Получить копии локальных нормативных актов нельзя

Самое полезное в статье: "Получить копии локальных нормативных актов нельзя" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ С ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ

Работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Например, обязанность работодателя ознакомить лиц, поступающих на работу, с Правилами внутреннего трудового распорядка и локальным нормативным актом, регламентирующим порядок обработки персональных данных работника, прямо предусмотрена ч. 3 ст. 68 ТК РФ и п. 8 ст. 86 ТК РФ.

Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами.

— Подписью работника на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.

— Подписью работника на отдельном документе — журнале ознакомления работников с локальными нормативными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления работников с несколькими локальными нормативными актами.

— Подписью работника на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору.

Важно! Неознакомление работников с локальными нормативными актами является нарушением трудового законодательства и может повлечь административную ответственность для работодателя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а если такое нарушение будет совершено повторно — по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

ИЗМЕНЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Работодатель вправе вносить изменения в локальные нормативные акты:

— в связи со вступлением в силу либо изменением закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения;

— по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные нормативные акты не ухудшали положения работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался первоначально. Необходимо учитывать, что изменения могут затрагивать определенные сторонами условия трудового договора, а согласно ст. 72 ТК РФ это допустимо только по соглашению сторон. Работодатель вправе в одностороннем порядке изменять условия трудового договора только в случае организационных или технологических изменений условий труда. При этом необходимо соблюдать процедуру, определенную в ст. 74 ТК РФ.

Важно! Если локальные нормативные акты принимались с учетом мнения представительного органа работников (профсоюза), изменения могут быть внесены только при соблюдении порядка учета мнения этого органа (ст. 372 ТК РФ).

ОТМЕНА ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Согласно ст. 12 ТК РФ основаниями для прекращения действия локального нормативного акта или отдельных его положений являются:

— истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу. От работодателя не требуется издания дополнительных документов, подтверждающих этот факт. В качестве примера можно привести график отпусков. В силу прямого указания закона график отпусков утверждается ежегодно и прекращает действие по окончании календарного года;

— отмена (признание утратившим силу) локального нормативного акта либо отдельных его положений другим актом. Такая ситуация возникает, когда необходимо внести изменения в локальный нормативный акт или принять новый документ, например при изменениях в законодательстве. В данном случае при разработке нового документа необходимо включить пункт о том, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;

— вступление в силу закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным нормативным актом. Этому положению корреспондирует ч. 4 ст. 8 ТК РФ, согласно которой не подлежат применению нормы локального нормативного акта, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Следовательно, если принят закон или другой нормативный правовой акт, устанавливающий более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с локальным нормативным актом, действие акта или отдельных его положений прекращается.

Несмотря на то что действие такого акта или отдельных его положений прекращается автоматически, рекомендуем издать соответствующий приказ и ознакомить с ним работников под подпись.

Получить копии локальных нормативных актов нельзя?

Вопрос: Должен ли работодатель выдать по заявлению работника копии приказов о приеме на работу, переводе, локальных нормативных актов работодателя (правил внутреннего трудового распорядка, положения о структурном подразделении, положения о работе с персональными данными, положения о коммерческой тайне и др.), копию трудового договора?

Ответ: Копии приказов о приеме на работу, переводе, а также копию трудового договора работодатель обязан предоставить работнику по его заявлению.

Вопрос о выдаче работнику копий локальных нормативных актов решается работодателем по своему усмотрению исходя из конкретной ситуации. По нашему мнению, работодателю следует предоставить работнику выписки из локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые права и обязанности конкретного работника, или обезличенную информацию, относящуюся ко всем работникам организации в целом (группе работников, включая работника, обратившегося с просьбой о выдаче копий документов).

Обоснование: Согласно ст. 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Перечень документов (копий документов), перечисленных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ, не является исчерпывающим. Помимо перечисленных, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, необходимые для реализации тех или иных прав. Правило о выдаче документов (копий документов) распространяется на отношения работника и работодателя и в том случае, если отношения между ними прекращены (Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу N 33-28750).

Читайте так же:  Порядок заполнения направления на медосмотр от работодателя – типовой бланк из приказа 302 и образец

Обязанность по предоставлению работодателем работнику копий приказов о приеме на работу и переводе работника возникает в силу прямого указания нормы ст. 62 ТК РФ.

Судебная практика по вопросу об обязанности работодателя в рамках ст. 62 ТК РФ предоставления работнику копий локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, положения о структурном подразделении, положения о работе с персональными данными, положения о коммерческой тайне и др.) является неоднозначной, и правовые позиции судов в каждом конкретном случае зависят от фактических обстоятельств дела.

При этом при решении вопроса о возможности выдачи работнику копий локальных нормативных актов обращают внимание на те из них, которые непосредственно регулируют трудовую деятельность работника.

Одни суды утверждают, что работодатель, руководствуясь положениями ТК РФ, обязан только ознакомить работника с локальными нормативными актами под роспись. По смыслу ст. 62 ТК РФ работодатель должен по запросу работника предоставить ему только копии тех документов, которые содержат персональную информацию о самом работнике. Поскольку локальные нормативные акты содержат нормы трудового права, которые распространяются на работников всей организации, такие документы работодатель не обязан предоставлять работнику (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 17.01.2017 по делу N 33-663/2017(33-23590/2016), Московского городского суда от 06.06.2016 по делу N 33-19109/2016).

Вместе с тем существует позиция, согласно которой работодатель, руководствуясь ст. 62 ТК РФ, обязан предоставить работнику также копии тех документов, которые, хотя и не содержат сведений о работе конкретного работника, однако непосредственно затрагивают его права и обязанности. Локальные нормативные акты относятся к таким документам (Определение Московского городского суда от 24.08.2011 по делу N 33-25677).

Учитывая правовую неопределенность, вопрос о выдаче работнику копий локальных нормативных актов решается работодателем по своему усмотрению исходя из конкретной ситуации. В случае если локальные нормативные акты не содержат персональных данных других работников, работодатель может выдать копии данных документов работнику по его требованию.

По нашему мнению, работодателю следует рассмотреть вопрос о предоставлении работнику выписок из локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые права и обязанности конкретного работника, или обезличенную информацию, относящуюся ко всем работникам организации в целом (группе работников, включая работника, обратившегося с просьбой о выдаче копий документов).

Выдачу работнику копии трудового договора суды признают правомерной исходя из положений ст. 62 ТК РФ. Таким образом, работодатель обязан предоставить работнику копию трудового договора, даже если экземпляр трудового договора выдавался работнику при его заключении (Апелляционные определения Московского городского суда от 12.09.2016 по делу N 33-32633/2016, от 28.10.2014 по делу N 33-38031/2014).

Ю.Ю.Астахова. ЗАО Агентство правовой информации «Воробьевы горы» Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс

РАЗРАБОТКА ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Порядок разработки локальных нормативных актов законодательно не установлен, поэтому работодатели определяют его самостоятельно.

Условно порядок разработки локальных нормативных актов можно разделить на следующие стадии.

— Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального нормативного акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, планерок. Сами работники организации могут выступить с инициативой создания локального нормативного акта при выявлении в ходе работы неурегулированных вопросов.

Например, в организации принято решение включить в состав компенсационного пакета работников добровольное медицинское страхование (далее — ДМС). Трудовой кодекс РФ не содержит такой гарантии для работников. В этом случае работодателю необходимо принять локальный нормативный акт, в котором будут определены условия и порядок предоставления ДМС.

— Определение этапов и сроков разработки локального нормативного акта. На практике работодатель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального нормативного акта.

— Создание рабочей группы по разработке локального нормативного акта. Такая группа может состоять из работников отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии. При необходимости включаются руководители подразделений, в отношении которых разрабатывается локальный нормативный акт. Это позволяет решить все спорные вопросы и согласовать документ с заинтересованными подразделениями еще на стадии разработки.

Необходимо назначить ответственного руководителя рабочей группы, который будет координировать участников и контролировать установленные сроки разработки локального нормативного акта.

Состав рабочей группы и порядок ее работы целесообразно закрепить в соответствующем приказе. Поскольку законодательством форма такого приказа не предусмотрена, работодатель вправе определить ее самостоятельно. Данный приказ подписывает руководитель организации либо уполномоченное лицо. Участников рабочей группы необходимо ознакомить с приказом под роспись.

— Подготовка проекта локального нормативного акта. На практике такой проект разрабатывает участник рабочей группы, назначенный ответственным исполнителем. Остальные члены группы вправе вносить предложения и замечания в ходе подготовки проекта документа. При необходимости ответственный исполнитель дорабатывает его с учетом внесенных замечаний.

— Согласование проекта локального нормативного акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами (подразделениями).

В процессе согласования документ передается от лиц, занимающих нижестоящие должности, лицам, занимающим вышестоящие должности.

Согласование локального нормативного акта оформляют реквизитом «Виза согласования документа». Этот реквизит включает подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания, например:

Начальник юридического отдела

Дроздов Д.А. Дроздов

После согласования проект передается на утверждение работодателю. Если для принятия локального нормативного акта необходимо учитывать мнение представительного органа работников (профсоюза), то до утверждения работодателем проект документа и обоснование по нему должны быть направлены в этот орган. Такой порядок предусмотрен ст. 372 ТК РФ.

УЧЕТ МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА РАБОТНИКОВ (ПРОФСОЮЗА) ПРИ ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Трудовой кодекс РФ предусматривает принятие отдельных локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). Локальные нормативные акты, принятые без согласования с этим органом, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию на испытательном сроке

Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюза) установлен ст. 372 ТК РФ и заключается в следующем.

В предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях работодатель до утверждения локального нормативного акта направляет его проект и обоснование по нему в представительный орган работников (профсоюз). Этот орган должен в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения документов направить работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

Если представительный орган работника (профсоюз) не согласен с проектом локального нормативного акта или хочет внести предложения по его улучшению, работодатель обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представительным органом работника (профсоюзом).

Все разногласия оформляются протоколом. Только после этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт. Вместе с тем представительный орган работника (профсоюз) может обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора.

ПРИНЯТИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе (ст. 12 ТК РФ).

Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:

— издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.

[2]

При утверждении локальных нормативных актов необходимо руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).

Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите «Гриф утверждения документа». Этот реквизит располагают в правом верхнем углу документа. Помимо подписи гриф должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его инициалов, фамилии и даты подписания, например:

Директор ООО «Амра»

Видео (кликните для воспроизведения).

Ганина Д.А. Ганина

В реквизите «Гриф утверждения документа» допускается центрирование элементов относительно самой длинной строки, например:

Директор ООО «Амра»

Ганина Д.А. Ганина

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

Локальный нормативный акт может приниматься путем издания приказа (распоряжения). Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому работодатель вправе определить ее самостоятельно. В приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

— дату введения его в действие;

— указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

— фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;

При утверждении локального нормативного акта приказом работодателю необходимо заполнить реквизит «Гриф утверждения документа». Этот реквизит располагают в правом верхнем углу акта. Гриф состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

Обязан ли работодатель выдавать копии локальных актов уволенному работнику?

Спустя некоторое время после увольнения, бывший сотрудник запросил у работодателя копии документов: коллективного договора, ПВТР и других правовых актов. Работодатель документы не предоставил, и данный отказ послужил причиной для двух судебных разбирательств.

Согласно апелляционному определению Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2018 № 33-6491/2018 по делу № 2-6498/2017, действия организации правомерны. Свою позицию суд обосновывает ст. 62 ТК РФ, в соответствии с которой, работодатель обязан представить сотруднику документы, касающиеся его трудовой деятельности, по соответствующему заявлению. Третьим лицам, к которым и относится уволенный работник, выдача нормативных актов организации не предусмотрена.

Локальные нормативные акты организации или предприятия

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
К указанным документам относятся: — штатное расписание;
— должностные инструкции;
— приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;
— положение о персонале;
— положение о порядке ведения коллективных переговоров;
— положение о комиссии по трудовым спорам;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— графики сменности;
— положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;
— акты, устанавливающие нормы труда;
— акты, устанавливающие разделение дня на части;
— акты, устанавливающие продолжительность вахты и режим труда и отдыха;
— очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда
Внутренние документы организации, включающие требования охраны труда, как правила, включают:
— должностные инструкции;
— приказы и распоряжения о распределении обязанностей;
— стандарты организаций;
— положение об организации работ по охране труда;
— положение о системе управления охраной труда;
— приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда;
— положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда;
— перечень профессий и работ с повышенными требованиями;
— перечень мест производств и видов работ по наряду- допуску;
— технологические регламенты;
— перечень категорий работников, обязанных проходить медицинские осмотры;
— перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет (женщин);
— инструкции по охране труда.

Штатное расписание Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением).
Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание составляется по форме № Т-3, в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Правила внутреннего трудового распорядка
Согласно ст.189 ТК РФ трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Правила внутреннего трудового распорядка состоят, как правило, из 10 разделов:
1. Общие положения.
2. Порядок приема на работу.
3. Основные обязанности работников.
4. Основные права работников.
5. Основные права и обязанности работодателя.
6. Режим рабочего времени.
7. Время отдыха.
8. Меры морального и материального поощрения.
9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
10. Заключительные положения.

[1]

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

Выдача копий документов работнику

Выдача копий документов работнику

Работники часто обращаются к администрации работодателя с просьбой выдать им те или иные документы, их копии или предоставить информацию. Есть документы, которые работодатель обязан выдать, но есть документы, которые он выдавать не может.

Читайте так же:  Особенности при покупке квартиры с прописанным человеком

Часто работники, просят выдать им копий кадровых документов такие как приказы о приеме на работу и их переводе и одновременно запрашивают распоряжения о создании подразделения, назначении руководителя, полное штатное расписание и все локальные акты. Если в запрашиваемом работником документе упоминаются другие работники, работодатель может оформите выписку из него, в части касающейся этого работника. Копии локальных актов работодатель может не выдавать. Такой отказ суды признают законным. В статье 62 ТК РФ упоминаются персональные документы работника. Локальный акт к ним не относится. Достаточно того, что работодатель ознакомил с ним работника под роспись.

Нередко работник запрашивает копии ПВТР или положения так как намерен доказать в суде, что работодатель незаконно лишил его премии, отпуска или надбавки. Но суд скептически отнесется к распечатке с корпоративного сайта. Поэтому нужна заверенная копия документа.

Если работодатель не выдаст копию такого акта, работник может оспорить отказ работодателя в суде. В таких спорах суды занимают разные позиции.

Одни суды считают, что локальный акт выдавать не обязательно и занимают сторону работодателя. Эта позиция мотивирована тем, что работодатель обязан ознакомить работника с локальными актами под роспись; выдавать их копии по смыслу ст. 62 ТК РФ он не обязыван; локальный акт не имеет отношение к выполнению конкретной трудовой функции; выдавать нужно документы, которые содержат персональную информацию о работнике.

Работодатель вправе отказать запрашиваемый акт если работник запросил копию не локального, а нормативного акта. Например, приказа госоргана или ведомства. К таким документам работодатель отношения не имеет. Отказ выдать заверенную копию будет законным.

Другие суды считают, что локальный акт работодатель должен выдать и поддерживают работников вынося решения обязать работодателя выдать копии локальных актов. По мнению судов, акты связаны с работой и этих работник, а потому они вправе запросить их в порядке ст. 62 ТК РФ.

Если у работодателя нет подписи работника подтверждающей его ознакомление с локальным актом, то работодатель обязан предложить работнику ознакомиться с такими документами и расписаться подтвердив этот факт, или выдать заверенную копию акта под роспись.

В таком случае у работника нет оснований обвинять работодателя в нарушении его прав.

Работник вправе потребовать от работодателя выдать ему копии материалов внутреннего расследования, так как он обращается за копиями так как планирует оспорить дисциплинарное взыскание. Цель работника найти в материалах нестыковки и доказать, что тот: нарушил процедуру; пропустил сроки; уволил без основания и т. п.

С заявлением может обратиться действующий или уволенный работник. Копии таких документов должны быть выданы независимо от статуса работника, та как ст. 62 ТК РФ распространяется и на бывший персонал.

За получением копий может обратиться как работник, так и его представитель. Представитель вправе забрать документы предъявив соответствующую доверенность.

Если работодатель откажется выдать копии таких документов, он может быть привлечен, к административной ответственности по п. 5.27 КоАП РФ. Штраф за подобное нарушение на работодателя составляет до 50 тыс. А еще бывший работник может взыскать моральный вред.

Однако, работодатель не обязан выдавать работнику документы без всякого разбора. Решение о выдачи документов работодатель должен принимать с учетом того, относится документ непосредственно к его работе или нет.

Иногда работники просят выдать фото- и видеодоказательства, например, его отсутствия на рабочем месте или сведения о средстве фиксации и информацию о том, кто им пользовался.

Такие требования незаконны, так как электронные свидетельства (фото, видео) не обладают признаками, по которым их можно отнести к документам, связанным с работой; запрошенные документы это основание для принятия работодателем внутреннего кадрового решения об увольнении. Работнику должны быть выданы копии приказа о дисциплинарном взыскании; сведения о технических устройствах, порядок их использования и регламент действий ответственных лиц это сведения, которые принадлежат исключительно работодателю.

Если в документе речь идет о деятельности работника в компании, выдайте его. Работник вправе получить копии приказа о взыскании, заключения проверки, объяснительной записки, должностной инструкции. Иначе конфликт перерастет в судебное разбирательство, а оно завершится в пользу работника.

Если работник передумал получать копию документа, то он должен написать соответствующее заявление. Из-за отсутствия такого заявления суд может отклонить требование работника о моральном вреде за несвоевременную выдачу копий.

Санкции ГИТ за отказ выдать копии локальных актов

Мнение инспекторов ГИТ по этому вопросу так же противоречивы. Контролеры по-разному относятся к таким отказам работодателей. Одни считают их правомерными, так как работодатель не обязан предоставлять локальные акты, а должен только знакомить с ними.

Но есть инспекторы ГИТ, которые обязывают работодателя выдать копии внутренних документов так же ссылаясь на ст. 62 ТК РФ. Такое предписание можно оспорить, ссылаясь на эту же норму. В этой норме говорится только о персональных документах работника. Локальные акты не упоминаются.

Таким образом, если работник просит копию документа из указанных в ст. 62 ТК РФ, суд удовлетворит его просьбу. В остальных случаях отказ можно обосновать тем, что в документе есть персональные данные других работников. Некоторые суды принимают такое объяснение.

Но довод о сохранности информации не гарантирует благоприятный исход в суде. Есть суды, которые считают, что нужно выдать выписку из штатного расписания или табеля. Поэтому лучше сделать это сразу после того, работодатель получит такое заявление работника.
Документы содержащие коммерческую тайну работодатель выдавать тоже не обязан.

Работник вправе запросить копии документов из ст. 62 ТК РФ и даже больше, однако есть в этом плане ограничения. Так закон запрещает снимать с документа копии если они содержат государственную, коммерческую или служебную тайну или если в документе есть конфиденциальная информация, которая касается третьих лиц.

Читайте так же:  Утерян исполнительный лист по алиментам как восстановить

В таких случаях суды считают отказ работодателей правомерным Если в документе нет коммерческой тайны, суд обяжет выдать копию, а инспектор оштрафует директора.

Теперь копии документов должны предоставлять и адвокату по его запросу. За отказ предоставить документы предусмотрен административный штраф.

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

Обжалование локального акта

Обжалование локального акта

Нередко работники не соглашается с положениями принятых работодателем локальных актов. В первую очередь, это касается актов работодателя, которые меняют систему оплаты труда или трудовой распорядок. На сегодняшний день проблема состоит в том, что, даже если локальный акт заведомо незаконный, работник не может защитить свои права. Практика показывает, что имеется четыре варианта обжалования локальных нормативных актов, которыми работники чаще всего пытаются отстоять свои права. Варианты следующие:
1. Подача иска в суд.
2. Обратиться в профсоюз
3. Подать жалобу прокурору или трудовую инспекцию
4. Обжаловать дисциплинарное взыскание за невыполнение требований локального акта.

Подача иска в суд

Обращение в профсоюз

Право обжаловать локальные акты имеется только у тех профсоюзов, которые объединяют более половины работников компании и действовали на момент принятия акта. Малочисленный профсоюз не вправе обжаловать принятый локальный акт, поскольку работодатель с ним проект этого акта не согласовывал. Кроме того, ст. 372 ТК РФ позволяет обжаловать локальные акты только тем профсоюзам, которые действовали на день принятия акта. Поэтому профсоюз, созданный после принятия локального акта, не вправе его обжаловать. Также профсоюзы не вправе обжаловать те локальные акты, которые работодатель не обязан был с ними согласовывать. Например, должностные инструкции работников. Профсоюз вправе обжаловать локальный акт в трудовую инспекцию или суд. Такое право возникает у него, если работодатель отказывается согласовывать с ним корректировки проекта локального акта. То есть закон, прямо предусматривает право профсоюза обжаловать локальный акт.

Закон не устанавливает специальных сроков, в течение которых профсоюз может обжаловать локальный акт в суд или государственную инспекцию труда. По всей видимости надо руководствоваться сроком давности по защите трудовых прав граждан. Получается, что право профсоюза обжаловать локальные акты очень ограничено. Подача в суд иска об оспаривании выговора за невыполнения условий локального акта Это легитимный способ, с помощью которого отдельный работник может отстоять свои права. В этом случае работник не обжалует сам локальный акт. Он оспаривает последствия применения в отношении него этого локального акта. В этом случае суд оценивает законность локального акта и возможность не применять его, если он ухудшает положение работника по сравнению установленным законом. Однако суд не будет отменять локальный акт полностью, и он будет продолжать действовать и дальше.

Кроме того, суд примет решение только в отношении конкретного работника по конкретному случаю. При повторном нарушении прав работнику снова придется идти в суд. Также остальные работники, попавшие в подобную ситуацию, будут вынуждены обращаться в суд. Таким образом, работник вправе оспаривать применение локального акта в отношении него. Однако даже если суд поддержит его в споре, сам локальный акт продолжит действовать.

Жалоба в трудовую инспекцию

У трудовой инспекции есть месяц на то, чтобы провести проверку по жалобе профсоюза. Если инспекция считает, что локальный акт нарушает права работников, она вправе обязать работодателя отменить его полностью или в части (ч. 5 ст. 372 ТК РФ). Но и у этого способа есть недостатки. Работодатель может не выполнить предписание, а как-то повлиять на это практически невозможно. Конечно, директору компании грозит дисквалификация на срок до 3 лет, а самой компании штраф в размере до 200 тыс. q по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписания). Но не всегда такие меры помогают. Помимо этого, большинство судов отклоняет иски трудовых инспекторов, в которых они просят обязать работодателя выполнить предписание. Суды указывают, что закон не предусматривает принудительного исполнения предписания в судебном порядке. Кроме того, у работодателя есть шанс оспорить предписание. Также суд может посчитать, что в данном случае возник трудовой спор, который трудовая инспекция была не полномочна разрешать.

Жалоба в прокуратуру

Работник не вправе сам обжаловать локальный акт, но это вправе сделать прокурор. Причем как по жалобе работника, так и самостоятельно. Закон позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц Поэтому прокурор вправе потребовать в судебном порядке признать незаконным локальный акт. Таким образом, сейчас самым действенным способом обжаловать локальный акт для работников является жалоба в прокуратуру, конечно при условии, что прокурор будет надлежащим образом исполнять свои обязанности.

Работник потребовал копии всех приказов и локальных актов. Что нужно выдать, а что можно придержать

Штатное расписание, график отпусков и табели выдавайте в виде выписок. Работник вправе получить информацию только о себе. Кроме того, есть документы, которые можно не выдавать, несмотря на просьбу работника.

Есть работники, которые заваливают работодателей заявлениями о выдаче копий кадровых документов. Причем работники не ограничиваются приказами о приеме и переводе. Они запрашивают распоряжения о создании подразделения, назначении руководителя, полное штатное расписание и все локальные акты. Не торопитесь удовлетворять все просьбы работника. Сначала оцените, имеет ли запрошенный документ отношение к нему. Если в нем упоминаются другие работники, оформите выписку. Копии локальных актов можно не выдавать. Такой отказ суды признают законным. В статье 62 ТК РФ упоминаются персональные документы работника. Локальный акт к ним не относится. Достаточно того, что работодатель ознакомил с ним работника.

Статьи и консультации 2019 по кадровому делопроизводству на сайте www.kadrovik-praktik.ru

К Вашим услугами наши консультации и статьи по кадровому делопроизводству. Для их чтения зарегистрируйтесь на сайте.

Суды не вправе отменять локальные нормативные акты работодателей, даже если считают их незаконными

Суды не вправе отменять локальные нормативные акты работодателей, даже если считают их незаконными

Недавно Верховный суд РФ принял решение, в котором ответил, что суды не вправе локальные нормативные акты работодателей, даже если считают их незаконными

Читайте так же:  Пошаговый порядок увольнения за несоответствие занимаемой должности по статье тк рф

Определение Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 78-КГ17-52 (выдержка):

Не получило оценки суда апелляционной инстанции и то обстоятельство, что после введения в действие оспариваемых профсоюзной организацией летного состава ОАО «…» приказов, устанавливающих новую систему оплаты труда, на работу в Общество были приняты сотрудники, трудовые договоры с которыми заключены на условиях оплаты труда, определенных в соответствии с данными приказами. Применительно к таким работникам правовых оснований для признания приказа от 21 сентября 2015 г. N 340 и приказа от 11 марта 2016 г. N 82 незаконными со ссылкой на несоблюдение ответчиком положений статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерацией, регулирующей порядок изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, у суда апелляционной инстанции не имелось, так как в отношении вновь принятых работников никакого изменения условий заключенных с ними трудовых договоров не осуществлялось.

Судом апелляционной инстанции не учтен также факт того, что все работники АО «…» в порядке статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации выразили согласие на продолжение работы с новыми условиями оплаты труда, подписав соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам, а в силу статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается по соглашению сторон трудового договора.

Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции об отмене приказов генерального директора АО «…» от 21 сентября 2015 г. N 340 и от 11 марта 2016 г. N 82, которыми введены в действие локальные нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда работников, нельзя признать правомерным, поскольку он сделан судом с нарушением положений абзаца седьмого части 1 статьи 22, части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации и без учета нормы статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, отмена данных локальных нормативных актов работодателя при том, что работодателем и работниками в установленном порядке согласованы новые условия оплаты труда путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам, не отвечает задачам гражданского судопроизводства, определенным статьей 2 ГПК РФ…»

Подписчики журнала «Кадровик-практик» также могут прочитать:

Хотите знать больше и разбираться в кадровом делопроизводстве лучше? Присоединяйтесь к подписчикам журнала «Кадровик-практик».

  • Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки по самым разным темам всегда будут у Вас под рукой.
  • Анализ сложных вопросов Вы получите в доступной форме.
  • Что делать в связи с последними изменениями в законе Вам расскажут.
  • Подписчикам доступны: журналы периода подписки, архив материалов за прошлые годы, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (пошаговые инструкции, образцы и бланки документов, консультации и др.), «Книжная полка», курс основ кадрового делопроизводства, все тесты и другие полезные ресурсы. Цена подписки народная —

Наш телефон: 8(8442)989899, 8-917-338-98-99

Вы в рубрике: ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, ГРАФИК ОТПУСКОВ, ПВТР, ДРУГИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

[3]

Когда сдавать в архив локальные нормативные акты?

Руководитель подразделения прав. Если локальный нормативный акт организации продолжает действовать, его нельзя относить к «законченным в делопроизводстве» документам и готовить к передаче в архив с оформлением соответствующих сдаточных описей структурного подразделения. Включать в 1 дело для сдачи в архив действующие и утратившие силу документы недопустимо.

В процессе ведения нормативной базы организации подразделение и его руководитель должны были в плановом порядке ежегодно, постепенно, по графику, составленному архивом, готовить дела с прекратившими свое действие ЛНА, у которых срок хранения не истек, к передаче на архивное хранение. Одновременно должны были быть выделены к уничтожению утратившие силу ЛНА, у которых предписанный им срок хранения уже истек. Организация экспертизы ценности и систематизация ЛНА по срокам хранения находится в зоне ответственности руководителя подразделения-«хранителя».

Отметим, что хранение ЛНА, прикрепляя их к приказам, которые их утвердили, не вполне соответствует концепции управления документами, в которой важна идентификация каждого документа (применение дополнительных идентификаторов для ЛНА помимо отметки о приложении). Как это можно сделать, читайте в статье «Регистрация и формирование дел с ЛНА: развитие технологии» журнала № 12′ 2017

Если в 2016 году ответственность за хранение действующих ЛНА перетекла из другого подразделения в канцелярию, то передачу таких документов надо оформить актом приема-передачи дел. Это не поздно сделать и сейчас, особенно если ответственным сотрудником они уже как-то упорядочены, надеюсь, что данных документов не очень много. А вот утратившие силу ЛНА, подлежащие архивному хранению, должно передать в архив прежнее подразделение-«хранитель» по сдаточным описям, подписанным руководителем того структурного подразделения. Одновременно с описями подразделению необходимо подготовить и проект акта о выделении к уничтожению ЛНА с истекшими сроками хранения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность за хранение документов системы ЛНА организации и переданные вам действующие ЛНА рекомендуем отразить в номенклатуре дел канцелярии на 2018 год, сформулировав конкретные заголовки дел в соответствии с предметно-вопросным признаком и сроками хранения. При необходимости можно внести изменения в Положение о канцелярии, включив в раздел «Функции» пункт об осуществлении централизованного хранения ЛНА организации. Начальнику канцелярии рекомендуем подготовить внесение необходимых изменений в Инструкцию по делопроизводству, чтобы предотвратить ситуации, подобные возникшей.

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

  2. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

  3. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
Получить копии локальных нормативных актов нельзя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here