Правовой статус безработного и социальная помощь безработным

Самое полезное в статье: "Правовой статус безработного и социальная помощь безработным" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Понятие безработного. Гарантии безработным, предусмот­ренные действующим законодательством. Правовой статус безра­ботного. Понятие подходящей работы

Читайте также:

  1. Familia. Общее понятие о семейных правах
  2. I 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ
  3. I. Вспомогательные работы.
  4. I. ПРОБЛЕМА ДИАГНОЗА А. Понятие гетерохронии
  5. I.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания.
  6. II. 2. Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира».
  7. II. Расшифруйте понятие.
  8. II.1. Понятие бытия, его структура и формы. Бытие и сущее. Бытие и небытие.
  9. III . Изучите алгоритмы практической работы.
  10. IV.1. Понятие гносеологии, её проблемы. Познание, его социальная природа.
  11. IV.2. Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия в ходе развития познания. Исторические типы рациональности. Познание как информационный процесс: понятие отражения.
  12. V.5. Понятие ценности. Свобода как ценность. Проблема свободы.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости документов.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Если впервые ищут — 2 варинта проф подготовки. Может быть предложена организация собственного дела.

Не допускается – направление граждан на рабочие места за пределами транспортной доступности, направление граждан в организацию без подтверждение организацией наличия вакансий, приглашение граждан чаще 1 раза в 2 недели за исключением спец программ или предложения работы.

Служба может предложить пройти проф подготовку. На каждого заводится личное дело.

• Регистрации в качестве безработных

• Перерегистрация безработных граждан

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного — право на пособие, на предоставление материальной помощи и т.д.

Для отдельных категорий — доп гарантии.

Безработным гражданам гарантируются:

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 1789 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовой статус безработного. Пособие по безработице (стр. 3 из 5)

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

Читайте так же:  Оплата егэ заместителю директора

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ

2.1 Виды социальных гарантий

Социальными гарантиями называются те материальные усло­вия, которые государство, общество может обеспечить граждани­ну при потере им работы и безработице.

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек име­ет право на труд, включающее его право на получение возмож­ности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно при­нимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.1

Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» преду­смотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

-гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

-выплату пособий зарегистрированным безработным в ус­тановленном порядке;

-выплату стипендий в период профессиональной подготов­ки, переподготовки или повышения квалификации по направле­нию органов службы занятости;

-возможность участия в оплачиваемых общественных рабо­тах, организуемых местными органами самоуправления;

-компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

-выплату в период безработицы пособия по временной не­трудоспособности в размере причитающегося пособия по безрабо­тице;

-оказание материальной помощи членам семьи безработно­го, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потеряв­шим право на пособие по безработице в связи с истечением сро­ка его выплаты.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.

2.2 Пособие по безработице

Пособие по безработице — гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.1

Пособие по безработице имеют право получать граждане, за­регистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Ре­шение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 ка­лендарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных за­коном. Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных ус­ловиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий тре­буемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные усло­вия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с боль­шим трудовым стажем может получать два года пособие по безра­ботице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

[2]

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.1

Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

Читайте так же:  Порядок исчисления и уплаты налога самозанятыми при применении специального налогового режима нпд

Понятие и правовой статус безработного. Порядок признания безработным.

1) Понятие и порядок признания безработным

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон «О занятости населения в РФ» указывает, кто может быть признан безработным.

В соответствии со ст. 3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

[3]

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

[1]

право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);

право на получение содействия в организации собственного дела.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

пособие по безработице (ст. 30—35 Закона о занятости);

стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);

материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

организация отдыха и лечения детей безработных граждан;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о занятости);

оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку ь другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

Правовое регулирование экономических отношений

Правовой статус безработного

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Читайте так же:  Этапы покупки квартиры с материнским капиталом

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы. Пособие по безработице: определение, размеры, порядок начисления.

Безработные– трудоспос. граждане, кот. не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществ. Орг. по вопр. занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

Читайте так же:  Требования фгос до к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

а) не достигшие 16летнего возраста;

б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправ. работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, кот. отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Подходящая работа(в том числе временного характера) – работа, соответствующая профес. пригодности работника с учетом уровня его профес. подготовки, усл. последнего места работы (за искл оплачиваемых обще-ных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу:

1) предоставление гр-ну раб., кот. соответствует профес.пригодности гр-на с учетом уровня его профессиональной подготовки;

2) предлагаемая работа должна соответствовать усл. Послед. места раб.;

3) соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности;

4) транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места;

Пособие по безработице начисл. Гражд. с 1го дняпризнания их безработными.

Пособие по безработице выплач. Ежемес.при усл. прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц. Размер пособия устанав. в % отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях размер пособия устанав. в % отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в суб. РФ.

При наличии лиц, находящ. на содерж. безработного, размер пособия увеличивается на 10 % величины прожит. min на каждое лицо. При этом максимальный размер доплат не должен превышать 30 % величины прожит.min, исчисленного в суб. РФ в установл. порядке.

Продолжительность выплаты пособияпо безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 12 мес.в суммар. Исчисл. в течение 18 календарных мес. При этом продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяцав течение 36 календарных месяцев.

Усл. Приостановл. выплаты пособия по безработице:

а) отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

б) увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

в) отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

г) явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и других одурманивающих веществ;

д) нарушение безработным условий и сроков его перерегистрации;

е) самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

11.Трудовой договор: понятие, стороны, содержание (обязательные и дополнительные условия).

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работни­ком, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и ины­ми нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудово­го права, коллективным договором, соглашениями, локальными нор­мативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязу­ется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, дей­ствующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Работодателем может быть любое юридическое лицо (любой органи­зационно-правовой формы и формы собственности), а также физическое лицо и индивидуальный предприниматель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, работодате­лем может выступать иной субъект, наделенный правом заключать тру­довые договоры.

Работодателями — физическими лицами признаются:

индивидуальные предприниматели, осуществляющие предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица, а так­же частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские каби­неты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступив­шие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. При осуществлении деятельности без регистрации или лицензирования эти лица не освобождаются от обязанностей перед работниками как работодатели;

физические лица, заключившие трудовые договоры с работника­ми для удовлетворения бытовых потребностей (прием на работу няни, домработницы, шофера). Работодателями могут быть граждане, обладающие полной граж­данской дееспособностью.

Содержание трудового договора составляют его условия, установлен­ные законодательством о труде, коллективными договорами, соглаше­ниями, а также договоренностью сторон (ст. 57 ТК).

Обязательными условиями трудового договора являются: место работы (при приеме на работу в обособленное структурное подразделение организации); трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квали­фикации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы (при срочном договоре — срок и основание заключения срочного договора);

условия оплаты труда;

режим рабочего времени и времени отдыха (если он отличается от общих правил); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опас­ными условиями труда с указанием характеристик условий тру­да на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с законодательством.

Если какое-либо из обязательных условий не было выключено в тру­довой договор, последний имеет юридическую силу, требуется лишь дополнить его недостающими сведениями.

В трудовом договоре могут предусматриваться и другие дополнитель­ные условия: об уточнении места работы, об испытании, о неразглаше­нии охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммер­ческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, и др. Однако они не должны ухудшать поло­жение работника по сравнению с законодательством, коллективным до­говором, соглашениями.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

Понятие безработного. Правовой статус безработного. Гарантии и компенсации безработным

Среди граждан, не охватываемых понятием занятого, выделяются безработные.

Следует отметить, что не все незанятые – безработные. В соответствии с принципом свободы труда, каждый может свободно распоряжаться своей способностью к труду (в том числе не использовать ее вообще, например, живя на проценты с капитала в банке или на ренту) Помимо отсутствия работы и заработка, безработный должен зарегистрироваться в органах службы занятости, искать работу (что конкретизируется ч.3 ст. 3, в соответствии с которой не явившиеся в течение 10 дней для предложения работы в органы занятости не могут быть признаны безработными) и быть готовым приступить к ней (та же статья – не признаются безработными те, кто в течение 10 дней отказался от двух вариантов подходящей работы или профпереподготовки). Также следует отметить, что граждане, не достигшие возраста 16 лет, получающие пенсию по старости и за выслугу лет, осужденные по решению суда к лишению свободы или исправительным работам, представившие ложные документы.

Читайте так же:  Утерян исполнительный лист по алиментам как восстановить

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития №847н от 30.09.2010 г. В соответствии с ним, регистрация граждан осуществляется органами службы занятости населения на основании решения о признании таковых безработными.

В течение 10 дней с момента регистрации данные граждане должны явиться в орган занятости для предложения подходящей работы

Орган занятости устанавливает срок для перерегистрации (не чаще двух раз в месяц). Она осуществляется по предоставлении того же перечня документов.

Формы социальной поддержки устанавливаются главой VI Закона. К таковым относятся пособие по безработице, стипендия во время периода профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработного, возможность участия в общественных работах.

Основной социальной выплатой является пособие по безработице. Решение о его назначении гражданам, признанным безработным, принимается одновременно с решением о признании безработными и выплачивается с первого дня. Каждый период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. (общее правило, для граждан, которые получают минимальное пособие – 6/12 соответственно). Возможна повторная выплата пособия, если гражданин за первый период получения не был трудоустроен (но в итоге период получения пособия не может превышать 24 месяцев в течение 36).

Его размер определяется в соответствии со ст. 30 – в процентном соотношении к среднему заработку за последние три месяца для тех, кто в течение 12 месяцев, предшествующих обращению, имел работу в течение 26 недель (или, при неполном рабочем дне или неделе в пересчете на 26 недель при полном рабочем дне или неделе). Для них размер пособия – в первые три месяца в размере 75% заработка, но не более максимального размера пособия (4900 рублей с 2009 года), в следующие четыре месяца – в размере 60%, в дальнейшем – в размере 45%. Иным гражданам, в т.ч. уволенным за виновные действия вне зависимости от продолжительности работы, пособие устанавливается в размере минимальной величины (устанавливается постановлением Правительства РФ на каждый год, с 2009 года составляет 850 рублей).

При этом на размер пособия влияет районный коэффициент, для подвергшихся воздействию радиации выплачивается дополнительное пособие.

С пособия по безработице могут производиться удержания в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве»

Пособие выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации. В случае нарушения данного условия выплата пособия приостанавливается.

Статья 35 устанавливает основания приостановления, прекращения выплаты, а также снижения размера пособия органами занятости.

Основания прекращения выплаты в основном производны от оснований снятия с учета, нами уже рассматривавшихся.

К основаниям приостановления выплаты относятся отказ от двух мест подходящей работы, отказ по истечении трех месяцев от общественных работ (для граждан, которые впервые ищут работу, возобновляют трудовую деятельность после более чем годичного перерыва, а также не имеют профессии или специальности), явка на перерегистрацию в состоянии опьянения, нарушение сроков перерегистрации, самовольное оставление обучения, отчисление или увольнение за виновные действия.

Данный период включается в общий период выплаты пособия.

Пособие не выплачивается во время отпуска по беременности и родам, выезда из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней или заочной форме, исполнения воинских или государственных обязанностей.

Сокращение пособия на 25% возможно в случае неявки на переговоры с работодателем о предоставлении места работы, отказа явиться для получения направления на работу или учебу.

Во всех случаях решение оформляется приказом руководителя органа службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Следующей формой социальной поддержки является стипендия. Она выплачивается гражданам, направленным органом службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

Разделение безработных на две группы остается тем же, что и при пособии по безработице. Первая группа получает стипендию в размере 75% от среднего заработка, но не более максимального пособия, вторая группа – в размере стипендии для соответствующих образовательных учреждений (базовая стипендия в учреждениях ВПО – 1.100 рублей с 1.09.2008, в учреждениях СПО и НПО – 400 рублей), но не ниже минимального размера пособия по безработице. Также выделяется отдельная группа – утративших способность к прежней работе вследствие профессионального заболевания или несчастного случая на производстве, которым стипендия выплачивается в размере 100% от среднего заработка, но не выше максимального пособия.

Стипендия начисляется с первого дня обучения или с первого дня по истечении выплаты сохраненного за безработным заработка. Размер может быть уменьшен или выплата приостановлена в случае нерегулярной посещаемости занятий или же неуспеваемости.

Общественные работы регламентируются статьей 24 Закона, а также Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ №875 от 14.09.1997.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Следует отметить, что общественные работы не требуют специальной квалификации и не связаны с устранением последствий катастроф, аварий, стихийных бедствий (т.е. фактически не связаны с риском для жизни).

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются те граждане, которые не получают пособия по безработице или состоят на учете свыше шести месяцев. Также учитываются и трудовые качества, здоровье, возрастные и иные индивидуальные особенности. Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъекта РФ, производятся за счет финансовых средств работодателя. Приоритетными направлениями общественных работ являются дорожное строительство, сельское и лесное хозяйство, бытовое, социальное и культурное обслуживание, транспорт, связь, жилищно-коммунальное обслуживание.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вышеупомянутыми органами ежегодно принимаются решения об объеме общественных работ.

Источники


  1. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  2. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

  3. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
Правовой статус безработного и социальная помощь безработным
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here