Термины и определения в национальной системе квалификаций

Самое полезное в статье: "Термины и определения в национальной системе квалификаций" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Публикация стандартов

В соответствии с постановлением Правительства РФ №594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №966 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года №500, утверждена новая редакция «Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов» и единой информационной системе по техническому регулированию. Была начата публикация стандартов в интернете на сайтах gost.ru и protect.gost.ru.

( ФЗ 184, ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12)

Условные обозначения: IDT – идентичный термин, курсив – дополнительные уточняющие слова, MOD – модифицированный термин.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг – ФЗ 184.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Российская национальная стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг – ГОСТ Р 1.12

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления, и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения – ФЗ 184.

Стандартнормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией – ФЗ 184.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2). Примером являются европейские стандарты – EN.

Межгосударственный стандарт – региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей – ГОСТ 1.1

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации – ФЗ 184

Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Национальный стандарт (Российской Федерации) – утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг – ГОСТ Р 1.12

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации – нормативный документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией – ФЗ 184

Классификатор (технико-экономической и социальной информации) – нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации – ГОСТ 1.1

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации)– разработанный и принятый в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации – ГОСТ Р 1.12

Государственный стандарт – национальный стандарт страны, национальный орган по стандартизации которой входит в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) – ГОСТ 1.1

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок – ГОСТ Р 1.12

Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено – ГОСТ 1.1 (MOD ИСО/МЭК 2)

Правила (нормы) стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации – ГОСТ Р 1.12

Рекомендации – положение нормативного документа, содержащее совет – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте – ГОСТ Р 1.12

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или технические условия (имеется ввиду «стандарт общих технических условий», либо путем включения в себя содержания этих документов – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) – ФЗ 184

[2]

Технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК). В РФ ТУ не являются документом по стандартизации, входят в ЕСКД.

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации – ГОСТ 1.1

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области деятельности – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия – ГОСТ 1.1 (MOD ИСО/МЭК 2)

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2). Примечания:

1. Стандарт на продукцию может включать, кроме требований соответствия назначению, непосредственно или с помощью ссылки такие аспекты, как термины и определения, классификация, безопасность, экологичность, порядок приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, а иногда технологические или эксплуатационные требования.

2. Стандарт на продукцию может содержать полную номенклатуру требований к ней или устанавливать только часть требований к продукции, например, только конструктивные требования (см. ст.7, п.4 ФЗ –184), типы, основные параметры и/или размеры.

Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению – ГОСТ 1.1 (IDT (ИСО/МЭК 2)

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК)

Стандарт на методы контроля – стандарт, устанавливающий методы, способы, приемы, методики проведения испытаний, измерений и/или анализа – ГОСТ 1.1 (MOD ИСО/МЭК 2)

Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или)

описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,

наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется

на добровольной основе (ФЗ 184, абзац дополнительно включен с 22 мая 2007 года #M12293 14 902040629 6 419630764 3988796404 1114213564 2606118535 2347580776 2563956783 658433211Федеральным законом

от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ#S).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8308 —

| 7934 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Словарь содержит более 400 терминов и понятий, относящихся к педагогике высшей профессиональной школы — теории и практике высшего профессионального образования. Особое внимание обращено на педагогические и психологические термины, наиболее часто используемые в педагогической практике вузов. Определения терминов даны на основе нормативных государственных документов, психолого-педагогических словарей, фундаментальной педагогической литературы. Словарь предназначен для преподавателей вузов, а также аспирантов и научных сотрудников, работающих над проблемами теории и практики высшего профессионального образования.

Работа с регионами

Стратегия формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации

Данный документ содержит обоснование роли и значения национальной системы квалификаций в Российской Федерации для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям развивающихся рынков труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.

Что такое национальная система квалификаций, и каково ее предназначение?

Национальная система квалификаций* является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений и компетенций, и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. Это согласование осуществляется на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда.

Создание НСК обусловлено объективной необходимостью, а именно, серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы.

В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на компетенциях (требованиях рынка труда), при этом опираясь на устаревшие классификаторы направлений подготовки.

Национальная система квалификаций включает в себя набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, таких как:

  1. Перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них профессиями/специальностями;
  2. Профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности/областях профессиональной деятельности, которые позволяют уточнить и систематизировать как классификаторы занятий на рынке труда, так и направления подготовки в рамках системы образования и обучения;
  3. Процедуры (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
  4. Национальная рамка квалификаций, основанная на квалификационных уровнях, определенных в ходе разработки профессиональных стандартов, и являющаяся основой для формирования требований к квалификациям.
  5. Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;
  6. Система обеспечения качества квалификаций (включающая в себя процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации/валидации результатов формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

*Как указано в документе НАРК РСПП «Макет профессионального стандарта», квалификация – это:
1. готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2. официальное признание (в виде сертификата установленного образца) основных компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии/специальности (требования профессионального стандарта).

Таким образом, национальная система квалификаций необходима для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснению существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

А это, в свою очередь, будет способствовать сближению требований к работникам, предъявляемым работодателями, и содержания программ профессионального образования и обучения.

Помимо этого, НСК обеспечит согласованность различных подсистем квалификаций (высшего образования, образования взрослых, среднего образования, и особенно квалификаций профессионального образования).

Ценность НСК состоит в том, что она предоставляет:

Центральным элементом, или ядром, национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций,которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.

НРК позволяет соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных дескрипторов/описаний, что обеспечит прозрачность квалификаций и позволит создать новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности и устранит препятствия к обучению за счет внедрения новых систем оценки.

Таким образом, НРК, с одной стороны, позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации, а с другой – влечет за собой серьезную модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций, включая квалификации, освоенные вне рамок формального профессионального образования. Благодаря этому НРК обеспечивает повышение качества квалификаций и расширение доступа к получению квалификаций, а также преемственность и официальное признание квалификаций как выпускников системы профессионального образования, так и действующих работников.

НРК создает объективную основу для сравнения (бенчмаркинга) уровней, объемов и типов обучения и для признания результатов всех видов обучения (формального, неформального и спонтанного), которое осуществляется в рамках процедур оценки, валидации и сертификации.

Для обеспечения выполнения НРК своего предназначения она должна поддерживаться определенными механизмами в рамках национальной системы квалификаций, а именно:

  • механизмами и институтами оценки и валидации/сертификации/аккредитации компетенций и квалификаций;
  • информационной инфраструктурой, консультационными службами и службами по профориентации.

Возможность оценивать и валидировать (официально признавать) компетенции позволит:

  1. Снизить затраты на получение квалификации за счет признания неформального обучения (обучения в процессе труда).
  2. Осуществлять поэтапное освоение квалификаций и переносить единицы квалификаций из одного контекста в другой при смене траекторий обучения.
  3. Совершенствовать повышение квалификации и обучение действующих работников, вызванное развитием инноваций и техническим прогрессом.

Таким образом, оптимальная конфигурация национальной системы квалификаций предполагает наличие системы обеспечения качества, обеспечивающей официальное признание обучения, удовлетворяющей работодателей, обучающихся и другие заинтересованные стороны. Как следует из вышеизложенного, формирование национальной системы квалификаций – процесс сложный, долговременный и затратный, требующий политических решений.

Необходимо подчеркнуть, что создание национальной системы квалификаций требует:

  • серьезных изменений в законодательстве об образовании и труде (введение понятий формальное, неформальное, спонтанное образование и обучение, понятия квалификация, узаконивание процедур признания и сертификации квалификаций и т.д.);
  • формирования соответствующих институциональных механизмов (для регулирования квалификаций, свидетельств и дипломов, процедур оценки и признания/сертификации квалификаций, таких как отраслевых советов для разработки профессиональных стандартов и отраслевых квалификационных рамок, института развития квалификаций – для координации всей деятельности по разработке и обновлению квалификаций, сертификационных органов и т.д.);
  • радикальных перемен в классификации видов профессиональной деятельности и образовательных программ, которая на данный момент не отражает истинного положения на рынке труда;
  • создания эффективных механизмов прогнозирования ситуации на рынке труда (для обеспечения баланса предложения и спроса на умения).

Возможные параметры конфигурации национальной системы квалификаций и их возможные характеристики кратко описаны ниже:

Параметр

Характеристики

1. Статус системы квалификаций

Охват: национальный, региональный отраслевой

Термины и определения ФГОС

Термины и определения ФГОС

Трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход.

1) Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

2) Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда

(англ: occupation; profession) Общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Термины «профессия» и «специальность» традиционно используются в русском языке как синонимы, если функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессиональной деятельности человека. Однако термин «специальность» может использоваться и в более узком значении – «вид занятий в рамках одной профессии» (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт)

Объект (предмет) профессиональной деятельности

Явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности.

Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т. п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.

Область профессиональной деятельности

Совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т. ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения

Набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда

В разных источниках можно встретить другие определения термина «трудовая функция». В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с понятием профессиональной компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, т. к. действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять.

деятельность, Профессиональная компетенция.

(англ: qualification) 1) Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности

(англ: diploma/certificate) Официальный документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий право занимать какую-либо должность, заниматься определенной деятельностью;

официальное подтверждение окончания образовательного учреждения профессионального образования (с присвоением соответствующей квалификации) или курсов повышения квалификации;

свидетельство о присвоении ученой степени.

Национальная система квалификаций Российской Федерации

(англ: National Qualifications System of Russian Federation) Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

(англ: qualifications level) Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уровень квалификации (работника)

Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Чем выше уровень профессионального образования работника, тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций.

Разряд (аналоги: категория, класс)

Порядковое место в тарифно-квалификационной системе России, определяющее уровень квалификации работника.

Профессиональный стандарт (ПС)

(англ: professional/occupational standard) Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

(англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

(англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Результаты профессионального обучения (подготовки)

(англ: learning outcomes, outputs) 1) Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Контроль результатов обучения

(англ: process of quality control) Процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными

в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Оценка результатов обучения

(англ: quality assessment) Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

(англ: Vocational Education) 1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).

(англ: Vocational Training) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

(англ: Vocational Education and Training) 1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования

2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа)

1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности.

2) Комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.

Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

(в высшем профессиональном образовании синоним – основная образовательная программа)

1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.

2) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»)

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ «Об образовании»).

Примерная основная профессиональная образовательная программа

Документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.

Примерная основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессии/специальности и соответствует заданной в нем структуре ОПОП.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (Ст. 14 закона РФ «Об образовании»).

Составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Это документы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру; на их основе разрабатываются соответствующие программы образовательного учреждения профессионального образования.

Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Программа профессионального модуля

Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.

Раздел профессионального модуля

Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

— из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

— из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.

В зависимости от профессиональной направленности производственная практика называется педагогической, сестринской и т. п.

Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т. п.

И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

Программа учебной дисциплины

Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.

[1] Термин также можно отнести к тематической группе « Профессиональное образование и сфера труда»

О с новные определения и термины Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) – основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории

Отраслевая рамка квалификаций в области электроэнергетики

  1. ОСновные определения И ТЕРМИНЫ

Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) – основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – составная часть национальной системы квалификаций Российской Федерации, представляет собой системное
и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С ее помощью производится измерение по значимым для отрасли показателям и взаимосвязь квалификаций с вариантами достижения квалификации соответствующего уровня.

Область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

Вид трудовой деятельности — составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

Квалификация — готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте).

Дескриптор – обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

Знания – информация, которой обладает человек в определенных областях деятельности.

Умения – способности работника решать конкретные профессиональные задачи, выполнять трудовые операции, основанные на знаниях и опыте.

Полномочия и ответственность определяют общую компетенцию работника и связаны
с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации
в профессиональной деятельности основных функций руководства.

Уровень квалификации/Квалификационный уровень определяет требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника

Профессиональный стандарт (ПС) – многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности: требования к содержанию и качеству труда, условиям его осуществления, уровень квалификации работника, требования к профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

[3]

Обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

  1. назначение и ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ отраслевой рамки квалификаций в области электроэнергетии

Настоящая Отраслевая рамка квалификаций в области электроэнергетики разработана на основе Национальной рамки квалификаций, утвержденной приказом Минтруда РФ № 000н от 01.01.2001 года, в соответствии с полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике, утвержденными решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональны квалификациям от 01.01.01 г.

Отраслевая рамка квалификаций в области электроэнергетики призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями и путями их достижения (обучение в учебном заведении, обучение на рабочем месте и т.д.), прозрачное взаимодействие между требованием рынка труда и образованием.

ОРК в области электроэнергетики предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

  • формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
  • формировать большую трудовую мобильность;
  • описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
  • разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
  • создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.
  • Определение перечня профессий и должностей работников, занятых в области электроэнергетики,
  • Определение уровней квалификаций для профессий и должностей в электроэнергетике,
  • Определение перечня Федеральных образовательных стандартов (ФГОСов), применяемых при подготовке специалистов в электроэнергетике,
  • Создание и поддержание механизмов для проведения независимой оценки квалификаций в электроэнергетике,
  • Создание и поддержание механизмов для проведения профессионально- общественной аккредитации образовательных программ.

ОРК разработана на основе НРК с учетом следующих принципов:

  • отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;
  • преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
  • прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
  • соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;
  • описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
  • описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

  1. Квалификационные уровни

В отраслевую рамку квалификаций электроэнергетики включено 6 квалификационных уровней (Уровни 2-7) из 9 уровней, предусмотренных НРК. Внутри квалификационных уровней подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований, не выявлены.

Уровни различаются требованиями к характеру полномочий и ответственности, сложности получаемых знаний и приобретаемых умений.

Первый уровень квалификации в данной рамке не рассматривается, так как для электроэнергетики первый уровень квалификации не носит специфического характера и охватывается межотраслевыми («сквозными») профессиональными стандартами.

Восьмой и девятый уровень не рассматривается, так как это уровень руководства организациями электроэнергетики, определяющего стратегию крупных организаций, и вопросы подтверждения квалификации этих уровней в значительной степени относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Уровни ОРК в области электроэнергетики преимущественно дифференцируются следующим образом:

  • 2-4 УК – профессии рабочих
  • 5 УК – мастера, инженеры и специалисты
  • 5-7 УК – инженеры и руководители

На уровнях со 2 по 3 закладываются базовые навыки, в том числе специфические
для электроэнергетики, и происходит первоначальное обучение профессии. Продвинутое профессиональное обучение обычно располагается на уровнях 4-5 ОРК в области электроэнергетики, технические и бизнес квалификации обычно располагаются на уровнях с 5 по 7.

  1. ДЕСКРИПТОРЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ УРОВНЕЙ ОРК

[1]

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, характер умений и характер знаний. Содержание основных показателей профессиональной деятельности представлено в табл. 1.

Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности

Показатель профессиональной деятельности

Полномочия и ответственность

Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства

Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития

Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

Описание видов трудовой деятельности ОРК в области электроэнергетики в целом совпадает с описанием по дескрипторам НРК, с учетом дополнений, связанных с особыми требованиями к безопасности.

Ключевой целью электроэнергетики, влияющей на безопасность и надежность всей энергосистемы, является поддержание надежной и безаварийной работы энергообъектов и инфраструктуры. В связи с этим предъявляются дополнительные требования к системе работы с персоналом в электроэнергетике.

Дополненные дескрипторы ОРК в области электроэнергетики приведены в Таблице 2.

  1. СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Видео (кликните для воспроизведения).

ОРК представлена в виде таблицы, состоящей из следующих элементов:

Таблица 2. Показатели и дескрипторы квалификационных уровней ОРК в области электроэнергетики

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
Термины и определения в национальной системе квалификаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here