Правила развода в исламе

Самое полезное в статье: "Правила развода в исламе" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Условия, при которых в исламе запрещен развод:

Запрос на развод

Условия, при которых в исламе запрещен развод:
Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.

Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.

Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Не говори: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка Мухаммада, который сказал о ком-то, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Запретность жены для мужа состоит в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. То есть муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж, или женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока, либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и даст развод. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: «Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием». (Сура Корова, аят 229).

В отличие от христианства и иудаизма, в исламе женщина может сама инициировать развод, основываясь даже на том доводе, что муж более ею не любим. В данном случае, женщина возвращает брачный дар (махр).

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

[2]

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Правила развод в исламе

Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.

Мусульманский брак

Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку. Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.

[1]

Мусульманин имеет право жениться на женщине любой веры, а вот мусульманка должна выходить замуж только за мусульманина. Обязательно также, чтобы свидетели были мусульманами, совершеннолетними и дееспособными.

Отметим, что на территории России последствия на уровне законодательства имеет лишь один тип брака – гражданский, то есть официальный брак, заключаемый в ЗАГСе. При вступлении в него супруги берут на себя ряд определённых обязательств перед законом.

Другие же браки, например, православный или мусульманский, могут быть важны не своими «официальными» последствиями, а для самих супругов. Если они являются мусульманами и выполняют все необходимые согласно Корану действия, то и в брак должны вступать именно по указываемому им обряду.

Увы, не всегда брак выдерживает трудности, выпадающие на долю супругов, иногда происходит так, что стороны решают его расторгнуть. Развод по мусульманским обычаям считается крайне нежелательным действием, но всё-таки относится к категории дозволяемых религией. Процедура его проведения устанавливается в нормах Шариата, и её необходимо соблюдать – только в этом случае последствия разрыва брака будут минимизированы. Тем более что нормы Шариата относительно развода весьма гибкие, и позволяют перед тем, как окончательно завершить его, хорошенько всё обдумать, а если супруги чувствуют, что ещё не всё потеряно, можно будет восстановить отношения.

Возможные причины развода

Есть ряд причин, указывающихся в Коране как действительно значимые, по которым женщина может потребовать развод. Среди них:

  • Прелюбодеяние – считается наиболее тяжёлым преступлением в браке, оскверняющим сами семейные узы и нравственность.
  • Рукоприкладство – если муж пускает в ход кулаки в тех случаях, когда религией это не разрешено (обращаем внимание, что религиозные положения и нормы закона РФ на этот счёт могут различаться), последней может быть инициирован развод.
  • Муж не обеспечивает жену материально – тогда ею тоже может быть начат развод.
  • Пропажа мужа более чем на три месяца.
  • Также оговаривается развод при отсутствии интимной близости в течение четырёх месяцев и более – но здесь есть различные варианты, например, при импотенции мужу может быть дан год на то, чтобы её вылечить.
  • Если муж занимается предосудительными делами, способными нанести урон репутации всей семьи.
  • Если в семье не могут появиться дети, и причина в мужчине.

Во всех перечисленных случаях развод будет происходить по вине мужчины, а значит, выплата махра не потребуется. Если же мужчина выполняет все свои обязательства, но женщина всё равно желает развестись просто по причине угасших чувств, то это также можно сделать, но махр отойдёт мужу.

Следует отметить, что это лишь основные правила, и в каждой стране есть свои нормы на этом счёт, и дополнительные правила могут различаться. В особенности это касается мусульманских государств, где религия тесно соприкасается с законами, а религиозные браки являются полностью официальными и законными.

Так, часто встречается норма, по которой право на развод приобретается, если один из супругов скрыл нечто важное, и второй обнаружил это после заключения брака – виновником развода тогда будет тот супруг, который пошёл на обман. В частности, это касается девственности невесты. Если жених до свадьбы не знал, что она уже не девственница, то брак может быть расторгнут из-за этого. Также это относится к опасным болезням. Если заражение произошло ещё до вступления в брак, но этот факт вскрылся, когда он был заключён.

Условия и процедура развода

Ранее у читателей мог возникнуть вопрос: почему же описываются причины только для того, чтобы развод требовала женщина. Дело в самой его процедуре: он происходит по инициативе женщины, если мужем не выполняются какие-то из его обязанностей, при этом ей нужно будет обратиться к своему ближайшему родственнику – вали, чтобы он защитил её интересы, и объяснить ему причины решения. Уже затем выполняется обращение к имаму, и он принимает решение относительно того, насколько весомы причины, а значит и что делать с махром.

Для мужчины же процедура проще – он может объявить развод сам, для чего используется арабское слово «талак» либо его переводы на другие языки, понятные супругам.

При этом видов развода в исламе два:

  • с правом возврата (он же талак раджгий), который также можно назвать временным – пока он действует, супруги продолжают жить в одном доме, но в его разных концах;
  • без права возврата (талак баин) – если развод с правом возврата продолжался больше трёх месяцев, и супруги так и не решили вновь жить вместе, то он переходит в эту форму.

Эта традиция позволяет как следует всё обдумать и принять уже полностью взвешенное решение.

До того как появился ислам, у арабов было принято неуважительное отношение к женщинам, в частности, мужчина мог много раз выставлять женщину за дверь, забирая её имущество, а затем возвращать обратно. Потому в Коране введено ограничение: не более двух разводов с правом возврата, а на третий раз развод становится постоянным. При этом, пока длится талак раджгий, женщина вправе пользоваться общим имуществом (этот период называется «идда»), и супруги сохраняют право наследовать друг другу.

Если во время идды супруги решают воссоединиться, то им не потребуется заново заключать брак. Физическая близость между ними в этом период также означает, что брак был возобновлён.

Если же произошёл талак баин, то есть окончательный развод, либо по прошествии идды, либо после третьего временного, к совместной жизни бывшим супругам вернуться уже нельзя – на это содержится прямой запрет.

Но с оговорками: если женщина побывает в другом браке (причём вступит в него, не имея изначально намерения развестись), и у неё будут полноценные отношения с другим мужчиной в этом браке, то после развода с ним она вновь сможет выйти за первого мужа. Но не ранее того. Такие ограничения установлены, чтобы дать понять, насколько серьёзное дело – брак.

Инициатор развода

В этом качестве может выступить и мужчина, и женщина, однако порядок для них разный: в первую очередь, отличие касается того, что мужчина может объявить о разводе сам, а женщина должна обратиться к своему вали, а уже тот к имаму – и лишь с его разрешения развод станет возможен.

Супругу достаточно объявить женщине, что они разведены, после чего подождать ещё три месяца, в течение которых будет длиться идда – после их прохождения развод будет полностью признан, и бывшие супруги должны жить раздельно, а мужчина более не несёт никаких обязательств. Но если объявляется талак у мусульман, и в этом нет вины женщины, то и махр тоже останется у неё.

Она тоже вполне может развестись, и сделать это даже без уважительных, с точки зрения религии, причин – вся разница будет в том, должна ли она вернуть махр (если уважительные причины отсутствуют) или сможет оставить его себе (если они есть). Такая важность махра обусловлена следующим: свадебный подарок может иметь серьёзную стоимость, и при этом женщина, согласно Корану, не должна работать, от неё требуется лишь полностью сосредоточиться на домашнем хозяйстве и воспитании.

Подарок при этом со временем может утратить ценность либо вообще потеряться, но при разводе по вине женщины она должна вернуть его либо возместить его ценность. Таким образом, в странах, где требования Корана полностью соблюдаются, и женщины не работают, получить развод может быть затруднительно именно из-за того, что требуется вернуть махр.

Ислам ценит брак и даёт супругам множество шансов сохранить его и отказаться от расторжения, перед тем, как они окончательно разведутся. В результате процедура для истинно правоверных мусульман может серьёзно затянуться, но в остальном сложностей она не представляет. Особенно если женщина сама зарабатывает и в состоянии вернуть махр.

5 основных причин развода

Человек так устроен, что не может жить без семьи, без своей второй половинки. Поэтому люди влюбляются, женятся и живут вместе счастливой жизнью. Но долго ли? Разводы стали бичом нашего, и ранние разводы не редкость. Супруги расстаются, прожив совместно лишь толику времени. Почему так происходит, кто и что всему виной? Поговорим об этом в нашем материале.

1. Тёща – друг?

Тему развода невозможно обойти без тёщи, а как же иначе. Нередко можно наблюдать картину, как матери вмешиваются в семейную жизнь дочерей. И дочери чаще всего слушаются своих мам, тогда как после замужества на первом месте должен стоять муж.

Претензии мамаш различны и касаются материального достатка мужа, его заработка, внешнего вида, образа жизни и т.п. Выпячивая перед дочерью недостатки её мужа, матери способствуют ухудшению их взаимоотношений, что в итоге может привести к разводу.

Мамы не понимают, что своими действиями разрушают семейный очаг, а, следовательно, обрекают себя на гнев Господа и Его Посланника ﷺ . Хадис гласит: «Кто настраивает жену против мужа, а раба против хозяина, тот не из нас» (Абу Давуд).

2. Свекровь – подруга?

Другая опасность идёт уже со стороны матери мужа. Некоторые из матерей не могут никак принять тот факт, что их сыновья давно уже выросли и стали мужчинами, обременёнными семейными узами, и они уже не нуждаются в навязчивой материнской опеке.

Чтобы показать свою значимость в жизни сына, матери выискивают недостатки его жены, мол, она плохая хозяйка, не умеет готовить, плохо ухаживает за мужем, неправильно воспитывает детей и т.п.

Уважение к матери, которое должен проявлять каждый человек, не должно приводить к разрыву супружеских отношений, поэтому мужья должны постараться оградить своих жён от внешнего негативного влияния, защитить семейный очаг.

3. Муж – боксёр?

Некоторые из мужчин почему-то любят входить в образ боксёра именно в отношениях с супругой, пуская в ход кулаки при каждой вспышке гнева, вызванной промашкой жены. Но такое поведение в корне противоречит Корану и Сунне.

Для мусульман самым лучшим примером служит образ жизни Посланника Божьего ﷺ , который за всю свою жизнь ни разу не ударил своих жён.

«Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим жёнам. А я являюсь самым лучшим для своих жён», говорится в хадисе (ат-Тирмизи).

عن عائشة قالت‏:‏ ما ضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده شيئا قط‏,‏ ولا امرأة ولا خادما إلا أن يجاهد في سبيل الله

«Пророк своей рукой никогда никого не ударил – ни жену, ни слугу, – кроме как он вёл борьбу на пути Аллаха» (имам Муслим).

Муж, который спешит к насилию в отношении жены, лишён мудрости настоящего мужчины, своими действиями он демонстрирует лишь свою слабость и неспособность строить отношения со второй половиной на почве разума и согласия. Ему следует осознать, что жестокое, грубое отношение к супруге не останется без следа и приведёт к разрыву семейных уз.

4. Материальные проблемы.

Обеспечить в семье необходимый материальный достаток – это обязанность мужа. Однако в жизни случается разное и заработок у супруга может уменьшиться. В таких случаях жёнам рекомендуется учесть эти обстоятельства и уменьшить свои расходы, дабы не нарушить благотворный микроклимат в семье.

Но порой жёнам не хватает терпения, что выливается в бесконечные претензии к супругу. Есть также такая категория женщин, которым никогда не хватает заработка мужа, сколько бы денег он ни приносил домой.

Здесь можно привести в качестве примера жён Пророка Мухаммада ﷺ , которые часто из-за отсутствия еды в доме не ели по нескольку дней. Но при всём при этом любили и уважали своего мужа, были ему опорой во всём.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогие сёстры, будьте и вы опорой своим мужьям, поддержите их. Когда у мужчины есть дома крепкий тыл, ему легко преодолеть все проблемы в делах на работе. А следовательно и домой он будет возвращаться в хорошем расположении духа

5. Тайный брак.

Когда мужчина жениться ещё на одной женщине, то старается это делать втайне от своей первой супруги и своего окружения. Подобный шаг чреват многими отрицательными последствиями, так как женщина, вступившая в подобный брак, оказывается не совсем защищённой. Чаще всего им уделяется меньше внимание нежели к другим жёнам, что не может не вызвать протестную реакцию, а следовательно и конфликт во взаимоотношениях.

Сохранность семьи обеспечивают множество факторов, и одним из них является общественное мнение, учитывать которое вынуждены оба супруга, так как безответственное поведение кого-то из супругов вызовет общественное осуждение. В случае тайного брака, этот фактор отсутствует, что приводит к частым разводам.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Бракоразводные процедуры в Исламе

Соблюдение идды и её виды

Идда – это определённый срок времени, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа для того, чтобы вновь выйти замуж.

Идда разделяется на два вида:

1) идда после развода или расторжения брака;
2) идда после смерти мужа.

Если жена получила развод от своего мужа, то в зависимости от состояния женщины продолжительность срока идды после развода различается, и по его истечении женщина считается окончательно разведённой.

Говоря о разведённых женщинах, Всевышний Аллах сказал (смысл): «Разведённые женщины должны выжидать [не выходя замуж] в течение трёх менструаций [после того как произнесли бракоразводные слова (талак)]. Непозволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах [о начале или завершении менструации или о ребёнке], если они веруют в Аллаха и в Последний день (т. е. Судный день)…» (сура «Аль-Бакара», аят 228).

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина, имевшая близость с мужем, должна после развода выжидать и не имеет права выходить замуж:

а) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации; б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций; в) если женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка.

Всевышний об этом в Коране говорит (смысл): «Что касается тех из ваших жён, у которых прекратились месячные (т. е. которые отчаялись в приходе месячных), если вы сомневаетесь [в их сроке соблюдения идды], то установленный им срок [до вступления в новый брак] – три месяца, как и для тех, которые не достигли [возраста] месячных. Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он сделает в Своём деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Сроком идды для беременных женщин, независимо от того, умер её муж или дал развод, является время, пока она не родит ребёнка, т. е. для беременных женщин он заканчивается с моментом рождения ребёнка, вне зависимости от срока беременности, как об этом упоминается в аяте, приведённом выше.

Если женщина, вышедшая замуж, по определённым обстоятельствам или причинам не имела половой близости с мужем, то на неё после расторжения брака или после произнесения бракоразводных слов не возлагается соблюдение времени идды и она может сразу же выйти замуж.

В Священном Коране говорится (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а потом даёте им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок идды [до нового замужества], который вы бы отсчитывали. » (сура «Аль-Ахзаб», аят 49).

Восстановление супружеских отношений до истечения времени идды

Ислам даёт право мужу восстановить свой брак до истечения времени идды, если бракоразводные слова были произнесены один или два раза, т. е. чтобы не был совершён окончательный развод, именуемый в Шариате ат-талак аль-баин. (Для того чтобы узнать, как и в каком количестве был совершён развод или состоялся ли он вообще, необходимо обратиться к имаму вашей местности или к компетентному алиму, знающему решения таких вопросов.)

Для восстановления брака в течение идды не нужны ни согласие опекуна жены или самой жены, ни новый брачный дар (махр). Однако о восстановлении брака желательно оповестить двух справедливых мусульман, так как Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Когда они приблизятся к завершению установленного срока (идды), то удерживайте их [вернув их себе в жёны], не причиняя им вреда, или же разлучитесь с ними (не возвращая их). При этом (при разводе или возврате) призовите свидетелями двух справедливых (мужей) из вас (т. е. из числа мусульман) и установите свидетельство перед Аллахом» (сура «Ат-Талак», аят 2).

Абу Давуд передал, что Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развёлся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака. Ибн Хусайн сказал ему: «Ты развёлся не по Сунне и восстановил брак не по Сунне. Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака и больше так не делай». Для того чтобы вернуть жену, у которой не завершилась идда, необходимо произнести слова раджа‘туки, т. е. «я возвращаю тебя себе в жёны».

Сказав эти слова, муж восстанавливает свой брак, который не был расторгнут окончательным троекратным разводом. Относительно восстановления брака после таких поступков, как поцелуй, прикосновение, половая близость и т. п., существуют разногласия среди мазхабов, но по достоверному решению мазхаба имама аш-Шафии считается, что никакие поступки, даже половая близость, не являются восстановлением брака, если об этом не было заявлено вслух.

Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение идды, то помимо произнесения обязательных слов для возврата жены также желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман.

Следует знать, что оповещение об этом жены не является условием для восстановления брака в течение идды. Но если по истечении этого срока мужчина, не приводя свидетелей, заявит женщине, что он вернул её вовремя, она может отказать ему в признании этого и поднять вопрос о шариатском решении имама.

Если муж и жена после завершения времени идды решат вновь соединиться в браке, то это возможно, если развод не был окончательный (т. е. троекратный), только при заключении нового брака и выдаче жене нового махра.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Правила развода в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Развод – самое ненавистное из дозволенного

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.

Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия произнесения развода

Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно:

Первое. Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла. Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Второе. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод. Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Третье. Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза. Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа.

Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т. е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода.

Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам). » (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха! Я же ведь среди вас».

Четвёртое. Необходимость соблюдения женщиной идды. Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого.

Шестое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды. Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т. д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т. е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха. Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230).

Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

[3]

И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т. к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз.

Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать: «Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься» или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно. Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды.

Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия. Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается. После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Видео (кликните для воспроизведения).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.

  3. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
Правила развода в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here