Образовательные организации (учреждения) и их типы

Самое полезное в статье: "Образовательные организации (учреждения) и их типы" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

newinspire

Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования

Типы образовательных учреждений

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные учреждения;

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

[2]

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.

В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:

1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;

2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;

3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.

Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Ступени профессионального образования

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.

Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

— основное общее образование;

— среднее (полное) общее образование;

— начальное профессиональное образование;

— среднее профессиональное образование;

— высшее профессиональное образование;

— послевузовское профессиональное образование.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

6.2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждениемучреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников(ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

— организационно-правовая форма образовательного учреждения;

— тип образовательного учреждения и

— вид образовательного учреждения.

Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Подуровнем образования(образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

Законом РФ «Об образовании» (п.5 ст.27) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

1)основное общее образование;

2)среднее (полное) общее образование;

3)начальное профессиональное образование;

4)среднее профессиональное образование;

5)высшее профессиональное образование;

6)послевузовское профессиональное образование.

Помимо названных основных уровней выделяются также иподуровни.Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

Направленность образования— совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

Поорганизационно-правовой форме,т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями (§ 5 глава 4 ГК РФ, ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях). В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: а) фонда (ст.118 ГК, ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»), б) учреждения (ст. 120 ГК, ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях»), в) автономной некоммерческой организации (АНО) – ст.10 ФЗ «О некоммерческих организациях», г) объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений (ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В зависимости от того, кто являетсяучредителем 16 образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости отуровня и подуровнейобразования закон устанавливает следующие типы 17 образовательных учреждений (п.4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»):

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются навиды 18 . Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида 19 . Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом вТиповых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

Так, в перечень видов образовательных учреждений для детейдошкольного и младшего школьного возраста входят: а)начальная школа-детский сад; б)начальная школа-детский сад компенсирующего вида— с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в)прогимназия— с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др. (п.4Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

На уровненачального профессионального образованиявыделяются такие виды образовательных учреждений, как (п.3Типового положения об учреждении начального профессионального образования): а)профессиональное училище; б)профессиональный лицей— центр непрерывного профессионального образования; в)учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа(горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Пунктом 8Типового положения об учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище)— среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, иколледж— среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ в том же пункте предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, какуниверситетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный с мысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

К специфическим видам относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например,в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учрежден

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Общеобразовательные организации в Москве

Общефедеральные стандарты и требования в области образования едины для всех субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте РФ, имеющем свою региональную экономическую, национальную и социально-культурную специфику, они отражаются в местном законодательстве с учетом этой специфики. В Москве отношения, связанные с реализацией права граждан на образование, в дополнение к федеральному законодательству регулируются также законами города Москвы.

Государственный орган управления образованием города Москвы — Департамент образования города Москвы — создает окружные управления образования.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственной образовательной организации осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в отношении муниципальной организации — органом местного самоуправления соответствующего городского округа.

В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, создает типовые и нетиповые государственные образовательные организации :

Примечание. «Школы здоровья» — виды государственных общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний;

  • центр образования — вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения;
  • вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
  • открытая (сменная) общеобразовательная школа.

[3]

Нетиповые государственные образовательные организации создаются в целях обеспечения возможностей получения общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование.

Модели нетиповых государственных образовательных организаций, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных организациях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в организациях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных организациях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.

[1]

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Типы образовательных организаций

Виды дошкольной образовательной организации

Для самых маленьких жителей страны создана обширная сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), где осуществляется не только реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, в них ещё за детьми ухаживают и присматривают. Типы рассмотрим.

Классификация

  1. Детский сад. Это самый массовый и наиболее востребованный вид ДОУ. Детские сады обеспечивают воспитание и дошкольное образование детей от 3 до 7 лет. Одновременно с этим в садах занимаются укреплением здоровья воспитанников как физического, так и психологического, выявляют и осуществляют коррекцию отклонений в развитии, а также следят за проявлением индивидуальных способностей детей, разрабатывают пути их развития.
  2. Детский сад для детей раннего возраста. Такое учреждение посещают совсем малыши – те, кому исполнилось 2 месяца, но ещё нет 3 лет. Работа персонала направлена на адаптацию детей в социуме. Образовательные программы в них – только общеразвивающие.
  3. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Как отдельный вид появился не так давно, хотя в ДОУ всегда существовали подготовительные к школе группы. За один год проблема подготовки ребёнка к включению в школьные социальные отношения не всегда решается полно и эффективно. Именно поэтому старших дошкольников начинают приучать работать с разными источниками информации самостоятельно, ставить и решать учебные задачи, планировать свою деятельность.
  4. Детский сад присмотра и оздоровления. Предназначены для воспитанников, не достигших трёх лет, либо имеющих некоторые виды заболеваний, не позволяющих посещать другой вид ДОУ, например, туберкулёз. В таких учреждениях большое внимание уделяется оздоровительным мероприятиям, проводятся санитарно-гигиенические процедуры.
  5. Детский сад компенсирующего вида. Подобные ДОУ принято называть «специализированными». Их посещают дети с разнообразными нарушениями: слуха, зрения, нарушениями ЦНС, дети-инвалиды. Детский сад компенсирующего вида занимается коррекцией диагностированных нарушений, поэтому материально-техническое обеспечение таких садов отличается от обычных. В них есть массажные комнаты, диетические столовые, они оборудуются тренажёрами, медицинскими приспособлениями.
  6. Центр развития ребёнка – детский сад (ЦРР). Занимается разноплановой деятельностью. В состав центров входят группы как общеразвивающей направленности, так и компенсирующей или комбинированной направленности. В центрах развития особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому воспитаннику. Здесь создаются условия для удовлетворения потребности детей в занятиях физкультурой, творчеством.

Виды общеобразовательной организации

Система образования построена на принципе преемственности. Любая дошкольная образовательная программа обеспечивает соответствие знаний и умений выпускника детского сада единым требованиям. Обязательное образование детей начинается с учётом этих единых требований.

Классификация

  1. Начальная общеобразовательная школа. Первый и самый важный уровень школьного образования. Начальное общее образование (НОО) – это фундамент, необходимый для продолжения обучения на следующем уровне. Общеобразовательная программа НОО имеет четырёхлетний нормативный срок освоения.
  2. Основная общеобразовательная школа. Обучение длится 5 лет – с 5 по 9 класс. Завершается государственной итоговой аттестацией, выявляющей степень овладения учебными дисциплинами. Главная задача основной школы – дать базовые знания по всем областям знаний, выявить склонности и интересы учащихся, нацелить на выбор интересующей предметной области или профессии.
  3. Средняя общеобразовательная школа. Последний уровень школьного образования. Срок освоения – 2 года (в вечерней школе – 3 года). К старшим классам ученики уже чётко понимают, какие предметы им интересны, какие даются легче, какие нужны для получения будущей профессии, а значит, именно этим дисциплинам отдают предпочтение.
  4. Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов. Не так давно подобные школы именовали «специальными». Как правило, такая школа наравне с обязательными предметами успешно реализует углублённое изучение одного или нескольких общеобразовательных предметов. Чаще всего это школы с углублённым изучением иностранных языков, физико-математические и спортивные школы.
  5. Гимназия. Основное отличие гимназии от школы с углублённым изучением отдельных предметов – наличие дополнительной, то есть углублённой, подготовки по разным предметам гуманитарного профиля. В одной гимназии может быть предусмотрено несколько таких дополнительных программ, соответственно, вполне возможно деление одной параллели на несколько профилей.
  6. Лицей. В лицее также реализуются общеобразовательные программы, но для углубления выбирается технический, эстетический или естественно-научный профиль. В лицеях, подобно гимназиям, создаются индивидуализированные учебные планы, учитывающие потребности обучающихся и запросы их родителей. Обычно лицеи тесно сотрудничают с профессиональными учебными заведениями или с производственными предприятиями.
  7. Специальные (коррекционные) образовательные организации (учреждения). Принимают на обучение при наличии отклонений в развитии, обязательное условие для приёма – направление медико-психологической комиссии. Функционирует 8 видов таких учреждений, порядковый номер вида указывается в названии. Например, цифра I указывает на школу-интернат для глухих детей. Цифра II – для слабослышащих и позднооглохших детей. Каждая цифра – это отдельный вид отклонений.
  8. Учебно-воспитательные учреждения (организации) для детей с девиантным поведением. Бывают открытого и закрытого типа. Они организуют образовательный процесс в соответствии с требованиями современных стандартов, осуществляют все виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую.

Виды профессиональной образовательной организации

В предыдущем законе об образовании было деление на начальное и среднее профессиональное образование. Закон от 29.12.2012 ликвидировал уровень НПО, при этом разделив СПО на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена; базовую и углублённую подготовку.

Классификация

  1. Техникум. В нём получают образование по основным профессиональным образовательным программам базовой подготовки. Выпускник может получить как рабочую профессию, так и получить квалификацию специалиста среднего звена.
  2. Колледж. Здесь также есть возможность получить диплом квалифицированного рабочего, получившего базовый уровень подготовки. А для специалистов среднего звена предусмотрено обучение по программам СПО углублённой подготовки. Это значит, что обучение в колледже может длиться дольше, чем в техникуме на 1 год.

Виды образовательной организации высшего образования (ВПО)

Каждая из организаций ВПО даёт глубокий уровень теоретических знаний, дополненный практическими навыками, необходимыми для выполнения работы по определённой профессии. ВПО можно получить в университетах, академиях и институтах. Университет является самостоятельной организацией, а вот институт не всегда.

Классификация

  1. Университет. Это многопрофильная образовательная организация, выбор программ подготовки в них неограничен какой-либо одной сферой человеческой деятельности.
  2. Академия. Академия занимает «промежуточную позицию» между институтом и университетом. Как правило, в академиях готовят специалистов для работы в одной определённой отрасли. Какой именно – отражается в названии: например, сельскохозяйственная или художественная.
  3. Институт. Ведёт подготовку по одной или нескольким смежным профессиям. Например, пединститут готовит учителей (по разным предметам), а юридический – специалистов-правоведов.

Виды организации дополнительного образования

Создаются для удовлетворения интересов детей, расширения их кругозора, усиления мотивации и более осознанного выбора профессии. Немаловажно, что организации допобразования «забирают» детей с улицы; наряду с общеобразовательной школой занимаются социализацией, адаптацией, профориентацией дошкольников и школьников, выявляют таланты.

Классификация

  1. Центры дополнительного образования детей – большие организации, имеющие возможность реализовывать свои программы в филиалах. В качестве филиалов могут выступать музеи, клубы и многое другое. Основные направления деятельности и возрастной ценз центров задекларированы в их названиях: «Центр развития творчества детей и юношества», «Центр детский (юношеский) эстетического воспитания».
  2. Дворцы детского (юношеского) творчества и дома детского творчества. Это самостоятельные самодостаточные учреждения, направления образовательной деятельности в которых зависят от социального окружения. В основном реализуют программы художественно-эстетической направленности, но могут быть и техническими. Программы в домах творчества отличаются гибкостью, их «подстраивают» под конкретные запросы детей и их родителей.
  3. Станции. Профильная организация, материально-техническое оснащение которой позволяет вести наблюдения, ставить опыты, проводить исследования. На базе станций обычно организуют временные профильные организации (летние тематические лагеря). Обычно в городах работают станции детского туризма и экскурсий, юных натуралистов.
  4. Детская школа искусств. Самостоятельна в разработке программ художественного образования, может быть многопрофильной, а может «продвигать» один вид искусства, например, хореографическое, музыкальное.
  5. Детско-юношеские спортивные школы. Популяризаторы здорового образа жизни, физической культуры, спорта высоких достижений. В них занимаются дети от 6 до 18 лет. В зависимости от материально-технической базы ведут образовательную деятельность по одному или нескольким видам спорта, включая олимпийские.
  6. Клуб юных моряков. Это объединение на основе общих интересов, любви к флоту и его традициям. В нём проводятся не только учебные занятия. Клубы вовлекают своих воспитанников в активную социальную деятельность. Это различные встречи, выезды, экскурсии, соревнования. Сейчас клуб обязательно является частью того или иного центра.
  7. Детский оздоровительно – образовательный лагерь. Создан для оздоровления и отдыха детей. Обычно работает в летнее каникулярное время, но есть и лагеря, работающие круглогодично. К ним относятся знаменитые «Артек», «Орлёнок». Правда, после изменения номенклатуры детских учреждений дополнительного образования, эти организации получили статус центров.
  8. Дворцы культуры, спорта, иногда их называют культурно-спортивные центры. Предназначены для проведения зрелищных мероприятий: спортивных состязаний, праздников, концертов. Организуют культурно-просветительскую деятельность в основном для взрослого населения, однако, всегда имеют секции, кружки для юношества.

Виды организации дополнительного профессионального образования (ДПО)

  • Образовательные организации высшего образования в России: виды, состояние, показатели эффективности
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Пройти курсы повышения квалификации или получить дополнительное профессиональное образование можно при действующих организациях ВПО (при наличии у них лицензии на данный вид деятельности) или в специально созданных и работающих в этой сфере академиях и институтах повышения квалификации. В последнее время вопрос переподготовки кадров актуален как никогда раньше. Связано это с высвобождением работников в результате реорганизации, оптимизации учреждений или их ликвидации.

Типы и виды образовательных учреждений и организаций.

В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее — « некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что « Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно — правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать

некоммерческие образовательные организации. В соответствии с

Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии

учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная — это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений.

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений

содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной

Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы

образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

I. Дошкольные образовательные учреждения.

2.Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3.Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4 Межшкольные учебные комбинаты.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9.Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12.Учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

13.Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14.Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15.Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16.Образовательные учреждения среднего профессионального

образования (Средние специальные учебные заведения).

17.Образовательные учреждения высшего профессионального

образования (Высшие учебные заведения).

18.Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19.Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения.

• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

• центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• начальная школа-детский сад;

• начальная школа-детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

• прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования.

• центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

• детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно­образовательный (профильный));

• дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

• дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

• клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого­биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

• станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

• школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

• детский оздоровительно-образовательный лагерь;

• межшкольный учебный комбинат.

• начальная общеобразовательная школа

• основная общеобразовательная школа

• средняя общеобразовательная школа

• средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

• общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

• открытая (сменная) общеобразовательная школа

• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при — исправительно­трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

• центр диагностики и консультирования

• центр психолого-медико-социального сопровождения

• центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

• центр социально-трудовой адаптации и профориентации

• центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков

с девиантным поведением.

• специальная общеобразовательная школа

• специальное профессиональное училище

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

• специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

• специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей — сирот, оставшихся без попечения родителей.

• детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

• детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

• специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения.

• санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения.

• суворовское военное училище

• нахимовское военно-морское училище

• кадетский (морской кадетский) корпус

• музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования.

• профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования

• техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

• вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования.

1 .техникум (училище)

Учреждения высшего профессионального образования.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

• институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные

  • Руководство реализацией образовательной деятельности в организации культурно-досугового типа
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

• курсы (школы, центры) повышения квалификации

Источники


  1. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  2. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
Образовательные организации (учреждения) и их типы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here