Содержание
- 1 Право на высшее образование
- 2 Вопрос 1. Система юридического образования России
- 3 Порядок и особенности обеспечения реализации гражданами права на образование
- 4 Домашняя правовая энциклопедия. Образование. Права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование
- 5 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- 6 Ответы на вопросы
- 7 Является ли бесплатным получение высшего образования в случае поступления на программы среднего профессионального образования для лиц, которые в прошлом получили начальное профессиональное образование?
- 8 Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование
Право на высшее образование
Право на неполное высшее образование
Граждане России имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые.
Неполное высшее образование, овладение образовательной программой в объеме не менее 2-х лет обучения. Окончание этого типа обучения дает студенту право:
- А) продолжить высшее образование;
- Б) получить диплом о неполном высшем образовании без итоговой аттестации, квалификация при этом не присваивается.
Право на высшее образование с получением квалификации «бакалавр»
Срок освоения этой программы составляет не менее 4-х лет. Программа включает в себя гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины, практику, имеющую профессиональное значение.
Право на получение квалификации «дипломированный специалист»
Срок освоения программы составляет не менее 5 лет.
Право на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»
Это третий уровень высшего профессионального образования, которое реализуется на основе двух профессиональных программ, обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр». Общий срок обучения должен составлять не менее 6 лет.
Права лиц на обучение на данной программе включают в себя:
- 1. Право на обучение по программе, включающей бакалаврскую программу по соответствующему направлению и программу третьего уровня, которая должна иметь разные по состоящим части — образовательную и научно-исследовательскую и научно-исследовательскую.
- 2. Право на обучение с максимальной аудиторной нагрузкой не более 15 часов в неделю.
- 3. Право на работу по индивидуальному плану под руководством преподавателя, имеющего ученую степень.
- 4. Право на защиту выпускной работы, магистерской диссертации и сдачи выпускных экзаменов.
- 5. Право на сдачу экзаменов и кандидатского минимума.
- 6. Право просить вуз засчитать результаты выпускных экзаменов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.
- 7. Право получить диплом магистра государственного образца.
Вопрос 1. Система юридического образования России
Нынешний век характеризуется тем, что мир стал необычайно динамичным — во всех сферах деятельности очень быстро происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится и к высшему образованию, а именно повышаются требования общества к качеству профессионального образования, обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности разных вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.
В современном российском обществе реализуются различные социально-экономические реформы. Одним из важных направлений реформирования признана модернизация системы национального образования1. В системе мер повышения эффективности профессионального образования руководством страны особое внимание акцентируется на совершенствовании организационных основ его функционирования и развития.
Человеческий капитал является одним из важнейших с точки зрения инновационного развития конкурентных преимуществ, в России он на сей день сохраняется. Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества — мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью. России.
Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны.
Система юридического образования имеет свою структуру, состоящую из совокупности трех взаимодействующих подсистем. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы РФ и нормативные акты государства в сфере образования.
Структура юридического образования
1. Преемственные образовательные программы и государственные стандарты различного уровня и направленности;
2. Сеть реализующие их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
3. Органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Система юридического образованиясоздана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней (образовательных цензов)
Образовательные уровни установлены Законом РФ «Об образовании». Применительно к получению профессии юриста эти уровни таковы:
среднее профессиональное образование (ст. 23);
высшее профессиональное образование (ст. 24);
после вузовское образование, которое может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (ст. 25).
Система юридического образования в России построена как многоуровневая, обеспечивающая его непрерывность и преемственность. Она имеет четыре уровня:
первый
— начальное профессиональное юридическое образование (срок обучения до одного года),
второй
— среднее (срок обучения до двух лет),
третий
— высшее (срок обучения 5—6 лет),
четвертый
— послевузовское (дополнительное обучение сроком до 3-х лет).
Для каждого уровня созданы специальные учебные заведения или факультеты: учебные центры, средние специальные и высшие образовательные учреждения. Новые образовательные учреждения – юридические лицеи, кадетские корпуса. Послевузовское образование осуществляется в высших образовательных учреждениях через аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру.
В соответствии с положениями законов об образовании высшее профессиональное образование носит трехступенчатый характер:
первая ступень – неполное высшее образование. Оно достигается обучением в вузе не менее двух лет, прохождением промежуточной аттестации и фиксируется особым дипломом (за рубежом эта ступень обозначается присвоением квалификации «ассистент»);
вторая ступень – высшее профессиональное образование со сроком обучения. 4 года, подтверждаемое дипломом с квалификацией (степенью) «бакалавр»;
третья ступень – высшее профессиональное образование, имеющее две разновидности:
При этом высшее образование может быть первичным и повторным. Граждане имеют право на бесплатное первичное, но не повторное высшее профессиональное образование.
В ведомствах организуется и повышение квалификации специалистов, руководителей, преподавателей. Это – дополнительное профессиональное образование без повышения его ступени. В ряде случаев (при соблюдении всех требований соответствующего Государственного стандарта) оно завершается получением дополнительной квалификации с вручением дипломов, например – «преподаватель*, «преподаватель высшей школы» и др.Формами получения образования выступают очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, самообразование. Допускается сочетание различных форм.
Требования к минимуму содержания подготовки для каждой ступени выражены в Государственном образовательном стандарте
Государственные образовательные стандарты (ГОС) по специальностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и региональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специалиста.
В структуре федерального и регионального компонентов определено три основных цикла учебных дисциплин:
1. общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
2. общие математические и естественно-научные дисциплины;
3. общепрофессиональные дисциплины.
Компонент образовательного учреждения состоит из двух циклов учебных дисциплин. В него входят:
Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, среднего и высшего юридического профессионального образования. Их обновление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет.
Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны.
Содержание юридического образования напрямую связано с направлениями высшего юридического образования. Направления высшего юридического образования соответствуют общим требованиям и содержанию образования, установленным ст. 14, 15 Закона РФ «Об образовании».
На практике выделяются несколько направлений юридической подготовки в вузах:
Юристы широкого профиля в начале обладают недостаточными практическими навыками, тратят определенное время на адаптацию к условиям работы, но вполне способны работать творчески, предлагать нестандартные решения, весьма полезные для обеспечения эффективности деятельности юриста, могут достаточно легко менять область профессионального труда.
Юристы, получившие подготовку для работы в определенной сфере, глубже знают ее, лучше владеют иностранными языками, добиваются больших успехов, но труднее адаптируются к новым задачам. Иногда их ожидания оказываются завышенными из-за сложной ситуации на рынке труда в избранной ими области.
Юристы, получившие образование в ведомственном вузе, как правило, хорошо подготовлены к работе в этом ведомстве, имеют разнообразные навыки практического характера, включая обращение с оружием, навыки самообороны. Им дают неплохую физическую закалку, готовят к преодолению трудностей. В то же время они могут хуже ориентироваться в иных сферах работы, не столь хорошо подготовлены к смене характера труда.
В специализированную профессиональную подготовку юристов включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность полиции, психология работы с отдельными группами населения (например, с лицами, отбывающими уголовное наказание, и пр.), либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному праву и др.
Различия между направлениями профессионального юридического образования | |
больше теоретической глубины и эрудиции | больше практических навыков |
идеал состоит в сочетании этих качеств, но достижим он не всегда | |
равная подготовка к различным видам работы и соответственно к работе на различных должностях | углубленная подготовка к какой-либо одной работе (юрист на фирме, следователь и пр.) |
ориентация на деятельность юриста в государственных органах | ориентация на деятельность в негосударственных органах, коммерческих или некоммерческих |
увлечение общетеоретическими гуманитарными дисциплинами | интерес к отраслевым юридическим дисциплинам, преимущественно чисто практической направленности |
ориентация на научную либо преподавательскую деятельность в сфере права | ориентация на практическую работу |
К научным принципам построения системы юридического образования относят:
1.гуманистический характер образования –определяет приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2. единство федерального культурного и образовательного пространства – защищает в системе образования национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства;
3.общедоступность образования – адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4.светский характер образования–закрепляет право на образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5.свобода и плюрализм в образовании;
6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием– закрепляет право на автономность образовательных учреждений[5].
На развитие системы юридического образования оказывает влияние целый ряд факторов
— политику государства, интересы и возможности различных слоев общества;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического;
— педагогические факторы, обусловленные различием образовательных учреждений страны и некоторые другие.
В условиях реформирования системы образования весьма важен вопрос о ее модернизации, о чем мы с вами поговорим далее (вопрос 2.).
Вывод по первому вопросу. Юридическое образование является составной частью единой российской системы образования. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны. На практике выделяются несколько направлений юридической подготовки в вузах: а) общая подготовка юристов широкого профиля, которую можно условно назвать университетско-академической; б) подготовка юристов широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление; в) ведомственная подготовка юристов, также предполагающая получение солидного юридического образования, но сориентированного на работу в органах внутренних дел, других правоохранительных системах.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8308 —
| 7934 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Порядок и особенности обеспечения реализации гражданами права на образование
Согласно ст.43 Конституции РФ:1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Законом РФ «Об образовании» закреплены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в т. ч. посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.
В части 5 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» перечисляются образовательные уровни (образовательные цензы). Ими являются:
1) основное общее образование;2) среднее (полное) общее образование;3) начальное профессиональное образование;4) среднее профессиональное образование;5) высшее профессиональное образование — бакалавриат;6) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;7) послевузовское профессиональное образование.
Основное общее образование обязательно для всех. Семейный кодекс в статье 63 устанавливает обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на самостоятельный выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Домашняя правовая энциклопедия. Образование. Права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование
Права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование
Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.
Вопрос: Можно ли совмещать обучение в учреждении среднего профессионального образования и в общеобразовательной школе?
Ответ: Да, закон допускает такую возможность. Например, колледж может иметь программу параллельного обучения, при которой выпускники 9 класса продолжают обучение в школе, совмещая его с получением профессионального образования по очно-заочной или заочной форме. Формы совмещения могут быть разными, их определяет учреждение профессионального образования по договоренностям с школами. Имеются и программы непрерывного образования типа «школа — колледж — вуз».
Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются государственными стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.
Учащемуся предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием, а также отпуск по беременности и родам , отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в порядке, установленном федеральными законами.
Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.
Учащиеся, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования , имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу — в период обучения, но не свыше сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения возраста 20 лет. Отсрочка предоставляется, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование.
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению структуры, особенностей и содержания конституционного права на среднее профессиональное образование. На основе анализа новелл федерального законодательства в сфере образования раскрыты цели реализации права на среднее профессиональное образование. Выделены признаки права на среднее профессиональное образование исходя из его конституционно-правовой природы. Особое внимание уделено структуре конституционного права на среднее профессиональное образование как субъективного права. Сделан вывод о том, что право на среднее профессиональное образование имеет сложносоставной характер, включает в себя права, раскрывающие и конкретизирующие особенности реализации данного конституционного права (например, право на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, право на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и иные).
Ключевые слова: право на образование, среднее профессиональное образование, субъективное право, квалифицированные рабочие, служащие, специалисты среднего звена.
Право на среднее профессиональное образование впервые было закреплено в 1993 г. в Конституции Российской Федерации и с тех пор претерпело значительные изменения. Реализация права на среднее профессиональное образование на протяжении 20 лет с момента провозглашения данного права на конституционном уровне была направлена на подготовку специалистов среднего звена, а также на удовлетворение потребности личности в повышении образовательного уровня [4]. Между тем реформы отечественной системы образования, связанные, в том числе, и с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Л № 273-ФЗ (далее — Федеральный закон об © образовании), существенно обновили и расширили содержание права на среднее профессиональное образование.
Осмысляя новеллы Федерального закона об образовании [13], можно отметить, что в настоящее время реализация права на среднее профессиональное образование нацелена:
— на удовлетворение потребности личности в углублении знаний, расширении умений и навыков в той или иной профессиональной сфере;
— удовлетворение потребности общества в реализации права на труд и осуществлении общественно полезной деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
— удовлетворение потребности государства в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, обеспечивающих рынок труда необходимой рабочей силой с соответствующими компетенциями;
— интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие каждого человека.
Исходя из того, что среднее профессиональное образование, наряду с высшим образованием, является уровнем профессионального образования (ч. 5 ст. 10 Федерального закона об образовании), можно заключить, что право на среднее профессиональное образование является относительно самостоятельной частью права на профессиональное образование, которое, как отмечает И.В. Тяпкина, представляет собой «предусмотренные нормами объективного права поведенческие установки, закрепляющие юридически значимые возможности человека и гражданина в практической реализации своего права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях» [12, с. 11].
Применительно к праву на среднее профессиональное образование можно выделить специальные конституционные принципы, характеризующие содержание данного права [11, с. 9]:
— общей доступности профессионального образования (включая территориальную и иную доступность);
— бесплатности среднего профессионального образования;
— многообразия форм образования (включая и самообразование);
— направленности образования на развитие личности (в культурном, духовно-нравственном, профессиональном и иных аспектах);
— преемственности образования, когда освоение следующего уровня образования базируется на результатах обучения, сформированных при получении образования предыдущего уровня.
Данный список можно дополнить такими принципами, как: равенство в образовании — возможность получения среднего профессионального образования каждым (независимо от гражданства, пола, религии, имущественного положения и иных обстоятельств); равноправие языков народов Российской Федерации в образовании — возможность свободного выбора языка обучения и использования родного языка в процессе получения среднего профессионального образования.
Вышеобозначенные конституционные принципы не только учитывают социокультурные особенности функционирования права, но и создают определенные гарантии реализации и защиты права на среднее профессиональное образование, очерчивая рамки нормативного регулирования [1, с. 70]. В связи с этим в содержании права на среднее профессиональное образование, как элементе права на образование, можно выделить право на формирование содержания образовательных программ (обучение по индивидуальному учебному плану, изучение дисциплин по выбору и т. д.), право на качество образования, право на мобильность в образовании, право на направленность получаемого образования на интеграцию личности в общество [8, с. 9].
Важно отметить, что в теории права право на среднее профессиональное образование является субъективным правом — «правом, принадлежащим лицу, гарантированным законом и всеми социально-экономическими условиями, позволяющим его обладателю совершать в рамках закона определенные действия, пользоваться определенными благами, требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц и обращаться в случае необходимости за защитой к органам государства» [6, с. 45-46]. Как и любое субъективное право, право на среднее профессиональное образование имеет сложную структуру, состоит из взаимосвязанных частей (правомочий). Рассмотрим их подробнее.
Право совершать определенные поступки, или право-поведение, которое включает «право субъекта на собственные или с согласия родителей (или законных представителей) действия, которые направлены на использование полезных свойств объекта права, на принятие юридических решений» [7, с. 17]. В отношении права на среднее профессиональное образование молодежь вправе выбирать: обучаться в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования, которая реализует образовательные программы среднего профессионального образования; обучаться по очной, очно-заочной или заочной форме обучения; осваивать программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программы подготовки специалистов среднего звена и т. д. Право-поведение активно реализуется и в самом процессе обучения, например, студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, обучающийся вправе предложить свою тематику выпускной работы, обосновав ее целесообразность для практического применения [9].
Право требовать от обязанного лица определенного поведения (право-требование), которое включает право требовать от лиц, осуществляющих образовательную деятельность, реализации образовательных программ в полном объеме, предоставления образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, соблюдения прав и свобод обучающихся, создания особых условий для обучения и реализации иных гарантий права на среднее профессиональное образование, предусмотренных законодательством. Так, например, выпускники (либо родители или законные представители несовершеннолетних выпускников) с ограниченными возможностями здоровья вправе подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации [9], а образовательная организация обязана данные условия обеспечить.
Право-притязание, которое позволяет прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения лицом своей обязанности, обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права с целью обжалования незаконных, нарушающих права обучающихся действий (бездействий) [7, с. 17].
Так, например, в Российской Федерации имеют место случаи обращения в суд за защитой нарушенного права на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обучаются по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя [10].
Право управомоченного лица пользоваться общественным благом (право-пользование), то есть приобретать и использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Например, в период обучения у студентов есть возможность проявить свои способности и принять участие в чемпионате рабочих профессий WorldSkills применить полученные знания во время прохождения производственной практики. По окончании обучения выпускники реализуют право-пользование уже на рабочем месте, демонстрируя свои профессиональные компетенции.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills International, в которых принимают участие молодые представители рабочих специальностей. Соревнования способствуют профессиональной ориентации молодежи, внедрению в систему отечественного образования лучших международных практик, а также положительно влияют на будущую карьеру молодых специалистов.
Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 3 (32)
Ответы на вопросы
Действительно, значительным изменением, касающимся государственных гарантий получения среднего профессионального образования, является закрепление общедоступности приема на обучение по соответствующим образовательным программам за счет средств бюджета. Лишь в том случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (часть 4 статьи 68 Федерального закона). То есть, в указанном случае оцениваются аттестаты поступающих.
Кроме того, возможен прием на специальность среднего профессионального образования сверх установленных образовательной организации контрольных цифр приема на основе договоров оказания платных образовательных услуг, заключаемых с физическими и (или) юридическими лицами.
Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, если заявлений на прием оказалось больше, чем установленные данной образовательной организации контрольные цифры приема абитуриенты обладают тремя возможностями:
1) поступить бесплатно по итогам конкурса аттестатов;
2) поступить на обучение на платной основе;
3) выбрать для поступления иные образовательные организации, специальности, профессии, направления подготовки.
Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014
Является ли бесплатным получение высшего образования в случае поступления на программы среднего профессионального образования для лиц, которые в прошлом получили начальное профессиональное образование?
Гарантии получения бесплатного образования зависят от наличия уже полученного образования. В соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014
Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование
Работодатель самостоятельно проводит мероприятия по подготовке, переквалификации, переподготовке персонала.
Конституцией РФ и иными законами закреплено право каждого гражданина на получение образования, ТК РФ относит право работников на профессиональную подготовку к перечню основных прав работника. В случае необходимости дополнительной подготовки и получения профессионального образования для сотрудников организации, работодатель организует такую подготовку для кадрового состава.
Работодатель самостоятельно проводит мероприятия по подготовке, переквалификации, переподготовке персонала, либо привлекает для этих целей образовательные учреждения в порядке, установленном договорами и соглашениями.
Дополнительное образование и подготовка необходимы сотрудникам организации для повышения профессионального уровня, повышения мастерства и соответствия тем требованием, которые предъявляет к профессионалам определенной категории законодательство и работодатель.
Что такое профессиональное образование
Под образованием понимается приобретение учеником знаний, умений, навыков, и получение обучающимся определенного уровня профессиональной компетенции, благодаря которой гражданин сможет вести трудовую деятельность в определенной трудовой области и работать по конкретной специальности.
В настоящее время в РФ установлены такие уровни профессионального образования:
- среднее образование – обучение в общеобразовательной школе;
- высшее образование – обучение в высшем учебном заведении с получением диплома степени бакалавра;
- высшее образование – обучение в высшем учебном заведении с получением диплома специалиста, магистра;
- высшее образование – обучение кадров высшей квалификации в высшем учебном заведении.
Под дополнительным образованием понимается обучение с получением документа об окончании такого обучения, в дополнение к среднему или высшему образованию.
Порядок реализации работником права на образование, ученический договор
В случае возникновения необходимости направить работника на обучение, для приобретения им знаний и навыков соответствующего уровня, повышения профессионального мастерства, между сторонами трудовых правоотношений заключается договор.
Организация имеет право заключить со своим работником, или лицом-соискателем ученический договор, которым регламентируются условия и порядок прохождения обучения.
Сотрудник или будущий работник может получать образование без отрыва от своей профессиональной деятельности или с освобождением от работы на период обучения. Договор заключается в письменной форме, подписывается работником (соискателем) и работодателем, и прекращается с истечением срока обучения. На время обучения работнику выплачиваются денежные суммы за произведенную им продукцию, или денежная стипендия.
Формы получения работником профессионального образования
В соответствии с ТК РФ обучение работника или будущего работника происходит в таких формах:
- индивидуальное обучение;
- курсовое обучение;
- бригадное обучение.
Индивидуальный вид ученичества предполагает самостоятельное получение учеником знаний и повышение трудовых навыков. На практике ученика прикрепляют к профессиональному работнику, или включают в состав бригады, где с ним проводит занятия бригадир или рабочий соответствующего уровня квалификации. Теорию ученик изучает самостоятельно, консультируясь с указанными специалистами.
Осуществляется обучение по курсовой форме сначала в группе учеников, получающих знания в специально организованной учебно-производственной базе под руководством мастера.
Второй этап обучения проходит для укрепления и повышения теоретических знаний непосредственно на рабочем месте, под руководством рабочего – инструктора, не освобожденного от своей основной работы. При бригадной форме обучения ученики получают навыки и теоретические знания в группах (бригадах), под руководством высококвалифицированных мастеров и рабочих.
Профессиональное обучение, подготовка новых работников, переобучение, повышение квалификации
Профессиональное обучение предназначено для получения гражданами различного возраста и статуса профессиональных навыков, компетенции, повышения уровня мастерства, включая специальные знания для работы с оборудованием, технологиями особого вида. По окончании обучения гражданин получает квалификационный класс, разряд, категорию. К дополнительному профессиональному обучению допускаются лица, окончившие среднее учебное заведение, а в некоторых случаях ВУЗ, либо заканчивающих среднее учебное заведение или ВУЗ.
Право работников на профессиональную подготовку и дополнительное образование реализуется путем обучения новых сотрудников, или уже работающих в организации работников посредством переобучения и повышения квалификации.
Под подготовкой и обучением новых сотрудников понимается образование лиц, не имеющих необходимой для осуществления трудовых функций в организации квалификации.
Переподготовка происходит посредством обучения работников организации новым знаниям и профессиональным навыкам, если уровень квалификации этих работников не позволяет осуществлять деятельность на определенном рабочем месте, или работники изъявили желание пройти переподготовку с целью получения дополнительных навыков, для работы на новых должностях. Переподготовку проходят высвобождаемые работники.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Повышение квалификации работника подразумевает повышение профессионального уровня работника, получение им особых навыков, совершенствование мастерства. В отношении работников, проходящих обучение, действуют нормы ТК РФ, в том числе об охране труда. Работники имеют право на выходные дни, отпуска. При отправлении работника на обучение, связанное с отрывом от рабочего места, за работником организация сохраняет место на период обучения и выплачивает заработную плату. Если работник отправляется на обучение с отрывом от работы в другой регион, работодатель обязан начислять ему все выплаты, предусмотренные для командировок.
Источники
-
Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c. -
Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c. -
Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
Я работаю юристом-консультантом в юридической конторе города Москва уже более 11 лет. По образованию, я тоже юрист. За время своей работ, я изучил множество юридических законов и столкнулся с различными проблемами в этой области. Поэтому имею большой опыт в данной сфере.