Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в рф

Самое полезное в статье: "Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в рф" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.ст. 46 — 52)

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

См. комментарии к главе 5 настоящего Федерального закона

>
Право на занятие педагогической деятельностью
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в РФ

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

[Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена. Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.]

[Педагогические работники имеют право на получение установленных федеральным законом мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в случае, если они работают в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и проводят обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, независимо от организационно-правовой формы учреждения и уровня его финансирования. Отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления таких мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер. Поскольку такое право закреплено федеральным законом, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета. ]

[Суд засчитал в стаж, дающий право на льготное предоставление пенсии, период работы истицы в должности воспитателя по экологии. В спорный период она осуществляла педагогическую деятельность, то есть выполняла работу связанную непосредственно с воспитанием детей, осуществлением образовательного процесса в течение полного рабочего дня, имела ту же нагрузку, что и воспитатели (36 часов в неделю), выполняла функциональные обязанности воспитателя, повышала свою квалификацию. Данные обстоятельства позволили суду прийти к выводу о том, что по характеру и условиям выполняемой в спорный период работы истица выполняла обязанности воспитателя, должность которого предусмотрена вышеуказанным Списком.]

[Периоды учебных отпусков включаются в специальный стаж работы, дающей истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.]

[Пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода работы в должности заведующей детского сада в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.]

[Районное управление пенсионного фонда необоснованно отказало во включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя в автономной некоммерческой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой истец осуществлял педагогическую деятельность. Статус образовательного учреждения «негосударственное» не может являться основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж. В соответствии со свидетельство о государственной аккредитации АНО обладает государственным статусом: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.]

[Суд признал незаконным отказ отдела по образованию в предоставлении педагогу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Совместно с заявителем проживают члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.]

[Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В утвержденном Списке указаны учреждения дополнительного образования всех наименований, в том числе центры детско-юношеского творчества, а также должность «педагог дополнительного образования». Доводы ответчика о том, что наименование учреждения включает в себя дополнение «и досуга», выходящее за рамки наименований образовательных учреждений, суд счел несостоятельными, свидетельствующими о формальном подходе.]

[Пенсионными органами неправомерно не включен в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды ее работы по должности учителя начальных классов в школе-комплексе в связи с тем, что учреждение не поименовано списком, и по должности учителя начальных классов в центре образования, в связи с тем, что такой вид как центр образования не предусмотрен. Суд пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца указанных выше периодов ее работы, поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работала истец в спорные периоды времени, при своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, действовало на основе закона об образовании, имело соответствующие лицензии, при этом, истец в спорные периоды времени работала на полную ставку в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком.]

[Законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов. Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива. Требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.]

[Истица уволена из техникума в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. После увольнения выплаты были прекращены в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом. В связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у нее имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В качестве ответчика по делу привлечен Минфин РФ, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.]

[Педагогу сельской местности, проработавшему на селе более 10 лет и вышедшему на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения, предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга. Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.]

[Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указание в жалобе на то, что обучение по данной программе является курсами для учителей первой категории, а истец является учителем высшей категории, не свидетельствует о том, что данная программа не соответствует профилю педагогической деятельности истца, а потому судебной коллегией во внимание не принимается.]

[Ни в нормативных правовых актах Союза ССР, действовавших на момент предоставления отпуска без содержания по уходу за ребенком, ни в новом пенсионном законодательстве период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.]

[Заявителю неправомерно не засчитали в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы по должности учителя физической культуры в учебно-воспитательном комбинате с углубленным изучением иностранных языков «Детский сад-школа», в связи с несоответствием наименования учреждения позициям списка должностей. Суд определил зачислить указанные периоды в стаж, поскольку заявитель осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной списком, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом, его работа протекала в общеобразовательном учреждении для детей — школе, а учреждение, в котором работал истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало программы общеобразовательного учебного заведения, действовало на основе Закона РФ «Об образовании», то есть истец, будучи преподавателем (учителем), фактически осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.]

[Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от их деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или иной организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Учреждение, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, может быть отнесено по виду к общеобразовательным учреждениям, фактически истица работала в спорные периоды в школе в должности учителя, а любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения работы, связанной с педагогической деятельностью в данном учреждении, из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.]

[Педагогическому работнику при назначении пенсии из специального стажа были неправомерно исключены периоды работы в Новой альтернативной школе-центре «Лучик», и в Автономной некоммерческой образовательной организации «Учебно-воспитательный центр «Лучик», ввиду того, что наименование данных организаций не предусмотрено в списке должностей. Вместе с тем, как отметил суд, действующее законодательство с учетом изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.]

Правовой статус педагогических работников

Дата публикации: 06.12.2014 2014-12-06

Статья просмотрена: 6363 раза

Библиографическое описание:

Сахарова Е. А. Правовой статус педагогических работников // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 539-541. — URL https://moluch.ru/archive/80/14226/ (дата обращения: 02.10.2019).

В статье анализируется правовой статус педагогических работников. Автором приводится анализ правового положения педагогического работника, отраженного в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, правовой статус, академические права и свободы, трудовые и социальные права и гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников.

The article analyzes the legal status of teachers. The author provides an analysis of the legal status of teachers, reflected in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: education, legal status, academic rights and freedoms, labour and social rights and guarantees, duties and responsibilities of teaching staff.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стратегической целью является достижение статуса России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [6].

Достижению такого положения России способствует повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5].

Ведущая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. Современное общее и профессиональное образование требует нового типа педагогического работника — высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно владеющего не только профессиональными компетенциями (знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т. д.), но и знающего свои права и обязанности.

Права и обязанности педагогических работников, как правило, регламентируются (устанавливаются и охраняются) международным законодательством, законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативно-правовыми актами. Виды, сущность и содержание этих прав и обязанностей обусловлены самой природой педагогической деятельности, её ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что в свою очередь способствует возникновению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.

Совокупность прав и обязанностей педагогических работников образует правовой статус. Слово «статус» происходит от латинского «status», означающего «состояние, положение» — правовое положение, состояние [7, С. 574].

Легальное определение правового статуса педагогического работника дается в п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании в РФ»), под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [3].

В п. 2 ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» закреплено, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда [3].

Справедливыми будут замечания В. К. Толоконникова и С. В. Кожуховой, отмечающих, что в теории государства и права наиболее существенное значение имеют три вида правовых статусов: общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный правовой статус личности, тогда как понятие особого статуса отсутствует [8, С. 42]. Следовательно, правовой статус педагогического работника следует именовать специальным правовым статусом.

Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»)), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.

Например, в соответствии со ст. 21 «ТК РФ» педагогический работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям безопасности и др. [2]

Среди академических прав и свобод педагогических работников, установленных Законом «Об образовании в РФ» можно отметить следующие (п. 3 ст. 47): свобода преподавания, свобода выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д. [3]

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

— в соответствии со ст. 333 «ТК РФ» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю [2]. На основании п. 6 ст. 7 Закона «Об образовании в РФ» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом…Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника [2].

— право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2];

— право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» [4]. В зависимости от вида образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней;

— право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2]. Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, в котором работает педагог, не предусмотрено иное. Если длительный отпуск неоплачиваемый, то в стаж для назначения работнику трудовой пенсии по старости не входит этот период, поскольку страховые выплаты в Пенсионный Фонд в течение этого времени не будут поступать;

— в соответствии с п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ — лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста [1];

— право на предоставление — состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях — вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2].

Правовой статус педагогических работников предполагает не только совокупность прав и свобод, гарантий, но и обязанности, а также ответственность.

Например, академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательной деятельности. Перечень обязанностей педагогических работников представлен в ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» [3].

К педагогическим работникам могут быть применены все предусмотренные трудовым законодательством виды дисциплинарных взысканий, такие как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Необходимо отметить, что данный перечень оснований увольнения, которое производится по инициативе работодателя в качестве меры дисциплинарного взыскания, по отношению к педагогическим работникам расширен. В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником выступают: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др. [2].

Таким образом, правовой статус педагогических работников — это совокупность прав, обязанностей и законных интересов последних как субъектов права. Права и обязанности педагогических работников составляют содержание образовательной деятельности. Право педагогических работников представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы образовательной деятельности. Обязанность педагогических работников, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его свободы в образовательной деятельности.

1. Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 04.06.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 20 декабря.

2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 197–ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изм. от 24.11.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 273–ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изм. от 21.07.2014 г.)] // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

4. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам [Текст]: [Постановление № 724 от 01 октября 2002 г. (с изм. от 21.05.2012 г.)] // Российская газета. — 2002. — 05 октября.

5. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Текст]: [Распоряжение Правительства № 163–р от 07 февраля 2011 г.]: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)

6. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Текст]: [Распоряжение Правительства № 1662–р от 17 ноября 2008 г. (с изм. от 08.08.2009 г.)]: [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)

7. Современный словарь иностранных слов [Текст]: под ред. Е. А. Гришиной. — СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.

8. Толоконников В. К. Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / В. К. Толоконников, С. В. Кожухова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2013. — № 1. — С. 40–43.

[1]

Права работников образовательных организаций

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Правовой статус педагогических работников.

Под правовым статусом педагогических работников понимается совокупность прав и свобод (в т.ч. академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года;
  • 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

  • — учебная, преподавательская работа;
  • — воспитательная работа;
  • — индивидуальная работа с обучающимися;
  • — научная, творческая и исследовательская работа;
  • — другая педагогическая работа.

Другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, это:

  • — методическая;
  • — подготовительная;
  • — организационная;
  • — диагностическая;
  • — работа по ведению мониторинга;
  • — работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации ООД с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

[2]

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций ООД определяется:

  • 1) коллективным договором;
  • 2) правилами внутреннего трудового распорядка;
  • 3) иными локальными нормативными актами организации ООД;
  • 4) трудовым договором;
  • 5) графиками работы;
  • 6) расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Минобрнауки РФ.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении Единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения Единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права — выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению Единого государственного экзамена.

Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение Единого государственного экзамена.

Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Педагогические работники обязаны (ст. 48 ФЗ № 273-ФЗ):

Педагогический работник организации ООД, в т.ч. в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для:

  • — политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них;
  • — разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • — агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в т.ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов;
  • — побуждения обучающихся кдействиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в РФ

Как уже отмечалось в предыдущем материале «Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в РФ», академическая свобода является важным условием эффективного развития системы образования.

Академические права и обязанности педагогических работников в РФ урегулированы частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Академические права и свободы педагогических работников не могут быть безграничными:

они должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, а также требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников;

такие нормы могут быть закреплены в локальных нормативных актах образовательных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Кратко рассмотрим особенности каждого из этих академических прав и свобод, которыми пользуются педагогические работники.

Право 1: Свобода педагогического работника в преподавании, свободном выражении своего мнения, свобода педагогического работника от вмешательства в его профессиональную деятельность

В данном случае речь идет о возможности педагогического работника:

самостоятельно, без вмешательства со стороны администрации образовательного учреждения осуществлять планирование занятий с обучающимися и проводить занятия таким образом, каким педагогический работник считает наилучшим с учетом особенностей контингента обучающихся, уровня их подготовленности и способностей;

вместе с тем, педагогический работник ограничен образовательной программой, и в выражении своего мнения – законодательством РФ;

в целях обеспечения свободы от вмешательства в профессиональную деятельность в образовательных учреждениях может запрещаться присутствие на уроках или других занятиях педагога без разрешения администрации образовательной организации, входить в группу во время проведения занятий.

Согласно Рекомендации ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки культуры) от 5 октября 1966 г. «О положении учителей», направленной в адрес правительств государств-участников ООН, контроль за работой педагогических работников следует организовать таким образом, чтобы при этом не ограничивать их академические свободы и инициативу.

Право 2: Свобода педагогического работника в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания

Право педагогического работника на выбор форм, средств, методов педагогической работы тесным образом связано с первым правом:

  • и обеспечивает реализацию возможностей педагогических работников максимально эффективно организовать образовательный процесс с учетом поставленных задач и достижения результатов обучения и воспитания.

Это право корреспондирует с Рекомендацией ЮНЕСКО, где подчеркивается, что поскольку педагогические работники обладают компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то именно они должны играть главную роль:

при выборе и приспособлении учебных материалов,

[3]

отборе учебников и методов преподавания в рамках утвержденных программ.

Педагогические работники должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными, в том числе и для оценки успеваемости обучающихся.

Право 3: Право педагогического работника на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Данное право педагогического работника ограничивается:

  • пределами реализуемой образовательной программы.

Вместе с тем, оно может быть в более полном объеме реализовано на этапе разработки данной программы:

в частности, педагогический работник может принять в подготовке проекта непосредственное участие;

кроме того, возможна разработка и публикация педагогическим работником учебных, учебно-методических материалов.

При реализации данного права педагогического работника должны учитываться положения статьи 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Право 4: Право педагогического работника на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании

Данное право педагогического работника ограничивается реализуемой образовательной программой:

в случае, если образовательное учреждение реализует программы общего образования, существуют жесткие ограничения, установленные частью 4 статьи 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ;

организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают:

учебники только из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию,

а учебные пособия — исключительно выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию.

Таким образом, право педагогического работника на выбор учебников и учебных пособий опосредовано: педагогический работник может выбирать только из списка, утвержденного образовательным учреждением.

Право 5: Право педагогического работника на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ

Поскольку ограничения и оговорки в отношении академических прав (свобод) педагогического работника в первую очередь связаны с реализуемой образовательной программой:

данное право является ключевым правом педагогических работников;

оно реализуется в порядке, принятом в конкретных образовательных учреждениях организациях, как правило, путем участия в работе коллегиальных органов управления, в полномочия которых входит обсуждение, выработка рекомендаций по любым составляющим частям образовательной программы, или утверждение соответствующих документов.

Право 6: Право педагогического работника на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций

Современное образование основано на научных достижениях и немыслимо без осуществления научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, экспериментальной деятельности, внедрения и использования педагогическим работником результатов такой деятельности в учебном и воспитательном процессе.

Право 7: Право педагогического работника на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами,

  • а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения, к информационно телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данное право обеспечивает доступность информации, необходимой педагогическим работникам для профессиональной деятельности и развития и служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогами образовательной деятельности. Однако его реализация зависит от порядка, принятого на локальном уровне в образовательном учреждении.

Право 8: Право педагогического работника на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения,

в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами.

Данное право педагогических работников прописано в Законе об образовании, однако реализуется оно при условии закрепления порядка его реализации нормативным правовым актом либо локальным нормативным актом.

Оно также служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогическими работниками образовательной деятельности.

Право 9: Право педагогического работника на участие в управлении образовательным учреждением,

в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этого учреждения.

Указанное право педагогического работника существенным образом зависит в своем содержании от устава образовательного учреждения, который и должен определять порядок формирования и компетенцию коллегиальных органов управления

Право 10: Право педагогического работника на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательного учреждения,

в том числе через органы управления и общественные организации.

Порядок реализации данного права зависит от сложившихся практик в образовательном учреждении.

Право 11: Право педагогических работников на объединение в общественные профессиональные организации

в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Реализация данного права урегулирована гражданским законодательством.

Право 12: Право педагогического работника на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Указанное право обеспечивает возможность досудебной защиты прав педагогического работника.

Право 13: Право педагогического работника на защиту профессиональной чести и достоинства,

на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанное право направлено на защиту прав и интересов педагогического работника.

Источники


  1. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  2. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

  3. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here