Защита трудовых прав в судебных государственных органах

Самое полезное в статье: "Защита трудовых прав в судебных государственных органах" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Информация о защите трудовых прав

Порядок и способы защиты трудовых прав граждан

Каждый гражданин имеет право защищать свои трудовые права всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; судебная защита; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Самозащита работником трудовых прав

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами. В целях самозащиты своих прав работники могут: обращаться по всем неурегулированным с работодателем разногласиям в комиссию по трудовым спорам и суд. По инициативе работодателя и (или) работников могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Судебная защита

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Трудовым Кодексом РФ закреплено право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них.

Право профсоюзов на представительство и защиту социально – трудовых прав и интересов работников относится к основным правам профсоюзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, работодатель обязан принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа. В частности, в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, работодатель обязан принимать локальные нормативные акты (акты организации) с учетом мнения профсоюза.

Работодатель обязан учитывать мнение профсоюзов и при принятии решения о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза.

[1]

Профессиональные союзы и их объединения могут создавать профсоюзные и технические инспекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Требования фгос до к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Функции государственной инспекции труда

Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:

1) осуществляет государственный надзор и контроль, за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

[2]

4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщает опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведет прием граждан, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовит отчеты о результатах деятельности инспекции.

Права государственной инспекции труда

Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно — правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными выше, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель государственной инспекции труда также имеет право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования, о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

Защита трудовых прав работников профсоюзами

Деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов граждан проводится по нескольким направлениям. В частности, профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, закрепленного в ст. 39 ГПК РФ. Принцип диспозитивности означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Поэтому обращение в органы, имеющие полномочия по защите прав и свобод граждан, может состояться только при наличии волеизъявления каждого представляемого профсоюзом работника. Следовательно, при защите прав конкретных граждан профсоюз в силу требований ст. 39, п. 4 ст. 131, ст. 132 ГПК РФ обладает лишь общими полномочиями. Включение в устав профсоюза положения о том, что в силу факта членства в профсоюзе у него возникают специальные полномочия при представительстве работников, вступает в противоречие с перечисленными нормами. Поэтому такое положение не может применяться.

В этом случае в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав и свобод граждан, возникшие в связи с применением признанного незаконным нормативного правового акта. В рассмотренном нами случае представители работодателя превысили полномочия при издании акта о привлечении работников к ответственности в виде штрафа. Полномочиями по принятию таких актов обладают исключительно законодательные органы. Поэтому суд вправе признать такой акт не порождающим правовых последствий с момента его издания. После чего в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав конкретных граждан, ставшие следствием применения данного акта.

Таким образом, деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов может протекать в двух направлениях: в защиту прав и интересов конкретных граждан и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

[3]

Куда можно обратиться за защитой трудовых прав, кроме суда?

Если с работодателем не удается договориться, то лучше обращаться за защитой трудовых прав в суд. Суд может идти долго, но там вы сможет подробно изложить свою позицию, привести доказательства (заслушать свидетелей, запросить документы, провести экспертизу) и т. п. В судебном решении ставится точка в споре между работником и работодателем.
Участие работника в проверке работодателя контролирующими органами минимально. Хотя эти органы проводят проверки быстро и также могут помочь в защите ваших прав. Достоинством защиты прав в органах контроля также является простота обращения в них: нет особых требований к жалобе, подать жалобу можно через Интернет и т. п.
Коротко расскажем о защите трудовых прав в государственной инспекции труда, прокуратуре и др. органах.

Читайте так же:  Как составить доверенность на третьих лиц при дарении квартиры

Государственная инспекция труда

Государственная инспекция труда (ГИТ) – орган, осуществляющий контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Трудовые инспекции действуют в каждом регионе РФ. Все региональные инспекции подчиняются Федеральной службе по труду и занятости населения (Роструд). Роструд находится в Москве.

По жалобе работника инспектор труда проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав. Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения (обязать выплатить задолженность по зарплате, составить график отпусков и т. п.).

В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т. д.).

Обращаться в ГИТ могут как граждане, так и профсоюзы.

Срок рассмотрения обращения в инспекции составляет 30 дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 дней. Но следует учесть, что на практике обращения иногда рассматриваются дольше, особенно в крупных городах.

Как это сделать?

При написании обращения в инспекцию следует указать ваши Ф. И. О. и адрес для связи, подробную информацию о работодателе: полное наименование организации или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, адреса и телефоны, по которым можно связаться с директором (или другим представителем работодателя), и т. п. Учтите, что анонимки инспекция не рассматривает. В обращении надо изложить конкретные факты нарушения трудовых прав. Описывать проблему следует четко и лаконично, воздерживаясь от эмоций. Вы можете потребовать в обращении не разглашать ваши данные работодателю (ч. 2 ст. 358 Трудового кодекса РФ).

Письменное обращение в инспекцию должно быть в обязательном порядке подписано вами. В инспекцию также можно обратиться через Интернет. У всех региональных инспекций есть свои официальные сайты. Например:

Чтобы попасть на сайт инспекции труда в вашем регионе, достаточно ввести в адресной строке браузера следующее: git (номер вашего региона).rostrud.ru.

Работает официальный сайт, на котором также можно оставить жалобу на работодателя или получить консультацию по трудовому законодательству. Чтобы подать жалобу в инспекцию через официальный сайт, необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг, что не занимает много времени.

Мы рекомендуем обращаться с жалобами в ГИТ только в случаях очевидных нарушений трудового законодательства со стороны работодателя, которые легко вскроются при проведении инспектором проверки документов работодателя, например: при невыплате начисленной зарплаты, отсутствии в организации графика отпусков, не предоставлении отпуска в течение рабочего года и т. п. Это обусловлено тем, что инспектор труда проводит, как правило, документарные проверки. То есть проверка по жалобе сводится к изучению документов от работодателя и к опросу руководителя компании. В связи с этим нецелесообразно обращаться в инспекцию по «неочевидным» вопросам, требующим оценки противоречивых доказательств, опроса свидетелей (к примеру, если вы хотите доказать, что работали сверхурочно, но привлечение к сверхурочной работе никак не оформлялось работодателем, и т. п.). Подобные дела лучше решать в суде, где вы вправе представлять доказательства и участвовать в их исследовании.

Кроме того, в последнее время суды все чаще отменяют предписания инспекторов труда с указанием на то, что инспектор «разрешил индивидуальный трудовой спор, который должен решаться в суде». Нет четких критериев, по которым государственный инспектор может понять, что имеет место индивидуальный трудовой спор. Инспектор может отказаться вмешиваться в любую «сложную» (неочевидную) ситуацию и отправить вас решать конфликт с работодателем в суд.

В некоторых случаях законодатель прямо предписывает обращаться в ГИТ. К примеру, ГИТ должна прореагировать на жалобу о сокрытии работодателем несчастного случая (ст. 229.3 ТК РФ), она же рассматривает жалобы на результаты специальной оценки условий труда (Приказ Минтруда России от 05.12.2016 № 709-н).

При обращении в инспекцию учитывайте следующее:

По сложившейся судебной практике обращение в ГИТ не прерывает и не продляет течение сроков на обращение в суд, которые установлены в ст. 392 ТК РФ. К примеру, на оспаривание увольнения работнику отводится всего 1 месяц.

Государственный инспектор труда не может вмешиваться в ситуацию, если работник обратился в суд с требованиями, аналогичными тем, что изложены в его жалобе в инспекцию, либо в случае если соответствующий вопрос уже был разрешен судом (см. ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Таким образом, если необходимо доказывание каких-либо обстоятельств, лучше предпочесть инспекции суд. Не стоит также пропускать сроки на обращение в суд из-за обращения в инспекцию труда: если времени осталось совсем немного – идите в суд.

Пожаловаться на действия (бездействие) инспектора труда вы можете в Роструд, его сайт – www.rostrud.ru, в органы прокуратуры по месту нахождения инспекции или в суд.

Органы прокуратуры

Одним из способов защиты трудовых прав является обращение в прокуратуру. Прокуратура осуществляет общий контроль за соблюдением законодательства РФ, в том числе и в сфере труда.

Прокурор может выдать работодателю обязательное для исполнения представление, выписать штраф и даже обратиться в суд с иском о защите ваших трудовых прав. Но учтите, что обращение с иском в суд – право, а не обязанность прокурора. Часто органы прокуратуры не рассматривают жалобы работников, а пересылают их в ГИТ, что не противоречит закону.

Видео (кликните для воспроизведения).

С жалобой на работодателя следует обращаться в органы прокуратуры по месту нахождения организации (прокуратуру района или города). В прокуратуру можно обратиться как в письменной форме, так и через сайт прокуратуры. Общие требования к обращению в прокуратуру те же, что и к обращению в ГИТ.

Читайте так же:  Понятие и виды листков временной нетрудоспособности

Органы следственного комитета России

В ст. 145.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за частичную невыплату зарплаты работнику более трех месяцев, а также за полную невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если эти действия совершены руководством организации умышленно и из корыстных побуждений.

Расследуют такие дела органы Следственного комитета России (СКР). То есть, при длительной невыплате зарплаты вы можете обратиться в СКР с заявлением о преступлении. Заявление необходимо подавать в подразделения СКР по месту нахождения работодателя.

Руководителя организации вряд ли привлекут к уголовной ответственности, так как сложно доказать его корыстную или иную личную заинтересованность, но сам факт проведения проверки может побудить его погасить задолженность перед вами.

Другие контролирующие органы

В ТК РФ указано, что в некоторых случаях работник может пожаловаться в иные органы контроля, указанные в ст. 366–369 ТК РФ. К примеру, при нарушении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) на рабочем месте можно обращаться за защитой своих прав в Роспотребнадзор. Если вы работаете на опасном производственном объекте, а работодатель грубо нарушает требования по безопасному ведению работ, то можно обратиться в Ростехнадзор.

Согласно ст. 216.1 ТК РФ для проверки качества специальной оценки условий труда, проведенной работодателем на вашем рабочем месте, можно обратиться в региональный орган власти, ответственный в сфере труда. Более подробно об этом читайте здесь .

Не имеет особого смысла жаловаться на работодателя в органы власти, не занимающиеся контролем в сфере труда: Администрацию Президента РФ, Правительство РФ и т. п. Ваше обращение будет пересылаться оттуда в прокуратуру или ГИТ, что займет время, но вряд ли усилит внимание к вашему обращению.

Защита трудовых прав

Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.

Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.

Способы защиты трудовых прав

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных органах.

Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

  • проведения проверок
  • выполнения обследований
  • выдачи предписаний
  • составления протоколов об административных правонарушениях
  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы трудовой договор был оформлен надлежащим образом.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.
Читайте так же:  Система платон как работает, что это такое и какие машины под нее попадают

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п. Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

Уточняющие вопросы по теме

Я устроилась работать в квелл( под названием работа это просто), отработала две смены. На днях по телефону заказала себе деньги, чтобы мне их сегодня на карточку перечислили. А мне говорят, что раз ты не вышел на смену с тебя вычет заработной платы. Обещали платить ежедневно, обещали платить по 80-90 рублей в час. А на самом деле 60-70 р/ч. Как я могу знать, заболею я завтра или нет или если гололед. Кто тогда будет писать справку, что такая-то не вышла на работу из-за меня?

Если вы официально трудоустроились и оформили трудовой договор, то должны подчиняться установленным правилам трудового распорядка. В случае болезни предоставляется больничный лист. Другие причины неявки на работу должны быть уважительными и подтверждаться соответствующими документами. Вместе с тем и работодатель должен выплачивать заработную плату в установленные договором сроки. При нарушении сроков вы вправе обратится в суд за взысканием зарплаты.

Не отдали оптускные за прошлый год не дают расчетные листы по зарплате что делать

За защитой трудовых прав вы можете обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Или самостоятельно произвести расчет задолженности и взыскать его через суд.

Я уже подписала приказ о том, что я ответственна за ведение блока в нашей программе, т.е. получается мне это вменил в обязанность начальник юр. отдела, а я просто юрисконсульт, коих еще два на нашем предприятии. Как грамотно отозвать свое согласие уже оформленного приказа?

Изменение условий возможно только по соглашению сторон.

Здравствуйте. Работаю в мировом судебном участке секретарем судебного участка. Уволили в связи с тем что нет соответствующего образования. Правноправны ли их действия?

По сути правомерны. По процедуре – нужно смотреть документы.

Здравствуйте!работаю сварщиком ручной сварки ,могу ли я отказаться работать газом?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть ваши должностные обязанности и трудовой договор.

Здравствуйте. Наш руководитель регулярно задерживает оплату труда на месяц-два.
выплачивает хаотично мелкими частями. На сегодняшний день мне грозит сокращение. скорее всего попросит написать заявление по собственному желанию.
Боюсь увольняться, не получив полного расчета.
Подскажите, как поступить? Если я уволюсь, оплаты может не случиться…

Не пишите заявление по собственному желанию. При увольнении по сокращению вам положена выплата выходного пособия. При задержке оплаты обратитесь в суд с иском о взыскании заработной платы.

Некоторые аспекты защиты трудовых прав

Дата публикации: 04.10.2016 2016-10-04

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Суслова И. С. Некоторые аспекты защиты трудовых прав // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 256-259. — URL https://moluch.ru/archive/123/34004/ (дата обращения: 02.10.2019).

Статья посвящена защите трудовых прав граждан. Рассмотрены способы защиты прав и законных интересов работников. В статье приведены основные направления совершенствования механизмов защиты трудовых прав в России.

Ключевые слова: трудовое законодательство, защита трудовых прав граждан, сфера труда

В трудовом праве под защитой прав и законных интересов работников понимают совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановлению нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного в результате этого ущерба [3, с. 96].

Защита предполагает как деятельность государственных и уполномоченных государством органов, так и деятельность самих субъектов правоотношений по устранению препятствий, а также восстановлению нарушенных трудовых прав.

Анализ действующего законодательства [2], [6] свидетельствует, что в материально-правовом аспекте право на защиту включает в себя следующие элементы:

– возможность лица, право которого нарушено, использовать не запрещенные законом средства принуждения нарушителя, в том числе и с помощью самозащиты;

– возможность лица, права которого нарушены, обратиться в компетентный орган (государственного или иного) с требованием о защите нарушенного права.

Указанные возможности, как справедливо отмечает В. П. Грибанов, связаны с характером нарушенного права [3, с. 98]. Поэтому во многих случаях эти правомочия определяются законодательством.Так, рассмотрение коллективного трудового спора возможно только путем осуществления примирительных процедур.Однако необходимо добавить, что на право защиту предполагает наличие у работника соответствующего права, а также наличие факта его нарушения.

Защита трудовых прав и законных интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке.А это значит, что он осуществляется в определенных законом формах.

Анализ тенденций развития трудового законодательства свидетельствует о расширении форм защиты трудовых прав и законных интересов [4, с. 56].

Различают юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты.

В рамках юрисдикционной формы, в частности, предусматривается судебная защита трудовых прав и охраняемых законом интересов, защита трудовых прав в комиссии по трудовым спорам.

Защита трудовых прав в процессуальном аспекте предполагает возможность лица обратиться за защитой нарушенных прав в уполномоченный орган. Это право предполагает обязанность соответствующего юрисдикционного органа применить предусмотренные законом способы восстановления нарушенного права.

Право на обращение в соответствующие органы предполагает наличие у работника процессуальной правосубъектности. При рассмотрении вопроса о правосубъектности в правоотношениях по защите трудовых прав и законных интересов работников, необходимо учитывать, что в правоотношениях при обращении в суд права и обязанности работника регулируются как Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПУ РФ) [2] так и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс РФ) [6].

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение районного суда

Что касается правоотношений по обращению в комиссию по трудовым спорам, то права и обязанности субъектов данных правоотношений урегулированы трудовым законодательством [6, ст. 384–389]. В этом случае процессуальная правоспособность и дееспособность зависит от трудоправовой правоспособности и дееспособности субъекта в материальных трудовых правоотношениях. Во всех остальных видах правовой защиты вопрос правосубъектности регулируются специальным трудовым законодательством, или специальным законодательством, регулирующим соответствующий вид защиты [1, c. 182].

Следующей формой защиты трудовых прав и законных интересов работников является неюрисдикционная форма защиты, которая охватывает собой действия работников по защите нарушенных субъективных прав, осуществляемых ими самостоятельно без обращения в государственные или другие компетентные органы. Данная защита характеризуется, как правило, административными способами защиты трудовых прав и законных интересов, включающие в себя, например, защиту государственной инспекцией труда, органами прокуратуры, а также другими государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.Сюда также можно отнести рассмотрение индивидуальных трудовых споров в порядке подчиненности, например, в отношении государственных гражданских служащих.

Среди неюрисдикционных форм защиты трудовых прав и законных интересов работников, предусмотренных трудовым законодательством, также можно назвать:

– примирительно-третейских процедуры, которые применяются при решении коллективных трудовых споров;

– общественную защиту, которую осуществляют выборные профсоюзные органы.

Характерным признаком неюрисдикционная форма защиты является не решение спора, а содействие сторонам спора в достижении компромисса путем принятия взаимного решения. Если общественная защита нарушенных трудовых прав или оспариваемых законных интересов в лице профессиональных союзов всегда была характерена для трудового права, то примирительно-третейских процедуры, которые применяются при решении коллективных трудовых споров, а также самозащита, являются сравнительно новыми в трудовом праве.

Представляется, что примирительные процедуры также должны применяться при решении индивидуальных трудовых споров активнее. Уже сейчас существуют законодательные гарантии, которые делают процедуру медиации, то есть разрешение споров, с участием третьей, нейтральной стороны, более эффективным инструментом достижения взаимоприемлемого решения, нежели судебный процесс и переговоры [7, c. 246].

Что же касается самозащиты работниками своих трудовых прав и законных интересов, то, к сожалению, в трудовом законодательстве эта форма защиты должным образом не урегулирована. Самозащита трудовых прав это возможность работником самостоятельно совершать действия по защите нарушенного права (самозащита).Действующее трудовое законодательство содержит лишь несколько норм, которые предоставляют работнику право осуществлять самозащиту. Например, частью 1 статьи 352 Трудового кодекса РФ [6] предусмотрено право каждого на защиту своих трудовых прав, а также право на защиту своих трудоправовых свобод всеми способами, не запрещенными законом. Следует указать на «принципиальность» этой нормы для трудового права, которая, безусловно, является исходным принципом трудового права.

Все это серьезно снижает возможность отстаивания своих интересов работником в любой форме. Для решения этих вопросов следует рассмотреть несколько вариантов изменения процессуальных норм, при этом учитывать различные формы защиты трудовых прав. В частности:

‒ Для внесудебных механизмов урегулирования трудовых конфликтов следует рассмотреть вопрос о введении специальных правовых норм в Трудовой кодекс РФ по разрешению трудовых споров по упрощенной схеме, особенно это актуально для субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей).

– Внести в трудовое законодательство изменения, направленные на повышение осведомленности работников об альтернативных (внесудебных) способах урегулирования трудовых конфликтов.

– Для регулирования защиты трудовых прав с помощью обращения в контролирующие органы следует привести положения законодательства Российской Федерации, регулирующие полномочия и статус Государственной инспекции труда, в соответствие с Конвенцией МОТ № 81, ратифицированной Российской Федерацией 02.07.1998 г. [5], что позволит расширить полномочия и организационные возможности, позволяющие проводить расследования по жалобам работников и устанавливать реальные обстоятельства и факты. При этом это должно касаться не только вопросов проверок документации, как это практикуется на современном этапе, но и возможности предоставить инспекторам труда право обращаться в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга лиц.

– Строго разграничить компетенцию прокуратуры, государственной инспекции труда и судов; ввести четкие критерии разграничения нарушений трудовых прав и индивидуального трудового спора. Обеспечить взаимодействие перечисленных органов, направленное на содействие работникам в скорейшем устранении нарушений прав, с которыми они столкнулись, вместо формального перенаправления в другие органы.

– Установить, что в случае незаконного заключения гражданско-правового договора вместо трудового договора, нарушение трудовых прав носит длящийся характер в течении всего срока его действия.

– Кроме того, на законодательном уровне предусмотреть возможность использования работниками любых доказательств существования трудовых отношений, в том числе электронную переписку, аудио, фото и видео материалы.

Основное различие между юрисдикционной и неюрисдикционной форм защиты трудовых прав заключается в средствах защиты.

Защита трудовых прав работников в юрисдикционной форме осуществляется посредством обращения в различные юрисдикционные органы, с присущим каждому из них определенным процессуальным порядком деятельности и в пределах их компетенции по правозащите.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом обозначенные выше пути совершенствования механизмов компетенции в области защиты трудовых прав и законных интересов в сфере труда не являются исчерпывающими. Но выше обозначенные предложения, как представляется, позволят сделать защиту трудовых прав более эффективной, что в конечном итоге должно снизить количество правонарушений в данной сфере.

Источники


  1. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  2. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  4. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
Защита трудовых прав в судебных государственных органах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here