Когда в организации создается комиссия по охране труда – условия создания, состав

Самое полезное в статье: "Когда в организации создается комиссия по охране труда – условия создания, состав" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Служба охраны труда в организации: основные функции

Служба охраны труда в организации должна создаваться непосредственно ее руководством, в соответствии с действующим законодательством и Трудовым кодексом. При этом многие руководители не понимают, для чего она нужна.

Зачем это нужно?

Необходимость создания на каждом предприятии службы охраны труда определяется действующим законодательством. В частности, это предусматривается статьей 217 действующего Трудового кодекса, первая часть которой говорит о том, что должна создаваться служба охраны труда в организации, которая занимается производственной деятельностью и при этом имеет более 100 сотрудников. Альтернативой такой службе является специальная должность эксперта по охране труда, имеющего особую подготовку, а также опыт ведения такой работы.

Нормативные документы

По вопросам работы действующих служб существует крупная база нормативно-правовых актов, в которой содержится более 2000 документов, указывающих на различные нормативные требования промышленной, санитарно-эпидемиологической, санитарной и пожарной безопасности. В данную базу входят практически любые документы, с которыми формируется служба охраны труда в организации и другие структурные подразделения. На сегодняшний день законодательные и другие нормативные правовые акты размещены на официальных сайтах соответствующих ведомств и доступны каждому пользователю.

Создание службы

В процессе того, как формируется служба охраны труда в организации, при ее первоначальном структурировании не требуется особого распорядительного акта. Если же решение о формировании данной службы было принято после того, как достигнуто установленное количество персонала, а также при использовании уже утвержденной структуры, руководителем организации издается приказ о том, что создается данная служба.

Что дальше?

В соответствии с изданным приказом утверждается соответствующее положение, должностные инструкции сотрудников, а также решается множество других основных вопросов касательно организации ее работы.

После того как были изданы приказы по охране труда, соответствующая служба создается в виде полностью самостоятельного структурного подразделения, которое подчиняется непосредственно руководству компании или же, если было издано поручение, одному из уполномоченных заместителей.

Кто в нее входит?

В штат данного подразделения входят квалифицированные специалисты в данной области. Приказы по охране труда в основном издаются для формирования службы из лиц, имеющих квалификацию инженера по данной специальности, а также людей с высшим профессиональным или техническим образованием, при этом могут набирать даже экспертов без какого-либо стажа работы. Помимо этого, могут набирать людей со средним техническим образованием, если их опыт работы на посту техника первой категории составляет как минимум три года, или же он как минимум пять лет проработал на других должностях, которые замещаются специалистами с подобным образованием. При этом стоит отметить тот факт, что вне зависимости от категории указанных лиц, до того как они непосредственно приступят к своим обязанностям, должны проводиться специализированные обучающие мероприятия, а также выдаваться журналы по охране труда.

Структура службы, а также общая ее численность определяется руководителем компании в зависимости от того, сколько человек работает на предприятии, от основных условий труда, факторов опасности производства, а также множества других моментов. Таким образом, к примеру, если среднесписочная численность сотрудников организации достигает 700 человек (если отсутствуют рабочие, которые выполняют свои обязанности при тяжелых или связанных с опасностью или вредом для здоровья условиях), журналы по охране труда могут вестись отдельными специалистами. В компаниях, где количество сотрудников еще больше, эти функции берет на себя специализированное бюро, и численность работников службы охраны труда в организациях составляет от трех до шести человек (включая непосредственно самого начальника), или же создается отдел, в котором должно быть как минимум шесть человек.

В процессе определения задач и функций создаваемой службы, которой будут осуществляться мероприятия по охране труда, работодателям лучше использовать рекомендации, которые были утверждены Министерством труда России постановлением от 08.02.2000 №14. В соответствии с этими рекомендациями, служба выполняет следующее:

  • Организовывает специальные мероприятия по охране труда, главной целью которых является обеспечение выполнения сотрудниками всех соответствующих требований.
  • Обеспечивает контроль за соблюдением сотрудниками действующего законодательства, различных нормативных правовых актов в области охраны труда, а также заключенного соглашения, коллективного договора и прочих нормативных локальных правовых актов компании.
  • Организовывает профилактические работы, направленные на предупреждение риска производственного травматизма, различных профессиональных заболеваний или же тех, которые обусловлены производственными факторами. Также сюда входят различные мероприятия, целью которых является улучшение условий труда.
  • Охрана труда и промышленная безопасность предусматривает проведение консультаций и информирование сотрудников компании, включая ее руководителя, по всем необходимым вопросам в этой сфере.
  • Изучение и последующее распространение полученного передового опыта в сфере охраны труда, а также пропаганда соответствующих вопросов.

Основные функции

Для того чтобы обеспечивалась охрана труда и промышленная безопасность, служба выполняет следующие задачи:

Помимо всего прочего, в обязанности службы охраны труда входит обеспечение контроля за:

Права и полномочия

Для того чтобы обеспечить правильное выполнение всех задач и функций, которые возложены на службу охраны труда, сотрудники должны иметь соответствующие полномочия и функциональные права. В соответствии с рекомендациями, у сотрудников должны быть следующие права:

  • Осуществлять в любое время суток беспрепятственный осмотр и посещение производственных, бытовых или служебных помещений организации, а также ознакомляться с различными документами в пределах собственной компетенции.
  • Предъявлять руководителям различных подразделений и прочим должностным лицам компании различные предписания об устранении обнаруженных нарушений охраны труда в момент проведения проверки. Такие предписания являются обязательными, поэтому сотрудник должен проконтролировать их исполнение.
  • Требовать от каждого руководителя подразделений отстранять от работы людей, у которых не имеется допуска к выполнению таких процедур, а также если они не прошли периодический или предварительный медицинский осмотр в установленном порядке. Помимо всего прочего, отстраняться должны и те люди, которые не прошли инструктаж, а также не используют в своей работе средства индивидуальной защиты.
  • Направлять предложения о привлечении к ответственности различных должностных лиц напрямую руководителю компании с предложением наложения санкций на лица, нарушающие требования.

Также служба должна выполнять другие действия, необходимые для реализации возложенных на нее функций.

Организация

Организация труда сотрудников данной службы предусматривает подробную регламентацию присущих им должностных обязанностей, а помимо этого, также закрепление за всеми работниками конкретных функций охраны труда. Рабочие места каждого сотрудника должны организовываться в отдельном помещении, и при этом они должны обеспечиваться всей необходимой современной оргтехникой и различными техническими средствами связи. Рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы были обеспечены условия, необходимые для исполнения своих обязанностей сотрудниками.

Одним из основных элементов организации места работы в данном случае является правильное обустройство кабинета, в котором сотрудники будут заниматься обучением, семинарами, лекциями, инструктажем, выставками и прочими мероприятиями. В процессе решения данного вопроса работодатель должен руководствоваться основными рекомендациями Министерства труда.

В компаниях, которые занимаются производством и при этом имеют более 100 сотрудников, рекомендуется создавать отдельный кабинет охраны труда, в то время как в компаниях с меньшей численностью штата можно обойтись простым уголком.

[1]

Комиссия по охране труда

Решение вопросов охраны труда может быть организовано через создание отдельной службы или введения в штат должности специалиста по охране труда. Комиссия по охране труда осуществляет совместный контроль работодателя с членами коллектива безопасности деятельности на рабочих местах. Этот орган может выполнять мониторинговые и следственные функции. Полномочиями он наделяется обеими сторонами трудового сотрудничества.

Цели создания комиссии

Статья 218 ТК РФ утверждает за работодателем обязательство создавать коллегиальные органы для решения вопросов, касающихся охраны труда. Постоянно действующая комиссия по охране труда может быть сформирована в организации по инициативе либо руководства фирмы, либо работников. Основной принцип деятельности комиссионной структуры – абсолютное равноправие всех ее членов. Работа должна осуществляться посредством объединения усилий участников комитета для решения конкретной проблемы.

Цели, для достижения которых создается комиссия по охране труда в организации, перечислены в тексте Типового положения (документ утвержден Минтрудом 24 июня 2014 года):

  • обеспечение выполнения полного спектра требований к производственной безопасности;
  • проведение профилактических мероприятий для предотвращения травмирования работников в рабочее время;
  • проверки рабочих мест и технологического оборудования на предмет соответствия текущих условий труда нормам безопасности.

Типовое положение не устанавливает, в каком количественном составе должна быть комиссия по проверке знаний требований охраны труда. В этом вопросе представителям работодателя и коллектива наемных сотрудников предоставлена полная свобода действий. Решение должно приниматься с учетом специфики производства и текущих условий труда. Каждая из сторон избирает кандидатов в члены комитета, руководитель своим указом утверждает окончательный вариант состава формируемого органа.

Все проводимые новым коллегиальным органом мероприятия должны соотноситься с регламентом работ, планом действий. Каждый из этих документов утверждается председателем. Председателя выбирает комиссия по охране труда на предприятии путем голосования.

Зачем и как составлять Положение о комиссии

Работодатель отвечает за своевременную разработку и утверждение локального документа, регламентирующего работу созданной им комиссии. В качестве такого акта выступает Положение о комиссии по охране труда. При составлении документа необходимо опираться на базовые условия и нормы типового образца.

Обязательны для включения в содержание Положения пункты, касающиеся:

  • задач органа;
  • функционала комиссии;
  • прав и полномочий участников комитета;
  • правил с порядком осуществления деятельности комиссии.

В блоке с перечислением задач коллегиального органа указываются направления деятельности:

  • составление планов и графиков совместных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда;
  • мониторинг и отслеживание динамики изменения условий труда на местах;
  • комитет (комиссия) по охране труда – это один из главных союзников службы охраны по вопросам информационной безопасности, совместными усилиями два органа доводят до персонала правила работы и алгоритм действий для повышения уровня безопасности на рабочих местах.

В разделе функционального предназначения комитета приводится подробный перечень обязанностей, которые подлежат исполнению членами созданного органа. В списке могут быть совместные действия комиссии с административным органом работодателя и самостоятельное проведение ряда мероприятий. К числу функций комитета относятся:

  1. Реализация предложений работодателя или профсоюзной организации по повышению степени безопасности производства.
  2. Практическая помощь руководству предприятия в подготовке обучающих курсов по охране труда и организации их прохождения персоналом фирмы.
  3. Разработка, систематизация и направление в адрес работодателя предложений по усовершенствованию существующей модели охраны труда;
  4. Информирование персонала компании о принимаемых мерах для достижения поставленных задач в сфере охраны труда.
  5. Проведение инструктажей с наглядной демонстрацией по вопросам пользования средствами индивидуальной защиты и порядка действий в экстренных ситуациях.

Дополнительно на комиссию можно возложить обязательство самостоятельно контролировать прохождение работниками учреждения регулярных профилактических осмотров в медицинской организации. При поступлении на предприятие модернизированного оборудования или моделей последних разработок технологов и инженеров члены комиссии должны участвовать в процедуре ввода в эксплуатацию обновленной производственной линии.

Приказ о создании комиссии

Состав комиссии по охране труда утверждается соответствующим приказом. Также указывается председатель такой комиссии. Приведем пример такого приказа:

Протокол заседания комиссии

Все заседания комиссии протоколируются. Какой-то установленной законодателем формы протокола заседания комиссии по охране труда не существует, поэтому документ составляется в произвольном виде.

Создание комиссии по охране труда в организации происходит на добровольных началах. В состав комиссии по охране труда обязательно входят участники как со стороны работодателя, так и со стороны рабочих. Комитет (комиссия) по охране труда создается по принципу безвозмездности, при этом все члены данного органа должны пройти соответствующее обучение.

Как правило, в нем отражаются следующие сведения:

  1. Наименование документа, его номер и дата составления.
  2. Название организации.
  3. Список присутствующих.
  4. Повестка дня.
  5. Описание по каждому вопросу (кого слушали, как голосовали).
  6. Резолютивная часть (сто постановили, какие решения приняли в итоге).

Завершают протокол подписи председателя и секретаря заседания. Приведем образец:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Приказ о создании комиссии по охране труда

В системе безопасности работ в организации введен некоторый вид участия всех сотрудников в плане управления охраной труда на предприятии. Это один из немногих случаев, когда в решении производственных вопросов задействованы не только руководители, но и обыкновенные рабочие организации. Речь идёт в создании комиссий и комитетов, нацеленных на работу в сфере безопасности. Для того, чтобы такая группа могла быть создана при участии руководителя организации и его подчиненных, издается приказ о создании комиссии по охране труда. Но это только начало, дающее право на появление специальной группы. А для ее функционирования нюансы оговариваются в локальном акте – Положении о комитете (комиссии) по охране труда. Приведем образец приказа о создании комиссии и поясним некоторых особенности его составления.

Комитеты (комиссии) по ОТ

Статья 218 ТК РФ предусматривает право организации создавать комиссии или комитеты по ОТ (охране труда). Не имеет значения, кто проявил инициативу: работодатель или профсоюзная организация, состоящая из представителей рабочих. Подробнее об этом см. “Комиссия по охране труда“.

Есть несколько целей для появления такой комиссии:

Цель Комментарий
Соблюдение правил охраны труда Совместное участие сторон в составе комиссии нужно для того, чтобы правила ОТ были соблюдены, были предупреждены травматизм на предприятии, а также возникновение профессиональных заболеваний
Проверка условий работы Комиссия может проверять и фиксировать в отчете условия работы на каждом рабочем месте.
Сбор предложений В комиссию по охране труда собираются предложения сторон, а это, в свою очередь, повлияет и на составление коллективного договора

В процессе работы комитет по ОТ опирается на Типовое положение, утвержденное Приказом № 412 Министерства Труда от 24 июня 2014 года. Основываясь на нём, в каждой конкретной организации разрабатываются локальные Положения о комитете или комиссии по охране труда

Чтобы соблюдать требования охраны труда, контролировать их выполнение, в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.

Как создается комитет (комиссия) по охране труда

Если проявлена инициатива, на предприятии приступают к созданию данной комиссии.

В этих целях работодатель не только издает приказ о комиссии по охране труда, но и предлагает в ее состав включить своих представителей (он имеет право на такое решение). А из коллектива представители выбираются или в результате голосования на общем собрании рабочих, или таковых предлагает первичная профсоюзная организация, если в состав профсоюза входит не менее 50% от всего количества работающих на данном предприятии.

Число лиц, входящих в комиссию зависит от нескольких факторов, в частности:

  • общая численность сотрудников в организации;
  • специфика производства;
  • количество структурных подразделений.

В состав комиссии входят председатель, каждая сторона выдвигает заместителей председателя. Избирается также и секретарь. Работа комиссии производится согласно предварительно разработанного плана и регламента, утвержденного председателем.

Как создание комиссии по ОТ, так и ее последующая работа, оговариваются согласно ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система безопасности охраны труда» (утвержден 21 апреля 2009 года изданием Приказа Ростехрегулирования за № 138-ст). В нём разъясняется, как выглядят:

  • система управления ОТ на предприятии;
  • стандарты в сфере безопасности труда;
  • общие требования, оговаривающие разработку системы ОТ, ее применение и улучшение.

Служба охраны труда в организации может быть представлена (ст.217 ТК РФ):

  • отдельным структурным подразделением;
  • штатным специалистом по охране труда;
  • руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;
  • сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Приказ о создании комиссии по ОТ

Работодатель издает приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

[2]

Приказ является основным распорядительным документом. Если на предприятии нет руководителя, то издать его может один из его заместителей или лицо, временно исполняющие руководящие функции. Все эти организационные моменты проходят, опираясь на законодательство РФ:

  • пункт 4 статья 217 Трудового Кодекса РФ;
  • пункт 14 Рекомендаций по организации работы службы ОТ на предприятии, утв. Постановлением № 14 Министерства труда РФ от 08 февраля 2000 года.

На их основании проводятся распорядительные действия, которые в предлагаемой модели приказа быть зафиксированы примерно так:

«Создать Комитет по охране труда в составе:

-3-х человек от работодателя: Петров П.П. – председатель комитета; Иванова Т. Л. – заместитель председателя; Черкасов Г. В. – член комитета;

-3-х человек от работников предприятия: Никулин Ф. М. – секретарь; Пархоменко А. А. – член комитета; Ермакова Л. П. – член комитета».

«Создать Комитет по охране труда в составе:

– 3-х человек от работодателя: Петров П.П. – председатель комитета; Иванова Т. Л. – заместитель председателя; Черкасов Г. В. – член комитета;

– 3-х человек от работников предприятия: Никулин Ф. М. – секретарь; Пархоменко А. А. – член комитета; Ермакова Л. П. – член комитета».

Вот образец приказа о создании комиссии по охране труда:

Общество с ограниченной ответственностью «Каро»
(ООО «Каро»)

08.09.2017 № 44-т Москва

О создании комиссии по
охране труда работников

В целях исполнения положений статей 218 и 225 Трудового кодекса РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29)

1. Создать комиссию по охране труда работников.
2. Определить следующий состав комиссии по охране труда:

• председатель комиссии – генеральный директор В.В. Краснов;
• члены комиссии:
– специалист по охране труда В.Ю. Павлов;
– начальник отдела кадров И.Ю. Пирогова.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Е.А. Широкову.

Генеральный директор____________Краснов____________/В.В. Краснов/

Видео (кликните для воспроизведения).

С приказом ознакомлены:

Заместитель генерального директора____________Широкова____________/Е.А. Широкова/
08.09.2017
Начальник отдела кадров____________Пирогова____________/И.Ю. Пирогова/
08.09.2017
Специалист по охране труда____________Павлов____________/В.Ю. Павлов/
08.09.2017

Заключение

Все изданные и сохраненные приказы по ОТ, в том числе и приказ о назначении комиссии по охране труда, регламентируются общими правилами, разработанными для процедур такого рода. Приказы классифицируют по направлениям: по личному составу и по основной деятельности.

Что касается сроков хранения, то приказы по охране труда связаны с основной деятельностью организации и хранятся постоянно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комиссия (комитет) по охране труда

Комиссия по охране труда является составной частью СУОТ (системы управления охраной труда) организации, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.

Комиссия по охране труда создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе трудового коллектива, либо их представительного органа, например, профсоюзной организации (при наличии таковой) или же решением общего собрания.

В настоящее время создание комиссий по ОТ регламентируется:

Формируется комиссия на паритетной основе, на принципах партнерства и равноправия – каждая сторона имеет один голос вне зависимости от численности представителей сторон.

Избрание членов комиссии со стороны работников осуществляется на основании решения профсоюза, в случае, если он объединяет более половины работающих, а в случае отсутствия в организации профсоюза, такое решение может быть принято на общем собрании работников организации.

Представители работодателя выдвигаются работодателем.

Общая численность членов комиссии, численность членов комиссии от каждой из сторон не регламентируется нормативными документами и определяется, в каждом конкретном случае, в зависимости от структуры организации, общей численности трудящихся, специфики производства и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Для действия комиссии по охране труда, должен быть избран председатель комиссии, заместители председателя, по одному от представителей работников и работодателя и секретарь комиссии. Председателем комиссии не должно назначаться заинтересованное лицо, например, ответственный за состояние охраны труда, так как это вызовет конфликт интересов в работе комиссии при проведении проверок состояния охраны труда. Как правило, председателем комиссии является руководитель организации или его заместитель, которому делегированы такие полномочия. Секретарём комиссии может назначаться специалист по охране труда.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации.

На общем собрании работников может быть принято решение о отзыве из состава комиссии своих представителей и выдвижение новых. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комиссии и назначать вместо них новых представителей.

Приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н, утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

На основании типового Положения, с учетом мнения работников, специфики деятельности организации и возможности адаптации в условиях конкретного предприятия, организации разрабатывают собственные Положения о комиссии по охране труда. Положение утверждается и вводятся в действие приказом руководителя организации.

  1. Задачи и права комиссии (комитета) по охране труда;
  2. Функции комитета (комиссии) по охране труда.

В своей работе комиссия по охране труда руководствуется законодательством РФ в области охраны труда, соглашениями по охране труда и локальными актами организации.

Свои функции комиссия выполняет в соответствии с разработанным регламентом и планом работы, которые утверждает председатель комиссии. Данные документы разрабатываются на основании Положения о комиссии по ОТ.

Комиссия по охране труда содействует службе или специалисту по охране труда организации. Работа комиссии не дублирует и не заменяет работу службы охраны труда. Наличие комиссии по охране труда в организации является дополнительным источником ресурсов для создания здоровых и безопасных условий труда и общего руководства охраной труда. Объединяя в своем составе представителей работодателя и работников, работа комиссии направлена на их совместные действия по обеспечению требований охраны труда. Например, комиссия организует проведение проверки знаний работников в области охраны труда, изучает и проверяет условия и охраны труда на рабочих местах.

Проведя проверку, комиссия обязана проинформировать работников о её результатах. А также, руководствуясь требованиями Приказа Минтруда России от 24.06.2014 № 412н, не реже одного раза в год члены комиссии должны выступать перед собранием работников с отчетом о проделанной годовой работе.

Для обеспечения наиболее эффективной деятельности комиссии, её члены могут быть освобождены от основной работы на период участия в комиссии по ОТ. Такое право должно быть предоставлено нормативным актом организации, например, прописано в Положении о комиссии по охране труда.

Члены комиссии по охране труда должны иметь соответствующую подготовку в сфере охраны труда. Для этого им необходимо пройти специализированные курсы. В соответствии с требованиями Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 члены комиссий по охране труда проходят обучение в учебном центре. Достаточно пройти обучение по 40 часовой программе

Примерная программа обучения членов комиссий по охране труда утверждена приказом Минтруда России от 21.06.2003 № 153.

Для организации проверки знаний требований охраны труда в организации создаётся комиссия по проверке знаний.

Учитывая то, что члены Комиссии по охране труда прошли обучение в учебном центре и имеют необходимую подготовку, для проведения проверки знаний требований охраны труда работников организаций, из них может быть сформирована комиссия по проверке знаний требований охраны труда.

Участие членов комиссии по ОТ в комиссии по проверке знаний является дополнительным шагом, направленным на сокращение производственного травматизма.

Комиссия по проверке знаний формируется приказом руководителя организации.

Комиссия по проверке знаний состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии. Минимальный количественный состав комиссии по проверке знаний – 3 человека, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

В результате проверки определяется знание работником законодательных и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Протокол подписывают председатель и члены комиссии, принимавшие участие в проверке знаний, а также экзаменуемое лицо. Тем, кто успешно прошли проверку знаний по охране труда выдаются удостоверения.

Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечет обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 101 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях.

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

В организациях с численностью работающих менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Отсутствие в организации службы по охране труда или должности специалиста по охране труда влечет возникновение обязанности у руководителя организации или другого уполномоченного им лица по выполнению обязанностей по охране труда. Работодатель также вправе заключить договор со специалистом или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда. Следовательно, в организациях с численностью 100 работников и менее создание службы по охране труда или введение должности специалиста по охране труда является правом, а не обязанностью работодателя. Вместо них руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на работника организации либо заключить указанный договор.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и (или) правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и (или) судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты (комиссии) по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

[3]

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда

Комментарий к статье 13

1. При создании комитетов (комиссий) по охране труда необходимо руководствоваться ст. 218 ТК РФ, которая внесла некоторые уточнения в порядок их организации, в частности не определяется численность коллективов, в которых создаются комитеты.

В организациях, как говорится в ст. 218 ТК, по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

2. Рекомендации по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий) утверждены Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 11. С. 24).

Согласно названным Рекомендациям комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета и выдвинуть в его состав новых представителей.


Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируются коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

3. Рекомендации предлагают возложить на комитет следующие конкретные функции:

Рассмотрение предложений работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также самих работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработку рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

Рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработку необходимых рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний: анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовку информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ и другие функции.

4. Для осуществления возложенных функций комитету могут быть предоставлены следующие права:

Получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов;

Заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда;

Участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

Вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

Источники


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Когда в организации создается комиссия по охране труда – условия создания, состав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here