Национальная система квалификаций понятие, принципы, участники, элементы

Самое полезное в статье: "Национальная система квалификаций понятие, принципы, участники, элементы" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Национальная система квалификаций: Понятие, принципы, участники, элементы

В настоящее время ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей изменения в будущем. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база. В этой работе принимают участие органы государственной власти, работодатели, профсоюзы и система образования.

Национальная система квалификаций является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе требований рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на требованиях рынка труда.

В разработке, внедрении, апробации и контроле национальной системы квалификации участвуют следующие органы и организации:

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).

  • Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций.

Орган исполнительной власти (Минтруд России)

  • Утверждает ряд документов и положений по оценке квалификаций.

Национальное агентство развития квалификаций (НАРК)

  • Автономная, некоммерческая организация. Осуществляет деятельность по развитию квалификаций и разработке документов.

Советы по профессиональным квалификациям (СПК)

  • Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности.

Центры оценки квалификации (ЦОК)

  • Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации, наделенное этими функциями СПК.

Порядок оценки квалификации работников определен вступившим в силу с 01 января 2017 года Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ « О независимой оценке квалификации».

Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральным Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.

Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования. На данный момент утверждено более 800 профессиональных стандартов, в том числе профстандарты «Бухгалтер», «Внутренний контролер», «Внутренний аудитор», «Аудитор».

Также утверждены справочник и список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий. Работа по формированию справочника продолжается и в настоящее время.

Национальная система квалификаций

Национальная система квалификаций (НСК) — совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.
Введение НСК позволит сформировать производительные силы и производственные отношения, где качества работника определяются его реальной квалификацией, навыками, а существующее положение о ценности работника определяемое по диплому о завершении курса обучения в учебном заведении вытесняется. Одновременно происходит устранение рассогласованности между специальностями, квалификациями и потребностями рынка труда, подсистемами образования (высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования, неформального образования).
Национальная система квалификаций включает в себя:

  • Классификаторы рынка труда (по критериям: пространственной сферы, временных параметров, по степени эластичности, соотношения спроса и предложения труда, этапности, социальной группы, по видам экономической деятельности)
  • Законодательную и методическую базы, в том числе Профессиональные стандарты
  • Национальную рамку квалификаций (Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.
  • Органы системы, в том числе:
  • Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций.
  • Утверждает ряд документов и положений по оценке квалификаций.
  • Автономная, некоммерческая организация. Осуществляет деятельность по развитию квалификаций и разработке документов.
  • Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности.

Центры оценки квалификации (ЦОК) и профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ:

  • Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации, наделенное этими функциями СПК;
  • Юридическое лицо осуществляющее по заявлению образовательной организации профессионально-общественную аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральным Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ « О независимой оценке квалификации»).

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ).

Автономная некоммерческая организация «Агентство оценки и развития профессионального образования» (АНО «АОРПО») уполномоченна на проведение профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» (протокол заседания от 10.12.15 № 40/03) и включена в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ

Читайте так же:  Особенности оформления приказа о наложении дисциплинарного взыскания – скачать образец. процедура об

Национальная система квалификаций: Понятие, принципы, участники, элементы

Эксперты Национального агентства развития квалификаций.

  • 9:30-10:00 Регистрация участников
  • 10:00-11:00 Тема 1. Национальная система квалификаций России: организационная структура.
    1. Структура Национальной системы квалификаций (НСК): ключевые элементы и взаимосвязь между ними.
    2. Нормативная правовая база создания, функционирования и развития НСК РФ.
    3. Основные направления деятельности Национального совета при Президенте
    4. Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), советов по профессиональным квалификациям (СПК) по развитию НСК.
    5. Национальное агентство развития квалификаций.
    6. Модель взаимодействия НСПК и СПК с партнерами в субъектах Российской Федерации.
    7. Перспективы развития НСК РФ.
  • 11:00-12:00 Тема 2. Содержание Национальной системы квалификаций России: основные понятия.
    1. Область профессиональной деятельности и вид профессиональной деятельности.
    2. Понятие «квалификация»: содержание и объем.
    3. Соотношение понятий: квалификация, профессия, трудовая функция. Понятия: трудовое действие, знание, умение, профессиональный навык.
    4. Рамки квалификаций и профессиональный стандарты (ПС) как новые инструменты описания квалификаций.
    5. Дескрипторный подход к выделению и характеристике уровней квалификации.
  • 12:00-13:00 Тема 3. Формирование содержания Национальной системы квалификаций России: профессиональные стандарты и квалификации.
    1. Роль профессиональных стандартов (ПС) в НСК.
    2. Назначение, нормативные правовые основы разработки профессиональных стандартов
    3. ПС и действующие квалификационные справочники.
    4. Структурные элементы ПС.
    5. Методика разработки ПС.
    6. Методика разработки наименований квалификаций и требований к ним.
    7. Основные правила выделения квалификаций.
    8. Структура описания квалификаций.
  • 13:00-13:45 Перерыв
  • 13:45-14:30 Тема 4. Применение содержания и инструментов национальной системы квалификаций в сфере подготовки кадров.
    1. Актуализация перечней профессий, специальностей, направлений подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения на основе анализа содержания НСК.
    2. Нормативные правовые акты, определяющие разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основных и дополнительных профессиональных программ, программ профессионального обучения с учетом ПС.
    3. Определение специфики образовательных программ с учетом их направленности на удовлетворение потребностей рынка труда, работодателей и обучающихся.
    4. ПС как источник информации о требованиях работодателей к квалификации выпускников и работников.
    5. Применение ПС в целях экспертизы качества профессиональных образовательных программ и программ профессионального обучения.
  • 14:30-15:15 Тема 5. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент национальной системы квалификаций.
    1. Понятие «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Сложившиеся отечественные практики профессионально-общественной аккредитации.
    2. Модель профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, разработанная в рамках деятельности
    3. Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
  • 15:15-16:00 Тема 6. Применение содержания и инструментов национальной системы квалификаций в сфере управления персоналом.
    1. Законодательство, регулирующее применение ПС в управлении персоналом.
    2. Подбор и расстановка кадров, определение функционала работников с использованием ПС.
    3. Использование ПС при тарификации работ и рабочих, установлении должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, расчета стимулирующих выплат.
    4. Независимая оценка квалификации на соответствие положениям ПС, внутренняя оценка и аттестация персонала: общее и особенное. Планирование мероприятий по развитию и обучению персонала с учетом результатов внутренней оценки и аттестации персонала.
  • 16:00-16:15 Перерыв
  • 16:15-17:00 Практическое занятие
    • Самостоятельная аудиторная работа при консультационной поддержке преподавателя:
      1. Разработка плана сбора информации о потребностях организации в персонале с использованием профессиональных стандартов.
      2. Формирование (коррекция) требований к вакантной должности (с указанием профессии, специальности) с использованием профессионального стандарта.
    • Разработка программы повышения квалификации, профессиональной подготовки персонала с учетом профессиональных стандартов, требований к квалификации, примеров оценочных средств, применяемых в системе независимой оценки квалификации.
  • 10:00-13:00 Тема 7. Независимая оценка квалификации как инструмент национальной системы квалификаций.
    1. Федеральный закон No238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
    2. Структура системы независимой оценки квалификаций (НОК), участники НОК и их функции. Цели, задачи, принципы и основные положения НОК. Основные отличия НОК от аттестации персонала. Заинтересованность участников в НОК.
    3. Основные нормативные правовые акты в сфере НОК. Основные процессы НОК.
    4. Процедуры проведения НОК. Кадровый ресурс системы НОК.
    5. Методологическая основа независимой оценки квалификаций: принципы оценивания квалификаций, методы НОК, вопросы проектирования оценочных средств для проведения оценки квалификации.
    6. Примеры оценочных средств.
  • 13:00-13:45 Перерыв
  • 13:45-15:45 Практическое занятие.
    1. Структура и содержание оценочных средств в системе НОК
    2. Деловая игра. Проведение профессионального экзамена (процедурные и документарные аспекты).
  • 15:45-16:00 Перерыв
  • 16:00-16:45 Тема 8. Информационные ресурсы национальной системы квалификаций.
    1. Обзор IT-ресурсов НСК (назначение и функционал).
    2. Информационно-справочный ресурс «Справочник профессий».
    3. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.
    4. Программно-методический комплекс «Оценка квалификаций». Программно- методический комплекс для разработки профессиональных стандартов, перечней и описаний профессиональных квалификаций. Национальный реестр ПОА.
    5. Интернет-сайты НАРК, НСПК, интернет-портал обеспечения коммуникации между НАРК и партнерами в субъектах Российской Федерации «Регионы».
  • 16:45-17:45 Итоговая аттестация.
    1. Тестирование по темам курса (40 вопросов).
    2. Тестовые задания составлены по методике проектирования оценочных средств для проведения профессионального экзамена (теоретический этап).
  • 17:45-18:00 Подведение итогов.
    1. Выдача удостоверений о повышении квалификации и сертификатов.

Стоимость семинара:

1 участник — 19.300 руб.

2 участника — 17.400 руб. (за человека)

3 и более участников — 15.500 руб. (за человека)

В стоимость обучения включены:

  • сборник нормативно-правовых документов по независимой оценке квалификаций;
  • ежедневные кофе-брейки
Читайте так же:  Право на федеральные пособия семьям с детьми

Количество мест строго ограничено. Обязательна предварительная запись!

По окончании обучения слушателям выдается:

  • Удостоверение о повышении квалификации установленного образца (Лицензия Департамента образования города Москвы № 038416 от 19 мая 2017 г.);
  • Сертификат участника семинара.

Видеоролик: о Национальной системе квалификаций за 6 минут

Что такое Национальная система квалификаций , откуда взялись профстандарты и как обстоят дела в регионах ( на примере Свердловской области) — за 6 минут.

Видеоролик подготовлен Фондом развития квалификаций и компетенцийв Уральском регионе , http://fund-rkk.ru/

Модернизация экономики , быстро меняющиеся технологии и как следствие , изменение требований работодателей к квалификации специалистов и качеству подготовки выпускников образовательных учреждений , стали предпосылками для формирования в России Национальной системы квалификаций.

Результатом ее внедрения должно стать:

  • вытеснение рынка « дипломов» рынком « квалификаций»;
  • устранение « разногласий» между сферой образования и требованиями работодателей;
  • замена устаревших квалификационных справочников;
  • новый подход к подготовке кадров и независимой оценки их квалификации.

Процесс становления Национальной системы квалификаций был непростым. Впервые термин « профессиональный стандарт» был использован в 1997 году в Программе социальных реформ Правительства Российской Федерации. Однако работа в данном направлении стала системной и последовательной только с 2006 года , когда Российским союзом промышленников и предпринимателей было создано Национальное агентство развития квалификаций. Его руководителем стал Лейбович Александр Наумович.

В дальнейшем были:

  • разработаны макет и положение о профессиональном стандарте;
  • появился проект национальной рамки квалификаций;
  • получен первый опыт присвоения профессиональных квалификаций вне ВУЗов;
  • создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования;
  • разработана дорожная карта « Создание Национальной системы квалификаций и компетенций»;
  • издан Указ Президента « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и в Трудовой Кодекс введено понятие « профессиональный стандарт»;
  • выпущено Постановление Правительства « О Правилах разработки , утверждения и применения профессиональных стандартов».

В 2013 году для разработки профстандартов , востребованных экономикой и бизнесом , Владимиром Владимировичем Путиным была обозначена необходимость в консультативном органе. 16 апреля 2014 года им стал Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Его председателем назначен президент Российского союза промышленников и предпринимателей» Шохин Александр Николаевич.

В этот же период Правительством утвержден Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов на 2014 — 2016 годы. Благодаря этим шагам уже к концу 2015 года разработано более 800 профстандартов. Начата работа над проектом основополагающего закона « О независимой оценке квалификаций». Определены ключевые участники национальной системы квалификаций и модель их взаимодействия.

Важная роль в данной системе отведена отраслевым Советам по профессиональным квалификациям , которые наделены полномочиями по организации и проведению независимой оценки квалификаций. Сегодня действуют 25 отраслевых советов.

Одним из таких Советов в марте 2015 года стал « Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», учрежденный в форме Ассоциации. В его деятельности принимают участие более 70 ведущих организаций и объединений — профессиональных участников финансовой сферы. Председателем Ассоциации избран исполнительный Вице-президент РСПП Мурычев Александр Васильевич , а Генеральным директором назначена Диана Маштакеева. Сформирована организационная структура Совета и персональный состав. На отраслевом уровне создана нормативно-методическая база , разработано более 30 профессиональных стандартов , запущены процедуры профессионально — общественной аккредитации образовательных программ , в тестовом режиме функционируют 8 центров оценки квалификаций. Выстраивая деловые коммуникации и инфраструктуру , Советом регулярно проводятся , семинары , круглые столы и конференции. Привлекаются активные партнеры из регионов.

Примером такого делового сотрудничества стало Соглашение с Фондом развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе , которое также нашло поддержку у Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. В рамках соглашений , применяя Базовые принципы , заложенные Национальной системой квалификаций на регионально-отраслевом уровне , Фонд РКК непосредственно участвует в формировании экспертного потенциала , мониторинге рынка труда , актуализации справочника профессий , процедурах профессионально — общественной аккредитации образовательных программ и в развитии сети центров оценки квалификаций специалистов финансовой сферы.

Свердловская область , являясь регионом с высоким деловым , экономическим и научно-образовательным потенциалом , внесла свой вклад в развитие Национальной системы квалификаций. Изучение международной практики повышения качества человеческого потенциала началось более 10 лет назад. Это послужило отправной точкой для ряда событий и достижений:

  • получена экспериментальная практика сертификации компетенций по рабочим специальностям;
  • при разработке корпоративных профстандартов предприятий региона применена методика функционального анализа , взятая за основу Министерством труда и социальной защиты;
  • подписано соглашение между АСИ и Правительством Свердловской области , направленное на распространение лучших практик оценки и развития компетенций молодых профессиональных кадров;
  • создан Межотраслевой экспертно-методический центр системы оценки и сертификации квалификаций;
  • для обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда создан Координационный совет Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики;
  • для содействия процессам становления Национальной системы квалификаций Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей начал практику ее внедрения в регионе.

В начале 2016 года Свердловская область вошла в перечень « пилотных» регионов по апробации модели взаимодействия Национального Совета с партнерами в субъектах РФ , а развитие кадрового потенциала стало одним из приоритетных направлений деятельности объединения работодателей на долгосрочную перспективу.
Сегодня Национальная система квалификаций это набор взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов , а принятый в июне 2016 года на федеральном уровне закон « О независимой оценке квалификаций», несомненно , придаст новый импульс и динамику в ее развитии.

Читайте так же:  Максимальный срок отпуска без сохранения заработной платы

Работа с регионами

Стратегия формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации

Данный документ содержит обоснование роли и значения национальной системы квалификаций в Российской Федерации для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям развивающихся рынков труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.

Что такое национальная система квалификаций, и каково ее предназначение?

Национальная система квалификаций* является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений и компетенций, и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. Это согласование осуществляется на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда.

Создание НСК обусловлено объективной необходимостью, а именно, серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы.

В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на компетенциях (требованиях рынка труда), при этом опираясь на устаревшие классификаторы направлений подготовки.

Национальная система квалификаций включает в себя набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, таких как:

  1. Перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них профессиями/специальностями;
  2. Профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности/областях профессиональной деятельности, которые позволяют уточнить и систематизировать как классификаторы занятий на рынке труда, так и направления подготовки в рамках системы образования и обучения;
  3. Процедуры (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
  4. Национальная рамка квалификаций, основанная на квалификационных уровнях, определенных в ходе разработки профессиональных стандартов, и являющаяся основой для формирования требований к квалификациям.
  5. Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;
  6. Система обеспечения качества квалификаций (включающая в себя процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации/валидации результатов формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

*Как указано в документе НАРК РСПП «Макет профессионального стандарта», квалификация – это:
1. готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2. официальное признание (в виде сертификата установленного образца) основных компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии/специальности (требования профессионального стандарта).

Таким образом, национальная система квалификаций необходима для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснению существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

А это, в свою очередь, будет способствовать сближению требований к работникам, предъявляемым работодателями, и содержания программ профессионального образования и обучения.

Помимо этого, НСК обеспечит согласованность различных подсистем квалификаций (высшего образования, образования взрослых, среднего образования, и особенно квалификаций профессионального образования).

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Ценность НСК состоит в том, что она предоставляет:

Центральным элементом, или ядром, национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций,которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.

НРК позволяет соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных дескрипторов/описаний, что обеспечит прозрачность квалификаций и позволит создать новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности и устранит препятствия к обучению за счет внедрения новых систем оценки.

Таким образом, НРК, с одной стороны, позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации, а с другой – влечет за собой серьезную модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций, включая квалификации, освоенные вне рамок формального профессионального образования. Благодаря этому НРК обеспечивает повышение качества квалификаций и расширение доступа к получению квалификаций, а также преемственность и официальное признание квалификаций как выпускников системы профессионального образования, так и действующих работников.

НРК создает объективную основу для сравнения (бенчмаркинга) уровней, объемов и типов обучения и для признания результатов всех видов обучения (формального, неформального и спонтанного), которое осуществляется в рамках процедур оценки, валидации и сертификации.

Для обеспечения выполнения НРК своего предназначения она должна поддерживаться определенными механизмами в рамках национальной системы квалификаций, а именно:

  • механизмами и институтами оценки и валидации/сертификации/аккредитации компетенций и квалификаций;
  • информационной инфраструктурой, консультационными службами и службами по профориентации.

[1]

Возможность оценивать и валидировать (официально признавать) компетенции позволит:

  1. Снизить затраты на получение квалификации за счет признания неформального обучения (обучения в процессе труда).
  2. Осуществлять поэтапное освоение квалификаций и переносить единицы квалификаций из одного контекста в другой при смене траекторий обучения.
  3. Совершенствовать повышение квалификации и обучение действующих работников, вызванное развитием инноваций и техническим прогрессом.

Таким образом, оптимальная конфигурация национальной системы квалификаций предполагает наличие системы обеспечения качества, обеспечивающей официальное признание обучения, удовлетворяющей работодателей, обучающихся и другие заинтересованные стороны. Как следует из вышеизложенного, формирование национальной системы квалификаций – процесс сложный, долговременный и затратный, требующий политических решений.

Читайте так же:  Приобретение права собственности на земельный участок

Необходимо подчеркнуть, что создание национальной системы квалификаций требует:

  • серьезных изменений в законодательстве об образовании и труде (введение понятий формальное, неформальное, спонтанное образование и обучение, понятия квалификация, узаконивание процедур признания и сертификации квалификаций и т.д.);
  • формирования соответствующих институциональных механизмов (для регулирования квалификаций, свидетельств и дипломов, процедур оценки и признания/сертификации квалификаций, таких как отраслевых советов для разработки профессиональных стандартов и отраслевых квалификационных рамок, института развития квалификаций – для координации всей деятельности по разработке и обновлению квалификаций, сертификационных органов и т.д.);
  • радикальных перемен в классификации видов профессиональной деятельности и образовательных программ, которая на данный момент не отражает истинного положения на рынке труда;
  • создания эффективных механизмов прогнозирования ситуации на рынке труда (для обеспечения баланса предложения и спроса на умения).

Возможные параметры конфигурации национальной системы квалификаций и их возможные характеристики кратко описаны ниже:

Параметр

Характеристики

1. Статус системы квалификаций

Охват: национальный, региональный отраслевой

Национальная система квалификаций (НСК)

Национальная система квалификаций Текущая информация
Независимая оценка Профессиональные стандарты Аккредитация
  • Национальный Совет при Президенте РФ
    Национальное агентство развития квалификаций
    Совет по профессиональным квалификациям
    Агентство труда и занятости Красноярского края

Национальная система квалификаций — это инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения ква­лификаций со стороны системы образования и обучения.

Ключевое понятие здесь — квалификация.

Под квалификацией обычно понимается готовность работника к качественному выполнению работы в границах определённой трудовой деятельности, профессии.

Чаще всего приобретение ква­лификации у нас связывают с завершением среднего профес­сионального или высшего образо­вания. Качественное образование крайне важно для хорошего старта профессиональной карьеры. Одна­ко значимость зафиксированных в приложении к диплому об обра­зовании освоенных знаний и при­обретённых умений со временем снижается. В течение трудовой жизни возрастающую ценность будет иметь то, какие знания и умения работник приобрёл годы спустя. Поэтому на рынке труда ценность работника измеряется не столько тем, где он учился, сколько тем, что он умеет делать и насколь­ко качественно. Иначе и быть не может: примерно 50% занятых се­годня в экономике получили про­фессиональное образование (на­чальное, среднее или высшее) 20 и более лет назад. Миллионы людей состоялись как профессионалы, не имея «свежего» профильного ди­плома об образовании, но приоб­ретя необходимый трудовой опыт: инженеры (по диплому) стали менеджерами, а психологи — про­фессиональными строителями. Многие работники получили но­вую профессию, завершив курсы обучения, например у поставщи­ков оборудования и услуг. Иногда именно свидетельство об успеш­ном завершении такого обучения может служить входным билетом в профессиональную деятельность.

Результатом оценки квалифика­ции служит документ, её подтверж­дающий, — диплом, квалификаци­онный сертификат, свидетельство. Примером может служить диплом бакалавра, магистра или о сред­нем профессиональном образова­нии. Он выдаётся образовательной организацией, уполномоченной государством (имеющей государ­ственную лицензию и соответ­ствующей иным официальным требованиям). Основным инстру­ментом измерения квалификации выпускника служит государствен­ная шаговая аттестация. Правда, российское профессиональное образование пока в большей сте­пени ориентировано на оценку остаточных знаний (того, что за­помнил студент из пройденных за период обучения дисциплин), а не на измерение профессиональной пригодности выпускника. На практике диплом об успешном завершении образо­вания и реальная квалификация выпускника да­леко не всегда совпадают.

Другой типичный пример — ква­лификационные разряды рабочих. Как правило, они присваиваются либо образовательными организа­циями, либо конкретными работо­дателями. Однако свидетельства о присвоении квалификационного разряда рабочему последние десятилетия утратили характер доку­мента, имеющего хождение по всей территории станы и признаваемого каждым работодателем. Поскольку у работодателя нет уверенности, что квалификация выпускника или работника, подтверждённая вне зоны его контроля, будет соответ­ствовать требованиям, принятым в данной организации, применяют специальные процедуры оценки и кандидатов, и работников, включая и проверку их квалифика­ции. Стало общепринятым, что работодателем при­знаются только те свиде­тельства о присвоении разряда, которые выданы на данном предприятии. При пере­ходе на другое место работы от ра­ботника требуется вновь подтвер­дить свою квалификацию в рамках того же разряда.

Итак, на практике работники приобретают квалификацию не только в вузе или колледже, но и в результате полу — и неформального обучения (курсовая подготовка, самостоятельное обучение), а так­же опыта практической работы. Современные системы квалифика­ций учитывают это обстоятельство и предоставляют инструменты, не­обходимые для того, чтобы распо­знать, описать, оценить и присво­ить квалификацию работнику вне зависимости от способа её дости­жения. На смену квалификации по образованию приходит более уни­версальное её понимание, а рынок дипломов последовательно меняется на рынок квали­фикаций.

Российская модель националь­ной системы квалификаций пред­полагает, что такие полномочия они должны получить у Советов по профессиональным квалификаци­ям. Оговоримся, что обновлённая система квалификаций в России только строится, активная фаза этой работы началась менее года назад. Начало было положено формировани­ем Националь­ного совета при Президенте РФ по профессио­нальным квали­фикациям. Тем не менее на сегодняшний день сформировано уже 25 отрас­левых советов по про­фессиональным ква­лификациям.

Совет (отраслевой, профессиональный) по профессиональным квалификациям — это орган, целями дея­тельности которого (в числе других) яв­ляются разработка профессиональных стандартов, а также разработка, приме­нение и обновление процедур подтверж­дения и присвоения профессиональной квалификации в со­ответствующих областях профес­сиональной деятельности. Именно советы должны выдавать от своего имени разрешение на деятельность органу, присваивающему профес­сиональную квалификацию, и ор­ганизовать надзор за его деятель­ностью. Сертификат о присвоении квалификации должен выдаваться от имени совета, а не центра сер­тификации. Тем самым советы при­званы стать гарантом качества и обеспечить доверие к сертифика­ции как со стороны ра­ботников, так и со сто­роны работодателей.

Читайте так же:  Справка о наличии (отсутствии) судимости

Формирование системы квали­фикаций, в определённой мере обособленной от сложившейся рыночной стихии, — важный, но не достаточный шаг. Работники, ко­торые подтверждают свою квали­фикацию, должны иметь возмож­ность при необходимости запол­нить квалификационные пробелы через соответствующие образова­тельные программы.

В нашем представлении подобного рода экспертиза и ак­кредитация должна проводиться на их соответствие требованиям профессиональных стандартов. Поскольку предполагается, что от­ветственными владельцами про­фессиональных стандартов ста­нут советы по профессиональным квалификациям, эта деятельность должна замыкаться именно на них. Реализация принципа одного окна позволит сконцентрировать в руках советов ответственность как за качество профессиональ­ных стандартов, так и за их при­менение в сфере образования и сертификации квалификаций.

Едва ли будет оправданным, если отраслевые советы по про­фессиональным квалификациям будут создаваться стихийно, по инициативе снизу. Сегодня коор­динатором всей деятельности по обновлению системы квалифи­каций определён Национальный совет при Президенте РФ по про­фессиональным квалификациям. Одна из его практических задач — отбор и наделение полномочиями отраслевых советов, обеспечение единства политики и действий. Одновременно существует ряд специальных функций, которые не могут взять на себя ни отраслевые советы, ни регионы. Например, ко­ординация и синхронизация дея­тельности всех основных участни­ков строительства национальной системы квалификаций, обеспе­чение единой методической базы разработки профессио­нальных стандартов, орга­низации профессионально-общественной аккреди­тации образовательных программ, установление требований для подтверждения профессио­нальной квалификации, органи­зация разработки профессиональ­ных стандартов по общим для экономики (сквозным) професси­ям, участие в формировании про­фильного законодательства и т.д.

В конечном счёте формиро­вание обновлённого и единого пространства квалификаций, укорачивание дея­тельности институ­тов, входящих в на­циональную систему квалификаций, долж­но способствовать снижению диспро­порций между имею­щейся у работников квалификацией и требуемой ра­ботодателем.

Подстройка обра­зовательных программ (среднего профессионального образования и высшего образования) под по­требности работодателей и сту­дентов будет происходить более уверенно, а качество подготов­ки выпускников не будет рас­ходиться с потребностями рынка труда, работодателей.

Школьни­ки, студенты, работники должны получить более достоверную ин­формацию о реальной ситуации на рынке труда, потреб­ностях работодателей, спросе на профессии и компетенции.

Институт развития дополнительного
профессионального образования

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712
Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: [email protected]ru

Для образовательных организаций

Национальная система квалификаций: основные понятия, организационная структура, процессы, независимая оценка квалификаций

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ПРОЦЕССЫ, НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ
15-16 октября 2018 года

В целях развития представлений о Национальной системе квалификаций России федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») совместно с Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» объявляет набор слушателей на семинар:

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ПРОЦЕССЫ, НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ
15-16 октября 2018 года

В программу включены следующие практико-ориентированные курсы:

  • Национальная система квалификаций России: организационная структура;
  • Содержание Национальной системы квалификаций России: основные понятия;
  • Формирование содержания Национальной системы квалификаций России: профессиональные стандарты и квалификации;
  • Применение содержания и инструментов национальной системы квалификаций в сфере подготовки кадров;
  • Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент национальной системы квалификаций;
  • Применение содержания и инструментов национальной системы квалификаций в сфере управления персоналом;
  • Независимая оценка квалификации как инструмент национальной системы квалификаций;
  • Информационные ресурсы национальной системы квалификаций.

Требования к слушателям:

  • высшее образование/среднее профессиональное образование
  • опыт работы в области разработки и реализации образовательных программ

Возможные формы участия:

  • очная форма;
  • в режиме вебинара

Участие в семинаре в режиме вебинара предполагает интернет-трансляцию докладов участников семинара.

Удаленные участники получат возможность задавать вопросы докладчикам.

Если у вас есть вопросы или вы хотите заказать обратный звонок ( наши специалисты свяжутся с вами ),

Для регистрации на семинар и оформления документов на обучение необходимо на сайте ИРДПО www.irdpo.ru в разделе

Заявка на обучение заполнить и отправить форму заявки

Справки по телефонам: (499) 236-05-16, +7 (926) 244-66-26, +7 (926) 244-16-85

E-mail:

Видео (кликните для воспроизведения).

И.о. Ректора ФГБОУ ДПО ИРДПО В.В. Безлепкин

Источники


  1. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  2. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  3. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  4. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  5. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
Национальная система квалификаций понятие, принципы, участники, элементы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here