Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

Самое полезное в статье: "Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным?

Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованными земельными долями могут быть признаны:

— земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

— земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Как оформить невостребованные земельные доли в собственность?

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления вправе продать земельные доли

Продажа невостребованных земельных долей является процедурой публичной. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня приобретения права на земельные доли публикует извещение о возможности приобретения земельных долей в собственность по цене 15% от кадастровой стоимости. Преимущественным правом на их приобретение обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Начальник Красногвардейского отдела

Управления Росреестра по Ставропольскому краю

Процедура оформления земель лесного фонда в собственность

Оформить земли лесного фонда в собственность можно единственным законным путем через смену ее категории. В регионах РФ этим занимается специальный государственный орган по лесному хозяйству, который имеет филиалы в каждом городе. Перевод земли, не находящейся в собственности у государства, осуществляет только Правительство страны.

Чтобы перевести земли в частное владение, вам потребуется собрать множество бумаг, которые следует оформить без единой ошибки. Они пройдут трехуровневую проверку – в органах местного, субъектного и федерального назначения. Нередко документы возвращаются на доработку, причем ни один раз, из-за чего вы теряете много времени. Их безошибочное оформление может занять примерно один год, в некоторых случаях и дольше.

Если учесть сложность оформления бумаг и отсутствие каких-либо гарантий в итоговом результате в случае самостоятельного сбора и подачи бумаг, то вам будет проще и логичнее взять участок лесополосы в аренду.

Как осуществляется аренда участка, относящегося к лесному фонду?

Отличительным моментом заключенных договоров на аренду земель лесного хозяйства считается их срочность. Арендовать их может частное лицо или организация на период от 10 до 49 лет. Однако арендатор имеет полное право продлить договор, но только если он в течение всего срока аренды соблюдал все его пункты.

На арендованных участках разрешается:

  • вырубка лесных насаждений;
  • сбор съедобных ресурсов;
  • охота;
  • занятия пчеловодством;
  • исследования ученых;
  • выращивание и сбор урожая;
  • постройка храмов и церквей.

Обычно земли лесополосы передаются в аренду тому, кто выигрывает торги. Без участия в них бумаги могут быть оформлены только людям, официально занимающимся охотой, а также инвесторам.

К основным обязанностям арендатора относятся:

  • регулярная оплата;
  • улучшение участка с помощью экологического природопользования;
  • проведение комплекса мер по восстановлению земельных и водных ресурсов, расположенных на арендованной территории.

Арендатору запрещено выдвигать дополнительные требования по работам, которые не описаны в договоре.

Земли, относящиеся к лесному фонду, выгоднее всего арендовать на продолжительное время, а затем осуществлять на них разрешенную деятельность, для того чтобы окупить все расходы.

Возможно ли оформить переуступку прав на арендованные земли?

Переуступку арендованных земель важно отличать от субаренды. Если при субаренде арендатор передает часть земельного участка во временное пользование другому лицу, то в случае переуступки, право аренды полностью переходит к третьим лицам.

Важно! Законом запрещено оформлять переуступку прав аренды без официального согласования с арендодателем, то есть с государственным органом.

Государственный орган является заинтересованным лицом в продолжение целевого использования земель лесополосы, поэтому он, сначала тщательно проверяет потенциального арендатора, а уже потом дает свое согласие или отказ на право пользования участком.

Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?

Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:

  1. Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.

Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:

  • Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
  • Северные народы.
  • Люди, представляющие официальные религии.
  • Лица, трудящиеся в гособоронеи охране лесополос.

Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.

Бумаги на получение земельного участка лесополосы необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.

Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.

  1. Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.

Договор на бессрочное пользование может также получить любой человек, выигравший торги и подавший заявление с указанием кадастрового номера. Решение по такому запросу принимается в течение двух месяцев.

Стоимость земель на начало аукциона устанавливается властями и рассчитывается из ежегодного размера аренды или определенного процента от цены по Кадастру. Участвовать в торгах могут только вышеперечисленные граждане, которые успели представить нужные документы, подали заявку и внесли авансовый платеж.

Все бумаги должны быть представлены не позднее пяти дней до начала торгов. Один человек может оставить одну заявку. По итогам аукциона составляется документ, один из экземпляров которого отдается победителю. Оформление договора на бессрочное использование земель лесополосы происходит после окончания торгов через 10 дней.

Как проводится аукцион?

Торги на право оформления договора для пользования землями лесополосы осуществляются во всех случаях. Исключением являются ситуации, описанные в ст. 36 и 43-45 Лесного Кодекса России.

Организацией аукциона занимаются госорганы или люди, уполномоченные согласно договору с этими госорганами. Организатор объявляет о проведении торгов на соответствующем интернет-ресурсе не позднее, чем за один месяц до даты начала. В объявлении должна быть информация о предмете, его подробных характеристиках, месте проведения, сроках принятия заявок, начальной стоимости лота.

Важно! Первоначальная цена участка, принадлежащего лесному хозяйству, определяется согласно ст. 73 и 76 Лесного Кодекса РФ.

Организатором разрабатывается кадастр реализуемого участка, подготавливается вся документация, договор аренды, а также определяется минимальный «шаг» торгов, то есть повышение стоимости в ходе аукциона. Как правило, «шаг» не превышает 5% от первоначально выставленной цены.

При подаче заявки для участия в торгах, физическому лицу необходимо указывать персональные данные, а юридическому – название и форму ведения бизнеса, его юридическое и фактическое местонахождение, банковские реквизиты.

Каждый участник обязан оплатить задаток для принятия участия в торгах. После внесения необходимой суммы, квитанцию об уплате требуется прикрепить к заявке. Отказать от участия в аукционе организатор может в случае не поступления задатка, банкротства организации или отсутствия в заявке каких-то важных данных.

Сам аукцион проводится по стандартной схеме. Начальная стоимость лота постепенно увеличивается на минимальный «шаг» торгов. Каждую цену организатор обязан повторять трижды. В случае если после произнесения суммы на третий раз никто не повысит ставку, то победителем торгов станет участник, предложивший последнюю цену. Вся информация по окончанию торгов указывается в протоколе, который прикрепляется к договору. Он заключается через 10 дней после аукциона.

Важно! Всем участникам торгов, не выигравшим лот, задатки возвращаются в течение пяти дней после завершения аукциона.

Если на торгах аренды земель лесополосы имеется только один участник, то он автоматически становится победителем и обязуется подписать договор в течение 20 дней.

Если же на покупку права аренды за минимальную назначенную стоимость никто не соглашается, то после ее объявления три раза аукцион объявляется несостоявшимся.

Как приобрести насаждения лесополосы?

Купить деревья и другие насаждения в лесополосе под вырубку не воспрещается. Как правило, договор на этот вид деятельности заключается на срок до одного года. Для определения стоимости берется ставка за единицу объема и умножается на общее количество вырубки деревьев. Для частных лиц ставки определяются Правительством РФ.

Документ, подтверждающий куплю-продажу, должен быть подписан по окончании аукциона. Его условия могут быть изменены в случае серьезных происшествий на купленных землях, а также смены вида деятельности.

Договор на приобретение насаждений лесополосы позволяет не переплачивать средства за аренду, а получать земли для узконаправленного целевого назначения.

Важно! Все договоры должны быть переданы в Регистрационную Палату. Для этого вам предварительно потребуется создать кадастровый план территории.

Какие участки земли лесополосы не подлежат переводу в частное владение?

Согласно ЗК РФ п.4 ст. 27 и ФЗ п.8 ст. 28 земли, ограниченные для использования или снятые с оборота, запрещено передавать во владение частным лицам.

К перечню таких участков относятся:

  • Кладбища.
  • Охраняемые территории лесного фонда и водные ресурсы на нем.
  • Участки земли, принадлежащие ВС РФ.
  • Заповедники, относящиеся к государству, а также национальная парковая зона.

Невостребованные земельные доли

Краткое содержание

  • Как востребовать свою земельную долю, если она попала в список невостребованных.
  • Каким образом формируются невостребованные земельные доли?
  • Кто ответчик в иске по невостребованным земельным долям.
  • Земельные доли
  • Доли земельного участка
  • Земельная доля продам
  • Собственники земельных долей
  • Выдел земельных долей

1. Как востребовать свою земельную долю, если она попала в список невостребованных.

1.1. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, И заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей

Это цитата пункта 6 статьи 12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Ключевым в данном пункте является союз”и”. Если Вы попали в список невостребованных земельных долей, то Вы должны И представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления И заявить об этом на общем собрании собственников земельных долей, на котором утверждается список невостребованных долей.

Формально, если Вы не исполните одно из обязательных требований, то после утверждения списка, востребовать свою долю Вы не сможете.

Однако из личного опыта могу сказать, упустив возможность заявить о своих правах на долю на этапе публикации списка, а, затем, не предприняв мер на этапе его утверждения общим собранием, не стоит отчаиваться.

Если Вам стали известны такие обстоятельства, не теряя ни минуты, вступайте в судебный процесс, в рамках которого орган местного самоуправления заявляет требование о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Можете быть уверены, суд откажет органу местного самоуправления в признании права собственности в части Вашей земельной доли.

1.2. Только в судебном порядке.

2. Каким образом формируются невостребованные земельные доли?

2.1. это болшьшая и долгая процедура все в администрацию.

2.2. Такого понятия нет, есть участки право собственности на которые неразграничено. Вы можете узнать о собственнике участка предоставив его координаты в земельный отдел органов муниципальной власти.

3. Кто ответчик в иске по невостребованным земельным долям.

3.1. Администрация, которая ведет список таких земель

4. Я глава сельсовета, у меня в собственности имеются земли, сформированные из невостребованных земельных долей (паев), которые я сдала в аренду сельхозорганизации. Теперь эта организация просит выкупить эти участки. Но действовал закон на запрет продажи земель из невостребованных долей. Права ли я? Или все же я могу продать эти земли арендаторам.

4.1. Добрый день, Ирина Ивановна.
Право собственности было признано в порядке ст. 12.1 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?
В этом случае вы можете реализовать земельные доли лицам, которые ими постоянно пользуются, на основании порядка реализации невостребованных земельных долей, принятом в вашем сельском поселении.

5. Как правильно администрации сделать запрос нотариусу по невостребованным земельным долям.

5.1. Вам нотариус скорее всего откажет, так как может сослаться на данную статью. Поэтому нужен конкретный вопрос по конкретной ситуации
«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 11.01.2018)
«»Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности

6. В порядке искового или особого производства подлежит рассмотрению заявление органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный уча-сток, образованный за счет невостребованных земельных долей? Обязан ли орган местного самоуправления предупредить собственников земельных долей об образовании земельного участка?

6.1. Признание права рассматривается в порядке искового судопроизводства, не относится это к делам особого, статья 262 ГПК РФ. всего доброго.

6.2. Здравствуйте! Так как администрация признает за собой право собственности, то кончено нужно подавать в суд исковое заявление о признании права собственности на земельный участок. До обращения в суд, органы МСУ публикуют сведения о спорном участке в местной газете.

7. В собственности администрации имеются отмежеванные невостребованные земельные доли умерших дольщиков. Как правильно продать их?

7.1. Здравствуйте!
Ключевое слово «в собственности» Муниципалитет должен объявит аукцион и выставить эти земельные участки на торги.

7.2. Добрый вечер!
Данные земельные участки возможно продать на торгах. Всего хорошего и удачи. Спасибо что выбрали наш сайт.

8. Невостребованные земельные доли стали муниципальной собственностью и переданы в аренду на 49 лет. через 2 года объявились наследники что делать?

8.1. Попробовать через суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для принятия наследства. Без юриста Вы это навряд ли сами сможете осуществить.

9. Отец уме в 1996 г. У него была доля в земельном пае. В 2000 году администрация района признала этот пай невостребованным. Могу ли я или мать, которая в 2008 года оформляла наследственное дело, но на пай не ничего не оформляла, обжаловать постановление администрации и оформить пай на себя?

9.1. Доброго времени суток. Вы вправе написать заявление в администрацию на пай. Однако, если было принято судебное решение, то Вам это будет сделать проблематично.

9.2. Оспорить можно в том случае, если данное Постановление Вы получили недавно. Если будет установлено, что о существовании оспариваемого Постановления Вы знали уже давно, то будет применен срок исковой давности и в иске откажут. Но надо разбираться подробнее. На личную консультацию можете записаться по номеру 8 961 066 75 84.

С Уважением, Адвокат — Степанов Вадим Игоревич.

Деприватизация невостребованных земельных долей

Дата публикации: 06.04.2016 2016-04-06

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Малышкина И. А. Деприватизация невостребованных земельных долей // Молодой ученый. — 2016. — №6.5. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/archive/110/27518/ (дата обращения: 02.10.2019).

На основе ретроспективного анализа нормативно-правовых актов, действующих в различные периоды осуществления земельной реформы в России, раскрыта сущность правовых механизмов деприватизации невостребованных земельных долей. Рассмотрены социально-экономические последствия этого процесса.

Ключевые слова: деприватизация, земли сельскохозяйственного назначения, общая долевая собственность, невостребованные земельные доли.

Механизм приватизации земель сельскохозяйственного назначения в России был схож с ваучерной приватизацией государственного имущества, но, из-за слабой и неактивной поддержки земельной реформы, земельная доля сохраняется на протяжении более 20 лет, в то время как ваучеры исчезли после полутора-двух лет практического применения. Земельная доля сегодня является явным анахронизмом, тре­бующим подходов и конкретных шагов по её упразднению [6, с. 51].

Проблема невостребованных земельных долей актуальна для большинства регионов нашей страны. По разным оценкам невостребованные земельные доли составляют от 24 до 29 % от их общего числа [1, с. 17].

Одним из важнейших подходов к упразднению института земельных долей является их деприватизация. Для глубокого понимания проблемы необходимо обратиться к ныне утратившим силу актам Правительства и Президента 1990-х годов, поскольку в различные периоды проведения земельной реформы подходы к ее решению существенно отличались.

Довольно длительное время (до 2002 года) вопрос о деприватизации земель не ставился, невостребованные земельные доли оставались в пользовании сельскохозяйственных организаций (табл.).

Решение проблемы невостребованности земельных долей на начальном этапе земельной реформы в РФ

[2]

Нормативно-правовой акт

Понятие «невостребованная земельная доля»

Правовой механизм вовлечения в использование

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление Правительства РФ

[1]

от 01.02.1995г. № 96

«О порядке осуществления прав собственников
земельных долей и имущественных паев»

(утратило силу с 27.01.2003г.)

Доли, собственники которых не получили свидетельства о праве собственности либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Невостребованные земельные доли передаются сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей (т.е. сельскохозяйственные организации несут ответственность перед собственниками невостребованных земельных долей по всем претензиям, которые они могут предъявить в отношении пользования принадлежащими им, но не востребованными земельными долями)

Указ Президента РФ

«О реализации конституционных прав граждан на землю» от

07.03.1996 г. N 337 (утратил силу с

Доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли.

Невостребованные земельные доли передаются сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.

Необходимо отметить, что методы приватизации сельскохозяйственных земель, а также ее последствия, в свое время, получили критическую оценку у большинства представителей научного сообщества.

К числу негативных последствий приватизации были отнесены:

— разукрупнение землепользований большей части сельскохозяйственных предприятий, имеющих специализированное и агропромышленно-интегрированное сельскохозяйственное производство;

— формирование большого количества сельскохозяйственных предприятий, не отвечающих оптимальным размерам, без четко выраженной спе­циализации, без необходимой инфраструктуры;

— возник­новение хаоса в использовании земель, появление пространственных недостатков землевладения и землеполь­зования;

— отсутствие у большинства сельскохозяйственных предприятий устойчивого во времени землепользования, что затруднило планирование и организацию рационального использования земель, привело к нарушению и утрате се­вооборотов;

— появление значительных площадей неиспользуемых земель, зарастание пашни лесом и кустарником;

— затруднение проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, из-за отсутствия возможности выявить конкретного собственника земли;

— сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции и, в целом, эффективности использования сельскохозяйственных земель.

Негативные последствия оказались настолько значительны, что в научной среде появились сторонники «деприватизации» сельскохозяйственных земель.

По мнению С.В. Семченковой: «В качестве наиболее социально и экономически справедливых вариантов необходимо рассматривать безвозмездный возврат земельных долей в состав земель субъектов Российской Федерации, муниципалитетов или сельскохозяйственных организаций, как юридических лиц» [5, с. 16].

Сторонником «замораживания» земельной реформы «по линии натурального межевания и оформления долей собственности на земельные участки» для передачи прав на еще невыделенные земельные доли государству является А.Н. Макаров [3, с. 13].

Но большинство представителей науки и специалистов в области аграрных отношений (например С.Н. Волков, Е.С. Строев) выступали против «жесткого» варианта решения проблемы: «Собственники земельных долей уже привыкли быть землевладельцами, хотя большинство из них так и не видело своих земельных участков. Для многих из них земельная доля — это последний источник существования. Сданная в аренду, она приносит некоторый доход в виде натуральной или стоимостной поддержки. Поэтому одномоментное изъятие земельных долей для государственных, общественных или коммерческих надобностей, может повлечь за собой социальный взрыв» [7].

Таким образом, сама идея деприватизации не отвергалась, но учитывая социальный аспект этого процесса, был необходим максимально «мягкий» подход к ее реализации.

Правовой механизм деприватизации земель, находящихся в общей долевой собственности, впервые был изложен в принятом 24июля2002 года федеральном законе №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» («закон «Об обороте»), при этом в различных редакциях этого закона он неоднократно менялся.

В настоящее время, невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, не могут быть признаны невостребованными. Невостребованной такжеможет быть признана доля, являющаяся «выморочным имуществом».

Орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Для прекращения права собственности граждан, не использующих свои земельные доли необходимо проведение комплекса организационных, правовых, землеустроительных и кадастровых работ. Орган местного самоуправления обязан вовлечь в оборот муниципальные земельные доли, для этого он публикует в СМИ информацию о возможности их приобретения.Если никто не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему долей (доли) и поставить его на государственный кадастровый учет, для последующей продажи или сдачи в аренду.

По окончании процесса деприватизации завершающим этапом земельной реформы должно стать землеустройство территорий муниципальных образований, поскольку оно является единственным механизмом устранения негативных последствий приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Необходима разработка государственной программы по землеустройству сельских территорий.

График работ по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей

УТВЕРЖДЕНО

Первомайского сельского поселения

Шумячского района Смоленской области

от 22.08.2012г. № 60

ГРАФИК

работ по оформлению в муниципальную собственность Администрации Первомайского сельского поселения Шумячского района Смоленской области невостребованных земельных долей, расположенных в границах ТсОО «Вежники» Шумячского района Смоленской области

Запрос в ФБУ «Кадастровая палата» межрайонный отдел № 6 (п. Шумячи) списка участников долевой собственности ТсОО «Вежники»

Выявление умерших участников долевой собственности

Выявление оформленных земельных долей

Опубликование списка невостребованных земельных долей в Смоленской областной газете «Рабочий путь» и на сайте Администрации Первомайского сельского поселения http//admin.smolensk.ru/

Проведение собрания участников долевой собственности. Утверждение списка невостребованных долей

Обращение в Шумячский районный суд Смоленской области с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными на основании ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 г.

Невостребованные земельные доли: что это

Невостребованные земельные паи признаются таковыми на основании изменений, внесенных в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Закон освещает ситуации, по причине которых доли земли могут обрести подобный статус и оговаривает моменты, когда участку можно вернуть утраченную значимость.

Что такое невостребованный пай

В 1991 году правительство страны приступило к выделению прав на владение земельными участками, передавая таковые работникам колхозов и иных сельскохозяйственных предприятий. Подобные доли и получили название земельных паев.

Процедура проводилась всего один раз, и передача паев осуществлялась на безвозмездной основе из общего земельного массива. При этом гражданин не получал в пользование надел, обозначенный границами, а фактически становился обладателем прав на владение таковым. Иными словами, людям вручались определенные размеры будущего участка, расположенного на конкретной территории, а также его оценка в денежном эквиваленте. Использовать подобное право, так же как и эксплуатировать участки, предполагалась в сельскохозяйственных целях, учитывая при этом интересы и желания других пайщиков.

Что касается невостребованных земельных паев, здесь речь идет о тех долях в праве коллективной собственности на конкретный участок, которые на протяжении определенного времени пустовали и не подвергались эксплуатации со стороны владельцев.

Основания для признания земельного пая невостребованным

На данный момент самого термина о невостребованной земельной доле не существует, поскольку он исчез из законодательства после внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Вместо термина о невостребованности пая, появился свод правил, согласно которому долю можно причислить к землям данной категории.

Важно уточнить — новая редакция закона предупреждает о том, что земельный пай не может являться невостребованным, он может лишь считаться таковым, в случае если он никоим образом не эксплуатируется и не передается в аренду долевым собственником в течение 3-х лет подряд с момента получения прав на владение землей.

Кроме того, земельная доля обозначается как невостребованная в следующих дополнительных случаях:

  1. Если собственник доли земли умер, а наследники отсутствуют, также как и завещание.
  2. Если после смерти собственника земельный пай отвергается и не признается наследниками, при этом не передается ими другим наследникам.
  3. Если возможные наследники отстранены от права наследования в порядке, установленном Законодательством.
  4. Если в момент приватизации сельхозугодий в решении, принятом органами местного самоуправления, будет отсутствовать информация о собственниках этого земельного пая. Иными словами, если владелец земельного пая неизвестен и о нем не найдено никакой информации.

На основании предыдущей редакции упомянутого закона, признать земельный пай невостребованным было невозможно, поскольку владелец, он же наследодатель, так или иначе, распоряжался принадлежащей ему собственностью. После внесения поправок возможность признания пая невостребованным стала реальной.

Кроме того, в случае если земельная доля передана в аренду, ее собственник скончался, а наследники тянут со вступлением в права наследования, пай на законных основаниях можно причислить к невостребованным землям.

Процедура признания земельного пая невостребованным

На основании существующих правил для признания земельных паев невостребованными, производится процедура официального причисления земель к таковым.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Составление администрацией конкретного региона официального списка лиц, чьи земельные паи можно отнести к невостребованным на основании того, что указанные граждане не распорядились таковыми на протяжении 3-х лет.
  2. Формирование отдельного списка всех земель, подходящих под категорию невостребованных согласно дополнительным правилам, прописанным в законе.
  3. Публикация списка невостребованных паев земли в СМИ местного значения либо на официальном сайте администрации в сети интернет, если таковой имеет место быть. Предоставление списка на всеобщее обозрение должно быть осуществлено не менее чем за 3 месяца до сборана совещательное собрание всех партнеров долевой собственности.
  4. Обсуждение и утверждение списка на общем сборе долевых собственников.

В случае если перечень невостребованных земельных паев не будет утвержден собранием владельцев долей земли в течение 4-х месяцев с момента его официальной публикации, он получит законную силу с разрешения органов местной администрации.

Как вернуть востребованность земельной доле

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.

Также владелец земельного пая, признанного невостребованным, может написать заявление о несогласии, адресованное администрации того территориального региона, где расположен надел.

Для удачного решения спорного вопроса рекомендовано использовать оба метода одновременно – выразить несогласие на собрании собственников и подать опровержение статуса невостребованности в письменном виде в органы администрации.

Нередки случаи, когда собственник пропускает период, установленный для оспаривания признания его земельной доли невостребованной. В подобных ситуациях отчаиваться не стоит, а следует нанести визит в судебные органы. Как показывает практика, такого рода споры чаще всего выигрывает пайщик, потерявший земельную долю, поскольку суд становится именно на его сторону.

Как невостребованными долями распоряжается муниципалитет

Земельные паи официально признаются невостребованными со дня утверждения соответствующего перечня. После чего местные органы самоуправления вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием передать им право собственности на указанные земли. В случае положительного решения и последующей регистрации наделов в качестве владений муниципалитета, последний вправе выставить земельные доли на продажу.

После оформления прав собственности на паи, вошедшие в категорию невостребованных, органы местного муниципалитета обязаны в течение 30 дней ознакомить население с информацией относительно данных земель, поскольку последние могут быть приобретены гражданами в частное владение. Цена земли данной категории будет составлять около 15% от ее кадастровой стоимости, при этом сумма остается неизменной, поскольку устанавливается законодательством.

Сведения о том, что невостребованные доли выставлены на продажу, должны быть размещены в СМИ для оповещения потенциальных покупателей. Вариант огласки информации может быть любым — распечатка на специальных щитах, расположенных на территории муниципалитета либо выкладка объявлений на официальном сайте, если таковой запущен в работу.

В данном случае преимуществом в приобретении наделов обладают фермерские, сельскохозяйственные и иные организации, пользующиеся землей, находящейся в долевой собственности на протяжении 6 месяцев после момента перехода невостребованной доли в распоряжение местной администрации.

Если по истечении полугода покупатель не будет согласован, участок должен быть определен органом местной власти как часть собственных земельных долей на основании принципа о минимальных размерах земельных площадей. После завершения процедуры, участок полностью выставляется на продажу.

Признание земельных паев невостребованными осуществляется на основании правил, изложенных в законодательстве. Процедуру активируют органы местного самоуправления посредством создания перечня невостребованных долей, а также списка лиц, чьи земли подходят под такого рода определение. Утверждение списка происходит на общем собрании владельцев, при этом несогласные со статусом земельной доли вправе выразить опровержение как устно, так и письменно.

Доклад «Особенности деятельности органов местного самоуправления по работе с невостребованными земельными долями»

по работе с невостребованными земельными долями»

УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ КОЛЛЕГИИ И ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ!

Установление специального правового режима и особой охраны земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обусловлено ценностью земли и ее значением в сельскохозяйственном производстве.

Ключевым принципом земельного законодательства является принцип сохранения целевого использования земельных участков и заключаются они в предназначении этих земель для нужд сельскохозяйственного производства. Неиспользование в настоящее время земель сельскохозяйственного назначения в последующем затруднит вовлечение их в сельскохозяйственное производство, сделает его более затратным. С точки зрения законодательства, а также местных и государственных интересов, должно осуществляться эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.

Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, состоящих в том числе из невостребованных земельных долей, приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней. Земли сельскохозяйственного назначения занимают большую часть территории Заволжского муниципального района. Всего на территории района 38054 га земель сельскохозяйственного назначения, из них 22324 га, находящихся в общей долевой собственности, полученной гражданами еще в 90-е годы в процессе приватизации. В настоящее время 1879 долей признаны невостребованными долями, общая площадь невостребованных долей составляет 14879 га.

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены в Земельном кодексе РФ и в Федеральном законе -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Оборот земель – это достаточно актуальная проблема, имеющая непосредственное практическое значение, связанное с возникновением и прекращением прав на земельные участки, находящиеся в частной, государственной и муниципальной собственности, имеющие различное целевое использование.

Активизировавшийся оборот земель сельскохозяйственного назначения в регионе заставляет органы местного самоуправления задумываться о пополнении бюджетов и возможности эффективного распоряжения невостребованными земельными массивами.

В ноябре 2010 года Департаментом управления имуществом Ивановской области подготовлена и Правительством Ивановской области одобрена Концепция использования и распоряжения земельными ресурсами Ивановской области, а также Департаментом подготовлен План мероприятий по ее реализации.

Одним из направлений Плана мероприятий является проведение работ органами местного самоуправления по образованию земельных участков в счет невостребованных земельных долей.

Департаментом управления имуществом Ивановской области разработан типовой алгоритм взаимодействия администрации района с администрациями поселений в целях проведения работ по выявлению невостребованных земельных долей и признанию права муниципальной собственности, по которому проведена большая работа.

Основные этапы процедуры введения в оборот невостребованных земельных долей заключаются в следующем:

1. Самый трудоемкий и важный этап – подготовка списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными;

2. Органы местного самоуправления поселений опубликовывают списки невостребованных земельных долей в информационном издании «Ивановская газета», в источнике официального опубликования нормативных правовых актов ОМС соответствующих муниципальных образований по месту нахождения земельных участков и размещают на официальном сайте указанных ОМС в сети Интернет (при наличии такого сайта) не менее чем за 3 месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Размещают списки невостребованных земельных долей на информационных щитах, расположенных на территории поселения;

3. В течение 3 месяцев принимают письменные возражения о необоснованном включении в список, исключают из списка невостребованных земельных долей лиц, считающих что они необоснованно включены;

4. Представляют списки невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения такого списка общим собранием участников долевой собственности земельные доли признаются невостребованными;

5. Если в течение 4 месяцев со дня опубликования списка общим собранием участников долевой собственности не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, то администрация поселения самостоятельно утверждает списки;

6. Обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли. Образование земельных участков в счет невостребованных земельных долей на данном этапе не требуется;

7. После признания в судебном порядке права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, ОМС поселения публикует информацию не позднее, чем в течение 1 месяца о возможности приобретения долей по льготной цене (15% от кадастровой стоимости) сельскохоз. организацией или крестьянско-фермерским хозяйством, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности и в течение 6 месяцев вправе продать, ставшие муниципальными, земельные доли сельскохозяйственной организации или крестьянско-фермерскому хозяйству;

8. Если никто не купил, то ОМС в теч. 1 года обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельных долей. И далее распоряжаться этими землями.

На данный момент:

1. собраны сведения о первоначальных списках собственников земельных долей по всем 12 сельскохозяйственным предприятиям,

2. собраны сведения о собственниках невостребованных земельных долей,

3. списки невостребованных земельных долей опубликованы в соответствии с законодательством.

4. В течение 3 месяцев принимали письменные возражения о необоснованном включении в списки, при необходимости исключали из списков невостребованных земельных долей лиц, считающих что они необоснованно включены;

[3]

5. Инициировали проведение общих собраний участников долевой собственности. Представляли списки невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Собрания были признаны несостоявшимися;

5. Администрации поселений утвердили списки невостребованных земельных долей своими правовыми актами.

Далее органы местного самоуправления поселений вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Администрации поселений проводят работу по подготовке документов в суд.

После признания права муниципальной собственности право распоряжаться ими перейдет в органы местного самоуправления поселения.

Данный вопрос находится на контроле Правительства Ивановской области Ежеквартально администрация района предоставляет обобщенный отчет по району в Департамент управления имуществом Ивановской области. Кроме письменных квартальных отчетов, администрация района отчитывается на расширенном заседании Координационного совета по урегулированию земельных отношений на территории Ивановской области о ходе выполнения плана мероприятий по реализации Концепции использования и распоряжения земельными ресурсами Ивановской области, в т. ч. и по работе по выявлению невостребованных земельных долей и признанию права муниципальной собственности.

Одна из основных задач на 2014 год – это вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, завершение работ по выявлению невостребованных земельных долей и признанию права муниципальной собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы не должны забывать о том, что Земля – это не только объект недвижимого имущества, а что самое главное это основное средство производства в сельском хозяйстве и продовольственная безопасность страны, и средство существования миллионов жителей.

Источники


  1. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.

  2. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  3. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
  4. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here