Формы получения образования и формы обучения в рф

Самое полезное в статье: "Формы получения образования и формы обучения в рф" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Ответы на вопросы

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

В зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, с учетом потребностей, возможностей личности Федеральным законом предусмотрены очная, очно-заочная или заочная формы обучения. При этом как следует из части 3 статьи 34 Федерального закона лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 33 Федерального закона под экстерном понимается лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

На основании изложенного, по нашему мнению, обучение граждан, поступивших в образовательную организацию высшего образования для обучения в форме экстерната в соответствии с действовавшим на момент такого поступления законодательством Российской Федерации в области образования, до вступления в силу Федерального закона (далее – зачисленные до 1 сентября 2013 года), должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона с учетом части 5 статьи 111 Федерального закона, согласно которой со дня вступления в силу Федерального закона нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

[2]

Учитывая, что ранее под обучением в форме экстерната понималось самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, зачисленные до 1 сентября 2013 года могут обучаться как по заочной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне такой организации в форме самообразования с последующим прохождением аттестации.

При этом при переводе зачисленных до 1 сентября 2013 года на заочную форму обучения, они могут обучаться по индивидуальному учебному плану, в том числе переходить на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона).

Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

Как понимать положение части 4 статьи о возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, студент может одновременно осваивать образовательную программу по заочной и очной форме?

Как следует из вопроса, автора интересует разъяснение юридически допустимых пределов сочетания различных форм получения образования и форм обучения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Согласно ст. 17 Закона об образовании образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Частью 2 названной статьи установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Таким образом, сочетание различных форм получения образования и форм обучения практически возможно применительно к п. 1 ч. 1 ст. 17, т.е. к форме получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При этом следует отметить, что на основании требований ч. 5 названной статьи Закона об образовании формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Законом об образовании. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из смысла вышеназванной нормы во взаимосвязи с положениями части 4 ст. 63 Закона об образовании, содержание законодательных требований в части допустимости сочетания различных форм получения образования и форм обучения ориентируется, прежде всего, на конкретную образовательную программу. Так, например, согласно ч. 4 чт. 63 Закона об образовании форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. Форма обучения в данной формулировке определена в единственном числе как результат выбора родителей (законных представителей) в пределах одной образовательной программы.

Вместе с тем Закон об образовании в ряде случаев (ст.ст. 34, 44) не конкретизирует вопросы сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Например, в соответствии с п.п. 1 и 13 ч. 1 ст. 34 обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет, а также на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о возможности сочетания различных форм обучения в образовательной организации в случае освоения обучающимися нескольких образовательных программ, если в процессе освоения каждой образовательной программы не нарушаются требования соответствующих образовательных стандартов, в том числе к установленной форме обучения. В пределах отдельно взятой образовательной программы право выбора (сочетания) формы получения образования и формы обучения реализуется в процессе поступления в организацию для прохождения обучения по конкретной образовательной программе, а также посредством перевода для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании. Таким образом, студент не может одновременно в заочной и очной формах осваивать образовательную программу, реализуемую одним образовательным учреждением.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015

Возможно ли досрочное (в срок менее 2 лет) завершение обучения студентов магистратуры – иностранных граждан, обучающихся по государственной линии в рамках совместной магистерской программы с учетом зачёта результатов освоения учебных предметов?

Из поступившего вопроса относительно досрочного (в срок менее 2 лет) завершения обучения студентов магистратуры в рамках совместной магистерской программы следует, что автора интересует возможность ускоренного обучения в вузе-партнере по программам магистратуры с учетом дисциплин, освоенных студентами в образовательной организации по основному месту учебы.

При этом запрет на получение высшего профессионального образования по сокращённым программам подготовки специалиста и магистра, предусмотренный п. 7 ст. 11 Закона о высшем и послевузовском образовании, относился именно к сокращённым, но не к ускоренным программам высшего профессионального образования.

В п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) используется понятие «ускоренное обучение». Понятия «сокращённое обучение» и «сокращённая программа высшего образования» в Законе об образовании не используются, как не используются они и в принятых во исполнение названного закона нормативных правовых актах.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании предусмотрено право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающиеся также имеют право на зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С учетом вышеизложенного, сроки освоения конкретной совместной образовательной программы определяются не только исходя из фактической даты зачисления студента в высшее учебное заведение. Исчисление названных сроков может учитывать особенности организации процесса обучения в соответствии с условиями соответствующего договора образовательных организаций и положением (либо другим правовым актом) образовательной организации о порядке разработки и реализации совместных образовательных программ. Следует обратить внимание на то, что общий срок освоения совместной магистерской образовательной программы предполагает «включение» в него периодов обучения по аналогичной специальности в каждом вузе-партнере, что следует из смысла реализации подобных программ.

[3]

В том случае, если локальные нормативные акты, определяющие порядок реализации обучающимися права на ускоренное обучение не издавались, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием ограничения этого права при условии проведения процедуры зачёта результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики.

Таким образом, если локальные акты вуза не содержат каких-либо ограничений и дополнительных требований в области реализации права на ускоренное обучение по программам магистратуры, а также если фактические сроки освоения таких программ в рамках индивидуального учебного плана не противоречат требованиям, установленным на локальном уровне, и положениям договора вузов-партнеров о реализации совместной образовательной программы, то российская образовательная организация высшего образования, на базе которой организован процесс обучения, правомочна допустить к итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по соответствующей совместной магистерской образовательной программе, до истечение 2-х лет с момента зачисления таких студентов для прохождения обучения в названной организации.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015

Формы получения образования и формы обучения в РФ

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

[1]

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

Виды, уровни и формы получения образования

Согласно ст. 10. ч. 4. Закон N 273-ФЗ, образование подразделяется на:

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

По уровням (уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Ст. 2 Закон N 273-ФЗ):

1) дошкольное образование;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

По уровням:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

По подвидам:

1. Дополнительное образование детей и взрослых

2. Дополнительное профессиональное образование

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

Эти виды образования обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Формы получения образования (ст. 17. Закон N 273-ФЗ)

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закон N 273-ФЗ промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено Закон N 273-ФЗ.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8871 —

| 7196 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с Федеральным законом об образовании установлены две формы получения образования:

– в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

– вне организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В РФ формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования, все формы являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Выбор формы получения образования и формы обучения детей осуществляют их родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17 Федерального закона об образовании допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, а формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно.

Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни[7].

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона об образовании обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Экстернат не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно). При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Однако в соответствии со ст. 58 Федерального закона об образовании прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, обучающийся приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 41 Федерального закона об образовании устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому в соответствии со ст. 66 Федерального закона об образовании не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации или в медицинской организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Федерального закона об образовании»).

Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

Федеральный закон об образовании предусматривает возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности. Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 313 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9296 —

| 7400 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.

  2. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  3. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
Формы получения образования и формы обучения в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here