспорта вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также операторов связи, осуществляющих эфирную цифровую наземную трансляцию общедоступных телеканалов и радиоканалов, чиновники предусмотрели особые нормы. Для такого транспорта возможно увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 часов. Однако общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) все равно не должна превышать 9 часов.
Ответственность водителей и работодателей
Если водитель не соблюдает особый режим труда и отдыха, как того требует статья 329 ТК РФ , то он лично может быть привлечен к административной ответственности по п. 2 статьи 11.23 КоАП . Размер штрафа в этом случае составляет от 1000 до 3000 рублей. Однако для работодателей также вскорре будет предусмотрена административная ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха водителей. Согласно законопроекту, который около месяца назад Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы, статья 11.23 КоАП РФ будет дополнена штрафами для:
- должностных лиц — от 7000 до 10000 рублей;
- организаций — от 20 000 до 50 000 рублей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также предприятию будет грозить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Ответственность самих водителей также планируют ужесточить: минимальный предел штрафа для них составит 3000 рублей, а максимальный — 5000 рублей.
Источники
-
Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c. -
Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c. -
Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c. - Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
- . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
Я работаю юристом-консультантом в юридической конторе города Москва уже более 11 лет. По образованию, я тоже юрист. За время своей работ, я изучил множество юридических законов и столкнулся с различными проблемами в этой области. Поэтому имею большой опыт в данной сфере.