Признаки дискриминации инвалидов в сфере труда

Самое полезное в статье: "Признаки дискриминации инвалидов в сфере труда" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Минтрудом России утверждены методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов в трудовой сфере

Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

К основным формам возможного проявления дискриминации относится:

— наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

— непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

— отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида).

[3]

Если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ либо через сайт www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации.

За дискриминацию инвалидов и пожилых людей будут штрафовать

Правительство РФ рассмотрело законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающих штрафы за отказ инвалидам и пожилым людям в доступе к товарам, работам или услугам по причине их физического состояния, сообщают «Известия». Размер штрафа за подобные правонарушения для должностных лиц составит до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – до 100 тыс. рублей.

На заседании правительства были рассмотрены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся защиты прав потребителей. Они устанавливают ответственность за отказ обслуживать клиента из-за возраста или состояния здоровья. «Бывают ситуации, когда от таких людей просто отмахиваются: у них есть особые запросы, потребности, не всегда удобен стандартный способ получения услуги. Персонал должен на это откликнуться, помочь, а не игнорировать просьбы, – сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, – поэтому устанавливается ответственность за отказ оказывать такого рода услуги».

«Когда такие нормы вводятся на законодательном уровне, это несколько странно. Вообще-то это просто банальная вежливость, – отметил Медведев. – Но, к сожалению, необходимость в этом есть: регулярно и пенсионеры, и инвалиды сталкиваются с тем, что их отказываются обслуживать, относятся равнодушно, не учитывают особые потребности. Поэтому эта форма ответственности, надеюсь, каким-то образом повлияет на ситуацию».

Можно ли подать в суд на кафе, если оно не оборудовано для инвалидов?

Если человек с инвалидностью не может приобрести какой-либо товар или получить ту или иную услугу из-за ограниченных физических возможностей или проблем со здоровьем, а физические или юридические лица, занимающиеся продажей таких товаров и услуг, откажут ему в помощи, их ожидает штраф. Размер штрафа в таких случаях для должностных лиц составит до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – до 100 тыс. рублей.

Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко отметила, что в последнее время очень часто фиксируются случаи дискриминации людей с инвалидностью. «Слепых не пускают с собаками-поводырями в общественный транспорт. Я не видела ни одного приспособленного для колясочников отделения «Почты России». Повседневные объекты инфраструктуры практически не приспособлены для нужд инвалидов, – отметила она. – Отдельный разговор – про неправильно установленные пандусы. Никакой ответственности за то, что пандус невозможно использовать по назначению, что он может быть опасен для жизни, до сих пор не было. А это широко распространенное нарушение».

Елена Клочко также пояснила, что статья №181 закона «О защите прав инвалидов» о запрете на дискриминацию инвалидов закона до сих пор не работала потому, что не было инструментов ее реализации. Штрафы по ней небольшие, поэтому многие компании и организации предпочитают платить штрафы и не устранять нарушения. «Создаваемая с помощью таких мер безбарьерная среда принесет пользу не только инвалидам, но и всему обществу. Легче станет и пожилым, и беременным, и больным, и людям с маленькими детьми», – считает Елена Клочко.

Ранее мы сообщали, что Минтруд предложил штрафовать чиновников, по вине которых инвалиды не могут получить положенные им лекарства или госуслуги. В ведомстве разработали изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым на должностных лиц ПФР и ФСС будут налагаться штрафы за несвоевременное или искаженное предоставление данных о человеке в Федеральный реестр инвалидов, который используется при предоставлении госуслуг гражданам с инвалидностью. Виновным будет грозить взыскание в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Мы также писали о том, что Минтруд издал приказ об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости. В документе описываются признаки как прямой, так и косвенной дискриминации инвалидов при их трудоустройстве и профессиональной деятельности. Если человек с инвалидностью считает, что работодатель нарушает его право на труд, то он или его законный представитель может обратиться с заявлением в письменной форме или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ или через сайт онлайнинспекция.рф с требованием провести проверку организации или компании на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Охрана труда

ПРИЗНАКИ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

Минтрудом России утверждены методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов в трудовой сфере.

Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

К основным формам возможного проявления дискриминации относится:

  • наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;
  • непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;
  • отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида).

Если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ либо через сайт www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации. Возврат к списку

Минтруд утвердил методику выявления дискриминации при трудоустройстве инвалидов

Министерство труда и социальной защиты населения РФ издало приказ об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости. В документе описываются признаки как прямой, так и косвенной дискриминации инвалидов при их трудоустройстве и профессиональной деятельности.

Рекомендации разработаны для оказания методической помощи органам службы занятости, работодателям, учреждениям образования, профессиональным сообществам и другим организациям по выявлению и исключению возможных случаев дискриминации инвалидов в сфере занятости. При разработке рекомендаций учтены основные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты людей с инвалидностью от дискриминации.

В документе обращается внимание на то, что могут быть случаи как прямой, так и косвенной дискриминации инвалидов при трудоустройстве и выполнении ими профессиональных обязанностей. Прямая дискриминация выражается в отказе в приеме на работу и продвижении по службе, не связанном с деловыми качествами человека с инвалидностью, в профориентации и обучении, а также трудоустройстве на низкоквалифицированные и малооплачиваемые рабочие места. Косвенная дискриминация заключается в предъявлении требований, которые формально являются едиными для всех, но ставят человека с инвалидностью в неравное положение с другими сотрудниками.

Основными формами дискриминации людей с инвалидностью при трудоустройстве и трудовой деятельности являются:

  • отказ в приеме на работу по признаку инвалидности;
  • предъявление при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью и направленных на исключение человека с инвалидностью из числа потенциальных претендентов на должность или рабочее место;
  • отсутствие доступа к информации о вакансиях, конкурсах, наличии вакантных должностей и свободных рабочих мест, в т.ч. выделяемых по квотам, недоступности официальных сайтов работодателя для инвалидов по зрению и слуху;
  • невыполнение рекомендаций ИПРА по сопровождаемому содействию занятости инвалидов или отказ в переводе на другую работу, если это рекомендовано в ИПРА;
  • отказ в приспособлении территории и служебных помещений, а также оборудовании рабочих мест для работников с инвалидностью;
  • несоблюдение требований трудового законодательства по созданию необходимых условий труда;
  • неоказание помощи в организации трудовой деятельности на дому и в дистанционной форме;
  • увольнение по признаку инвалидности.

[2]

Если человек с инвалидностью считает, что работодатель нарушает его право на труд, то он или его законный представитель может обратиться с заявлением в письменной форме или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ или через сайт онлайнинспекция.рф с требованием провести проверку организации или компании на предмет соблюдения ими трудового законодательства. В инспекцию труда также можно также направить электронное обращение о нарушении норм трудового законодательства по отношению к человеку с инвалидностью или оставить его на сайте онлайнинспекция.рф.

Проблемы реализации права инвалидов на труд

Сфера реализации права на труд — одна из самых важных в жизни человека, это область реализации человеческого потенциала, творческого начала личности, поэтому справедливо считать обеспечение свободы выбора рода деятельности и профессии, реализацию полной, продуктивной и свободной избранной занятости одним из центральных направлений государственной социальной политики.

Общеизвестно, что люди с инвалидностью испытывают сравнительно больше проблем с трудоустройством, особенно, если их инвалидность «бросается в глаза» или требует дополнительных приспособлений рабочего места и условий труда.

Вопросы, возникающие при трудоустройстве, также непосредственно связаны с получаемым людьми с инвалидностью образованием, в том числе профессиональным, а также с деятельностью учреждений, устанавливающих статус инвалида и разрабатывающих программу реабилитации (МСЭ). Поэтому о развитии трудового законодательства в отношении людей с инвалидностью возможно только в комплексе с другими правовыми нормами и сферами правового регулирования.

В Конвенции мерам по обеспечению права на труд для людей с инвалидностью посвящена статья 27. Таких мер достаточно много (не менее 10). Хотелось бы остановиться на двух, на мой взгляд, наиболее важных:

  1. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
  2. Наем инвалидов в государственном секторе.

Российское законодательство содержит ряд гарантий (ФЗ о соцзащите инвалидов) по реализации права на труд для граждан с инвалидностью. Есть определенные гарантии и льготы для инвалидов в отношении режима труда и организации работы, отпуска и увольнения.

В то же время пока не нашли в российском законодательстве такие важные положения как запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда.

Статья 3 ТК РФ содержит запрещение дискриминации в целом: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».

В этой норме, однако, не содержится такой признак как «инвалидность», хотя перечень является открытым и допускает его дополнение. Тем более, что основные признаки дискриминации указаны (всякое различие или предпочтение по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами). Тем не менее, для обеспечения применения этого запрета на практике и защиты инвалидов от дискриминации следовало бы включить этот признак в перечень запрещенных оснований дискриминации.

Запрещение дискриминации содержится в ст. 23 ФЗ о социальной защите инвалидов:

  • Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Однако, включение соответствующих положений в ТК РФ, основной акт трудового законодательства, необходимо как составная часть одного из основных принципов трудового права.

Можно было бы также дополнить эту норму (ст. 3 ТК РФ) следующим положением:

  • «Дискриминацией, в частности, является отказ в обеспечении разумного приспособления рабочего места и условий труда, в тех случаях, когда необходимость создания специальных условий труда (специального рабочего места) или разумного приспособления рабочего места определена в индивидуальной программе реабилитации (программы реабилитации пострадавшего) гражданина»; либо в более привычной для российского законодателя формулировке: «Не допускается отказ в обеспечении разумного приспособления рабочего места и условий труда, в тех случаях, когда необходимость создания специальных условий труда (специального рабочего места) или разумного приспособления рабочего места определена в индивидуальной программе реабилитации (программы реабилитации пострадавшего) гражданина».

Гарантии найма в государственном секторе также являются важной мерой обеспечения занятости людей с инвалидностью, в тех случаях, когда для работы требуется создание специального рабочего места или когда объем выполняемой работы человеком с инвалидностью существенно ниже установленных норм выработки.

Эти гарантии должны быть названы в ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Статья 22 ФЗ о социальной защите инвалидов предусматривает создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В нынешней редакции данная норма вызывает много вопросов при ее применении, в т.ч. вопросов технического характера — требования к оборудованию, характеристики специального рабочего места. Вероятно, утверждение главным санитарным врачом РФ 18.05.2009 года санитарных требований СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» будет способствовать более ясному пониманию термина «специальное рабочее место».

При этом в данном постановлении вводится понятие специализированного предприятия:

3.2. Под специализированным предприятием понимается предприятие, независимо от форм собственности, применяющее труд инвалидов, осуществляющее комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации, обеспечивающее организацию на производстве медицинского обслуживания инвалидов, выпускающее потребительские товары, товары производственно-технического назначения, где общая численность работающих составляет не менее 15 человек.

Документ допускает создание таких предприятий в любых организационно-правовых формах. Таким образом, возникают следующие вопросы:

  • в какой мере государство готово принять на себя обязанность по созданию таких предприятий, какие органы будут уполномочены на их учреждение и осуществление контроля их деятельности;
  • какие меры будут приниматься для стимулирования создания частных предприятий, как коммерческих, так и некоммерческих, какова будет их государственная поддержка.

По-видимому, потребуется принятие специального закона, причем федерального, который должен будет установить единые по всей стране правила создания и деятельности этих предприятий.

Больше всего вопросов вызывает применение ст. 21, 24 ФЗ о социальной защите инвалидов о квотировании рабочих мест.

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов:

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ).

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ):

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов (в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ):

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В г. Архангельске, например, за отчетный период 2009 года трудоустроено в счет квоты всего 2 инвалида, примерно 700 квотированных рабочих мест заявлены работодателями как занятые инвалидами, тогда как размер квоты по городу превышает 3000 рабочих мест.

Система квотирования рабочих мест в том виде, каком она представлена в действующем законодательстве и без подкрепления ее мерами государственной материальной помощи, не дает эффективных результатов, не находит поддержки у работодателей. О неэффективности данного института свидетельствуют и проводимые исследования (см. напр., Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем реабилитации инвалидов в Российской Федерации. М., 2009. С. 40).

Вероятно, более приемлемым явилось бы объединение норм о квотированных рабочих местах, специальных рабочих местах и специальных предприятиях в одном федеральном законе, предусматривающим в части и финансовые основы данной системы, включающей как государственную поддержку, так и гарантии для работодателей. Такой шаг представляется более правильным, чем нынешнее решение законодателем вопроса о гарантиях занятости инвалидов.

Е. Шинкарева, Директор правового центра АРО ВОГ, к.ю.н., г. Архангельск

Признаки дискриминации инвалидов в сфере труда

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 ноября 2017 г. № 777 “Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости”

В соответствии с пунктом 13 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости.

Министр М.А. Топилин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от «___» _________ 2017 г. № _______

Методические рекомендации
по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным организациям профессионального образования и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов с учетом основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты инвалидов от дискриминации.

2. При решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:

а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

3. Основными формами возможного проявления дискриминации являются:

а) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху (непредоставление в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, несоблюдение порядка обеспечения условий доступности официальных сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);

б) непроведение с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида;

в) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);

г) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);

д) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;

е) отказ в закреплении при необходимости наставника;

ж) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

з) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

и) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;

к) отказ в приеме на работу на основании наличия инвалидности;

  • Лекция 1.3 Трудовые отношения: понятие, особенности применительно к работникам с инвали...
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

л) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

м) увольнение работников по признаку инвалидности.

4. В целях обеспечения реализации прав инвалидов на труд путем разумного приспособления решаются задачи по преодолению возможных барьеров, обеспечению свободы передвижения инвалида и эффективности его трудовой деятельности.

Обеспечение инвалиду разумного приспособления означает, что работодатель, любое лицо или организация принимают меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для решения вопроса занятости в конкретной ситуации.

5. Примерами действий работодателя, которые могут выступать в качестве разумных приспособлений, являются:

а) приспособление помещения, обстановки и оборудования под нужды инвалида;

б) предоставление информации в доступной для инвалида форме;

в) изменение режима работы или обучения;

г) предоставление инвалиду другого рабочего места или места обучения, или перевод на работу на дому;

д) перевод инвалида на другую работу в соответствии с рекомендациями ИПРА;

е) освобождение инвалида от работы или обучения для прохождения курса реабилитации в период временной нетрудоспособности и лечения;

ж) корректировка проведения обучения или переподготовки, или предоставление наставника;

з) приобретение или модификация оборудования в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма;

и) изменение процедуры тестирования при приеме на работу инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений его жизнедеятельности;

к) предоставление помощи сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

л) предоставление помощи наставника или другой поддержки.

6. Основными задачами, решение которых позволяет исключить проявление дискриминации при осуществлении трудоустройства (занятости) инвалидов, являются:

а) информирование инвалидов о вакансиях;

б) проведение конкурса на замещение вакантных должностей;

в) профессиональная ориентация;

г) профессиональная подготовка;

д) сопровождение и наставничество в целях формирования трудовых навыков;

е) оснащение (оборудование) рабочих мест;

ж) своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), участвовать в трудовом и учебном процессе;

з) обеспечение доступности мест целевого посещения и обеспечения беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений;

и) обеспечение безопасности путей движения (в том числе эвакуационных);

к) устранение или преобразование элементов производственной среды, которые могут являться барьерами на пути передвижения инвалидов к рабочим местам;

л) оборудование бытовых и санитарно-гигиенических помещений, столовой, буфета или комнаты приема пищи в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма.

II. Организация деятельности по недопущению проявления признаков дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (далее — орган службы занятости), в случае отсутствия у инвалида ИПРА или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций, требующих уточнения соответствия предлагаемой инвалиду, в том числе по результатам проведения профессиональной ориентации, вакансии для трудоустройства рекомендациям о доступных видах труда, с письменного согласия инвалида, в соответствии с Порядком обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 872н, направляет запрос в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, содержащий описание фактов, препятствующих подбору вакансии для инвалида (ребенка-инвалида) с учетом нарушенных функций организма для формирования соответствующих рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации).

8. В случае, если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он (его законный представитель) может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации либо через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости по адресу — www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

9. В целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (статья 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10. Органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»).

11. Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда (часть четвертая статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обзор документа

При решении вопросов занятости существует прямая и косвенная дискриминация в отношении инвалидов. В первом случае инвалиду отказывают в приеме на работу, продвижении по службе и т.д.

Во втором случае предъявляются требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Основными формами дискриминации являются, в частности, отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании; отказ в создании условий для передвижения инвалида по территории организации; неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе; отказ в закреплении при необходимости наставника.

Региональный орган службы занятости в случае отсутствия у инвалида индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА) или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций должен направить запрос в федеральное медико-экспертное учреждение для уточнения рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению рабочего места).

Инвалид может обратиться в региональную госинспекцию труда (или через сайт Роструда) с заявлением о проведении самопроверки соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Кроме того, орган службы занятости контролирует прием на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Факты дискриминации со стороны работодателя устанавливаются судами по заявлению инвалидов.

Признаки дискриминации инвалидов в сфере труда

Минтрудом России утверждены методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов в трудовой сфере.

Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

К основным формам возможного проявления дискриминации относится:

  • наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;
  • непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;
  • отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида).

Если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ либо через сайт www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации.

Официальный сайт
органов местного самоуправления Белоярского района

Дискриминация инвалидов недопущение при приеме на работу

Дискриминация инвалидов недопущение при приеме на работу

Как не допустить дискриминацию инвалидов

; • работодатель отказывает в приеме на работу на основании инвалидности; • при приеме на работу установлены избыточные требования, не связанные с трудовой деятельностью кандидата и направленные на исключение инвалида из числа претендентов на вакантную должность или работу; • работников увольняют по признаку инвалидности. [1] Пункт 2 Методических рекомендаций. [2] Пункт 3 Методических рекомендаций. [3] Форма ИПР утверждена Приказом Минтруда России от 13.06.2019 № 486н.

[4] Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09

«Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»

(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30).

Материал публикуется частично.

Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 2, 2019. 13-14 сентября в Москве компания InterForum проводит второй Всероссийский форум по развитию и обучению персонала E+ FORUM 2019.

Карьерная лестница, профессиональное и личностное развитие.

[1]

Дискриминация инвалидов запрещена в России с 1 января

Версия 5.1.11 beta.

Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий. Комментарий пользователя будет удален, если он: Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания. Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано. В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

  • расовой принадлежности сотрудника;
  • цвету кожи;
  • полу работника;
  • религиозным и политическим убеждениям;
  • происхождению;
  • языку общения;
  • возрасту;
  • имущественному положению;
  • месту проживания;
  • семейному статусу.

2 ТК РФ запрет дискриминации в сфере трудовых отношений сформулирован несколькими положениями: Дискриминация в трудовой сфере может быть: Работодатель отказал соискателю из-за обнаруженной во время проверки погашенной судимости.

Мотивация отказа состояла в невозможности доверить ответственное дело человеку, который имел в прошлом проблемы с законом. Дискриминация при оплате труда проявляется в:

  • занижении размера оклада, стимулирующих надбавок и премиальных;
  • установлении меньшей зарплаты сотрудникам, работающим на условиях испытательного срока.

Дискриминационный характер таких условий оплаты труда проявляется в нарушении норм ст. 22 ч. 2 ТК РФ, которая гласит, что оплата за реализацию трудовой функции должна быть равной ценности у разных сотрудников при идентичности объема и характера работы.

В процессе работы к сотрудникам разных категорий и специальностей могут применяться такие меры дискриминации: При уверенности в наличии дискриминации работник или соискатель на вакантную должность может обратиться с письменной жалобой в:

  • судебные органы;
  • прокуратуру;
  • трудовую инспекцию.

  1. Граждане понесут наказание в виде штрафа в размере 1-3 тысяч рублей.
  2. Юридические лица вынуждены будут заплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Не причисляются к разряду трудовой дискриминации ограничения при приеме на работу по качествам, не относящимся к деловым характеристикам, если:

Признаки дискриминации инвалидов в сфере труда

Министерством труда и социальной защиты населения РФ разработаны методические рекомендации, позволяющие выявить признаки дискриминации инвалидов в сфере труда.

  • отказ в трудоустройстве;
  • ограничения в продвижении по службе, профессиональной ориентации и подготовке;
  • трудоустройство на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места.

Косвенная дискриминация – это установление таких требований, которые формально являются едиными для всех работников, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Дискриминация инвалидов недопущение при приеме на работу

Гигиенические требования к условиям труда инвалидов.

Дискриминация в сфере труда

Соответственно – к дискриминации в сфере труда относятся все случаи дискриминации, напрямую или косвенно связанные с трудовыми взаимоотношениями.

Дискриминация может быть: Соответственно, с точки зрения законодательства в Российской Федерации не являются дискриминацией определенные ограничения по: По этапу взаимоотношений, на котором может возникать дискриминация, её можно разделить на: Наиболее распространенные виды дискриминации в сфере труда и их возможные последствия, а также примеры её проявлений следует рассмотреть более подробно. Для компенсации подобного негативного явления законодательством предусмотрены отдельные виды ответственности, вплоть до уголовной, за отказ в приеме на работу беременных сотрудниц или их необоснованное увольнение.

  • Требования к возрасту работников.
  • Требования к их внешности.
  • Требования к полу сотрудников.

Если любая из данной информации имеет место в вакансии, такие действия могут быть признаны однозначно дискриминационными. Однако в данном случае необходимо учитывать те случаи, которые по мнению органов судебной системы не являются дискриминацией:

Дискриминация инвалидов недопущение при приеме на работу

Право на труд — одно из основополагающих прав человека, и значение трудовой деятельности с целью обеспечения своих потребностей неоспоримо. Однако бесспорной значимости данного права недостаточно для предотвращения его ограничений.

Проблемы обеспечения равного доступа к труду и равноценная оплата за него остается одной из самых острых социальных проблем внутригосударственного и мирового масштаба.

Трудовая дискриминация — недопустимое явление, которому надо противостоять. В этой статье нас интересует лишь дискриминация в сфере трудовых отношений.

Рассмотрим подробнее данное понятие.

Также всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией .

Таким образом, исследовав международное и российское законодательство, следует отметить, что лишь недавно в Российской Федерации посредством судебной практики было закреплено понятие дискриминации в сфере труда.

Данный перечень дискриминирующих обстоятельств не является исчерпывающим и зависит от изощренности работодателя. Низкий оклад работника на время испытательного срока; Варьирование уровня оплаты труда в зависимости от заключения срочного/бессрочного трудового договора; Увеличение заработной платы всем работникам, кроме тех, кто подлежал увольнению в связи с сокращением численности или штата. Лишение надбавки или премии; Получение работы по остаточному принципу, в случаях ее распределения начальством; Сокращение режима рабочего времени; Дополнительные внезапные аттестации, по итогам которых следует отстранение о работы; Дисциплинарные взыскания при отсутствии правонарушений.

Дискриминация при увольнении с предприятия тоже не редкость.

Самым простым способом является принятие решения о сокращении численности или штата компании. В таком случае руководитель практически безболезненно может уволить неугодного ему сотрудника.

Еще одним примером дискриминации при увольнении является отказ в перезаключении срочного договора с неугодным сотрудником в момент окончания его срока.

Российское законодательство предусматривает следующие способы защиты от дискриминации в сфере труда: Работник может выбрать один из следующих вариантов искового заявления: — в исковом заявлении просить суд признать какое-либо действие работодателя незаконным и в качестве основания (-ий) приводить доводы, в том числе и о дискриминационности этого действия; — заявить одновременно два требования: о признании какого-либо действия работодателя незаконным, например, увольнения, и о признании этого действия дискриминационным; — предъявить полностью самостоятельный иск о признании какого-либо действия или системы действий работодателя дискриминационными. Таким образом, работник обращается в суд, как правило, после ограничения его прав по дискриминирующим обстоятельствам и в том случае, если его ситуация спорна и неоднозначна и требуется оценка. 2. Обращение в прокуратуру К категориям работников, в отношении которых допускаются правомерные ограничения их прав, относятся женщины, несовершеннолетние, инвалиды.

Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях Текст научной статьи по специальности — Государство и право

CHUKSINA, N. N. KOMISSAROV представляется целесообразным исследование нормативно-правовой базы, регламентирующей трудовые отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в мире встречается несколько подходов к пониманию инвалидности.

  • Эйджизм, насилие и жестокое обращение как защитить и поддержать пожилых людей
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве наиболее распространенных следует назвать две модели — медицинскую и социальную.

Источники


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

  3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Признаки дискриминации инвалидов в сфере труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here