Особенности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования для лиц с

Самое полезное в статье: "Особенности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования для лиц с" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Особенности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального образования установлены в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464)

прием на обучение среднее профессиональное образование

организация обучения лиц с ОВЗ среднее профессиональное образование

Рекомендации по организации образования в учреждениях начального и среднего профобразования

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
статья на тему

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

Вложение Размер

Предварительный просмотр:

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые из этих проблем.

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.

Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.

Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].

Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:

— распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;

— проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;

— оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;

— объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;

— созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.

Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.

Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:

— и задачи профессионального совершенствования.

Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.

В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов [1, с.45].

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.

В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».

Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.

Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.

  1. Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
  2. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.

Особенности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нормативные документы по профессиональному обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Международные документы

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

Указы Президента Российской Федерации

Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации

утв. Правительством РФ 23.05.2016 №3467п-П8

утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N 802-р

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 328

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297.

Федеральные законы

Нормативные правовые документы Минобрнауки России

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36

утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968

утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309

утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. № 1399

· Письмо от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 — О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нормативные правовые документы Минтруда России

утв. приказом Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г.

утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н

утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н

Методические материалы

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281

утв. Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн

Нормативные документы по профессиональному обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Международные документы

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

Указы Президента Российской Федерации

Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации

утв. Правительством РФ 23.05.2016 №3467п-П8

утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N 802-р

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 328

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297.

Федеральные законы

Нормативные правовые документы Минобрнауки России

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36

утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968

утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309

утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. № 1399

· Письмо от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 — О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нормативные правовые документы Минтруда России

утв. приказом Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г.

[3]

утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н

утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н

Методические материалы

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281

утв. Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн

Особенности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам общего образования для учащихся с ОВЗ в РФ регламентируются:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» и

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 17 июля 2015 г.)

Требования к содержанию общего образования и условиям организации обучения учащихся с ОВЗ

Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ОВЗ определяются:

адаптированной общеобразовательной программой (АОП),

а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Часть 1 Статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Исходя из категории учащихся с ОВЗ:

  • их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (АОП), создаются специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ:

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной — установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации,

а также их пребывания в указанных помещениях — наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений.

Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, должны создаваться:

необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Пункт 1 части 5 Статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

[2]

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (АОП):

для слабослышащих учащихся — имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи и

позднооглохших учащихся — оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь,

создаются два отделения, соответственно:

  • Закон об Образовании. Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

1 отделение — для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение — для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (АОП):

допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся,

а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении;

основой обучения слепых учащихся является система Брайля.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (АОП):

для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение — для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение — для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи;

в составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ (АОП) основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены:

  • для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (АОП), допускается:

совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс);

учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение;

для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 — 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

Реализация адаптированных общеобразовательных программ (АОП) в части трудового обучения осуществляется:

исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и

с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности;

в классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс;

квалификационные разряды выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или организацией профессионального образования;

учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (АОП):

для учащихся с умственной отсталостью,

создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

в классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе (АОП):

создаются условия для лечебно-восстановительной работы,

организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации:

на основании заключения медицинской организации и

письменного обращения родителей

обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

Часть 5 Статьи 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Порядок регламентации и оформления отношений:

государственной и муниципальной образовательной организации и

родителей учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов,

в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях

определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Часть 6 Статьи 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Как определить условия профессионального обучения молодых людей с ОВЗ?

Я работник приемной комиссии колледжа, у нас проводится профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возник вопрос – нужно ли просить справку ПМПК, что им рекомендовано адаптированное профессиональное обучение? У некоторых абитуриентов есть инвалидность, у некоторых ее нет. В справке об инвалидности не указан диагноз, соответственно, мы не знаем, нужно ли данному абитуриенту обучаться в специализированной группе, но у них у всех есть свидетельство об обучении (VIII вид).

Проблема с определением образовательной программы, условий для обучения при профессиональном обучении граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) действительно существует. Вот некоторые пути ее решения:

1. «Обучающимся с ОВЗ» признает ученика психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Однако в соответствии с Положением о ней ПМПК осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних. (Предложения о том, чтобы расширить категории граждан, которым ПМПК дает рекомендации по обучению, неоднократно вносились в уполномоченные органы, однако были отклонены.) В такой ситуации для подтверждения того, что гражданин является обучающимся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для обучения, можно рекомендовать образовательным организациям, реализующим образовательные программы профессионального обучения, руководствоваться теми заключениями ПМПК, которые были выданы гражданам ранее достижения возраста 18 лет. Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, свидетельство об обучении в школе VIII вида).

2. Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР, с 1 января 2016 года – ИПРА).

Таким образом, для определения того, чему и в каких условиях должен обучаться профессии (профессиональным навыкам) обучающийся с ОВЗ, имеющий инвалидность, закон предписывает обращаться к ИПРА. ИПРА, в свою очередь, содержит раздел «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации», в котором предписано указать рекомендации по условиям организации обучения, по трудоустройству, условиям труда, по оснащению специального рабочего места.

3. Что касается обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым. Законодатель не урегулировал такие ситуации. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости такого обучающегося в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть комиссионное заключение, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение.

4. На практике разделы ИПРА о профессиональной реабилитации/абилитации заполняются крайне формально, непрофессионально. Если рассматривать опыт Москвы, то как раз психолого-педагогический консилиум образовательной организации дает рекомендации о том, по какой образовательной программе целесообразно обучаться молодому человеку с ОВЗ, какие специальные условия для обучения должны быть созданы. С этими рекомендациями молодой человек обращается (в определенном порядке) в бюро медико-социальной экспертизы для внесения рекомендаций в ИПРА.

Включение рекомендаций по профобучению для молодых людей с ментальными нарушениями – трудный процесс. В Москве научить бюро МСЭ включать рекомендации в ИПРА удалось благодаря активной позиции самих образовательных организаций и родителей молодых людей с ОВЗ, желающих обучаться по адаптированным образовательным программам профессионального обучения.

Особенности профессионального обучения лиц с нарушениями интеллекта

В современной России очевидна тенденция к развитию процессов реформирования системы специального образования, к изменению системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Долгое время считалось, что оптимальным вариантом социализации таких детей является помещение их в учреждения интернатного типа, где созданы особые условия для занятий, работают врачи, специальные педагоги. Но из-за обособленности специальных (коррекционных) образовательных учреждений происходит оторванность воспитанников от семьи, широких социальных контактов, невостребованность в обществе и низкая конкурентноспособность на рынке труда.

Сегодня меняется отношение общества и государства к людям с особыми нуждами, все больше признаются их права на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Поэтому все чаще мы наблюдаем положительную динамику в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общую образовательную среду.

Наше училище – одно из немногих профессиональных образовательных организаций Волгоградской области, которое имеет опыт интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. С 2004 года мы ведем профессиональное обучение детей с ментальными нарушениями по профессиям «Штукатур», «Маляр», «Портной». В разные годы количество таких обучающихся варьировалось от 6% до 8% от общего количества студентов. Поступая к нам из специальных (коррекционных) школ VIII вида, обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития испытывают затруднения и проблемы в межличностном взаимодействии, в профессиональной деятельности, в устройстве личной жизни. И именно обучение в училище, обучение в среде нормально развивающихся людей предоставляет возможность молодым людям с нарушенным интеллектом не только получить профессию, но и пройти адаптацию к жизни и труду.

Достижение цели – создание для них безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке связано с особенностями организации учебно-воспитательного процесса, а именно, решением следующих задач:

  • адаптация учебных программ и методов обучения;
  • внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных технологий;
  • методическая поддержка;
  • разработка адаптированных учебных материалов и пособий;
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • контроль состояния здоровья обучающихся;
  • социальное сопровождение;
  • обеспечение педагогическими кадрами, ознакомленных с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ.

При организации и реализации интегрированного обучения и воспитания лиц с ОВЗ мы столкнулись с определенными трудностями. Рассмотрим проблемы, которые возникают у участников образовательного процесса.

  1. Формирование основной программы профессионального обучения.

Обязательный минимум содержания любой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Но специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются (ст.21 Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»). При этом следует иметь в виду, что требования к уровню профессиональной подготовки выпускника по профессии должны оставаться неизменными, так как присваиваемая в результате обучения квалификация определяет единые требования по профессии вне зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

Поэтому, формирование основной программы профессионального обучения по профессиям «Штукатур», «Маляр», «Портной» мы осуществляем на основе анализа следующих нормативных документов:

— Федерального закона «Об образовании» №273- ФЗ РФ;

— Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

— Действующих образовательных стандартов по профессиям СПО «Мастер отделочных строительных работ» и «Портной»;

— Профессиональных стандартов «Штукатур», «Маляр строительный», «Портной»;

— Приказа министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

— Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО, утвержденных 28 сентября 2009 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования и науки РФ И.М. Реморенко;

— Комплектов учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессиям «Штукатур», «Маляр строительный», «Портной» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (допущенных министерством образования российской федерации в качестве примерной учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих, 2004 г.);

— Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденных Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.

В результате, образовательная программа разработана и утверждена ГБПОУ «ПУ № 3» самостоятельно в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития.

Образовательная программа профессионального обучения представляет собой учебно-методический комплекс, составленный в соответствии с частью 9 статьи 2 и статьей 73 Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и содержащий:

— календарный учебный график;

— рабочие программы учебных дисциплин;

— программы учебной и производственной практик;

— материально-техническую оснащенность учебного процесса.

Обучение подразделяется на два вида: обязательное обучение и факультативные предметы. В обязательное обучение входят общепрофессиональный и профессиональный учебные циклы. А также разделы: учебная практика, производственная практика и итоговая аттестация. При разработке образовательной программы для лиц с ОВЗ большое значение имеет определение объемов времени на теоретическое и практическое обучение. Необходимо учитывать темпы усвоения ими теоретического материала, уменьшение объема кратковременной памяти, интенсивности внимания, и как следствие, необходимость создания условий большей практической направленности учебного процесса. Из приведенной ниже таблицы видно, что объем практической подготовки обучающегося составляет 70% от общего объема времени.

Циклы, учебные дисциплины

Всего часов за курс

А. Обязательная подготовка

1170

ОП.00 Общепрофессиональный цикл

224

ОП.01 Основы материаловедения

ОП.02 Основы элктротехники

ОП.03 Основы строительного черчения

ОП.04 Безопасность жизнедеятельности

ОП.05 Экономика отрасли и производства

ОП.06 Основы правоведения

ОП.07 Охрана труда

ОП.08 Адаптивная физкультура

П.00 Профессиональный цикл

946

П.01 Технология штукатурных работ

УП.00 Учебная практика

ПП.00 Производственная практика

Итого по группе А

1250

При формировании содержания учебных дисциплин преподаватели училища учитывают соотношение количества дидактических единиц дисциплины и объема времени, отводимого на ее освоение. Используют специально разработанную для данного контингента (адаптированную) учебно-методическую документацию.

Наряду с обязательными дисциплинами в рабочий учебный план включен факультатив по информатике в объеме 32 часов. Информатика имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличием специальных технических средств; каждый обучающийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; ответы у доски не практикуются, зато приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на занятиях по информатике значительно активнее формируется самостоятельная деятельность обучающихся, создание собственного, личностно-значимого продукта. В процессе изучения курса «Информатика» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий: познавательные УУД (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности); коммуникативные УУД (умение работать в группе, искать и находить компромиссы, строить общение с представителями других взглядов); регулятивные УУД (осознавать смысл своей деятельности, умение принимать решение, брать ответственность на себя); личностные УУД (осознание ответственности за общее дело, нравственно-этическое оценивание).

Нормативный срок освоения программы 1 год при очной форме подготовки без получения среднего общего образования на базе коррекционного образования (для выпускников школ VIII вида). Максимальный объем аудиторной нагрузки – 30 академических часов в неделю. Профессиональная подготовка завершается сдачей квалификационного экзамена. При успешной сдаче экзамена обучающимся выдается свидетельство установленного образца и присваивается 2(в отдельных случаях — 3) разряд по осваиваемой профессии.

Выпускник, освоивший программу профессионального обучения, должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками соответствующего уровня квалификации, уметь самостоятельно выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими условиями и нормами, установленными на производстве в сфере выполнения работ соответствующего вида профессиональной деятельности. Однако мы должны понимать, что интеллектуальная недостаточность наших обучающихся обуславливает ряд важнейших препятствий в их профессиональном становлении. Это снижение возможностей в овладении новыми понятиями, трудности в установлении причинно-следственных связей, зависимостей, обобщении, переносе полученных знаний в новые условия, проблема адаптации.

Преодоление этих препятствий осуществляется за счет широкого использования наглядности и практической деятельности, структурной простоты учебного материала, пооперационного характера обучения, дифференцированной помощи обучающимся, взаимосвязи обучения и воспитания, создание адекватной среды жизнедеятельности.

Вместе с тем хотелось бы отметить недостаточность этих мероприятий. Многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ и сравнительный анализ различных образовательных программ, которые мы применяли для их обучения, позволяют сделать выводы о необходимости увеличения срока обучения до двух лет и о необходимости введения адаптационно-реабилитационного курса. Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении. Кроме того необходимо разработать специальные учебные курсы для педагогов и других обучающихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с ОВЗ.

  1. Социально-психологическое и медицинское сопровождение.

Реализация особенностей адаптированной профессиональной образовательной программы и обеспечение специальных условий для овладения лицами с ограниченными возможностями здоровья профессией осуществляется за счет вводимого в адаптированную программу компонента социального, психологического и медицинского сопровождения. Объем времени на данный компонент формируется за счет увеличения общего срока обучения и определяется с учетом психофизических особенностей обучающихся и перечня реабилитационных мероприятий.

В этой связи хотелось бы отметить, что если проблему организационно-педагогического и социального сопровождения нам удается решать комплексно, то осуществление непрерывного медицинского и психологического сопровождения вызывает затруднение.

Своеобразие протекания психических процессов у подростков с нарушениями интеллектуального развития имеет место на протяжении всего периода обучения, отражаясь на его результатах. Сохраняются также на протяжении всего периода обучения и социально-психологические проблемы. Поэтому потребности студентов с нарушениями интеллектуального развития в постоянном психологическом сопровождении весьма значительны и присутствие штатного специального психолога, на мой взгляд, в училище является определяющим фактором успешности обучения молодых людей с нарушениями интеллектуального развития.

Отсутствие не только штатного психолога, но и медицинского работника, имеющего специальную подготовку, соответствующую специфике данного контингента не позволяет в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей лиц с ОВЗ в получении профессионального образования, восстановлению социального статуса и социальной адаптации.

Анализ профессионального обучения лиц с ментальными нарушениями показывает, что его конечные результаты можно улучшить, если внести изменения и дополнения в организацию учебного процесса, которые определяются:

— готовностью органов управления в сфере образования разрешить противоречия между потребностями лиц с ОВЗ в специальных условиях профессионального обучения и сокращением сроков обучения;

— наличием специалистов, способных обеспечить социальное, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение обучающихся;

— решением задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей лиц с ОВЗ;

  • Особенности поступления на базе среднего профессионального образования
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

— наличием специальных учебных курсов для педагогов и обучающихся, направленных на изменения уровня толерантности здоровых студентов к детям с ОВЗ.

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
  4. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
Особенности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования для лиц с
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

yakovleva_a.i._o_sovremennyh_podhodah_k_professionalnomu_obrazovaniyu_invalidov_i_lits_s_ovz.doc 56 КБ