Право на дополнительное образование

Самое полезное в статье: "Право на дополнительное образование" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Глава 10. Дополнительное образование (ст.ст. 75 — 76)

Глава 10. Дополнительное образование

См. комментарии к главе 10 настоящего Федерального закона

>
Дополнительное образование детей и взрослых
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Дополнительное образование

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • на организацию свободного времени людей.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся. Форму аттестации образовательная организация определяет самостоятельно. Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами).

Дополнительные профессиональные образовательные программы в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования осуществляют создаваемые для этих целей структурные подразделения дополнительного профессионального образования специалистов, к которым относятся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования:

  • факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов:
  • курсы повышения квалификации специалистов.

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Академии — ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

Институты повышения квалификации — образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

  • учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.

Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости — образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории России нормам. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

Дополнительное образование

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред-профессиональные программы. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:

  • 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования и обучения является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов и изменением рынка труда.

Современный этап деятельности системы дополнительного образования начался с принятия поправок в Закон РФ «Об образовании» (1992), оказавших значительное влияние на ее развитие. По внесенным в Закон «Об образовании» поправкам в 2004 г. был сокращен базовый учебный план общеобразовательных учреждений, что высвободило время у детей и подростков на занятия дополнительным образованием.

В системе дополнительного образования детей Министерства образования сформировалась сеть специализированных учреждений разных типов: 3,5 тыс. учреждений художественно-эстетической ориентации, в том числе центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка; более 2300 спортивных школ и 730 детско-юношеских клубов физической подготовки, в которых занимаются более 2 млн человек; 458 станций юных натуралистов и эколого-биологических центров, в которых занимаются более 280 тыс. детей; более 550 центров, станций юных туристов, туристических баз России, где занимаются около 400 тыс. детей; 410 клубов, центров и других военно-патриотических объединений — клубов юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, моряков и речников, в которых занимаются свыше 200 тыс. подростков; 668 спортивно-технических станций и центров, клубов и домов техники, в которых занимаются около 450 тыс. подростков.

Система дополнительного образования детей России продолжает развиваться: стали появляться учреждения и детские объединения, профиль деятельности которых отражает современные образовательные потребности и проблемы детей и молодежи: детский оздоровительно-образовательный центр, центры патриотического воспитания, спортивно-адаптивная школа, детский музыкальный театр, центр развития творчества, центр восточных единоборств и экстремальных видов спорта, «лаборатория путешествий», «космоцентр», «интеллект» и др.

Современная система дополнительного образования сохранила в своей деятельности базовые приоритеты, во многом определяющие ее отличия от всех других образовательных сфер:

  • • наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения;
  • • многообразие видов деятельности, ориентированных на самые разные образовательные интересы и потребности учащихся, семьи, социума;
  • • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.

Важным фактором расширения сферы дополнительного образования в настоящее время является увеличение количества детских творческих объединений на базе общеобразовательных учреждений всех типов.

Рассмотрим несколько подробнее такой тип образовательной организации, как детские оздоровительные лагеря, которые постепенно возрождаются и вновь начинают занимать свое место в общей системе воспитания детей и подростков.

Лагерь — это детско-оздоровительная образовательная организация (ДООО). Подобные учреждения создаются органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и поддерживаются государством с целью обеспечения права граждан России на полноценный развивающий отдых детей с учетом их потребностей, интересов семьи, общества и государства.

Деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическом>’ и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основными задачами работы детских оздоровительных лагерей являются:

  • • развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты;
  • • создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры;
  • • реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей;
  • • обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков;
  • • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности.

Деятельность детских оздоровительных лагерей основывается на следующих принципах:

  • • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • • конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
  • • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • • вариативность программ и их реализации.

Лагерь создается при наличии необходимых экологических, материально-технических, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, сооружениям, оборудованию, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, строительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения. За коллективом лагеря закрепляется право на самостоятельное определение программы своей деятельности.

Виды лагерей: юродские школьные, загородные лагеря — оздоровительные, санаторные, профильные, лагеря труда и отдыха, лагеря для детей и родителей, школы-лагеря, лагеря-центры («Орленок» и др.). Среди них есть большие лагеря, маленькие. Есть лагеря с профильными сменами. Есть богатые, хорошо оснащенные лагеря, наподобие Диснейленда (игровые комнаты, площадки и городки; бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компьютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские вигвамы). В некоторых местах название «лагерь» заменили на «досуговый комплекс», «центр», «дача», «городок».

Новые тенденции, которые наиболее ярко проявляются сегодня, выразились в создании региональных социально-педагогических программ летнего отдыха таких, как программы поддержки одаренных детей и подростков, активный отдых детей с девиантным повелением, патриотического воспитания, семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, лагеря общественных детских организаций (скаутов, пионеров); летние мастер-школы, профилактические лагеря и смены с дневным пребыванием, детские площадки, исторические лагеря, лагеря фольклорных ремесел и т.п.

В стране работают учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома, приюты. Для социально запущенных и неблагополучных детей существуют детские приемники-распределители, всевозможные коррекционные, реабилитационные и социальные центры и учреждения.

[1]

Что такое дополнительное образование? Центры, программы

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры».

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые — от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

[2]

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети — лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ — свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств — организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Варианты обучения

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Преимущества

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Ответственность ДОУ

Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную ориентацию подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеурочной деятельности школьников;
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

[3]

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Дополнительное образование детей

Краткое содержание

  • Сколько групп детей положено на 1 ставку педагога дополнительного образования?
  • Нужна ли лицензия по ОКВЭД 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых?
  • Дают ли подарки детям педагога дополнительного образования на новый год?
  • Сколько детей должно быть у педагога дополнительного образования на одну ставку.
  • С какого возраста положены подарки детям и до какого в дополнительном образовании.
  • Дополнительное образование
  • Дополнительное образование работа
  • Учреждения дополнительного образования
  • Дополнительное образование в школе
  • Центр дополнительного образования

1. Сколько групп детей положено на 1 ставку педагога дополнительного образования?

1.1. Здравствуйте, Людмила!

Согласно пункту 2.8.1 Продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601, педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку.

То есть ставка определяется не количеством обучающихся, а объемом учебной работы.

2. Нужна ли лицензия по ОКВЭД 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых?

2.1. Здравствуйте. Согласно действующему законодательству образовательная деятельность подлежит лицензированию. Если у вас юридическое лицо.

3. Дают ли подарки детям педагога дополнительного образования на новый год?

3.1. Здравствуйте! Выдача новогодних подарков регламентируется внутренними документами организации.

4. Сколько детей должно быть у педагога дополнительного образования на одну ставку.

4.1. Сколько детей определяется внутренними документами вашего учреждения Единого норматива по РФ нет

5. С какого возраста положены подарки детям и до какого в дополнительном образовании.

5.1. Федеральным законодательством не регулируется.

6. Обязательно ли наличие диплома по специальности менеджмент для руководителя образовательной организации дополнительного образования детей если имеется диплом о высшем образовании и переподготовка педагогическ.

6.1. Необходимо взять профстандарт для руководителя учреждения именно вашего типа и там посмотреть требования и варианты. Главное должен быть опыт руководящей работы.

7. Индивидуальный предприниматель получил лицензию по дополнительному образованию детей и взрослых. Где можно уточнить перечень документов (локальных нормативных актов), которые необходимо оформить для полноценного функционирования? Спасибо!.

7.1. Какого рода образовательные услуги Вы планируете оказывать? Будут ли у Вас наёмные работники или нет?

8. Регистрирую ИП. Основная деятельность будет связана с консультированием школьников по вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с использованием цифровых технологий. Могу ли я, в качестве основного взять код ОКВЭД Код ОКВЭД 63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг или код 85.41.9
Образование дополнительное детей и взрослых прочее и не оформлять лицензию.

8.1. Уважаемый Соколов А.В.
Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

8.2. Достаточно иметь патент. немного безопаснее чем ИП. хотя по страховым взносам почти тоже самое.

9. Может ли педагог дополнительного образования установить в гос. учреждении свои личные компьютеры, и использовать их в образовательном процессе для обучения детей.

9.1. Добрый день!
Строго говоря — нет. На компьютерах должно быть установлено лицензионное ПО, которое стоит довольно дорого.
Есть вариант: вы заключаете со школой договоры аренды оборудования, в котором учтены требования к ПО, техническим характеристикам и т.д.
Можно предоставить в пользование на безвозмездной основе, но требования меньше не станут.

10. Я на пенсии с 2013 года. В сентябре 2017 года я устроилась на работу на период отпуска по уходу за ребенком основного работника. Организация бюджетная, муниципальное учреждения дополнительного образования детей. Надо ли мне было специально уведомлять отделение ПФР о трудоустройстве, или достаточно того, что работодатель производит отчисления в ПФР с зарплаты и пенсию мне не проиндексировали ни в 2018, ни в 2019 году?

10.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Смотря что у вас за пенсия, если вам что-то доплачивают, то нужно сообщить о трудоустройстве в ПФ.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

11. Какой договор заключает бюджетное учреждение дополнительного образования детей с педагогом из школы или физлицом для организации платного обучения групп детей? Гражданско-правовой или все-таки трудовой договор по совместительству?

11.1. Уважаемая Ирина г. Владимир!
Согласно ст.60.1. Трудового кодекса РФ
Работник имеет право заключать Трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО) и (или) у другого работодателя (внешнее СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО).

Поэтому в вашем случае рекомендую вам заключать Трудовой договор по совместительству.

Удачи вам Владимир Николаевич
г.Уфа 03.09.2019 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

11.2. Для кого то оформляется рудовой договор по совместительству, кто имеет основное место работы, а для кого то можно т договор ГПХ.

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Право на дополнительное образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here