Право на земельный участок для садоводства и огородничества

Самое полезное в статье: "Право на земельный участок для садоводства и огородничества" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Глава III. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст.ст. 12 — 15)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ наименование изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Глава III. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

>
(утратила силу)
Содержание
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 5. Приобретение прав на земельный участок для ведения садоводства и огородничества

Статья 5 . Приобретение прав на земельный участок для ведения садоводства и огородничества

1. Граждане, в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

2. Администрации поселений по месту жительства граждан в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан заинтересованных в предоставлении земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, ходатайствует# перед администрацией района о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

3. Письменное заявление в произвольной форме помимо общих сведений, должно содержать сведения о предполагаемых размерах и местоположении земельного участка, в заявлении должна быть определена цель использования земельного участка, испрашиваемое право на землю.

4. Заявление, указанное в пункте 3 настоящей статьи предоставляется в Отдел.

5. Отдел, в двухнедельный срок, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

[2]

6. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров администрация района с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Информация об изменениях:

Решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 30 апреля 2009 г. N 56/366 пункт 7 статьи 5 настоящего приложения изложен в новой редакции

7. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Информация об изменениях:

Решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 30 апреля 2009 г. N 56/366 пункт 8 статьи 5 настоящего приложения изложен в новой редакции

8. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

9. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

10. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

>
(утратила силу)
Содержание
Решение Быковской районной Думы Волгоградской области от 30 ноября 2006 г. N 20/125 «О Положении «О порядке предоставления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава III. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст.ст. 12 — 15)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ наименование изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Глава III. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

>
(утратила силу)
Содержание
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Право на земельный участок для садоводства и огородничества

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

    Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»:

    Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

    1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    2. Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

    В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

    3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

    Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

    Комментарии к статье 14 закона N 66-ФЗ, судебная практика применения:

    Предоставление СНТ земельного участка на срок 5 лет

    Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется (п. 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года содержатся следующие разъяснения:

    Предоставление гражданину земельного участка для садоводства из земель сельхозназначения

    «Вопрос 4. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства?

    Ответ. В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

    Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

    Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

    Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

    Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

    В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

    Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона.

    В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

    После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

    При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

    Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено».

    Приобретение членом СНТ, ДНТ, ОНТ земельного участка в собственность бесплатно до 2021 года

    До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

    • земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
    • по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
    • земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд

    (См. п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    Правовой режим земель, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного строительства

    1. Садоводство, огородничество и дачное строительство являются одними из наиболее распространенных видов землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения. Особенностью этих видов землевладения является то, что подавляющее большинство его субъектов — это граждане, проживающие в городах и поселках городского типа. Именно это обстоятельство придает определенную специфику земельным отношениям, возникающим в этой сфере. Эти отношения достаточно полно регулируются Законами «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который был принят 15 апреля 1998 г., и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемый Закон о «дачной амнистии»), принятым 30 июня 2006 г.

    Здесь следует сделать одну очень важную оговорку. Закон от 15 апреля 1998г. однозначно регулирует отношения всех видов некоммерческих объединений граждан: садоводческих, огороднических и дачных. Между тем земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства (дачного строительства), по своему целевому назначению вовсе не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Как уже было сказано выше, таковыми считаются земли, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства и расположенные за чертой поселений (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Между тем дачный земельный участок — это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха и только с правом выращивать сельскохозяйственные культуры, т.е. с правом, которым гражданин может никогда не воспользоваться, что чаще всего на практике и случается. Кроме того, дачные поселки имеют все основные признаки населенных пунктов и всегда относились к таковым, а занятые ими земли — к землям населенных пунктов.

    Рассматривая далее правовой режим земель указанных некоммерческих объединений граждан, следует иметь в виду сказанное выше, а также то важное обстоятельство, что в случае предоставления земельных участков для дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения требуется осуществить перевод последних в категорию земель населенных пунктов.

    2. В соответствии с Законом от 15 апреля 1998г. организационно-правовая форма садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан возможна в трех видах: товарищества, потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства.

    Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать ассоциации (союзы) объединений (ст. 9 Закона от 15 апреля 1998г.), которые являются юридическими лицами и имеют целью создание благоприятных условий для производства, переработки и реализации продукции.

    Закон предоставляет право и рекомендует органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку членам некоммерческих объединений граждан по вопросам налоговых и иных платежей, кредитования на льготных условиях, предоставления различных услуг агротехнического, энергетического, организационного и иного характера, землеустройства и т.п.

    3. Земельные отношения членов некоммерческих объединений граждан регулируются нормами ст. ст. 12 — 35 Закона от 15 апреля 1998г. («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), а также Законом от 30 июня 2006г. (Закон о «дачной амнистии»).

    Предоставление земельных участков членам объединений осуществляется органами местного самоуправления по месту размещения объединения. Предоставленные ранее (до принятия ЗК РФ) участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования сохраняются за гражданами бессрочно, с правом бесплатной приватизации их по желанию граждан.

    Нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом норм, содержащихся в федеральных нормативно-правовых актах.

    Закон устанавливает и ограничения права граждан на предоставление земельных участков для этих целей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении нового участка, если оно приведет к превышению установленных предельных норм предоставления.

    Процесс предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного строительства можно условно разделить на два этапа:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1) выбор и предоставление зарегистрированному юридическому лицу (объединению) земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

    2) предоставление земельных участков в собственность членам объединений и объединениям как юридическим лицам.

    На первом этапе органом местного самоуправления по месту проживания граждан формируется персональный состав членов объединения; им же устанавливается конкретный район возможного расположения и землеобеспеченности объединения и осуществляется его регистрация как юридического лица.

    Предоставление общего земельного участка для размещения соответствующего объединения осуществляется решением органа местного самоуправления по месту размещения объединения. Общий земельный участок предоставляется объединению бесплатно в срочное пользование на период разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации и застройки территории объединения. Проект заказывается администрацией объединения, утверждается органом местного самоуправления, предоставившим земельный участок, и переносится в натуру.

    На этом заканчивается первый этап предоставления земель, и начинается процедура предоставления в собственность земельных участков конкретным членам объединения, а земель общего пользования (под дорогами, санитарными зонами, детскими площадками и т.п.) — в собственность объединений как юридических лиц.

    Предоставление участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется решением органа местного самоуправления. При этом гражданам, как правило, участки предоставляются за плату, а объединениям как юридическим лицам — бесплатно.

    Завершающим этапом предоставления земель является государственная регистрация прав на земельные участки.

    4. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений могут быть общими, установленными ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ, о которых уже упоминалось ранее, и специальными, установленными ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

    К специальной группе правомочий садоводов, огородников и дачников относятся следующие.

    1. Граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Закона). Это означает, что гражданин, во-первых, получает земельный участок в собственность и, во-вторых, что член объединения может по своему желанию выйти из его состава для обособленного, т.е. вне рамок объединения, ведения садового, огородного или дачного хозяйства.

    2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом объединения на условиях, определяемых договорами, заключаемыми между этими гражданами и объединением как юридическим лицом. При этом гражданам не может быть в этом праве отказано, а размер платы не может превышать ее размера, установленного за пользование этим имуществом для членов объединения.

    3. При отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка граждане имеют право одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в размере целевых взносов.

    4. Члены некоммерческого объединения в случае его ликвидации имеют право на получение причитающейся им доли имущества общего пользования.

    5. Члены объединения имеют право обращаться в суд с исками о признании недействительными решений общего собрания садоводов, огородников, дачников, а также решений правления и иных органов объединения, если в них содержатся положения, нарушающие их права и законные интересы.

    6. Граждане, получившие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды, вправе в индивидуальном порядке приватизировать указанные земельные участки на безвозмездной основе.

    В Законе достаточно много внимания уделяется защите прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и самих объединений как юридических лиц, а также ответственности за нарушение законодательства.

    Закон устанавливает жесткую дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за нарушение земельного законодательства в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, к административной ответственности должностные лица могут привлекаться за следующие нарушения земельного законодательства:

    [3]

    — нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;

    — сокрытие информации о наличии свободных земель;

    — нарушение требований законодательства при отводе земельных участков;

    — противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель в границах объединений либо в зонах их размещения.

    К уголовной ответственности должностные лица привлекаются за следующие нарушения законодательства:

    — регистрация заведомо незаконных сделок с огородным, садовым или дачным участком;

    — искажение учетных данных государственного земельного кадастра;

    — умышленное занижение размеров платежей за землю.

    В случаях, не влекущих за собой уголовной или административной ответственности, должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подвергаются дисциплинарному взысканию в виде замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

    Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 681 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Земли для ведения огородничества: плюсы и минусы, варианты использования

    Один из наиболее популярных видов землепользования – ведение огородничества. Участки для этой цели могут выделяться как из состава земель населенных пунктов, так и сельскохозяйственных угодий.

    В большинстве случаев пользователями подобных наделов являются жители городской местности и крупных поселков, не имеющие возможности заниматься выращиванием овощной продукции на участках, расположенных рядом с их домами.

    В юридических актах и документах, устанавливающих права на земельный участок, такой ВРИ обозначается:

    • огородный земельный участок;
    • участок для ведения огородничества;
    • для огородничества.

    Разрешенная деятельность

    Согласно земельному законодательству, прямым назначением надела, имеющего ВРИ «Огородничество», являются:
    • выращивание для собственных нужд овощной и плодово-ягодной продукции;
    • отдых людей;
    • возведение хозяйственных построек с целью использования – хранение инвентаря, а так же собранного с участка урожая.

    Ведение хозяйственной деятельности на землях, выделенных под огородничество, может осуществляться в индивидуальном порядке, а также путем создания товариществ и других объединений владельцев земельных участков.

    В рамках СНТ

    Членство в объединении, созданном гражданами с целью совместного владения и пользования огородным наделом и другим имуществом, находящимся в их общей собственности, имеет следующие преимущества:

    • Содействие в подключении необходимых коммуникаций – электросетей, сетей газо- водоснабжения, канализации.
    • Решение вопроса удаления твердых бытовых отходов, путем заключения договора с региональным оператором по обращению с отходами.
    • Обеспечение пожарной безопасности территории.
    • Благоустройство и охрана земель.
    • Помощь гражданам в освоении выделенных земельных наделов.
    • Взаимодействие с органами власти и контролирующими структурами.
    • Юридическая помощь по защите законных интересов и прав граждан.

    На землях, выделенных под огороды, запрещается:

    • строительство жилого дома;
    • оформление регистрации по месту жительства;
    • ведение деятельности, нарушающей плодородный слой земли.

    При неиспользовании участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с его предназначением, он может быть отчужден у собственника в судебном порядке.

    Собственники участка, располагающегося на территории огороднического товарищества, не имеют права:
    • требовать выделения в натуре своей части земли из объема недвижимости общего пользования;
    • отчуждать свою земельную долю для предоставления ее другому лицу без передачи при этом прав собственности на нее.

    Законодательство не требует регистрации хозяйственных построек, возведенных на землях с ВРИ «Огородничество».

    Строительство на земле с таким статусом

    До вступления в силу нового Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» допускается размещать на огородных наделах:

    • некапитальные жилые строения;
    • хозяйственные постройки для обеспечения ведения сельскохозяйственной деятельности.

    Стоит заметить, что жилые объекты могут возводиться только на землях населенных пунктов.

    [1]

    Подробнее о вариантах строительства на землях под «Огородничество» читайте в отдельной статье.

    Законодательство

    С 2019 года законодательно разрешается строить на огородных землях исключительно постройки, не имеющие фундамента. Так как эти строения являются легко разборными, то регистрация их в качестве объектов недвижимости не предусмотрена.

    Закон 217-ФЗ, приходящий на смену действующему 66-ФЗ, призван упорядочить сферу использования огородных земельных участков, устранить имеющиеся юридические коллизии, затрудняющие однозначное трактование нормы законодательства.

    Если на вашем участке, имеющем ВРИ «Огородничество» возведен капитальный жилой дом, для его узаконивания пройдите процедуру смены ВРИ земли.

    Особенности участков, выделенных из категории земель населенных пунктов

    Законодательство, вводящее в практику объяснение термина «огородный участок», и обрисовывающее правовое русло его использования, содержит также указания на положения градрегламента, которые являются прямым ограничением на ведение строительных работ на этих землях.

    Сложившаяся правоприменительная практика отсылает землепользователя к ПЗЗ, утвержденным различного уровня органами МСУ. На основании этих документов на огороднических землях на практике осуществляется строительство объектов, ПЗЗ не запрещаемых.

    Действующий на территории застройки градрегламент регулирует ведение строительства, предоставляет дополнительные возможности для ведения строительных работ.

    Так, акты некоторых регионов позволяют размещать на землях под огородничество вспомогательные объекты прямо не запрещенные законом:

    • баню
    • гараж
    • мини-автостоянку для собственной машины

    Имеющееся в законе объяснение термина земельного объекта с ВРИ «Огородничество» так же служит определением наличия или отсутствия возможности строительства на земле некапитальных жилых и временных подсобных объектов.

    Разрешение или запрет выносится на основании сложившейся разбивки земельной территории на зоны. Грядущие изменения в законодательстве вносят тотальный запрет на постройку на огородных землях жилья.

    Полезное видео

    Советуем ознакомиться с интересным видеоматериалом, о том, как оформить в собственность участок, предназначенный для ведения садоводства или огородничества.

    Заключение

    В случае строительства жилого помещения на землях под огородничество с намерением регистрации его в Росреестре и оформления прописки в нем для постоянного проживания, целесообразным видится с точки зрения действующего законодательства сменить ВРИ земли, на любой другой вид, подразумевающий возможность постройки капитального жилья.

    Для расположения на огородном участке подсобных помещений, с назначением «хранение инвентаря и урожая» ограничений в законе нет. Получение разрешения на строительство этих объектов не требуется, как и прохождения процедуры регистрации в Росреестре.

    Можно ли строить дом на землях для садоводства и огородничества?

    Строительство капитальных объектов имеет определенные ограничения в зависимости от назначения используемого участка. Законодательство разделяет все земли на семь категорий. Однако для индивидуальных собственников важны лишь две из них — участки сельскохозяйственного назначения и земли для садоводства населенных пунктов. Именно в отношении данных категорий и возникает вопрос о возможностях строительства.

    Можно ли построить дом?

    До 31 декабря 2018 года строительство капитальных построек на участках под садоводство и огородничество регламентировалось Федеральным законом 66-ФЗ от 1998 года. Данный акт предписывал, что любое строительство на земле сельскохозяйственного назначения должно соответствовать общей планировке.

    С 2019 года в силу вступил новый Федеральный закон 217-ФЗ от 2017 года. Данное положение допускает строительство на участках для садоводства в случае, если они включены в территории застройки в соответствии с градостроительными регламентами.

    В данном контексте строительство садового дома допускается в том случае, если соответствует местным планам строительства. Для получения нужных сведений нужно обратиться в местную администрацию, в отдел градостроения. Там же можно оформить разрешение на строительство.

    Садовый дом впоследствии может быть признан жилым в порядке, предусмотренным Правительством РФ. Для этого постройка должна находиться на землях в пределах населенных пунктов. В ином случае строительство жилого дома запрещается.

    Что можно построить на земле для садоводства и огородничества?

    На участке, предназначенном для ведения садоводства, можно построить:

    • теплицы;
    • сарай;
    • гараж;
    • хозпостройки для хранения инвентаря и урожая.

    Допускается также строительство и садового дома, однако он не может служить местом постоянного проживания. Сделать его жилым с последующим подведением коммуникационных линий можно только в том случае, если сооружение не находится на землях сельскохозяйственного назначения.

    На участках под огородничество перечень допустимых построек несколько шире:

    • сараи и хозпостройки для хранения инвентаря;
    • помещения для собранного урожая;
    • теплицы;
    • баня, туалет;
    • иные вспомогательные сооружения.

    Строительство жилого дома на земле под огородничество запрещается. Данное положение не зависит от категории участка. Для возведения капитальных построек необходимо менять назначение отведенной земли.

    Правила строительства

    В соответствии с нормами строительства возведение построек на садовом участке должно производиться по следующим правилам:

    • от дома до межевой границы с соседом должно быть не менее трех метров, расчет ведется от ближайшей стены или части дома, выступающей на 50 см и более;
    • постройки для животных должны находиться в четырех метрах от границы;
    • прочие хозяйственные постройки — не меньше метра от участка соседа.

    Отдельно выделяют расположение уличного туалета:

    • от дома или погреба — не меньше 12 метров;
    • от бани, душа или колодца — от 8 метров.

    Данные нормы относятся как к постройкам в пределах одного участка, так и к соседским сооружениям. Несоблюдение предписаний может повлечь за собой требование снести постройку.

    При этом обращают внимание на локальные нормативы. В садоводческих товариществах могут действовать собственные правила застройки. В некоторых случаях они допускают незначительное снижение установленных параметров.

    Подчеркивается, что общее количество построек и садовых дорожек не должно занимать площадь более 25% от всей территории участка. Соответственно на оставшейся земле должно вестись садоводство.

    Что нельзя построить?

    На участках, отведенных под садоводство, нельзя построить:

    • промышленные объекты;
    • деловые, коммерческие, бытовые или коммунальные постройки;
    • объекты здравоохранения, а также социальной и культурной сферы;
    • торговые комплексы, магазины;
    • сооружения инфраструктуры.

    Помимо общих требований выделяют и предписания к строительству садовых домов. Такие правила принимаются товариществом и местными градостроительными службами. При нарушении локальных нормативов владельца могут обязать снести построенный объект.

    Что делать, если нельзя строить?

    Чтобы не возникало проблем с разрешенным строительством со всеми правилами и законами следует ознакомиться до приобретения соответствующего участка. Если земля уже приобретена, а нужное строительство не разрешается — остается вариант с изменением назначения выделенной земли.

    Такая процедура достаточно сложная и может занять продолжительное время. На первом этапе необходимо обратиться в органы местной администрации и уточнить перечень требуемых документов.

    Стандартный перечень требуемых бумаг следующий:

    • паспорт заявителя;
    • заявление об изменении категории земельного участка;
    • правоустанавливающие документы, подтверждающие право владения земельным участком;
    • выписка из ЕГРН с описанием указанной земли;
    • проект планировки территории, графический план;
    • нотариально заверенная доверенность, если оформление производится через представителя.

    В зависимости от локальных правил и имеющейся категории земли перечень документов может быть дополнен иными актами. Именно для этого рекомендуется предварительно обратиться в местное управление для уточнения списка.

    Срок рассмотрения заявки составляет месяц. Присутствовать на соответствующем слушании лично не требуется, открытых заседаний не проводится.

    В ходе рассмотрения заявки по изменению земли для садоводства ключевым аспектом выделяют ее текущую категорию. Если участок принадлежит к землям сельскохозяйственного назначения, изменить его будет сложнее.

    Данный аспект обусловлен плодородием соответствующих территорий. Чтобы на слушании было принято положительное решение, нужно представить доказательства о снижении плодородия данных земель.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При достаточных основаниях будет принято решение об изменении категории земельного участка. На основании выданного свидетельства владелец сможет подавать документы для получения разрешения на строительство.

    Источники


    1. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.

    2. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

    3. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
    Право на земельный участок для садоводства и огородничества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here