Независимая оценка квалификации работников

Самое полезное в статье: "Независимая оценка квалификации работников" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Независимая оценка квалификации работников

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Процедура независимой оценки квалификации:

Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.

Профессиональный стандарт — это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е. отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации. Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2017), который предоставил определенные налоговые льготы соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации. Сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п.21.1 ст.217 НК РФ). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за прохождение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации, с учетом условий, что независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые направлены в центр оценки квалификации.

Разработаны основы независимой оценки квалификации

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект 1 , который определяет правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Под ней понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации.

Предусмотрено, что оценка квалификации осуществляется в форме профессионального экзамена за счет средств самого соискателя либо по направлению работодателя, и в последнем случае оплачивать оценку будет именно работодатель. В 30-дневный срок после прохождения профессионального экзамена центр оценки квалификации выдаст соискателю свидетельство о квалификации (если профессиональный экзамен сдан) либо заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации соискателю (в случае неудовлетворительного прохождения испытаний). При этом на решение о выдаче заключения можно будет подать апелляционную жалобу.

Сведения о выданных свидетельствах о квалификации предлагается заносить в специальный реестр. Помимо этого, реестр будет содержать данные о центрах оценки квалификации, информацию о наименованиях квалификаций и положениях профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена и т. д. Доступ к реестру в Интернете будет свободным и бесплатным.

Законопроект предполагает создание специального консультативного органа – Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – и национального агентства развития квалификаций. Агентство будет представлять собой автономную некоммерческую организацию, созданную в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в России. Предполагается, что учредит ее правительство, а в состав соучредителей войдут общероссийские объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация. Национальное агентство развития квалификаций займется организационной, методической и экспертно-аналитической поддержкой в сфере оценки квалификаций, утверждением перечня наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации и т. д.

Кроме того, для каждого вида профессиональной деятельности на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей, объединения или ассоциации либо иного профессионального сообщества, будет создан совет по профессиональным квалификациям. Советы должны будут утвердить оценочные средства, которые применяются центрами оценки квалификации при проведении профессионального экзамена, провести отбор организаций для выполнения функций центров оценки квалификации и наделить их соответствующими полномочиями и т. д.

Создание такой системы правительство объясняет тем, что полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание. Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ранее Минтруд России пояснял, что результаты оценки работник и работодатель смогут использовать, например, при планировании обучения или повышения квалификации работника и его дальнейшей профессиональной карьеры.

Еще одним законопроектом 2 кабмин предлагает предоставить налоговые льготы компаниям, которые направляют своих работников для прохождения оценки квалификации: расходы работодателя могут отнести к так называемым «прочим расходам». На них можно будет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций (поправки планируется внести в подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если же гражданин прошел оценку квалификации по собственной инициативе и за свой счет, на эти затраты ему будет предоставлен социальный вычет по НДФЛ (ст. 219 НК РФ).

[2]

Оценка квалификаций

Расчет стоимости НОК

УТВЕРЖДЕНА
Решением
Совета по профессиональным квалификациям
в жилищно-коммунальном хозяйстве
протокол № 15 от 12 октября 2017 г.

Методика
определения стоимости работ по независимой оценке квалификаций
в центрах оценки квалификаций
совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. Общие положения.

1.1 Настоящая методика определения стоимости работ по оценке квалификации (далее – Методика) устанавливает порядок определения стоимости работ по проведению независимой оценки квалификации соискателя на соответствие профессиональным стандартам (далее – услуга по независимой оценке квалификации соискателя).

1.2 Настоящая Методика применяется центрами оценки квалификации Совета по профессиональным квалификациям в жилищно — коммунальном хозяйстве (ЦОК СПК ЖКХ).

2. Термины и определения.

2.1 В настоящей Методике применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Независимая оценка квалификации – независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций»;

Центр оценки квалификаций (ЦОК) – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» деятельность по проведению независимой оценки квалификации, прошедшее отбор Совета по профессиональным квалификациям в жилищно — коммунальном хозяйстве (далее, СПК ЖКХ) и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификации;

Эксперты ЦОК – специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями СПК ЖКХ, из состава которых формируется квалификационная комиссия;

Профессиональный экзамен – профессиональный экзамен, проводимый ЦОК по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя* в порядке, установленном трудовым законодательством.

*Расходы работодателей на оценку квалификации можно относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 264 Налогового Кодекса РФ);

Соискатели – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций»;

Оценочные средства — оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

Свидетельство о профессиональной квалификации – документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена.

3. Цели применения методики.

3.1 Методика определения стоимости услуг по независимой оценке квалификации (далее, НОК) разработана в целях:

  • установления экономически обоснованных механизмов определения стоимости услуги по НОК;
  • установления единой методики определения стоимости услуги по НОК;
  • обеспечения финансовой доступности для соискателей процедур НОК;
  • возмещения ЦОК экономически обоснованных затрат, связанных с НОК;
  • удовлетворения платежеспособного спроса на услуги по НОК;
  • учета в структуре стоимости услуг по НОК различных категорий и уровней квалификации соискателей, оценочных средств и необходимого уровня материально – технического обеспечения процедуры проведения профессионального экзамена.

3.2 Контроль за соблюдением Методики и стоимости услуг по НОК осуществляет СПК ЖКХ.

4. Расчет стоимости услуги.

34.1 В общем случае стоимость услуг Снок, по независимой оценке квалификаций формируется в соответствии со следующей формулой:

Снок = МРОТ*К1*К2

МРОТ – минимальный размер оплаты труда.**

К1 – коэффициент учитывающий сложность измерительных инструментов для проведения профессионального экзамена, позволяющих оценить квалификацию соискателя:

  • для I квалификационного уровня – 1;
  • для II квалификационного уровня – 1,1;
  • для III квалификационного уровня – 1,2;
  • для IV квалификационного уровня – 1,3;
  • для V квалификационного уровня – 1,4;
  • для VI квалификационного уровня – 1,6;
  • для VII квалификационного уровня – 1,8.

К2 – учитывающий уровень материально — технического обеспечения процедуры проведения профессионального экзамена (характеризуется стоимостью необходимых расходных материалов):

  • для I квалификационного уровня – 1,0;
  • для II квалификационного уровня – 1,1;
  • для III квалификационного уровня – 1,2;
  • для IV квалификационного уровня – 1,3;
  • для V квалификационного уровня – 1,3;
  • для VI квалификационного уровня – 1,2;
  • для VII квалификационного уровня – 1,2;

** В соответствии с Федеральным законом №460-ФЗ от 19.12.2016) МРОТ c 1 июля 2017 года установлен 7 800 рублей.

Центры оценки квалификаций на территории которого региональный МРОТ установлен более величины установленной в целом по экономике Российской Федерации, вправе, при расчете стоимости НОК, применять региональный МРОТ.

5. Примеры расчета стоимости НОК.

Соискатель – работник VII квалификационного уровня, обратившиеся в ЦОК СПК ЖКХ по направлению работодателя, за счет средств работодателя, для подтверждения своей квалификации.

Стоимость услуг НОК составит 16848 рублей. (7800 х 1,8 х 1,2 = 16848).

Таблица стоимости услуг по независимой оценке квалификации ЦОК СПК ЖКХ (в рублях)

Независимая оценка квалификации педагогического работника

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Независимая оценка квалификации педагогического работника

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон). Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

С 2017 г. работодатели, чтобы проверить квалификацию работников, могут направить их на независимую оценку соответствия профессиональным стандартам. Оценка квалификации является добровольной, поэтому ни для работника, ни для работодателя результаты такой оценки никаких обязательных последствий не влекут. Сразу же отметим, что введение в действие профессиональных стандартов для педагогических работников временно отложено!

В чём суть независимой оценки квалификации?

В соответствии со ст. 195.3 Трудового Кодекса РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, а работники организации должны соответствовать их требованиям. Например, в образовательных организациях должен применяться профессиональный стандарт «Педагог».

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (ч.3, ст. 2 Закона).

Независимая оценка квалификации проводится на добровольной основе: либо по инициативе работника за собственные деньги, либо по направлению работодателя за его счет с письменного согласия работника.

Обратим внимание, что независимая оценка квалификаций не является обязательной ни для работников, ни для работодателей. Это только лишь их право. Она проводится на добровольной основе организацией, независимой ни от работодателя, ни от организации. Ещё раз обратим внимание, что для педагогических работников применение профстандартов пока отложено. Это время дано для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться, чтобы соответствовать стандарту.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:

  • работнику — реализовать своё право на независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
  • работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности. Для проведения практического этапа используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях, портфолио. Комплекс заданий и критерии оценки по соответствующей квалификации утверждаются советом по профессиональным квалификациям.

Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки. При успешном прохождении профэкзамена соискатель получает Свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Если соискатель или работодатель не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, то они вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Обратим внимание, что результат оценки квалификации работника не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ни в Законе, ни в ТК РФ ничего не сказано о том, обязан ли работник иметь Свидетельство о независимой оценке квалификации, должен ли работодатель требовать от работника это Свидетельство при приеме на работу, обязан ли он принимать его в расчет для карьерного роста работника. Также ТК РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.

Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

Вместе с тем, по мнению юристов, Свидетельство об оценке квалификации с положительным заключением может оказаться полезным, если работник захочет опротестовать увольнение по п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК (по несоответствию занимаемой должности), как доказательство незаконного увольнения.

Гарантии работникам при прохождении независимой оценки квалификации

При прохождении независимой оценки квалификации с отрывом от работы работодатель обязан:

  • сохранять за сотрудником место работы (должность);
  • выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;
  • в размере, предусмотренном для служебных командировок: выплатить суточные, оплатить стоимость проезда, оплатить стоимость проживания.

Порядок и условия направления работников на независимую оценку квалификации нужно прописать в коллективном или трудовом договоре.

В случае согласия работника работодатель заключает договор с центром оценки квалификаций (ЦОК). После чего работник подает лично (через представителя) или направляет в форме электронного документа в ЦОК:

  • письменное заявление по утвержденному образцу;
  • копию паспорта;
  • иные документы, если они необходимы для прохождения экзамена по соответствующей квалификации.

Кто и где проводит независимую оценку квалификации?

Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена осуществляют Центры оценки квалификаций. Согласно подпункту «в» пункта 3 требований к Центрам, утвержденных приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

В соответствии с Законом № 238-ФЗ и приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых Центром при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Совет организует разработку оценочных средств.

Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена.

В целях информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций о деятельности по оценке квалификации предусмотрено ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в котором будут содержаться сведения о советах, Центрах, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах.

[3]

Сведения, содержащиеся в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, являются открытыми для просмотра гражданами и организациями, за исключением сведений, содержащих персональные данные.

Информация о Центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».

Доступ граждан и организаций к реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации является бесплатным и обеспечивается автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Если мы посмотрим на этом сайте информацию по сфере «Образование», то на сегодняшний день мы не найдём ни одного центра независимой оценки квалификации для педагогических работников (логично, т. к. профессиональный стандарт пока ещё не введён в действие).

В завершении отметим, что по мнению Роструда оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда. В случае неудовлетворительного прохождения экзамена соискателю выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Данное заключение подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Ответы на часто задаваемые вопросы по вопросу независимой оценки квалификации можно найти в информационном письме Роструда от 21 апреля 2017 года.

Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций

Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных служащих.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Оценка квалификаций

Почему важно пройти независимую оценку квалификаций в ближайшее время

С 1 января 2020 года профессиональные стандарты станут обязательными для муниципальных и бюджетных организаций, а также госкорпораций и компаний с государственным участием (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584). Это значит, что все сотрудники будут обязаны официально подтвердить, что уровень их подготовки соответствует обязательным требованиям профстандарта.

Сотрудник должен сдать экзамен и получить заветное свидетельство о квалификации общероссийского образца. Это поможет ему отстаивать свои позиции на рабочем месте или перейти на более оплачиваемую работу. А работодатель будет уверен, что в компании работают квалифицированные специалисты.

Независимая оценка квалификации для специалиста, это:

  • Признание квалификации на общероссийском уровне
  • Новые горизонты в профессии
  • Значительный рост зарплаты
  • Трудоустройство в престижной компании

Независимая оценка квалификации для работодателя, это:

  • Подтверждение высокого статуса компании
  • Наличие квалифицированного персонала
  • Серьезная экономия на подборе и обучении сотрудников
  • Уверенность в эффективности внутренних процедур управления персоналом

Как проходит подготовка и сдача экзамена

В зависимости от функций, которые Вы выполняете в своей практической работе, мы определим, какую квалификацию вам нужно подтвердить.

Выбранный уровень квалификации влияет на сложность экзамена. Поэтому так важно совместно с нашими экспертами сопоставить ваш стаж работы и уровень образования с требованиями к квалификации.

Сам экзамен для независимой оценки квалификации состоит из теоретической и практической части. Проводить его будет экспертная группа Центра Оценки Квалификации. На экзамене она использует оценочные средства, которые разработаны на основе профессионального стандарта.

Это комплекс заданий, критериев оценки, описание материально-технического и кадрового обеспечения экзамена (Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»).

После успешной сдачи экзамена по независимой оценке квалификации, вы в тридцатидневный срок получите свидетельство о квалификации общероссийского образца. Сведения о вашей квалификации будут внесены в реестр НАРК и будут доступны на официальном сайте.

Независимая оценка квалификации

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

С 1 июля согласно ст. 11 закона №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» применение иного порядка проведения оценки квалификации специалистов, нежели предусмотрено законом, не допускается.

Переходный период, в течение которого можно было внести поправки в соответствующую статью ТК, длился 3 года. Таким образом, сегодня оценка квалификации категорий работников, особенности которых не определены ТК РФ, должна осуществляться в системе независимой оценки квалификации.

Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

[1]

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

По итогам профессионального экзамена работнику или соискателю выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для работника или соискателя.

Независимая оценка квалификации работников

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям , которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Процедура независимой оценки квалификации

Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.

Профессиональный стандарт — это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е. отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.

Применение профстандартов организацией означает:

  • Приведение в соответствие профстандартам штатного расписания организации трудовых договоров (в части наименования профессии)
  • Проверка на соответствие профстандартам персонала организации (в Центрах оценки квалификации)
  • По результатам оценки провести меры по обучению (переобучению) персонала, не соответствующего необходимому уровню квалификации

Применение профстандартов в организациях (на предприятиях и т.д.) позволяет контролировать затраты на персонал и его развитие, т.е. повысить эффективность бизнеса в целом. Профстандарты регистрируются в Минюсте России как нормативные правовые акты, т.е. «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».

В соответствии с изменениями, внесенными в «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», ФГОС профессионального образования должны соответствовать профстандартам. Образовательные организации согласно ФЗ «О независимой оценке квалификации» не могут быть аттестованы в качестве Центров оценки квалификации. ЦОК и образовательные организации могут сотрудничать в рамках использования материально-технической базы друг друга, а также обмена опытом между экспертами ЦОК и преподавателями.

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации. Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2017), который предоставил определенные налоговые льготы соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации. Сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п.21.1 ст.217 НК РФ). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за прохождение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации, с учетом условий, что независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые направлены в центр оценки квалификации.

Преимущества квалифицированных специалистов:

  • документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалист;
  • персональное преимущество для роста карьеры;
  • повышение имиджа, рейтинга и конкурентоспособности специалиста в области предоставляемых услуг;
  • обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах;
  • уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.
Видео (кликните для воспроизведения).

Преимущества для работодателя:

  • существенная экономия времени на поиске, отборе и оценке кандидатов на вакантные места;
  • оформление на работу только компетентных и мотивированных сотрудников;
  • регулярная диагностика компетенций сотрудников согласно содержанию профессиональных стандартов, разрабатываемых ассоциациями работодателей.

Источники


  1. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  2. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.

  3. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
  4. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
Независимая оценка квалификации работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here