Особенности перехода на специальный налоговый режим нпд

Самое полезное в статье: "Особенности перехода на специальный налоговый режим нпд" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Энциклопедия решений. Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

— виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

— ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

— налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

— особенности определения налоговой базы;

— налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

НК РФ предусматривает пять специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ):

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН);

— упрощенная система налогообложения (УСН);

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

— патентная система налогообложения (ПСН).

Суть специальных налоговых режимов заключается в том, что налогоплательщики освобождаются от уплаты ряда налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, путем замены их уплатой одного налога, а в случае соглашений о разделе продукции — освобождаются от уплаты некоторых налогов.

Чтобы выяснить, может ли налогоплательщик применять тот или иной специальный налоговый режим, необходимо определить, попадает ли он под критерии для применения этого режима. Для каждого спецрежима установлены свои требования, которым должен отвечать налогоплательщик, изъявивший желание перейти на указанный режим.

Необходимо учитывать, что такие специальные налоговые режимы, как УСН и ЕСХН применяются в отношении всей деятельности налогоплательщика, а ЕНВД и патентная система налогообложения применяются только в отношении определенных видов деятельности. Соответственно, налогоплательщик не может совмещать общую систему с УСН или с ЕСХН, а также совмещать УСН с ЕСХН.

Для применения специального режима налогоплательщик подает в налоговый орган уведомление, либо осуществляет постановку на учет (в случае ЕНВД).

Переход на специальные налоговые режимы и обратно

Учет основных средств при спецрежимах

Нематериальные активы при спецрежимах

Материально-производственные запасы при спецрежимах

Доходы и расходы при спецрежимах

Определение налоговой базы и уплата налогов при спецрежимах

[1]

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации» — это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.

Единицей информации является хозяйственная ситуация — некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.

В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.

Материал подготовлен специалистами компании «Гарант» и приводится по состоянию на июль 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии

См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации

Энциклопедия решений. НПД: Особенности уплаты отдельных налогов, страховых взносов и применения специальных налоговых режимов

НПД: Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

Переход на НПД с других налоговых режимов

При выборе системы налогообложения рекомендуем использовать сравнительную таблицу

ИП, применяющие спецрежимы в виде УСН, ЕСХН, ЕНВД, вправе отказаться от их применения и перейти на НПД при условии соблюдения требований к налогоплательщикам НПД (ч. 3 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).

Нельзя совмещать НПД с другими спецрежимами. Предпринимателю для перехода на НПД надо отказаться от любых специальных режимов: УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН (см. также ответы ФНС России).

Для этого физлицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН, ЕСХН, ЕНВД. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение этих спецрежимов со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД (ч. 4 ст. 15 Закона N 422-ФЗ). Если уведомление направлено с нарушением установленного срока или не направлено вовсе, то постановка лица на учет в качестве плательщика НПД аннулируется (ч. 5 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).

Примечание

Для уведомления налогового органа о прекращении применения указанных специальных налоговых режимов ФНС России рекомендует (письмо ФНС России от 26.12.2018 N СД-4-3/[email protected]) применять действующие формы N 26.2-8 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН» и N 26.1-7 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН». О прекращении применения ЕНВД в связи с постановкой на учет в качестве налогоплательщика НПД предприниматель уведомляет путем представления в налоговый орган заявления о снятии с учета ИП в качестве налогоплательщика ЕНВД по форме N ЕНВД-4.

Переход на другие режимы налогообложения в случае утраты права на применение НПД

Лица, утратившие право на применение НПД, вправе вернуться на другие спецрежимы (ч. 6 ст. 15 Закона N 422-ФЗ). Для это необходимо уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на УСН или ЕСХН и (или) подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Сделать это необходимо в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД.

В этом случае физическое лицо признается перешедшим на УСН или ЕСХН и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД с даты:

— снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД — для ИП;

— регистрации в качестве ИП — для физических лиц, которые на дату утраты права на применение НПД не являлись ИП и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

Примечание

В письме ФНС России от 26.12.2018 N СД-4-3/[email protected] разъяснено, как действовать предпринимателю, утратившему право на НПД, чтобы снова перейти на УСН, ЕСХН или ЕНВД.

Для уведомления налогового органа о переходе на УСН ФНС России рекомендует применять форму N 26.2-1 «Уведомление о переходе на УСН» (форма по КНД 1150001), утвержденную приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected] .

ИП, переходящий на УСН с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД, в уведомлении указывает код признака налогоплательщика «3» — индивидуальные предприниматели, переходящие с иных режимов налогообложения. В поле «переходит на упрощенную систему налогообложения __, где 1 — с 1 января 20__года» указывает «1» и год перехода на УСН.

ИП, переходящий на УСН с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, отражает в уведомлении код признака налогоплательщика «1» — заявители, подающие уведомление одновременно с документами на государственную регистрацию, и переход на УСН «2» — с даты постановки на налоговый учет.

Кроме того, данные налогоплательщики указывают выбранный объект налогообложения: 1 — доходы или 2 — доходы, уменьшенные на величину расходов.

Сведения о полученных доходах за девять месяцев года подачи уведомления, а также об остаточной стоимости основных средств на 1 октября года подачи уведомления налогоплательщики не заполняют.

Для уведомления налогового органа о переходе на ЕСХН ФНС России рекомендует применять форму N 26.1-1 «Уведомления о переходе на ЕСХН» (форма по КНД 1150007), утвержденную приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/[email protected]

ИП, переходящий на ЕСХН с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД, в уведомлении указывает код признака налогоплательщика «3» — индивидуальные предприниматели, переходящие с иных режимов налогообложения. В поле «переходит на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей __, где 1 — с 1 января 20__ года» указывает «1» и год перехода на ЕСХН.

ИП, переходящий на ЕСХН с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, отражает в уведомлении код признака налогоплательщика «1» — заявители, подающие уведомление одновременно с документами на государственную регистрацию, и переход на ЕСХН «2» — с даты постановки на учет в налоговом органе.

Сведения о доле доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщиками не указываются.

Для применения ЕНВД индивидуальному предпринимателю следует подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД по форме N ЕНВД-2 (код по КНД 1112012), утвержденной приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/[email protected]

Учет НДС при переходе на НПД с общего режима налогообложения

ИП, применяющие НПД, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ (ч. 9 ст. 2 Закона N 422-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 15 Закона N 422-ФЗ предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на НПД с учетом следующих особенностей:

1) суммы НДС, исчисленные плательщиком НДС с сумм предоплаты, полученных до перехода на НПД в счет поставок, осуществляемых в период после перехода на НПД, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика НДС на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом на уплату НПД, а если ИП переходит на НПД с начала квартала, — в налоговом периоде, предшествующем переходу. Получается, что для того, чтобы вернуть сумму НДС покупателю, необходимо этот вопрос с ним сначала согласовать путем внесения изменений в договор об исключении НДС из состава цены;

2) суммы НДС, принятые к вычету по товарам (и пр.), не использованным для операций, подлежащих налогообложению НДС, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на НПД, а если ИП переходит на НПД с начала квартала, — в налоговом периоде, предшествующем переходу.

Порядок учета расходов, связанных с приобретением товаров у лиц, уплачивающих НПД

Расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, являющихся налогоплательщиками НПД, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН при наличии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 422-ФЗ. В случае отсутствия чека расходы не учитываются (части 8-10 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).

Если ИП перестает быть плательщиком НПД (в том числе в связи с утратой права на применение этого режима), то в целях определения фиксированного размера страховых взносов датой начала расчетного периода является дата утраты права на применение НПД, а в случае отказа от применения НПД — дата снятия с учета в качестве налогоплательщика (ч. 1 ст 15 Закона N 422-ФЗ).

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками НПД — физлицами, не являющимися ИП, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП, производящих такие выплаты, при наличия чека, сформированного в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 422-ФЗ (второй абзац ч. 1 ст 15 Закона N 422-ФЗ).

Если выплаты производит физическое лицо, то объекта обложения страховыми взносами не возникает независимо от наличия/отсутствия чека (ч. 2 ст 15 Закона N 422-ФЗ).

Смена специального налогового режима: ФНС разъяснила порядок уведомления

Комментарий к письму ФНС России от 10.01.19 № СД-4-3/[email protected] «О порядке уведомления о прекращении применения специальных налоговых режимов в связи с переходом на уплату налога на профессиональный доход».

Налог на профессиональный доход (НПД) — это новый специальный налоговый режим, введённый федеральными законами от 27.11.18:

  • № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»;
  • № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обо всех деталях установления НПД, порядке его исчисления и уплаты мы рассказали в предыдущих двух номерах журнала.

Напомним, что применять новый налоговый режим можно с 2019 года в четырёх регионах России: Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года включительно (ч. 2 ст. 1 закона № 422-ФЗ).

Об особенностях перехода на НПД лиц, применяющих иные налоговые режимы, сообщила ФНС России в комментируемом письме от 10.01.19 № СД-4-3/[email protected] Но для начала напомним вкратце условия перехода на уплату НПД.

Простая регистрация

Режим НПД не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Разумеется, эта норма применяется, если физическое лицо осуществляет виды деятельности, ведение которых не требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами. Если, например, гражданин ремонтирует квартиры, организует праздники или производит на заказ фото- и видеосъёмку, то он вправе перейти на НПД, не будучи зарегистрированным как индивидуальный предприниматель. А вот на частных детективов это правило не распространяется. Как установлено Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (п. 4 ст. 1.1), частной детективной деятельностью может заниматься гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью 2 статьи 3 закона № 2487-1. Подобные нормы установлены, в частности, для производителей подакцизной продукции (алкогольной, табачной и др.).

Поэтому перейти в категорию самозанятых с уплатой НПД могут граждане и индивидуальные предприниматели при одновременном соблюдении следующих условий:

  • получении дохода от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;
  • ведении деятельности в регионе проведения эксперимента;
  • ведении деятельности без заключения трудового договора;
  • отсутствии наёмных работников по трудовым договорам.

И, как уже было сказано ранее, нужно помнить об исключениях, установленных законом № 422-ФЗ (ч. 6 ст. 2 и ч. 2 ст. 4). И не забывать, что при превышении в текущем календарном году суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы по НПД, 2 400 000 рублей право на применение этого специального налогового режима утрачивается.

Без обращения в налоговую инспекцию всё же не обойтись. Этого требуют правила, регулирующие порядок и условия начала и прекращения спецрежима НПД (ст. 5 закона № 422-ФЗ).

Чтобы стать плательщиком НПД, в налоговую инспекцию нужно представить заявление, паспортные данные (пользователям личного кабинета представлять эти сведения не надо) и фото. Эти сведения помогает сформировать мобильное приложение «Мой налог». Паспорт необходим для сканирования и проверки. Фотографию можно сделать прямо на камеру смартфона (https://npd.nalog.ru/#start).

Скачать мобильное приложение «Мой налог» можно для платформы Android через сервис Google Play, а для платформы iPhone OS — через сервис App Store. В поле поиска приложений нужно ввести слова «Мой налог».

Что делать, если приложения нельзя установить на телефоне (например, старая модель телефона)? Налоговики рекомендуют использовать иное устройство (например, компьютер) с выходом в сеть Интернет и воспользоваться веб-версией приложения «Мой налог», размещённой на сайте ФНС России. Налоговики обращают внимание на то, что налоговым режимом НПД можно воспользоваться только с помощью специального программного обеспечения.

Другой вариант регистрации — через кредитную организацию, которой гражданин предоставляет полномочия на подачу в налоговую инспекцию заявления о постановке на учёт и (или) снятии с учёта. Для такой регистрации также потребуются паспортные данные и номер мобильного телефона.

Налоговики обещают, что перечень кредитных организаций, через которые можно направить заявление о постановке на учёт в качестве налогоплательщика НПД, будет размещён на сайте ФНС России (https://npd.nalog.ru/credit-orgs/).

Уведомление при отказе от применения иных спецрежимов и переходе на НПД

Отдельным лицам всё же придётся уведомить налоговую инспекцию. Кого этого касается и почему? Это касается упрощенцев, вменёнщиков, плательщиков ЕСХН и предпринимателей — плательщиков НДФЛ. Дело в том, что совмещать разные спецрежимы нельзя даже по разным видам деятельности. В законе № 422-ФЗ (п. 7 ч. 2 ст. 4) сказано, что лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, не вправе применять иные специальные налоговые режимы или вести предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 4 статьи 15 закона № 422-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, систему налогообложения в виде ЕСХН, ЕНВД, вправе отказаться от их применения и перейти на НПД. При этом должны быть соблюдены требования, установленные законом № 422-ФЗ (ч. 3 ст. 15 закона № 422-ФЗ). Законом не запрещено ведение деятельности с применением НПД в нескольких субъектах. При этом при подаче заявления на регистрацию в качестве плательщика НПД необходимо указать один регион ведения деятельности из числа входящих в территорию эксперимента.

  • Самозанятые | Переход с ИП на самозанятость
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

ФНС России в комментируемом письме № СД-4-3/[email protected] пояснила особенности порядка уведомления о прекращении применения специальных налоговых режимов в связи с переходом на уплату НПД.

Обратившись к части 10 статьи 5 закона № 422-ФЗ, налоговая служба отметила, что датой постановки на учёт физического лица в качестве налогоплательщика НПД является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Те, кто до направления такого заявления применял УСН, ЕСХН, ЕНВД, должны уведомить налоговую инспекцию о прекращении ведения деятельности в рамках этих режимов. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня постановки на учёт в качестве плательщика НПД.

По какой форме и в какую налоговую инспекцию направлять уведомление? Специальной формы документа пока нет. Поэтому налоговая служба рекомендовала индивидуальным предпринимателям извещать налоговые инспекции о прекращении применения иных спецрежимов в связи с постановкой на учёт в качестве налогоплательщика НПД, используя действующие формы уведомлений.

«Упрощенцы» подают уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, по форме № 26.2-8 (утв. приказом ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/[email protected]). Плательщики ЕСХН — уведомление по форме № 26.1-7 (утв. приказом ФНС России от 28.01.13 № ММВ-7-3/[email protected]).

В этих формах нужно указать:

  • код налоговой инспекции, в которую представляется уведомление (по месту постановки на учёт в качестве плательщика налога, уплачиваемого при использовании УСН или ЕСХН);
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • дату прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (ЕСХН). Налоговая служба рекомендует указывать в этом поле дату постановки на учёт в качестве налогоплательщика НПД.

Плательщики ЕНВД должны уведомить о прекращении применения этого спецрежима в связи с переходом на уплату НПД. У «вменёнщиков» уведомлением является заявление о снятии с учёта индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД по форме № ЕНВД-4 (утв. приказом ФНС России от 11.12.12 № ММВ-7-6/[email protected]).

Заявление по указанной форме нужно подать в налоговую инспекцию по месту жительства или по месту ведения предпринимательской деятельности. Выбор варианта зависит от того, в какой налоговой инспекции индивидуальный предприниматель поставлен на учёт в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ.

В заявлении нужно указать:

  • причину снятия с учёта, выбрав один из предложенных трёх кодов. В письме налоговиков на этот счёт ничего не сказано. На наш взгляд, нужно выбирать код 2 — в связи с переходом на иной режим налогообложения (в нашем случае это НПД);
  • дату прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД. Такой датой является дата перехода на уплату НПД.

Указанные уведомления (заявление) можно представить в налоговую инспекцию лично или через представителя. Можно воспользоваться услугами почты и направить документ заказным письмом. Наконец, ещё один вариант — передать уведомление (заявление) в электронной форме по ТКС с применением квалифицированной электронной подписи. Это можно сделать в том числе через размещённый на сайте ФНС России сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» в разделе «Моя система налогообложения».

Уведомление о возврате на прежний режим

Может случиться так, что зарегистрированный в качестве плательщика НПД самозанятый гражданин утратит право на его применение. Это возможно при возникновении оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 закона № 422-ФЗ (например, при превышении лимита доходов 2 400 000 рублей). Со дня возникновения таких оснований регистрация в качестве плательщика НПД прекращается. Доходы, превышающие установленный лимит, будут облагаться по обычным ставкам: для физлица-резидента — по ставке 13 %, для индивидуального предпринимателя — в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Предприниматель, который не может применять НПД, может вернуться на прежний спецрежим.

Согласно части 6 статьи 15 закона № 422-ФЗ лица, утратившие право на применение НПД в соответствии с частью 19 статьи 5 закона № 422-ФЗ, вправе уведомить налоговую инспекцию по месту жительства о переходе на УСН или ЕСХН и (или) подать в налоговую инспекцию по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учёт в качестве налогоплательщика ЕНВД. Сделать это нужно в течение 20 календарных дней с даты снятия с учёта в качестве налогоплательщика НПД. В этом случае физическое лицо признаётся перешедшим на УСН или ЕСХН и (или) подлежит постановке на учёт в качестве налогоплательщика ЕНВД с даты:

  • снятия с учёта в качестве налогоплательщика НПД — для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — для физических лиц, которые на дату утраты права на применение спецрежима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

Для уведомления налогового органа о переходе с НПД на другие спецрежимы налоговая служба рекомендует применять формы:

  • № 26.2-1 «Уведомление о переходе на УСН» (утв. приказом ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/[email protected]). Индивидуальный предприниматель, переходящий на УСН с даты снятия с учёта в качестве налогоплательщика НПД, в уведомлении указывает код признака налогоплательщика «3», в поле «переходит на упрощённую систему налогообложения __, где 1 — с 1 января 20__года» указывает «1» и год перехода на УСН;
  • № 26.1-1 «Уведомление о переходе на ЕСХН» (утв. приказом ФНС России от 28.01.13 № ММВ-7-3/[email protected]). Индивидуальный предприниматель, переходящий на ЕСХН с даты снятия с учёта в качестве налогоплательщика НПД, в уведомлении указывает код признака налогоплательщика «3», в поле «переходит на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей __, где 1 — с 1 января 20__ года» указывает «1» и год перехода на ЕСХН;
  • № ЕНВД-2 «Заявление о постановке на учёт индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности» (приложение 2 к приказу ФНС России от 11.12.12 № ММВ-7-6/[email protected]).

Такие разъяснения ФНС России довела до подведомственных региональных управлений письмом от 26.12.18 № СД-4-3/[email protected] «О порядке уведомления о начале и прекращении применения специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“».

Особенности специальных налоговых режимов

В Казахстане на сегодняшний день созданы все условия для развития бизнеса, а главное большое внимание уделяется для развития малого бизнеса. Для этого ежегодно усовершенствуются нормы налогового законодательства. В целях упрощения и составления налоговой отчетности налогоплательщиками в налоговом законодательстве предусмотрены несколько видов специальных налоговых режимов для разных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом специальные налоговые режимы подразделяются на следующие виды:

1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, включающий в себя:

специальный налоговый режим на основе патента;

специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

2) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с)

3) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов.

Так как наиболее часто возникают вопросы по применению специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, более детально расскажем о них.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налогов, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 статьи 427 Налогового кодекса, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 статьи 427 Налогового кодекса.

[3]

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе патента;

3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Необходимо знать, что при переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка.

Специальный налоговый режим на основе патента.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые не являются лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса, а также не используют труд работников, осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства , предельный доход которых за налоговый период не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Налоговым периодом является календарный год.

Для применения специального налогового режима на основе патента в налоговый орган по месту нахождения представляется расчет стоимости патента (далее — Расчет).

Расчет представляется на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе посредством веб-портала «электронное правительство».

Во избежание административных штрафов необходимо знать о сроках представления Расчета.

Вновь образованные индивидуальные предприниматели (далее –ИП) представляют Расчет одновременно с налоговым заявлением о регистрационном учете в качестве ИП.

ИП осуществляющие переход с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима, представляют Расчет до 1 числа месяца применения специального налогового режима на основе патента.

ИП применяющие специальный налоговый режим на основе патента для получения очередного патента, представляют Расчет до истечения срока действия предыдущего патента или срока приостановления представления налоговой отчетности.

Расчет является налоговой отчетностью для исчисления стоимости патента. Уплата стоимости патента производится налогоплательщиком до представления расчета.

В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится в размере 2% к объекту налогообложения, исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в размере ½ части индивидуального подоходного налога и ½ части социального налога за минусом социальных отчислений. Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании». А в случае превышения суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме указанных в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса и соответствуют следующим условиям:

1) для индивидуальных предпринимателей:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;

предельный доход за налоговый период составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы , установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

2) для юридических лиц:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Налоговым периодом является полугодие.

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки 3%.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

А уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

В упрощенной декларации отражаются исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Субъектам бизнеса необходимо знать, что согласно статьи 272 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, влечет административный штраф.

Особенности применения специальных налоговых режимов

Зачастую малому бизнесу выгоднее применять не общую систему налогообложения, а специальные налоговые режимы. Какие условия должны соблюдаться, чтобы компания могла перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН? Можно ли совмещать разные режимы? От чего зависят ставки налога? Об этом и многом другом рассказывает замначальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Севастополю Инна Валентиновна Лебах.

Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда. Подробнее

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

[2]

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

  • Всё о самозанятости: самозанятость 2021 [нюансы, плюсы и минусы самозанятости, ответы на вопросы]
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
Особенности перехода на специальный налоговый режим нпд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here