Льготы по уплате таможенных платежей и порядок их предоставления

Самое полезное в статье: "Льготы по уплате таможенных платежей и порядок их предоставления" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Статья 49. Льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции

Статья 49. Льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции

1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);

2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

2. Случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

При установлении в соответствии со статьей 43 Договора о Союзе случаев и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот) в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия вправе определять иные обстоятельства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин.

3. Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.

4. Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.

Положения пункта 4 применяются с учетом пунктов 1, 3 — 5 статьи 102 Договора о Союзе

Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) статья 74 настоящего Кодекса в части тарифных льгот применяется с учетом положений статьи 43 названного Договора

Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей

1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

Информация об изменениях:

Протоколом от 16 апреля 2010 г. в пункт 2 статьи 74 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

>
Исчисление таможенных пошлин, налогов (ст.ст. 75 — 81)
Содержание
Таможенный кодекс Таможенного союза

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Льготы по уплате таможенных пошлин

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в довольно сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Многие специалисты по таможенному праву, и финансовому праву относят к таможенным льготам преимущества или исключения касающиеся правил, они установлены таможенным законодательством, а именно, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления также и для контроля товаров.

Под льготами по оплате таможенных платежей понимаются:

  • — тарифные преференции;
  • — тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
  • — льготы по уплате налогов;
  • — льготы по уплате таможенных сборов.

Виды тарифных льгот также порядок, а также их случаи предоставления, определяются в соответствии с международными договорами стран между собой, членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством страны. [5,C.23]

После определения преимуществ, предоставляемых при уплате импортной и экспортной пошлин, применяются такие понятия как: «тарифная льгота», и «тарифная преференция».

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

Во-первых, можно отметить то, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в различных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения данного товара. Для решения вопроса о возможности или невозможности использовать тарифные льготы, необходимо определить другие критерии, такие как, временно ли и под каким режимом импортируется данный товар, в каких целях импортируется товар и т.д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации.

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, таможенная процедура временного ввоза или допуска — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние. Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании и, следовательно, об особой роли льгот по ее уплате, как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования.

Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты. [5,C.41]

Как правило, предоставление льгот основано на условиях взаимности, так как преобладание одностороннего порядка экономически невыгодно для государства. Поэтому в практике зарубежных государств односторонний порядок применяется только в отношении развивающихся государств. Товары и транспортные средства, в отношении которых представлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.

Основным документом, регулирующим вопросы перемещения товаров для личного пользования, является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, разработанное в рамках реализации положений главы 49 Таможенного кодекса таможенного союза.

В отношении норм беспошлинного ввоза за основу приняты самые льготные условия законодательства трех сторон: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Виды льгот по уплате таможенных платежей

Таможенные льготы — это определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Также таможенные льготы представляются не только как некие преимущества, но и как отступления, исключения от общих правил в сторону смягчения этих правил в таможенном деле.

В таможенном кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

  • 1) тарифные преференции;
  • 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
  • 3) льготы по уплате налогов;
  • 4) льготы по уплате таможенных сборов.

Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств — членов ЕАЭС.

В Евразийском экономическом союзе применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран.

Перечни развивающихся, наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, а также перечни товаров происходящих из этих стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются, комиссией ЕАЭС.

В отношении ввозимых на таможенную территорию преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

В отношении ввозимых на таможенную территорию преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Сумма ввозной таможенной пошлины, подлежащей уплате, определяется путем применения базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующего вида ставки таможенной пошлины (ст. 76 ТК ТС). Таким образом, для правильного определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины чрезвычайно важными являются верная классификация товаров, правильное определение страны происхождения товаров и достоверное определение базы для исчисления таможенной пошлины — таможенной стоимости и (или) иной характеристики товара.

Тарифные льготы применяются в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.

При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

­ ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных ТК;

­ вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Россия;

­ вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами;

­ ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации [23].

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с таможенным кодексом таможенного союза и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

В отношении уплаты НДС (налога на добавленную стоимость) существует возможность освобождения только при соблюдении сроков провоза продукции. Согласно150 статье налогового кодекса РФ, она действует в отношении следующих позиций:

  • — на техоборудование, комплектующие и запчасти, которые выступает взносом в капитал юрлиц;
  • — на медтехнику, если её комплектность соответствует удостоверению Росздравнадзора.

НДС 10% установлен для книжной продукции образовательного и научного характера; лекарственных препаратов; предметов лечебного назначения; товаров продовольственного и детского назначения.

Акциз — налог общегосударственного характера, которым облагаются в основном предметы потребления, ввозимые из-за рубежа. Налог разрешено не уплачивать на:

  • – гуманитарные грузы;
  • – вещи, которые предоставляются стране в случае отказа от них декларанта;
  • – комплектные объекты, а не запчасти и приспособления;
  • – личные вещи иностранных представителей-дипломатов;
  • – предметы, сумма которых не более 100 евро в переводе на нацвалюту.

Таможенный сбор — платёж за проведение таможенных манипуляций. Взимается налог за предметы, вещей персонального владения, транспорта, наследия. Декларант для получения освобождения должен в декларации обозначить статус ввозимого имущества в качестве личного взноса в общее имущество юрлица и предоставить документально подтверждение — учредительную документацию, в которой оговорен порядок внесения доли в общее имущество организации именно этих товаров.

Таможенные льготы при уплате таможенных платежей (стр. 2 из 3)

Кроме того, применение данной льготы возможно только в случае, если: поставка осуществляется иностранным инвестором, являющимся собственником товаров, либо поставка происходит по договору (контракту) иностранного инвестора, который вносит его в уставный капитал российской организации – получателя товаров. В этом случае иностранный инвестор выступает в качестве покупателя иностранного оборудования.

1.3 Льгота по уплате НДС

Необходимым условием предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС является ввоз товаров в сроки, установленные учредительными документами для формирования (увеличения) уставного капитала. При этом следует учитывать дату фактического пересечения товарами таможенной границы и дату выпуска товаров.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Важно отметить, что эта льгота предоставляется в случае внесения технологического оборудования в уставной капитал как иностранным, так и российским юридическим лицом.

Льгота по уплате НДС в отношении ввозимой важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники может быть предоставлена, если ввозимый товар декларируется полностью в том комплекте, который предусмотрен регистрационным удостоверением Росздравнадзора. В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации медицинской техники не в полном комплекте решение о предоставлении льготы принимается на основании заключения ФТС России.

В случае, когда медицинская техника зарегистрирована Росздравнадзором одновременно с принадлежностями к ней, указанными в приложении к регистрационному удостоверению, льгота по уплате НДС в отношении такой медицинской техники и принадлежностей к ней может быть предоставлена в случае ее ввоза как с принадлежностями (в любом составе из числа указанных в регистрационном удостоверении), так и без них. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации исключительно принадлежностей к важнейшей и жизненно необходимой технике льгота по уплате НДС предоставлена быть не может.

При ввозе сырья и комплектующих изделий для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники решение о предоставлении освобождения от обложения НДС принимается ФТС России.

В соответствии с Приказом ФТС РФ от 21.08.2007 N 1003 (ред. от 14.01.2010) «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей», установлена ставка НДС в размере 10% в отношении периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, ставка НДС в размере 10% в отношении лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, ставка НДС в размере 10% в отношении изделий медицинского назначения, ставка НДС в размере 10% в отношении продовольственных товаров, ставка НДС в размере 10% в отношении товаров для детей.

А том же приказе указаны случаи освобождения от НДС (прил.9 к Приказу №1003).

1.4 Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей

Декларант, претендующий на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, при таможенном оформлении товаров, согласно ст. 131 ТК РФ, должен заявить в таможенной декларации статус ввозимых товаров как вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Кроме того, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения и условия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно подчеркнуть, что одним из условий предоставления указанных льгот и подтверждением статуса товаров является соответствие фактических обстоятельств ввоза этих товаров сведениям, содержащимся в учредительных и иных документах, оформляемых в связи с созданием организации и увеличением ее уставного (складочного) капитала. По существу, именно такие документы, отвечающие требованиям законодательства о хозяйственных обществах, позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Поэтому документы, представляемые таможенным органам, должны отвечать еще двум важным требованиям. Во-первых, в них должны быть определены порядок, размеры, состав и сроки внесения учредителями (участниками, акционерами) вкладов (оплаты долей, акций, паевых взносов). Во-вторых, должно быть установлено, что вклад осуществляется в имущественной форме.

Весьма непростым является и вопрос о времени ввоза оборудования относительно даты принятия решения об увеличении уставного капитала и даты регистрации увеличения уставного капитала. Существует определенная арбитражная практика по вопросу о том, как должны соотноситься эти даты. В этих случаях суды весьма внимательно изучают формулировки документов (решений, протоколов), определяющих условия увеличения уставного капитала.

[2]

Что же касается позиции по данному вопросу таможенных органов, то она выражена в Письме ФТС России от 04.10.2006 N 01-06/34547. В этом письме разъяснены условия для получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью. Они сводятся к следующему: и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы ООО (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения «неденежных» вкладов в течение установленного учредительными документами срока. В случае, когда в представляемых документах указывается, что уставный капитал увеличен, то это квалифицируется таможенными органами как завершенное формирование (изменение) уставного капитала, а ввозимое участником (акционером, учредителем) имущество – как обычный импорт, в отношении которого освобождение от таможенных платежей неприменимо.

Освобождение от таможенных платежей предоставляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 1 статьи 125 Таможенного кодекса РФ предусматривает возможность подачи таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Несмотря на то, что ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы, ограничений по местам их таможенного оформления не введено.

В то же время, товары, оформленные на таможне в качестве вклада в уставной капитал с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 151 ТК РФ, подлежат условному выпуску и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Контроль над соблюдением этих условий, в том числе и за целевым характером использования товаров, осуществляет таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товаров. В целях повышения эффективности таможенного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) обязывает производить такой контроль вне зависимости от того, в каком таможенном органе произведено таможенное оформление товаров.

В связи с этим, на практике для участников ВЭД более рациональным является взаимодействие с одним таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров, чем с несколькими таможенными органами, в которых законодательством разрешено проведение таможенного оформления товаров.

Глава 2. Статистика предоставления льгот по уплате таможенных платежей

В 1 полугодии 2009 года таможнями было предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на сумму 465,69 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 537,00 млн. руб.), в т.ч. по видам таможенных платежей:

сборы за там. оформление – 0,26 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,16 млн. руб.);

импортная пошлина – 127,18 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 144,16 млн. руб.);

экспортная пошлина – 6,28 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,06 млн. руб.);

акциз – 0,04 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,16 млн. руб.);

НДС – 331,93 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 393,02 млн. руб.).

В разрезе кварталов предоставление льгот по уплате таможенных платежей выглядит следующим образом:

Предоставление льгот по уплате таможенных платежей

млн. руб
Предоставлено 1 кв 2009 2 кв 2009 % 2 кв /1 кв
льгот
Всего, 127,71 337,98 264,65%
в т.ч.:
сборы за ТО 0,09 0,17 188,89%
ИП 40,11 87,07 217,08%
ЭП 6,26 0,02 0,32%
акцизы 0,03 0,01 33,33%
НДС 81,22 250,71 308,68%

При этом основную долю составляют льготы по уплате таможенных платежей, предоставленные таможнями в отношении указанных ниже товаров:

— товары, оформленные по межправительственным соглашениям в рамках производственной кооперации СНГ, — предоставлено льгот на сумму 186,26 млн. руб., что составляет 40,00 % от общего объёма льгот;

— имущество в качестве вклада в уставный капитал — предоставлено льгот на сумму 163,28 млн. руб., что составляет 35,06 % от общего объёма льгот;

Льготы по уплате таможенных платежей

Комментарий к статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Льготы по уплате таможенных платежей

Статья 74 содержит перечень видов льгот, образующих понятие «льготы по уплате таможенных платежей».
К льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под преференциями (от лат. praeferre — предпочитать) в международной торговле понимаются льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.
Тарифные преференции — это льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Предоставление тарифных преференций является одним из инструментов осуществления торговой политики.

Тарифные преференции могут распространяться на товары, происходящие из государств, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран — пользователей национальной или международной (многосторонней) системой преференций.
В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые).

Основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года. Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 301-ФЗ.

Предоставление тарифных преференций при ввозе на таможенные территории государств Таможенного союза или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, исключительно в соответствии с указанным Протоколом начинается с даты предоставления Комиссии Таможенного союза полномочий по введению Единого таможенного тарифа. До этого времени допускается применение национальных систем преференций государств — участников Таможенного союза.

Евразийская экономическая комиссия утверждает:

а) перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода;

б) перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН;

в) основной и дополнительный перечни товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Примечание. Количество позиций основного перечня не может превышать 20%, а дополнительного списка — 5% общего количества подсубпозиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В Российской Федерации законодательные основы национальной системы тарифных преференций установлены в ст. 36 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Другой разновидностью льгот по уплате таможенных платежей являются тарифные льготы, под которыми понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. Основываясь на положениях статей 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года.

Предоставление тарифных льгот предусматривается многими международными договорами Российской Федерации — как многосторонними, так и двусторонними. В качестве примера многостороннего договора можно привести Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года, в которой содержатся нормы, предоставляющие тарифные льгот дипломатическим органам и их сотрудникам.

Льготы по уплате налогов, относящихся к таможенным платежам, определяются законодательством государств — членов Таможенного союза. В НК РФ льготы по уплате НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлены в ст. ст. 149 — 151, а по уплате акцизов на ввозимые товары — в ст. ст. 183 — 185.

Законодательством государств — членов Таможенного союза определяются также льготы по уплате таможенных сборов, еще одной разновидности льгот по уплате таможенных платежей. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов в Российской Федерации установлены в ст. 131 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Льготы по уплате таможенных платежей

При ввозе товаров на территорию Таможенного Союза, действуют льготы (преференции) по уплате таможенных платежей для некоторых групп товаров, направленные на поддержание экономики наименее развитых и развивающихся стран, а также, на исполнение международных соглашений об экономическом и других видах сотрудничества.

Разделение стран, для которых установлены льготы по уплате таможенных платежей, производится по следующим группам:

Содружество Независимых Государств

Азербайджанская республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина

Льготы по уплате таможенных платежей

  • При ввозе любых товаров, произведенных на территории стран – участниц Содружества Независимых Государств, импортная таможенная пошлина не взимается.

Условия использования льготы по уплате таможенных платежей

  • Предоставление таможенному органу оригинала сертификата страны происхождения товаров формы СТ-1. Данный сертификат выдается торгово-промышленной палатой страны – производителя товаров.

Развивающиеся страны

Товары, на которые действуют льготы по уплате таможенных платежей, происходящие развивающихся стран

Группа или код ТН ВЭД ТС

Льготы по уплате таможенных платежей

  • При ввозе указанных выше товаров из развивающихся стран взимается 75% от ставки импортной таможенной пошлины, установленной Единым таможенным тарифом Таможенного союза (предоставляется преференция)

Условия использования льготы по уплате таможенных платежей

  • Предоставление таможенному органу оригинала сертификата страны происхождения товаров формыА-1. Данный сертификат выдается торгово-промышленной палатой (другими органами государственной власти, ответственными за экономическое регулирование)страны -производителя товаров.

Наименее развитые страны

Республика Ангола, Исламская Республика Афганистан, Бангладеш, Республика Бенин, Буркина Фасо, Бурунди, Бутан, Республика Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Республика Гвинея-Бисау, Джибути, Замбия, Йеменская Республика, Камбоджа, Республика Кирибати, Демократическая Республика Конго, Союз Коморских Островов, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивы, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Руанда, Независимое Государство Западное Самоа, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Республика Сенегал, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Республика Сьерра-Леоне, Танзания, Демократическая Республика Восточный Тимор, Того, Тувалу, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия

Товары, на которые действуют льготы по уплате таможенных платежей, происходящие из наименее развитых стран

Группа или код ТН ВЭД ТС

Льготы по уплате таможенных платежей

  • При ввозе указанных выше товаров из наименее развитых стран, импортная таможенная пошлина не взимается (предоставляется преференция)

Условия использования льготы по уплате таможенных платежей:

  • Предоставление таможенному органу оригинала сертификата страны происхождения товаров формы А-1. Данный сертификат выдается торгово-промышленной палатой (другими органами государственной власти, ответственными за экономическое регулирование) страны -производителя товаров.

Таможенные льготы при уплате таможенных платежей (стр. 1 из 3)

Глава 1. Основные положения по таможенным льготам по уплате таможенных платежей

1.1 Понятие таможенной льготы по уплате таможенных платежей и их виды

1.2 Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

1.3 Льгота по уплате НДС

1.4 Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей

Глава 2. Статистика предоставления льгот по уплате таможенных платежей

Под таможенными платежами понимаются налоги и сборы, перечисленные в ст. 110 Таможенного кодекса РФ, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации.

Платежи, непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу РФ и являющиеся обязательным условием такого перемещения: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акциз; сбор за таможенное оформление; платежи, взимаемые с физических лиц по единым ставкам.

Все иные платежи, взимаемые в области таможенного дела, но непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу, являются одним из условий перемещения.

Основную группу платежей составляют таможенная пошлина, НДС, акциз. Эти платежи являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета.

[3]

При уплате таможенных платежей предоставляются таможенные льготы. Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

Целью данной работы является изучение льгот при уплате таможенных платежей.

Глава 1. Основные положения по таможенным льготам по уплате таможенных платежей

1.1 Понятие таможенной льготы по уплате таможенных платежей и их виды

Таможенное законодательство предусматривает предоставление преимуществ, обусловленных: особенностями таможенного оформления товаров; особенностями осуществления таможенными органами контрольных функций (статья 386 ТК РФ).

Таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств это исчерпывающий перечень таможенно-правовых институтов, в которых встречаются конкретные виды таможенных льгот. Такими критериями могут выступать, например, страна происхождения товаров, таможенный режим или специальная таможенная процедура.

На практике таможенные льготы могут проявлять себя не только по отдельности (в конкретных таможенно-правовых институтах), но и одновременно, например, при освобождении от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.

Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

• льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю;

• льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.). К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся: полезные ископаемые; живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране); растительная продукция; продукция морского промысла; товары, произведенные из этой продукции.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран — пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ. Эти страны подразделяются на две группы: наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами; развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере от базовой ставки. 75%

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

• полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

• частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

• возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара. февраля

Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

1.2 Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

Видео (кликните для воспроизведения).

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований: ввозимые товары не являются подакцизными; ввозимые товары относятся к основным производственным фондам; товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

[1]

Источники


  1. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

  2. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

  3. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
  4. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
  5. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
Льготы по уплате таможенных платежей и порядок их предоставления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here