Трудоустройство безработных

Самое полезное в статье: "Трудоустройство безработных" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Трудоустройство граждан

Меры социально-правовой защиты безработных граждан

В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

Трудоустройство в широком смысле объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п. Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда).

В узком смысле — такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа.

Трудоустройство — способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.

Правоотношения по трудоустройству относятся к так называемым иным, тесно связанным с трудовыми. Данные правоотношения рассматриваются как единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных элементов: 1) отношение между трудоустраивающим органом и гражданином по поводу обращения за содействием в подыскании работы и устройстве на нее; 2) отношение между трудоустраивающим органом и работодателем (организацией) по поводу содействия в предоставлении подходящей работы гражданину, с одной стороны, и необходимых работников организации, с другой; 3) отношение между работодателем и гражданином по поводу возможного (в некоторых случаях — обязательного) устройства на работу по направлению трудоустраивающего органа.

Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать также и иностранные граждане, а также лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест.

В качестве трудоустраивающихорганов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации.

К государственным трудоустраивающим органам относятся органы по вопросам занятости при Минтруде России (далее — органы службы занятости), а также специальные органы, занимающиеся трудоустройством отдельных категорий граждан (например, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.).

К негосударственным органам по трудоустройству можно отнести разного рода агентства по трудоустройству (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других).

Правоотношение между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливается на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске подходящей работы и устройстве на нее. Органы государственной службы занятости обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы; оказывают иные услуги.

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

Тема 8. Трудовой договор: понятие, виды, заключение и изменение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обеспечение занятости и трудоустройство

Основными законами, регулирующими проблемы занятости и гарантии реализации права граждан на труд, являются: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также гл. III-A КЗоТ РФ «Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд».

Законодательство о занятости имеет целью содействовать сбалансированности спроса-предложения рабочей силы на рынке труда.Оносодействует усилению правовой защищенности граждан и обеспечению предприятий необходимыми кадрами.

В условиях перехода к рыночным отношениям в законодательстве о занятости появились многие новые понятия, которые закреплены в законе. Знание таких норм и понятий позволяет более правильно и эффективно применять действующее законодательство. Наиболее часто приходится встречаться со следующими понятиями: безработные, подходящая работа, высвобождаемые работники, трудоустройство. Рассмотрим эти понятия.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона);

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и профессионального высшего образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка работникам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата.

Для получения статуса безработного необходимо удовлетворять следующим условиям: быть трудоспособным, иметь трудоспособный возраст (мужчины – до 60 лет, женщины – до 55 лет), быть зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве лица, ищущего работу. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.

Следует указать, что статус безработного не дается пожизненно.Он по мере подыскания подходящей работы может быть ликвидирован.

Подходящая работа – это в соответствии со ст. 4 Закона такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

В частности, подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы.

Высвобождаемые работники – это лица, состоящие в трудовых или ученических правоотношениях и подлежащие увольнению в связи с прекращением деятельности предприятия (его ликвидацией, реорганизацией), сокращением численности или штата работников. Поэтому лица, уволенные по другим основаниям, не могут считаться высвобождаемыми работниками, и на них не распространяются льготы и гарантии, предусмотренные для высвобождаемых работников.

Трудоустройство – это субъективное право граждан, имеющее всеобщий характер. Оно реализуется посредством обращения правообладателя к органу трудоустройства. В результате возникает правоотношение по трудоустройству между гражданином и центром занятости, а после получения направления такого центра правоотношение возникает между гражданином и предприятием, в которое выдано направление. Решающую роль в РФ в данной сфере играет государственная служба занятости и предприятия. Государственная служба занятости занимает ведущее место. Это обусловлено:

важностью выполняемых данными органами функций по отношению к населению и работодателям – обеспечения предложения и спроса на рабочую силу, трудоустройства населения и т.д.;

широкой сетью центров занятости. Их деятельностью практически охвачено население и предприятия всей РФ;

масштабностью выполняемых функций и обслуживаемых контингентов.

Законодательство устанавливает гарантии реализации права граждан на труд. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве; предоставление работодателями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы за период не менее трех лет выпускникам учебных заведений.

Следует отметить, что государство гарантирует безработным гражданам: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости; компенсацию в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Кроме того, законодательство устанавливает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

18.5. Трудовой договор (контракт):

понятие, стороны и содержание

В Российской Федерации труд свободен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Важным завоеванием является то, что запрещено применение принудительного труда (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

Граждане могут осуществлять свое право на свободу труда в следующих формах:

заключение трудового договора (контракта);

вступление – прием в члены корпоративной организации;

избрание на выборную должность;

направление на работу молодых специалистов после окончания соответствующих специальных учебных заведений;

индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность.

Из перечисленных форм реализации права граждан на свободу труда главным является трудовой договор (контракт).

В соответствии со ст. 15 КЗоТ РФ трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим или юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое или юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Определение понятия трудового договора позволяет выделить следующие отличительные признаки:

во-первых, трудовой договор (контракт) предусматривает выполнение работы определенного рода (по определенной специальности, квалификации или должности);

во-вторых, предполагает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному на предприятии, в учреждении, организации;

в-третьих, обязанность работодателя организовать труд работника, создать ему нормальные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечисленные признаки, взятые в совокупности, дают нам в каждом конкретном случае возможность отграничить трудовой договор (контракт) от других сходных гражданско-правовых договоров.

Как видно из определения трудового договора (контракта), одной из сторон является гражданин, заключивший договор о работе в качестве конкретного работника. По общему правилу гражданин может заключить трудовой договор (контракт) с 15-летнего возраста.

Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14- летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица.

Второй стороной трудового договора (контракта) выступает работодатель – организация независимо от формы собственности, на которой оно основано. В отдельных случаях второй стороной трудового договора (контракта) может выступать гражданин, когда принимается, например, личный водитель, домашняя работница, личный секретарь и т.д.

Под содержанием любого договора понимаются его условия, определяющие права и обязанности сторон. Содержанием трудового договора (контракта) являются взаимные права, обязанности и ответственность его сторон. Обе стороны трудового договора (контракта) имеют объективные права и обязанности, определяемые трудовым договором (контрактом) и трудовым законодательством. В зависимости от порядка установления различают два вида условий трудового договора (контракта): а) производные, установленные действующим законодательством; б) непосредственные, устанавливаемые соглашением сторон при заключении трудового договора.

Производные условия устанавливаются действующим трудовым законодательством. К ним относятся условия: об охране труда, об установлении минимального размера заработной платы, о дисциплинарной и материальной ответственности и др. Эти условия не могут изменяться соглашением сторон (если иное не предусмотрено законом). О производных условиях стороны не договариваются, зная, что с заключением договора эти условия в силу закона обязательны для выполнения.

Непосредственные условия, которые определяются соглашением сторон, делятся в свою очередь на: а) необходимые; б) дополнительные.

Необходимые условия – это такие, при отсутствии которых трудовой договор не возникает. К ним относятся условия: 1) о месте работы (предприятие, его структурное подразделение, их местонахождение); 2) о трудовой функции работника, которую он будет выполнять. Трудовая функция (род работы) определяется путем установления сторонами договора профессии, специальности, квалификации, по которой будет работать конкретный работник. (Профессия – это вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций, например, врач, преподаватель, железнодорожник. Специальность зависит от характера навыков и знаний по данной профессии. Например, врач-хирург, плотник, маляр, машинист и т.д. Квалификация – это степень и вид профессиональной обязанности, т.е. уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности, определяемые для рабочих разрядом, а для служащих специальным образованием, опытом, занимаемой должностью, званием); 3) об оплате труда; 4) о сроке действия и виде трудового договора (контракта).

Помимо необходимых условий, стороны при заключении трудового договора (контракта) могут устанавливать дополнительные условия. Без них трудовой договор (контракт) может быть заключен. К дополнительным относятся условия: об установлении испытательного срока при приеме на работу, о предоставлении вне очереди места в дошкольном учреждении, о предоставлении жилой площади и т.д. Эта группа условий может касаться любых иных вопросов труда, а также социально-бытового обслуживания работника. Если стороны оговорили конкретные дополнительные условия, то они автоматически становятся обязательными для их выполнения.

Следует иметь в виду, что условия договоров о труде, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Закон о безработице в 2019 году

Нестабильная экономическая ситуация влияет на уровень безработицы в стране. Согласно последним данным, в России остаются нетрудоустроенными около 5% населения. Их права и государственную поддержку регламентирует закон о безработице в 2019 году.

ФЗ о занятости населения 2019 года: официальный текст

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

[1]

Поправки и изменения в 2019 году

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году. Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования. Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Скачать действующий законопроект

Последние поправки в законопроект вносили и в 2017, в 2018 и в 2019 году. Никаких существенных изменений документ не претерпел. Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали. Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.

Определение безработного гражданина

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования. Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

Существует ли налог на безработицу

Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.

Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.

Согласно предлагаемым нововведениям, налог на безработицу будут платить нетрудоустроенные граждане, которые при этом имеют доступ к бесплатным государственным услугам, в том числе к медицине. От уплаты налога предлагают освободить лиц, официально зарегистрированных в службах занятости. Однако о принятии нового законопроекта пока говорить рано, поскольку он обсуждается уже не первый год, но так и не был одобрен хотя бы в первой редакции.

Размер пособия по безработице

ФЗ о занятости населения предусматривает ежемесячную выплату определенной суммы гражданам, официально зарегистрированным на биржах труда. Существует несколько вариантов получения государственной материальной поддержки:

  • выплата пособия для нетрудоустроенных лиц;
  • стипендия для студентов, получающих профессиональное образование;
  • общественные работы, которые оплачиваются отдельно.

Главный способ социального обеспечения для неработающих граждан – это пособие по безработице. Эта мера государственной поддержки может выплачиваться безработным в течение полутора лет после увольнения с предыдущего места службы. Существуют определенные условия для получения пособия. Гражданин должен отработать до увольнения как минимум 26 недель.

Сумма выплат рассчитывается следующим образом:

  • первые 3 месяца выплачивается пособие в размере 75% от средней заработной платы на предыдущем месте службы;
  • следующие 4 месяца оплачивается 60% от среднего заработка;
  • в течение остального периода оплачивается 45%.

Если в течение года человек так и не был трудоустроен, еще полгода ему начисляют минимальное пособие. Для получения положенных выплат необходимо состоять на учете в службе занятости.

Законопроект о занятости населения содержит сведения о мерах поддержки безработных жителей страны. Определены условия, которые позволяют претендовать на получение материальных выплат. Также закон предусматривает отказ в получении статуса безработного некоторым категориям граждан и утрату этого статуса при несоблюдении ряда условий.

Правовое регулирование экономических отношений

Профессиональное обучение безработных

В целом ряде случаев наиболее действенным видом помощи безработным гражданам со стороны государства является организация их профессионального обучения: профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

Дело в том, что существуют разные виды безработицы. В частности, различают фрикционную и структурную безработицу. Фрикционная безработица выступает в виде временной потери работы, включая смену места работы, поиск более высокооплачиваемой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид безработицы обычно связан с движением рабочей силы с одного предприятия на другое, из одного региона в другой. Фрикционная безработица обусловлена техническим несовершенством рынка труда, отсутствием информации об имеющихся вакансиях, несоответствием между наличной рабочей силой и свободными рабочими местами.

Причиной структурной безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, явившееся результатом структурных изменений в экономике. Подобные изменения приводят к тому, что на некоторые профессии спрос резко уменьшается или вообще исчезает, в то время как на другие — включая новые, ранее не существовавшие — увеличивается.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма существенна. Если в условиях фрикционной безработицы безработные обладают навыками, которые они могут «продать» при найме на работу, то в условиях структурной безработицы безработные не могут получить работу — даже при наличии свободных рабочих мест — без дополнительного обучения, переподготовки, повышения квалификации. В этих условиях на первый план выдвигается такая составляющая государственной политики в сфере занятости, как организация профессионального обучения безработных.

Проблема профессионального обучения безработных является актуальной также в тех случаях, когда безработными являются граждане, вообще не имеющие профессии, или граждане, которые в силу каких-либо причин — например, по состоянию здоровья — утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Во всех этих случаях целью профессионального обучения безработных, организуемого органами службы занятости, является повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, увеличение их возможностей в поиске достойно оплачиваемой работы (или доходного занятия). Естественно, что для этого обучение должно проводиться по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Особенностью профессионального обучения безработных граждан, организуемого органами службы занятости, является то, что оно, как правило, является интенсивным и краткосрочным — в большинстве случаев его продолжительность не должна превышать шести месяцев, в отдельных случаях — одного года. Не допускается получение безработными гражданами по направлению органов службы занятости второго высшего или среднего профессионального образования.

Основными видами обучения безработных граждан являются:

[2]

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляется как в учебных центрах органов службы занятости, так и — в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости — в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования.

Гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, выплачивается стипендия, размер которой варьируется в зависимости от категории безработных.

Профессиональное обучение — поддержка, которую государство не может оказать всем безработным. Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Временное трудоустройство безработных граждан

В статье рассмотрим, что такое временное трудоустройство. С целью усиления дополнительной гарантии трудовой деятельности граждан, которые имеют трудности в поиске для себя занятости, государством реализует специальное мероприятие. Оно носит название «Организация временного трудоустройства для лиц без работы, которые испытывают трудности в ее поиске».

Получателями государственной услуги являются несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет. Государственная услуга предоставляется бесплатно. Подросткам гарантируется трудоустройство в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Кто нуждается в такой помощи?

Участниками этого мероприятия, как правило, становятся лица, которые особенно нуждаются в социальной защите:

  1. Граждане, являющиеся инвалидами.
  2. Несовершеннолетние лица, которые находятся в возрасте от четырнадцати до восемнадцати.
  3. Освобожденные люди из организаций исполнения наказаний.
  4. Категория лиц, находящихся в предпенсионном возрасте.
  5. Уволенные с военной службы люди, а, кроме того, члены их семей.
  6. Многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, а также одинокие мамы или папы.
  7. Беженцы, которые являются вынужденными переселенцами.
  8. Лица, которые подверглись действию радиации вследствие чернобыльской и прочих радиационных катастроф или аварий.
  9. Люди, которые находятся в возрасте от восемнадцати до двадцати лет из числа выпускников организаций среднего и начального специального образования, которые ищут работу впервые.

Какие бумаги могут потребоваться?

Список документов, которые необходимы для временного трудоустройства, следующий:

  1. Предоставление заявления-анкеты или согласия с предложением о получении государственной услуги.
  2. Паспорт или документ, который его заменяет.
  3. Предъявление трудовой книжки или документации, ее заменяющей, за исключением граждан, которые впервые ищут работу (потому что ранее не были никогда трудоустроены).
  4. Документ, подтверждающий образование для лиц, которые впервые ищут занятость (ранее не были трудоустроены), не имеют профессию (специальность).
  5. Приказ из центра социальной службы, согласно которому лицо признается безработным гражданином в установленном порядке.

Организация временной работы. Особенности

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних проводится на предприятиях и в учреждениях вне зависимости от формы собственности:

  1. В рамках приема на должность работодателем с гражданами заключается срочное трудовое соглашение.
  2. Организация трудоустройства безработных лиц, которые испытывают соответствующие трудности, осуществляется на основании договора, заключенного между центром занятости и работодателями.

Оплата труда безработным

Граждане, которые прошли через временное трудоустройство, получают заработную плату, которая определяется срочным договором, но не ниже минимальных размеров, установленных законодательством РФ. Кроме этого, дополнительно к зарплате, которая выплачивается, им может предоставляться материальная поддержка, равная размерам минимального пособия по безработице. Получатели данной услуги имеют право неоднократно обращаться за подобной помощью. Такая возможность предоставляется абсолютно бесплатно.

Трудоустройство безработных в возрасте от 18 до 20, которые впервые ищут работу

Специально для молодых людей государственная служба занятости реализует программу, которая помогает выпускникам учреждений среднего и начального профобразования, которые ищут вакансии.

Основной задачей трудоустройства на временную работу выпускников является приобретение ими профессиональных навыков. А кроме того, необходимого опыта наряду с адаптацией к трудовой деятельности, расширением возможностей и так далее. Принятие участия во временной занятости позволяет этой категории лиц получать и совершенствовать свои профессиональные знания с умениями и навыками непосредственно на своем первом рабочем месте. Впоследствии этот шаг дарит возможность трудоустроиться на постоянной основе.

Выпускники организаций профессионального образования, которые находятся в возрасте от восемнадцати до двадцати лет и признаются безработными, могут принимать участие в мероприятиях по стажировке выпускников образовательных организаций среднего и начального профобразования в целях приобретения необходимого опыта и навыков по полученной специальности (профессии).

Сроки и условия

Стажировку выпускников осуществляют независимо от организационных и правовых форм. Сроки ее, как правило, не превышают трех месяцев. Организацию рассматриваемой услуги осуществляют на основании соглашения, которое заключается между службой занятости и компанией. Центром занятости за счет денег из областного бюджета возмещается работодателям трата на оплату труда выпускникам и прочие расходы, которые предусмотрены законодательством.

Более подробные сведения о процедуре временного трудоустройства лиц, можно получить в службе занятости по месту своего жительства. График работы по предоставлению госуслуг наряду с адресами и телефонами можно узнать непосредственно в разделе официального сайта соответствующего центра. Теперь изучим предоставление работы лицам до восемнадцати лет.

Временное трудоустройство несовершеннолетних. Особенности

Одним из востребованных форматов организации занятости подростков выступает их трудоустройство. Стоит отметить, что уже на протяжении нескольких лет такая услуга для данного слоя населения осуществляется в рамках реализации региональной программы под названием «Содействие занятости несовершеннолетних».

Работа в этой области наряду с решением столь важных задач как адаптация в обществе и самоопределение на рынке труда, служит профилактической мерой в рамках предупреждения всевозможных правонарушений в подростковой среде и безнадзорности.

Приоритетным правом на временное трудоустройство пользуются подростки, которые находятся в трудной ситуации. Речь, прежде всего, идет о сиротах, детях, оставшихся без родительского попечения, тех гражданах, которые выходят из малообеспеченных, многодетных и неполных семей. Помимо этого под рассматриваемую программу попадают подростки, которые состоят в органах внутренних дел на профилактическом учете.

Наряду с традиционными вариантами занятости наподобие благоустройства территорий различных населенных пунктов, работы на тех или иных территориях и ремонта школьных помещений, подросткам предлагаются альтернативные виды деятельности:

  1. Выполнение работы курьерами, санитарами, почтальонами и так далее.
  2. Предоставление помощи престарелым людям.
  3. Изготовление сувениров и продукции художественных народных промыслов.

Примерные виды работ

В рамках организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан людям предлагается на выбор следующий перечень деятельности:

  1. Выполнение ремонта школьной мебели.
  2. Проведение уборки наряду с благоустройством и озеленением территорий.
  3. Подсобная деятельность в школах.
  4. Проведение обслуживания культурных и массовых мероприятий.
  5. Осуществление благоустройства и ремонта игровых детских и спортивных площадок.
  6. Выполнение рекламной и курьерской деятельности.
  7. Работа обслуживающим младшим персоналом в организациях здравоохранения, а вместе с тем в дошкольных учреждениях.
  8. Проведение подсобных работ на промышленных предприятиях.
  9. Иные доступные типы трудовой деятельности.

Когда использование труда запрещено?

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан недопустимо в следующих случаях:

  1. В рамках деятельности с опасными и вредными условиями.
  2. Любые подземные работы.
  3. Деятельность, причиняющая вред нравственному развитию и здоровью (речь идет об игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах).
  4. Работа, связанная с перевозкой, производством и торговлей спиртным, табачными изделиями, наркотиками и прочими токсическими препаратами.
  5. Переноска и передвижение тяжестей, которые превышают установленные предельные нормы для подростков.
  6. Направление в служебные командировки, с последующим привлечением к сверхурочной работе.
  7. Работа вахтовым методом.
  8. Деятельность в ведомственной охране.
  9. Труд в ночное время, а также в нерабочие дни.
  10. По факту совместительства.
  11. С заключением письменного договора о полной материальной ответственности.
Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках оформления на временную деятельность работодатели заключают с несовершеннолетними гражданами срочные трудовые договора. Теперь вы знаете, как проходит организация временного трудоустройства по законодательству.

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  3. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Трудоустройство безработных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here