Право на дошкольное образование

Самое полезное в статье: "Право на дошкольное образование" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Право ребенка на получение дошкольного образования

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Право ребенка на получение дошкольного образования не зависит от регистрации по месту жительства. Порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования, поэтому устанавливаемый учредителем порядок приема детей в учреждения дошкольного образования не может предусматривать в качестве обязательного условия наличие регистрации по месту жительства (пребывания).

Согласно требования закона местом жительства ребенка признается место жительства его родителей, при этом граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации конституционных прав и свобод граждан, в том числе на получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, если ребенок проживает на территории одного муниципального образования, а зарегистрирован в другом населенном пункте, отказ в приеме в детский сад по месту фактического проживания не законен.

Если родители по каким-либо причинам проживают отдельно от ребенка и его воспитанием занимаются другие родственники, администрации учреждений, которым об этом известно, обязаны в силу закона уведомить органы опеки и попечительства для принятия решения. Закон, например, допускает, так называемую «добровольную опеку», когда по заявлению родителей орган опеки и попечительства назначает их ребенку опекуна (по указанию родителей) на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности. В таком акте органа опеки и попечительства указывается срок действия полномочий опекуна.

В случаях, когда родители уклоняются от исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей решается вопрос о лишении или ограничении их родительских прав и взыскании алиментов. В подобной ситуации опекун назначается независимо от пожеланий родителей.

Таким образом, если ребенок проживает у родственников без регистрации по месту жительства или пребывания, оставшись без попечения родителей, он не может быть ущемлен в реализации прав на образование, медицинскую помощь и т.п. Напротив его права должны быть обеспечены в полном объеме, в т.ч. право на защиту его интересов со стороны органов опеки и попечительства, которых о таких детях обязаны уведомить должностные лица и граждане.

Заместитель прокурора Тепло-Огаревского района юрист 1 класса Е.В. Капустина

Правовое образование в дошкольном образовательном учреждении

Екатерина Ивановна Чеканова (Кустова)
Правовое образование в дошкольном образовательном учреждении

«Счастье всего мира не стоит слезы одного невинного ребёнка».

Ф. М. Достоевский

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА– охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено законами.

Проанализируем основные законы, касающиеся не только прав ребенка и его обязанностей, но и детского общеобразовательного учреждения.

«Конвенция о правах ребенка» — принята международным сообществом в 1989 году (разработана на основе Декларации прав ребенка -1959 год).

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА — ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция признает за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения. Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека.

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Дети имеют право на медицинский уход.

Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Дети имеют право на отдых.

Дети имеют право на бесплатное образование.

Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального, регионального уровня.

Согласно Конституции РФ – защита государства, материнства, детства, семьи. Приняты ряд Законодательных актов: Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»

Рассмотрим Закон «Об образовании», он был принят 10 июля 1992 года. Госдума 21 декабря 2012 года приняла в третьем чтении подготовленный Минобрнауки закон «Об образовании в РФ». Новеллами стало следующее в законе: дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Проект разъясняет, что «присмотр и уход» — это меры по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания. А дошкольное образование предполагает получение элементарных знаний и умений. Довольно большое место в законопроекте уделено языку обучения. Все дети имеют право получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Детский сад работает по общеобразовательным программам, говориться в статье 9. Закона. Статья 13. Гласит в каждом образовательном учреждении должен быть устав и разработана одна или несколько программ обеспечивающих содержание и воспитание воспитанников.

В уставе дошкольного учреждения указываются продолжительность работы учреждения, режим, порядок приема и отчисления воспитанников, наличие платных услуг и порядок их предоставления, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ и т. д.

При приеме в детских сад администрация обязана ознакомить родителей с уставом дошкольного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно иметь лицензию. В ст. 53 Закона говориться, что к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовым положением об образовательных учреждениях.

Читайте так же:  Как получить статус и справку гражданина предпенсионного возраста (предпенсионера)

Не допускаются к педагогической деятельности лица, которым запрещена приговором суда или медицинским показаниям, а также лица имеющие судимость.

В статье 54 «Об оплате труда работников образовательных учреждений» указано, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада устанавливается на уровне не ниже средней заработной платы работников промышленности в РФ.

А также образовательное учреждение в пределах, имеющихся у него средств, имеет право самостоятельно устанавливать дополнительные оплаты, премии, надбавки и другие меры стимулирования.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется не только федеральными законами, но и постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а именно (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, своим уставом, договором с учредителем и родителями (законными представителями).

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепления здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным

образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Поэтому в работе с дошкольниками необходимо опираться на присущие этому возрасту ведущие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Ролевые, театрализованные и дидактические игры. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.

Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов).

Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, и их презентация).

Информация для воспитателя:

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей на примерах сказок нужно проводить очень осторожно. Осуществлять подбор соответствующей методической литературы.

Права ребенка. Викторина «Что мы знаем о правах детей?» Викторина «Что мы знаем о правах детей?» Составитель: ст. воспитатель Г. Р. Устьянцева Участники: заведующая ДОУ, ст. воспитатель,.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Права ребёнка в детском саду 31.03.2019г

Основные права ребенка в детском саду

Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами ООН. Кроме того, при защите прав ребенка в нашей стране действуют некоторые нормативно-правовые акты: «Семейный кодекс» РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1. Право на образование и развитие физических и творческих способностей ребенка

В каждом детском саду должны быть специальные развивающие занятия. Ребенок должен не только играть и гулять, но еще и развиваться. С этой целью в каждом детском саду имеются педагоги, которые помогают ребенку развиться как в физическом, так и в творческом и умственном плане. Если этого не происходит – можно говорить о том, что права ребенка в детском саду нарушаются.

В настоящий момент в нашей стране существует огромная сеть детских садов, работающих как в дневное время, так и круглосуточно. Кроме того, постоянно разрабатываются новые образовательные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В связи с этим, как правило, эти права ребенка в детском саду не нарушаются.

2. Право на игру

Делая упор на образовании ребенка и развитии его творческих способностей, нельзя забывать и о другом важном праве – праве на игру. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому в детском саду на игру должно отводиться достаточное количество времени. Если Вы приходите в детский сад – и видите, что дети вместо игры, развивающих занятий или прогулки сидят перед телевизором или, еще хуже, компьютером – Вы можете пожаловаться на то, что права Вашего ребенка в детском саду нарушаются.

3. Право на жизнь и здоровье

Информация о необходимости охраны здоровья детей дана во многих правовых актах – например, в Законе «Об образовании» сказано, что любое образовательное учреждение (в том числе, и детский сад) должно обеспечить защиту здоровья и жизни своих воспитанников. Таким образом, права ребенка в детском саду включают в себя возможность своевременного оказания необходимой медицинской помощи в случае необходимости.

Таким образом, если Вы приходите в детский сад – и с удивлением обнаруживаете, что в детском саду не медицинского кабинета, медсестры или аптечки со всеми необходимыми по инструкции препаратами – Вы можете пожаловаться на нарушение.

4. Право на защиту от всех форм жестокого обращения

К понятию «жестокое обращение» относятся не только откровенные побои и другие виды физического или сексуального насилия, но также и эмоциональное насилие (прилюдные унижения, оскорбления, крик).

К сожалению, нарушения таких прав ребенка в детском саду встречаются сплошь и рядом. Воспитательницы считают своим священным долгом отвесить оплеуху расшалившемуся ребенку, крикнуть на него или прилюдно унизить, используя бранные слова. Если Вы каким-то образом узнали о том, что к Вашему ребенку применяется какой-либо вид насилия – обращайтесь в вышестоящие инстанции и срочно меняйте детский сад.

5. Право на защиту интересов и нужд ребенка

Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Например, в детском саду воспитатель не должен сидеть и читать книжку или сидеть в интернете, пока дети предоставлены сами себе. Реализация этих прав ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание воспитателя к детям и удовлетворение их нужд. Если малыш хочет в туалет – воспитатель обязан отвести его в специально отведенное место и усадить на горшок. То же самое относится и к чистым полотенцам, безопасным игрушкам и т.д.

Читайте так же:  Гарантии беременным сотрудницам

6. Право на полноценное питание

Растущему организму требуется полноценное, качественное и достаточное питание. В связи с этим, если в детском саду Вашему ребенку дают просроченные продукты, кормят одними кашами или порции слишком маленькие – это прямое нарушение прав ребенка в детском саду.

Некоторые обязанности и права ребенка в детском саду регулируются определенными правилами, установленными в детском саду, и распорядком дня. Некоторые детские сады строго относятся к опозданиям, поэтому лучше приходить пораньше, чтобы не остаться в числе тех, кого не пустили. Чтобы не было досадных накладок, лучше заранее ознакомиться с Уставом детского сада и строго соблюдать его.

Как родители могут защитить права ребенка в детском саду?

Только в силах родителей проследить за соблюдением прав ребенка в детском саду. Выбирая детский сад для своего ребенка, убедитесь в том, что в этом учреждении работает квалифицированный персонал, который не способен нарушить права ребенка в детском саду и в состоянии обеспечить Вашему малышу комфортное пребывание и всестороннее развитие. С этой целью можно посмотреть отзывы в Интернете, посетить детский сад заранее и пообщаться с персоналом.

Уже после поступления ребенка в детский сад Вы не только можете, но и просто обязаны интересоваться внутренним распорядком детского сада, режимом дня, образовательными стандартами и программами, по которым проводят занятия с детьми. Не бойтесь задавать вопросы, общаться с другими родителями и жаловаться, если Вас что-то не будет устраивать. Начать можно с заявления на имя директора детского сада. Если соответствующих мер принято не будет, Вы имеет полное право обратиться в правоохранительные органы или другие инстанции по защите прав ребенка.

Знайте права своего ребенка в детском саду и умейте их отстаивать!

Право на дошкольное образование

Дошкольное образование детям в РФ предоставляют дошкольные образовательные организации.

Чаще всего услуги дошкольного образования детям предоставляют:

реже — другие образовательные учреждения,

которые организуют присмотр за детьми и обучают их по дошкольной программе.

Дошкольным считается возраст ребенка от двух месяцев до семи лет. Но обычно самый ранний возраст, с которого детские сада принимают детей — два с половиной или три года.

Так происходит, потому что не во всех дошкольных организациях есть соответствующие младшие возрастные группы.

Дошкольное образование с 2018 года

Определенные новшества образования с 2018 года коснулись и дошкольных образовательных заведений:

  • нововведения касаются введения финансовой программы обучения в дошкольное образование.

Детей в дошкольных образовательных организациях будут обучать простейшим вычислениям, элементарным принципам расчета за товар при покупке, а также умению различать денежные купюры РФ.

Для проведения финансового обучения специалистами были разработаны специальные обучающие программы, дающие возможность преподавать сложную финансовую науку в игровой форме, доступной для каждого определенного возраста.

В предстоящем учебном году запланировано внедрить новые обучающие программы практически во всех заведениях дошкольного образования, включая частные детские сады.

Из материалов данного раздела вы узнаете:

о правах детей на дошкольное образование,

как получить место на ребенка в детском саду,

как записать ребенка в детский сад,

как проверять место в очереди в дошкольную организацию,

как заключить договор об образовании в дошкольной организации,

что такое родительская плата в дошкольной образовательной организации,

как получить льготу на родительскую плату в дошкольной образовательной организации,

кто имеет внеочередное, первоочередное и преимущественное право на место в дошкольную организацию и многое другое.

Дошкольные образовательные программы и подготовка к школе

Дошкольное образование представляет собой первый уровень общего образования. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, разрабатываются на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Они предполагают достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения в дальнейшем образовательных программ начального общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации. Специфика дошкольного возраста, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают также неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерных образовательных программ. В одной и той же образовательной организации для разных групп с разной продолжительностью пребывания детей могут разрабатываться различные программы.

Конкретное содержание образовательных программ зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):

  • в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год):
  • непосредственное эмоциональное общение с взрослым;
  • манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия;
  • восприятие музыки, детских песен и стихов;
  • двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (1 год — 3 года):
  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
  • рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности , таких как:
  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

и форм активности ребенка, таких как:

  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями).

По общему правилу дошкольное образование дается на русском языке. Вместе с тем дети имеют право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов России, а также право на его изучение в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация этих прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, групп, а также условий для их функционирования.

Читайте так же:  Кому положена льгота на транспортный налог в московской области

Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в целях определения эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

При осуществлении образовательной деятельности длительность занятий не должна превышать установленных нормативов. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять занятия на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывных занятий:

  • для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут;
  • для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут;
  • для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут;
  • для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине этого времени проводят физкультурные минутки. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Их продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.

См. также:

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы дошкольного образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Дошкольное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Право на дошкольное образование

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях:

разновидностью которых являются детские сады,

[2]

относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

п. 3 ч. 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Место в детском саду может быть предоставлено как на общих основаниях, так и в льготном порядке. Перечень категорий лиц, имеющих льготы при приеме в детские сады, устанавливается региональным законодательством.

Категории лиц, имеющих льготы при приеме в детский сад в Москве

Внеочередное право приема в детский сад в Москве могут иметь:

дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

дети граждан из подразделений особого риска, а также членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан;

дети граждан отдельных профессий (прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета РФ).

п. 11 Письма Минобрнауки России от 08.08.2013 № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений»;
п. 1 Статьи 15 «Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 (ред. от 24.06.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»

Первоочередное право приема в детский сад, как правило, имеют:

дети из многодетных семей;

дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом;

дети военнослужащих, работников полиции и пр.

Видео (кликните для воспроизведения).

Преимущественное право на прием в детский сад может быть установлено:

для детей одиноких матерей,

детей педагогических и

иных работников государственных дошкольных образовательных учреждений.

Для получения места в государственном или муниципальном детском саду города Москвы рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий.

Данный порядок действий для получения места в детском саду подходит также и для других регионов.

Шаг 1. Подать заявление о постановке ребенка на учет для зачисления в детский сад

Порядок комплектования детских садов регулируется региональным законодательством.

Так, в городе Москве услуга по постановке на учет, приему заявлений и зачислению детей в детские сады осуществляется:

через Портал госуслуг города Москвы mos.ru;

получить информацию, связанную с устройством ребенка в детский сад, в частности о возможностях подачи заявления при проблемах с пользованием Интернетом или работой Портала госуслуг, можно в Центре информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.

Для записи ребенка в детский сад города Москвы необходимо представить следующие документы:

паспорт одного из родителей или законного представителя ребенка;

свидетельство о рождении ребенка или документ, его заменяющий;

свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства в городе Москве или свидетельство о регистрации по месту пребывания в городе Москве;

документ, удостоверяющий право на включение в льготную категорию (при наличии);

документ, подтверждающий права лица, заменяющего родителя ребенка (при обращении опекуна, попечителя);

доверенность, оформленную в установленном порядке (при обращении лица, уполномоченного заявителем).

Заявления о постановке ребенка на учет для зачисления в детский сад, поданные через Портал госуслуг pgu.mos.ru:

проверяются с учетом сведений, содержащихся в электронной базе межведомственного взаимодействия;

при отсутствии в электронной базе сведений, содержащихся в заявлении, заявителю будет направлено уведомление о документах, которые необходимо представить дополнительно.

Подтверждающие документы представляются:

в детский сад, указанный в уведомлении,

в течение 20 календарных дней;

если документы не будут представлены в срок, заявление автоматически аннулируется;

при этом право на подачу нового заявления сохраняется.

Причины отказа в постановке ребенка на учет для зачисления в детский сад

Заявление о записи ребенка в детский сад отклоняется и не регистрируется в электронном реестре в следующих случаях:

если заявитель указал недостоверные (неподтвержденные) сведения;

если заявитель не представил подтверждающие документы в установленный срок — 20 календарных дней;

при достижении ребенком возраста 7 лет на 1 сентября календарного года, в котором планируется направление ребенка на зачисление в детский сад.

После успешной регистрации заявления о постановке ребенка на учет для зачисления в детский сад заявителю будет направлено уведомление с указанием индивидуального номера заявления.

Шаг 2. Получить направление о зачислении ребенка в детский сад

После получения направления о зачислении ребенка в детский сад прием в детский сад осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Читайте так же:  Образцы написания ходатайства на материальную помощь от работодателя по различным причинам

п. 7 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

В городе Москве заявители информируются о направлении ребенка в детский сад:

сообщением в личный кабинет на Портале госуслуг pgu.mos.ru,

а также в СМС сообщении на мобильный телефон и (или) по электронной почте, если они были указаны при постановке ребенка на учет для зачисления в детский сад.

В сообщении указываются:

  • наименование детского сада,
  • адрес, время его работы и
  • перечень документов, которые необходимо представить в детский сад.

Документы о приеме подаются в детский сад, в который получено направление:

  • документы можно подать лично,
  • по почте
  • либо через Интернет, в частности, при наличии технической возможности через официальный сайт детского сада.

п. п. 8, 9, 13 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Шаг 3. Подать заявление и необходимые документы на прием в детский сад

Прием в детский сад осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

В заявлении на прием в детский сад родители (законные представители) ребенка указывают следующие сведения:

фамилию, имя, отчество ребенка;

дату и место рождения ребенка;

фамилии, имена, отчества родителей (законных представителей) ребенка;

адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Форма заявления размещается детским садом на информационном стенде и на официальном сайте детского сада в сети Интернет.

Прием детей, впервые поступающих в детский сад, осуществляется на основании медицинского заключения.

п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Перечень документов, которые потребуется представить в детский сад, зависит от гражданства ребенка и его закрепления за конкретным детским садом в соответствии с регистрацией по месту жительства или пребывания.

Родители детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в детский сад дополнительно предъявляют:

оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);

свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.

пп. «а» п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Родители детей, не проживающих на закрепленной территории:

  • дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

пп. «б» п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Родители детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и

документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства:

все документы представляют на русском языке или

вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в детском саду на время обучения ребенка. Требовать иные документы для приема детей в детский сад в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается.

[1]

п. 11 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Шаг 4. Получить расписку в получении документов

Заявление о приеме в детский сад и прилагаемые к нему документы регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления выдается расписка в получении документов, заверенная подписью должностного лица, ответственного за прием документов, и печатью детского сада.

п. 14 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Шаг 5. Заключить договор с детским садом об образовании по образовательным программам дошкольного образования

И наконец, необходимо ознакомиться с лицензией и уставом детского сада. Факт ознакомления родителей ребенка с лицензией и уставом фиксируется их подписью в заявлении о приеме в детский сад.

п. 12 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

После приема документов детским садом:

детский сад заключает с родителем ребенка договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования;

руководитель детского сада издает распорядительный акт о зачислении ребенка в детский сад в течение 3-х рабочих дней после заключения договора;

на каждого ребенка, зачисленного в детский сад, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

п. 16, 17 и 18 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

После издания детским садом распорядительного акта ребенок снимается с учета детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду.

Право на дошкольное образование

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В числе задач Концепцией обозначено:

повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,

которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,

возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Читайте так же:  Право на дополнительное образование

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования.

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;

это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,

тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

формирование общей культуры детей;

развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

формирование у детей предпосылок учебной деятельности;

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

[3]

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,

оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;

дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

дети, оставшиеся без попечения родителей, а также

дети с туберкулезной интоксикацией,

обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,

однако не исключается и создание специальных консультационных центров;

при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,

а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;

при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Видео (кликните для воспроизведения).

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  2. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  3. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
Право на дошкольное образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here