Порядок исчисления и уплаты налога самозанятыми при применении специального налогового режима нпд

Самое полезное в статье: "Порядок исчисления и уплаты налога самозанятыми при применении специального налогового режима нпд" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общей системой налогообложения) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальный налоговый режим иногда называют сокращенно как «СНР».

Комментарий

Перечень уплачиваемых налогов и сборов России определен статьями 13-15 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Эти налоги образуют, так называемую общую систему налогообложения (ОСН) .

Помимо общей системы налогообложения (ОСН) для некоторых категорий налогоплательщиков, НК РФ устанавливает так называемые специальные налоговые режимы.

Применение специального налогового режима является, как правило, альтернативой, которая предоставляется налогоплательщику. То есть, вместо общей системы налогообложения налогоплательщик, в некоторых случаях, вправе выбрать специальный налоговый режим, условия налогообложения которого отличается от общей системы (обычно ниже).

Перечень этих специальных налоговых режимов определен ст. 18 НК РФ:

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

6) Налог на профессиональный доход — налог, который уплачивается физическими лицами, перешедшими на соответствующий специальный налоговый режим. Налог на профессиональный доход применяется, в порядке эксперимента, в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан).

При применении специальных налоговых режимов вводятся специальные правила исчисления налогов. Так, например, для организаций, при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) вместо НДС, налога на прибыль и налога на имущество уплачивается один налог (исчисляемый по правилам, установленным для этого специального режима).

Как правило, налогоплательщик сам вправе выбирать, применять ему специальный налоговый режим или нет. Но могут быть и исключения. Так, до 1 января 2013 года применение ЕНВД было обязательным, по определенным законодательством видам деятельности.

Полномочия региональных и местных органов власти

Полномочия региональных и местных органов власти в части регулирования специальных налоговых режимов довольно значительны и определены в п. 7 ст. 12 НК РФ. Поэтому, выбирая тот или иной СНР имеет смысл проработать условия налогообложения не только учитывая нормы НК РФ, но и соответствующие нормы региональных и местных нормативных актов по налогам.

Так, региональные и местные органы власти в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

— виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

— ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

— налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

— особенности определения налоговой базы;

— налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Налогообложение при применении специальных налоговых режимов

НК РФ предусматривается помимо федеральных, региональных и местных налогов введение специальных налоговых режимов, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода.

Специальные налоговые режимы в соответствии со ст. 18 НК РФ могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2. Сущность специальных налоговых режимов

Специальные налоговые режимы применяются для решения проблем, связанных с созданием более благоприятного налогового климата для тех или иных организаций или индивидуальных предпринимателей. В настоящее время налоговая политика Российской Федерации нацелена на поощрение экономического развития сельскохозяйственных предприятий и предприятий малого бизнеса, поэтому введены следующие виды специальных налоговых режима (рисунок 3.3):

  • · система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • · упрощенная система налогообложения;
  • · система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • · патентная система.

Рисунок 3.3. Виды специальных налоговых режимов

Кроме того, для привлечения инвестиций в добывающие отрасли введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Правовым документом, регулирующим деятельность предпринимателей в условиях специальных налоговых режимов, является раздел VIII.1. НК РФ «Специальные налоговые режимы».

Общими условиями перехода на специальные налоговые режимы являются (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4. Условия перехода на специальные налоговые режимы

Упрощенная система налогообложения в современном виде введена в НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ и применяется с 2003 г. наряду с другими системами налогообложения. Несмотря на общность названия, параметры деятельности налогоплательщиков и механизм налогообложения существенно изменены.

Переход на УСН, а также возврат к общей системе осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ. Сущность системы налогообложения заключается в том, что ряд налогов, предусмотренных общим режимом, заменяется единым налогом. Переход на УСР освобождает налогоплательщиков от уплаты (рисунок 3.5):

  • 1. Организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности по уплате:
    • · налога на прибыль организаций;
    • · НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ);
    • · налога на имущество организаций.
  • 2. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты:
    • · НДФЛ — в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
    • · НДС (кроме случаев, когда индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом);
    • · налога на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Рисунок 3.5. Освобождение налогоплательщиков УСН от других налогов

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, не признаются плательщиками НДС, поэтому при переходе с общего режима налогообложения им необходимо восстановить и заплатить в бюджет сумму НДС на недоамортизированную часть основных средств и нематериальных активов и остаток товаров, приобретенных до перехода на УСН.

Суммы НДС, предъявленные покупателю в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, которые используются организациями после их перехода на УСН, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, на основании пп.3 п.2 ст. 170 НК РФ (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ) [2].

Несмотря на то, что налогоплательщики, перешедшие на УСН, не являются плательщиками НДС, они вправе уплачивать НДС в добровольном порядке, например, по просьбе заказчиков. В этом случае налогоплательщики при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС должны представлять за налоговый период декларацию, на основании которой уплачивают НДС в бюджет (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом по НДС). Однако у этих налогоплательщиков не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства или реализации товаров (работ, услуг), поскольку в законодательстве по НДС четко определено следующее: условием налогового вычета является то, что товары (работы, услуги) приобретены плательщиком НДС.

Все остальные налоги, перечисленные в НК РФ, плательщики УСН платят по общим правилам, предусмотренным для соответствующего налога.

Налогоплательщики. Поскольку УСН призвана значительно облегчить положение ограниченного контингента налогоплательщиков, переход к данному налоговому режиму имеет ряд существенных ограничений (рисунок 3.6). Главное ограничение касается размеров получаемого налогоплательщиками — организациями дохода: он не может превышать 45 млн. руб. по итогам девяти месяцев налогового периода, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на новую систему, а если в течение года в условиях работы на УСН доход превысит 60 млн. руб., налогоплательщик должен вернуться к ранее действовавшей системе налогообложения, увеличенной на коэффициент дефлятор, который устанавливается на каждый год. В 2015 году остаться на УСН до конца года вправе компании, доходы которых укладываются в 68 820 000 (60 000 000 * 1,147). А перейти на УСН с 2015 года смогут компании, доходы которых за девять месяцев 2015 года составят 51 615 000 (45 000 000 * 1,147).

Рисунок 3.6. Ограничения по переходу на УСН

Для индивидуальных предпринимателей ограничения в отношении получаемого дохода для перехода на УСН отсутствуют, но превысить 60 млн. дохода в течение налогового периода при работе на УСН они не могут.

Объект налогообложения. Объект налогообложения налогоплательщик выбирает самостоятельно и может ежегодно менять (участники договора о совместной деятельности могут применять в качестве объекта налогообложения только доход за минусом расхода), но налоговые органы необходимо уведомить о предполагаемом изменении до 20 декабря предшествующего года.

Таких объектов предусматривается два (рисунок 3.7):

  • · доход
  • · доход за минусом расхода.

[3]

Рисунок 3.7. Объект налогообложения по УСН

Налоговой базой по единому налогу при УСН признается денежное выражение доходов или доходов за минусом расходов [42].

При исчислении налоговой базы доходы и расходы налогоплательщика определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшать сумму единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное медицинское страхование, подлежащих к уплате за этот же период времени. А также на выплаченные работникам суммы больничных. При этом сумма единого налога может быть уменьшена не более чем на 50 %.

Пример: По итогам отчетного периода налогоплательщик исчислил единый налог в сумме 9 000 руб. За этот же отчетный период он исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 800 руб. В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного за отчетный период единого налога лишь на 4 500 руб. (9 000 *50 %)

Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят?

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно скачать тут.

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, скачав тут.

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

Специальные налоговые режимы

В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Специальный режим – это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим – это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

К специальным налоговым режимам относятся…

Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) – гл. 26.1 НК РФ;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) – гл. 26.2 НК РФ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — гл. 26.3 НК РФ;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – гл. 26.4 НК РФ;
  • патентная система налогообложения (ПСН) – гл. 26.5 НК РФ.

Налоговый учет при применении специальных налоговых режимов

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН обязаны вести налоговый учет доходов и расходов согласно положениям статьи 346.24 НК РФ, для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН, в Книге учетa доходов и расходов.
Эта Книга открывается на один год, может вестись на бумажных носителях или в электронном виде. На последней странице Книги проставляется число страниц, заверяемое подписью руководителя или предпринимателя и печатью. Если этот учетный документ ведется на бумажных носителях, вручную, то он до начала ведения представляется в налоговый орган для подписи соответствующим должностным лицом и проставления печати. При ведении Книги в электронном виде по окончании года она распечатывается, прошнуровывается и пронумеровывается и представляется в налоговую инспекцию для заверения.
После окончания налогового периода Книга учета доходов и расходов хранится в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждена приказом Минфина РФ № 154н от 31.12.2008. Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, содержит три раздела:

· Доходы и расходы;

· Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу;

· Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Порядок отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов содержит следующие требования:

· Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период;

· Налогоплательщики должны обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога;

Видео (кликните для воспроизведения).

· Ведение книги учета доходов и расходов осуществляется на русском языке.

· Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Если книга ведется в электронном виде, то налогоплательщики по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители;

· Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице прошнурованной и пронумерованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации.

· Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации с указанием даты исправления и печатью организации

· Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод признания доходов и расходов.

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

1) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда — в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;

2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. По мере реализации указанных товаров налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:

по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

по средней стоимости;

по стоимости единицы товара.

[1]

Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;

3) расходы на уплату налогов и сборов — в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;

4) при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

5) Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Так, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, уменьшают налогооблагаемую базу с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Расходы по приобретению (созданию самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения уменьшают налогооблагаемую базу с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;

В отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

· в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

· в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и третьего календарного года — 20 процентов стоимости;

· в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, в расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего НК РФ.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Учет основных средств и нематериальных активов данными организациями ведется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ). Однако, только ведение бухгалтерского учета в полном объеме позволит данным организациями получать своевременную и достоверную информацию о величине дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах начислений и удержаний по заработной плате и т.д. Необходимость в полноценном ведении бухгалтерского учета обуславливается еще и тем обстоятельством, что при превышении предельных экономических показателей, установленных НК РФ, организации обязаны перейти на общий режим налогообложения.

Порядок расчета суммы налога, уплачиваемого при применении УСН, определен ст. 346.21 НК РФ.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Для объекта налогообложения «доходы» ставка налога составляет 6%, для объекта «доходы минус расходы» — 15%.
При выборе налогоплательщиком объекта налогообложения «доходы» расчет налога предельно прост:
1) определяется нарастающим итогом с начала года сумма доходов за отчетный (налоговый) период, учитываемых при налогообложении, на основании данных графы 4 Книги учета доходов и расходов;
2) полученная сумма умножается на ставку налога 6%;
3) сумма налога уменьшается на сумму налога, уплаченного при применении УСН в предшествующих отчетных периодах налогового периода (календарного года);
4) итоговая сумма налога уменьшается (не более чем на 50%) на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности, уплаченных за данный отчетный период.

Доходы от реализации +Внереализационные доходы х 6% = Единый налог

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанным нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за последующие отчетные периоды и суммы налога за налоговый период.

Доходы от реализации + Внереализационные доходы – Принимаемые расходы х 15% = Единый налог

[2]

В случаях, когда у налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы», по результатам налогового периода (календарного года) сумма расходов превышает сумму доходов, они обязаны уплатить минимальный налог по ставке 1% от доходов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Доходы от реализации + Внереализационные доходы х 1% = Минимальный налог

Разница между суммой исчисленного минимального налога и суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, подлежит включению в расходы следующего года.

Уплата налога и авансовых платежей при применении УСН, производится по месту нахождения организации (месту регистрации индивидуального предпринимателя), налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим отчетным периодом, индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим отчетным периодом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход — налог, который уплачивается физическими лицами, перешедшими на соответствующий специальный налоговый режим. Налог на профессиональный доход применяется, в порядке эксперимента, в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан).

Налог на профессиональный доход иногда называют как «Налог на самозанятых» или сокращенно, как «НПД».

Комментарий

Налог на профессиональный доход регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно (о налоговых экспериментах — Эксперимент по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов).

Применять НПД вправе физические лица, которые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.

Доходы физического лица не должны превышать в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Ставка НПД:

— 4 процента, если реализация осуществляется физлицам;

— 6 процентов, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ.

Лица, применяющие НПД, не уплачивают:

— НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профдоход;

— НДС (кроме «ввозного»);

— страховые взносы (их можно перечислять добровольно).

Определен ряд ограничений. Например, НПД не применяется при реализации подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке, добыче и (или) реализации полезных ископаемых.

Постановка на налоговый учет и уплата налога могут производиться с помощью бесплатного мобильного приложения «Мой налог».

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговая декларация по данному налогу не представляется.

Установлена ответственность (Федеральный закон от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

— Статья 129.13. «Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)» НК

— Статья 129.14. «Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями» НК

Важные разъяснения ФНС:

Письмо ФНС России от 19.04.2019 N СД-4-3/[email protected]

Письмо ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/[email protected]

Сайт ФНС:

ФНС ведет специальный сайт с разъяснениями по НПД: npd.nalog.ru

Вопросы

Основные правила по НПД

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также — специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее — налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

Статья 6. Объект налогообложения

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.
3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.
3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.
4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

Статья 12. Налоговый вычет

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

Дополнительно

Самозанятые лица (граждане) — лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой).

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Источники


  1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  2. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  4. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
Порядок исчисления и уплаты налога самозанятыми при применении специального налогового режима нпд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here